В Доме-музее народной артистки СССР,
основоположницы современного танцевального искусства Узбекистана, Тамары Артёмовны
Петросян (1906 – 1991) в последние дни первого весеннего месяца 2019 г. было
особенно шумно и многолюдно, как всегда при жизни известной артистки в день её рождения — 29 марта. В мемориальной квартире, где Тамара Ханум прожила последние годы своей
жизни, побывали Райкины — Аркадий Исаакович с Руфь Марковной, Рина Зелёная,
Иван Козловский, Махмуд Эсамбаев и многие другие знаменитости советской эпохи.
Здесь 30 марта 2019 года собрались представители многонационального сообщества страны, деятели
культуры и искусства, её близкие друзья и родные, студенты и выпускники Ташкентской
государственной Высшей школы национального танца и хореографии и
Государственного института искусств и культуры Узбекистана. В праздничном мероприятии
приняли участие работники Министерства культуры Узбекистана.
Поклонники творчества легендарной
артистки безо всякого протокола вспоминали безмерные
заслуги перед Отечеством всемирно известной актрисы, этнографической певицы и
танцовщицы, балетмейстера, организатора и вдохновителя уникального «Театра
песни и танца», председателя Совета ветеранов Театрального общества, первой
женщины-артистки Советского Узбекистана
Тамары Ханум. Близкие родные и друзья добавляли от себя, что она к тому же умела
всегда оставаться просто обаятельной
женщиной, чуткой матерью и любящей хлебосольной бабушкой, достойно и просто
носившей звание народной артистки республики
и СССР, лауреата многих Государственных премий.
Тамара Ханум родилась в 1906 году
в Ферганской долине. Её настоящая фамилия Петросян, по национальности она
армянка. Вся её биография пронизана любовью к сцене, на которую она впервые вышла
в возрасте 13 лет. В 1925 году она окончила театральный техникум в Москве и в
то же время начала свою широкую концертную деятельность: выступала в Париже и
других городах Европы, способствовала появлению музыкально-драматических
театров в различных городах Узбекистана, вела переписку с мировыми деятелями
искусства.
В 30-летнем возрасте Тамара Ханум
стала солисткой Узбекской Филармонии и активно занялась реформой узбекского
народного танца. Однако всемирную славу принесло ей коллекционирование
песенного и танцевального фольклора народов мира. Она могла за несколько дней
выучить иностранную народную песню и танец, а затем выступить так, словно сама
была родом оттуда. Благодаря выступлениям в различных странах у неё появилась
собственная коллекция сценических платьев, в которых она выступала: сегодня они входят в экспозицию музея Тамары
Ханум. Здесь можно увидеть славянские наряды, китайские, азиатские костюмы и даже египетское платье.
Тамара Ханум выступала на фронтах
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и жертвовала средства на строительство
военной техники. Причём, за заслуги перед страной в 1943 году ей было присвоено
звание капитана Советской Армии. Её творческий путь продолжался ещё долгие годы
и продлился до 1980-х гг. В программах выступлений Тамары Ханум было более 500
песен на 86 языках, хореографических композиций, танцев многих народов мира.
Тамара Ханум, — рассказывают её близкие, —
не могла жить без любви. С Мухитдином Кари-Якубовым она познакомилась в
своей первой гастрольной поездке. Второй муж Тамары – композитор Пулат Рахимов —совсем
не был похож на Мухитдина. На деликатные вопросы любопытных она отвечала просто: «Я люблю его». Современники Тамары
Ханум — народная артистка СССР Галия Измайлова, Малик Каюмов, Владислав Егай —
отмечали её жизнелюбие и бесконечную доброту, неунывающий характер и желание
танцевать и петь до самой её кончины. Умерла Тамара Ханум в 1991 году в
Ташкенте. Спустя три года после её смерти состоялось открытие дома-музея в
центре Ташкента на Дархане.
Духом минувшего советского
времени пропитаны каждая ваза, каждый музейный экспонат. Стены по-прежнему
украшают огромные зеркала. Экспозиционных залов два: в одном представлены
костюмы и украшения знаменитой танцовщицы, в другом зале в фотографиях отражена биография Тамары
Ханум. У гостей была возможность ознакомиться как с представленными
экспонатами, послушать о жизни и творчестве народной артистки, так и лично
пообщаться с внучкой Тамары Ханум, Алагёз Салаховой.
