пятница, 25 января 2019 г.

«Я, конечно, вернусь…»



Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах, —
Я, конечно, спою – не пройдёт и полгода.
                                  Вл. Высоцкий. Корабли.


         Восемьдесят первую годовщину со дня рождения Владимира  Семёновича Высоцкого (1938-1980) отметили в ТО «Арча» (23 01 19) и общественном клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  при Российском центре науки и культуры в Ташкенте (24 01 19).
Владимир Семёнович  родился  25 января 1938 г. в Москве. В 1960 г. окончил актёрское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Московском театре  миниатюр, а с 1964 по 1980 гг.  — в московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Много выступал по всей стране и за рубежом, дважды гастролировал с концертами в Ташкенте —  в Доме знаний и Юбилейном дворце. Как актёр участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов. Написал более 600 поэтических произведений. Умер 25 июля 1980 г. Первый стихотворный сборник «Нерв» стараниями Роберта Рождественского вышел посмертно.  В 1987 г. удостоен звания лауреата Государственной премии СССР,  тоже посмертно.
При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов:
Высоцкий принимал участие в создании 11 радио-спектаклей, часть из них вышла на дисках ещё при его жизни. Издано большое количество грампластинок. Наиболее крупным изданием является выпущенная фирмой «Мелодия» серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске, издаваемых с 1987 -1992 гг.     В 1978 г. вышел диск-гигант «Баллады и песни» для экспорта. В СССР этот диск с этикеткой «Made in USSR» не продавался. В 2000-е годы было выпущено 22 компакт-диска (альбома) с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки.
В 2008 году компания Bomba-Music выпустила специальное подарочное издание в виде 15 компакт-дисков (15CD BoxSet). Это издание называется «Все Песни» и включает в себя песни В. Высоцкого,  начиная с 1960 по 1980 годы. По причинам, связанным с охраной интеллектуальной собственности, слушатель не найдёт в этом издании песню «Открытые двери больниц, жандармерий…»,   фонограмма которой принадлежит Михаилу Шемякину. Любители творчества были  рады услышать ранее не издававшуюся песню — посвящение Константину Симонову, исполненную Высоцким и актёрами Театра на Таганке в Центральном доме литераторов на юбилейном вечере писателя 28 ноября 1965 года в его день рождения. Песни В. Высоцкого выпускались в конце жизни и после его ухода за рубежом: во Франции, США, Финляндии,  Германии, Болгарии, Японии, Израиле.
        По словам  Булата Окуджавы, смерть легализовала Высоцкого. Смерть и новые обстоятельства жизни. Эта смерть была столь внезапной и неправдоподобной, что потрясло общество. Стало уже невозможно отмалчиваться, и тут начался  разговор, попытка анализа. Началось то, на что поэт имеет право, без чего невозможно развитие литературы, культуры.


Празднование 81-го дня рождения в Ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте организовали и провели: руководитель исторического клуба при РЦНК, историк-методист высшей категории Василий Ануфриевич Костецкийактивная общественница, жена  советника российского посольства в Узбекистане Ирина Кепанова, активист  Ахматовского музея Евгений Веагалас; арчовцы-барды: Мурад Якубжанов, Арнольд Смородин, Геннадий  Арефьев. В программе приняли участие многочисленные гости,  поклонники творчества Владимира Высоцкого. Среди них известный общественный деятель, ветеран журналистики Аъло Максумович Ходжаев. Он откровенно рассказал о своих встречах с Владимиром Высоцким в Ташкенте и  объективно охарактеризовал советское цензурное время, когда его не печатали, не издавали. Эта хула продолжалась вплоть до 2001 года, когда сняли в республиканской газете уже свёрстанную статью о нём.


К этому обстоятельству можно добавить и другой, совсем свежий инцидент, когда в прошлом году в городской газете вышла подробная статья, посвящённая памяти Владимира Высоцкого, в которой ни разу не было упомянуто его имя.  Кого-то из высокопоставленных чиновников, видимо, до сих пор очень пугает острая социальная направленность его стихов, кого-то из поэтов-неудачников, братьев по цеху, раздражает его популярность.
Татьяна Пак запомнила  Высоцкого из  его концертных выступлений в Узбекистане: гитара в его руках только обостряла эмоции; актёрское мастерство усугубляло суть содержания; неповторимая интонация на разрыв аорты подчёркивала подлинность страдания, ненависти, любви  в его метафоричных песнях и стихах.