В этот раз не круглая дата
рождения отечественной знаменитости –
113 лет — была отмечена приездом из Баку любимой внучки Тамары Ханум и
Мухитдина Кари-Якубова. По-восточному скромная и, как две капли воды, похожая на свою бабушку, гостей встречала молодая, красивая, утончённая
Алагёз Таировна Салахова. Она по
специальности художник
декоративно-прикладного искусства, как её родители —
Ванцетта (дочь Тамары Ханум), создатель академического портрета, включая
изображения Тамары Ханум, и отец, азербайджанский мастер лаконичных пейзажей,
портретов, натюрмортов, сценографии в стиле сурового соцреализма, народный
художник СССР Таир Салахов.
Алагёз в национальном платье со
всеми гостями радушно здоровалась и
отвечала на все интересующие вопросы посетителей. Для сайта «Культура.Уз» Алагёз Салахова дала эксклюзивное интервью, в
котором рассказала о своей исторической родине и любимой бабушке, какой она её
помнит с детства.
— Что для вас значит Узбекистан?
— Я в Узбекистане бываю очень часто. Я не просто гость. Я много времени
занималась музеем с 1998 года. Когда мама была ещё жива, мы вплотную занимались
составлением экспозиции музея и реставрацией костюмов, чтобы музей имел достойное место на карте культуры
Узбекистана и прекрасно выглядел в глазах соотечественников и иностранных
туристов.
Первая экспозиция музея появилась ещё при жизни Тамары Ханум и включала
её коллекцию платьев народов мира. Моя мама прекрасно знала историю костюма:
как должен выглядеть тот или иной этнографический костюм и тщательно приводила
их в порядок своими руками. Эти удивительные сценические костюмы составили
основу экспозиции. Бабушка и моя мама Ванцетта
Ханум лично принимали участие в экспозиции будущего музея: здесь экспонируются
портрет Мухитдина Кари-Якубова,
несколько портретов Тамары Ханум,
непосредственно написанных моей мамой, а также созданные другими узбекскими
художниками.
Я по специальности художник-керамист и работала в Баку на керамическом заводе. Я занималась
размещением экспозиции музея. В доме-музее можно увидеть интерьеры жилых
комнат, коллекцию фотографий и афиш, аудиозаписи и рукописи стихов певицы и
многое другое.
Незначительное количество бабушкиных портретов хранится сейчас в Лувре
в Париже, в Москве и в других городах
мира. Путь Тамары Ханум длился более 60 лет. Посвятив свою жизнь служению
искусству, она стала настоящим символом узбекского народного танца. Этот
жизненный и творческий путь отражён наиболее полно в экспозиции музея.
В 1999 году я приняла музей в должности исполняющего обязанности
директора. Мы проводили здесь большую общественную работу; принимали
представителей всех посольств, находившихся в Узбекистане; вели заседания
Женского клуба и многое другое. Сегодня сюда в музей пришла новая молодая
энергичная команда – двигатель культурного прогресса. С ними в качестве
научного консультанта работает Шаиста: она до последнего дня была с моей
бабушкой и проводила её в последний путь. Она знает так много о моей бабушке,
сколько не знаем мы, её близкие родные.
Наша семья, потомки Тамары Ханум, разбросаны по всему свету: мы живём в Москве,
Баку и за границей: моя сестра Айдан Салахова, живёт в Италии, она известный
скульптор и живописец. Я подолгу живу в разных городах, в том числе и в
Ташкенте, когда с удовольствием приезжаю сюда, как к себе домой. Стараюсь с
1999 года в течение уже 20 лет никогда
не пропускать международный музыкальный фестиваль «Шарк Тароналари» («Мелодии Востока»)
в Самарканде, сближающий народы и культуры мира – это счастливое время для
меня. Этой высокой цели сближения Востока и Запада посвятила в своё время свою жизнь и творчество Тамара Ханум. В 2005
году я привозила на фестиваль известную певицу А. Дейлар, исполнительницу
азербайджанского мугама, ставшую лауреатом фестиваля. Азербайджанская делегация
была потрясена масштабом и красотой этого музыкального мероприятия в Узбекистане.
— Какой Вы запомнили Тамару
Ханум?
— Её невозможно было воспринимать
как бабушку, хотя мы к ней обращались,
поглаживая её, так, как принято у нас,
ласково называли «бабулечкой». Она была
неповторимая, прекрасная, роскошная женщина. От неё мы приняли за правило жизни
быть в полном порядке в лучшей форме с шести часов утра. У нас в семье все
жаворонки: мы привыкли рано просыпаться, и уже с самого утра мы должны быть в
полном порядке, в хорошей внешней форме, иначе всё у нас валится из рук.
Раньше самолёты из Москвы прибывали в Ташкент в шесть часов утра. Двери
дома Тамары Ханум уже в это время были открыты для всех посетителей. С раннего
утра приходили гости: начинался обмен вкусными продуктами кулинарного приготовления — оладушками, блинами и другими вкусностями. В
доме с раннего утра стоял запах вкусно
приготовленной пищи руками бабушки. Полы были чисто помыты тоже бабушкой, и она
уже встречала нас на пороге в облике прекрасной свежей цветущей розы. Мы никогда не видели её в домашнем халате: на
ней было всегда какое-нибудь новое
платье, украшенное аксессуарами собственной ручной работы – платок,
например, или какой-нибудь другой головной убор. Она не любила чёрный цвет в
одежде: он её удручал. И если она в ком-нибудь из своих «домашних» замечала
этот траурный цвет, тотчас просила переодеться: «Пойди, сними немедленно!..».
Бабушку везде принимали за «свою». «Кто вы по национальности?» —
спрашивали её частенько. Мало кто верил, что она армянских кровей. Стоило бабушке надеть какой-либо национальный костюм,
как тут же она перевоплощалась то в индианку, то в еврейку, то в румынку или в
таджичку. Я очень любила эти перевоплощения. Говорят, я очень на неё похожа…
Эта удивительная женщина до последнего ходила дома на каблуках. И ещё
от Тамары Ханум всегда пахло самыми изысканными французскими духами.
— Какое впечатление у Вас вызывает 113-ый день рождения вашей
знаменитой бабушки?
— Торжество длится уже второй
день. Дом-музей Тамары Ханум всегда открыт, особенно для таких праздничных мероприятий. В нашем доме побывало столько
гостей: это молодые студенты творческих вузов и уже достаточно зрелые ученики
Тамары Ханум: они обмениваются своим опытом в такой непринуждённой форме
дискуссий, бесед и ярких концертных номеров. Сегодня выступили талантливые
студентки Высшей школы национального танца и хореографии и
Государственного института искусств и культуры Узбекистана, лауреаты
республиканских конкурсов. В мероприятии участвуют народная артистка
Узбекистана Елена Кари-Якубова, моя сестра; последняя и любимая ученица Тамары Ханум — Гульчехра Юсупова; моя ближайшая подруга, композитор Дилором
Амануллаева; выпускник Узбекского
хореографического училища, народный артист Узбекистана, балетмейстер
ансамбля "Шодлик" (ныне «Узбекистан») Кадыр Муминов и многие другие. Вчера здесь было много балетмейстеров. Выступали
также наши друзья, среди которых был известный певец, народный артист
Узбекистана Мансур Ташматов. Эти люди искусства обладают вторым дыханием: это
наша большая семья во главе с преданной подругой моей бабушки — Шаистой.
Научный сотрудник музея Шаиста Алиева, в прошлом первый
директор музея, рассказала о поездке Тамары Ханум с её мужем Мухитдином Кари-Якубовым в Париж в
1925 году, когда их включили в состав делегации артистов на Всемирную выставку
декоративного искусства, где Тамара и Мухитдин представляли узбекское
творчество. Тамара там произвела настоящий фурор. Со временем в Ташкент будут возвращены оригинальные записи
танцев народов мира, исполненные Тамарой Ханум: сейчас ведутся переговоры с
Москвой, где они хранятся с советских времён,
на высшем уровне министерств обеих стран, — заверила гостей научный
сотрудник музея Шаиста Алиева.
Гульчехра Юсупова рассказала, что под чутким руководством Тамары
Ханум в её репертуаре было создано много неповторимых танцев: индийский,
арабский, иранский, танец на коленях и много-много других. Воспитывая трудолюбие,
передавая свой необъятный опыт и знания, Тамара Ханум помогала молодой
танцовщице не только в создании репертуара танцев, но и в подготовке костюмов к
ним. В одном из сольных концертов, записанных для показа на телевидении, Тамара
Ханум посоветовала своей ученице надеть её собственные головные уборы, каждый
из которых имеет свою историю и эксклюзивность и сейчас бережно хранится в
музее.
— Мне очень повезло стать её ученицей, она подарила мне дорогу в
волшебный мир искусства танца. Моя любовь и благодарность Тамаре Ханум
безгранична, она живёт в моем сердце. Достигнув самых невероятных мировых высот
в искусстве, с огромным количеством почётных наград и медалей, Тамара Ханум всегда
оставалась интеллигентной, красивой, доброй и отзывчивой к людям. Она высоко
ценила преданность человека своему творчеству, трудолюбие и умела видеть и
распознать человека душой, — вспоминала Гульчехра Юсупова на творческой встрече
с молодежью в честь дня рождения своей великой наставницы в музее-квартире Тамары Ханум.