Повторить Высоцкого невозможно, поэтому наши ташкентские барды исполняли его песни на гитаре своими голосами: каждый на свой лад. Арнольд Смородин исполнил лирическую песню о любви.  Зафар Юсупов в дуэте с  Матлюбой Тулягановой — нестареющую «Песню  о друге»  и другие произведения из кинофильма «Вертикаль» (1966) С. Говорухина.


Руслан Шамсутдинов, обладатель Гран-При на международном фестивале авторской песни «Чимганское эхо»,  под аккомпанемент баяна и акустической гитары своего напарника и  неофициального покровителя, тоже обладателя Гран-При Чимганского фестиваля авторской песни,  Мурада Якубжанова,  бархатным баритоном растрогал публику песней «Протопи ты мне баньку, хозяюшка…». По заявке зрителей на «Бис» он исполнил песню Булата Окуджавы («О Володе Высоцком я песню придумать решил…»).


Геннадий Арефьев, лауреат  фестиваля «Чимганское эхо», проникновенно исполнил на гитаре «Парус» и другие песни Высоцкого. Мурад Якубжанов представил военно-патриотические песни и в дуэте с  Русланом Шамсутдиновым – юмористическую «Москва-Одесса» В. Высоцкого, припев которой  задорно подпевали все присутствующие: «Но мне туда не надо!..»








Избранные стихи Владимира Высоцкого на разные темы выразительно читали: Татьяна Попова, Ирина Парамонова, Виктория Фесенко, Любовь Кудрявцева,  автор этих строк. Всякий мало-мальски думающий и чувствующий человек нашего времени, даже самые молодые, через эту искреннюю поэзию сознавали радость и печаль, ощущали упадок, нравственные потери и трудные обретения эпохи 60-70-х годов прошлого века: Высоцкого, Рождественского, Евтушенко, Ахмадулиной — ведь все они были известными поэтами-шестидесятниками, только не все при жизни оказались в фаворе у власти.





Свои стихотворные посвящения кумиру  нашей молодости адресовали: Олег Бордовский,  Владимир Кудрявцев, Галина Козлова, Евгений Веагалас, Галина Зазулина. На вечере прозвучали в записи песни Владимира Высоцкого в исполнении автора. Обширная слайд-панорама, подготовленная Ириной Кепановой,  дополнила наши знания о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.
Свои песни Высоцкий называл «стихами под гитару» и своим духовным отцом считал Б. Окуджаву. Празднование Дня рождения Владимира Высоцкого в Ташкенте, уже ставшее доброй  народной традицией,  подтвердило пророческий завет основателя бардовской песни и духовного отца Владимира Высоцкого  —  Булата Окуджавы: «Мы ведь хорошо знаем, что хотя таланты и бездарности бывают сходны в неудачах, зато только таланту всегда сопутствует удача, а бездарности – никогда. Так будем судить о Высоцком по удачам и достижениям, по тому, что очаровало нас в шестидесятых и продолжает с нарастанием волновать и сегодня»[1].




Музыкально-поэтический вечер традиционно закончился любимой в народе песней  «На Большом Каретном». Эту песню под гитарный аккомпанемент Мурада Якубжанова исполнили все участники программы и гости клуба. Именно на Большом каретном переулке в столице долгие годы (1949-1955) проживал Владимир Высоцкий, увековечив этот «московский дворик» в своей одноимённой полушутливой песне:

         — Где твои семнадцать лет?
         — На Большом Каретном.
         — Где твои семнадцать бед?
         — На Большом Каретном.
         — Где твой чёрный пистолет?
         — На Большом Каретном.
         — Где тебя сегодня нет?
         — На Большом Каретном.

         Вечер получился не просто домашним, задушевным, эмоционально насыщенным, но и  духовно содержательным, обогатившим наше поэтическое и гражданское видение жизни и осмысление недавнего прошлого и настоящего, которое  сегодня невозможно без стихов и песен Владимира Высоцкого, потому что он пел голосом, которым хотел говорить народ.

Гуарик Багдасарова




[1] Владимир Высоцкий. Избранное  М.: Советский писатель, 1988. С. 4

Комментариев нет :

Отправить комментарий