Елена Кари-Якубова, преподаватель истории мировой и узбекской
хореографии Высшей школы
национального танца и хореографии, рассказала,
что Тамара Ханум была женщиной высокоинтеллектуальной, остроумной,
необыкновенной кипучей энергии, творческой и человеческой. Каждый раз в день рождения Тамары Ханум в память о ней проходят
мероприятия совершенно по-разному и в различном составе. В этот раз программу
украсили яркие хореографические номера. Искусствовед Саодат Халилова исполнила
Хорезмский танец. Студентка
третьего курса отделения хореографии Высшей школы национального танца и
хореографии, лауреат республиканского и
российского конкурсов, Алёна Бобешко,
блестяще воспроизвела узбекский танец Тамары Ханум, покоривший европейцев на
Всемирной выставке декоративного
искусства в Париже в 1925 году.
Весь вечер за роялем была заведующая кафедрой эстрадного
искусства ГКУз,
профессор, лауреат республиканского конкурса песни «Ўзбекистон – Ватаним
маним», конкурса «Офарин», обладатель ордена «Дўстлик», заслуженный деятель искусств
Узбекистана Дилором
Амануллаева. Пропагандист национальной музыкальной культуры, на вечере она
энергично аккомпанировала своим ученикам, исполнявшим её эстрадные песни. Саид-Акмаль Икрамов, выпускник
университета мировой экономики и дипломатии, исполнил патриотическую песню о
родине на стихи Зульфии Муминовой. Рушана
Рахманова, выпускница ГКУз, лауреат республиканских и международных
конкурсов, исполнила песню в стиле джаза
о любви. «На этом репертуаре учится молодёжь, —
заметила Дилором Амануллаева, — я сейчас работаю над балетом».
Известный узбекский композитор познакомила гостей с отрывками своего нового балета «Амир Тимур».
В её исполнении музыка звучала захватывающе, тем более, что каждый фрагмент
своей симфонической сюиты Дилором охотно эмоционально комментировала. Можно
было в ходе пьесы не только услышать, но даже зрительно вообразить отдельные эпизоды
из жизни выдающегося полководца эпохи Мавераннахра, связанные не только с его
захватническими воинственными походами, выраженными в боевых маршевых аккордах,
но и лирическими сценами, запечатлевшими
нежную любовь властителя к его старшей
жене Биби-Ханым.
Девиз этой удивительной женщины с
восторженными глазами и плодотворным темпераментом: «Только музыка имеет силу
формировать характер… При помощи музыки
можно научить себя развивать правильные чувства» (Аристотель). Без известных на
всю страну произведений академического и эстрадного жанра, созданных этим
талантливым композитором, сегодня невозможно представить национальную узбекскую
музыку. Созданные ею гимны по сей день исполняются среди широкой аудитории.
Первый гимн, посвящённый Международному музыкальному фестивалю «Шарк
тароналари», был написан в 1997 году. Впоследствии он стал символом и визитной
карточкой этого поистине грандиозного и уникального мероприятия.
Дилором Амануллаева вспоминает, как много ей дала Тамара Ханум для
развития её природного сочинительского дарования и просто в человеческом плане
помогла встать на ноги, сократив обычный долгий и мучительный карьерный путь к
славе и известности:
— Тамара Ханум в моей жизни сыграла большую роль. Во-первых, она была
соратником моего деда. Мой дед Мухамаджон Халмухамедов, заслуженный артист
Узбекистана, обладатель ордена Ленина, он был первопроходцем в создании театра
Мукими. Они вместе с Тамарой Ханум работали, ездили на гастроли в 30-ые —
начале 40-х годов ХХ века, вместе участвовали в декадах культуры и искусства в
Москве. Им обоим дали высокие звания заслуженных артистов Узбекистана в то
время. К сожалению, мой дед скоропостижно умер в 1942 году в молодом возрасте
из-за болезни. Тамара Ханум была почётным членом нашей семьи. Я с ней очень
дружила и много общалась с 70-х по
1991-ый годы, до самой её смерти.
Она меня очень любила. Я её считаю своим Гуру и своей мамой. Я в то
время писала только симфоническую
музыку. Уже тогда она мне говорила: «Диля! Ты должна написать балет «Амир
Тимур!». Тогда эта перспектива была очень далека от меня и сложна для меня.
Годы прошли, и сейчас я работаю над
балетом «Амир Тимур», который желала услышать Тамара Ханум. Я сегодня сыграла отрывки из будущего балета «Амир
Тимур».
Узбекистан дал миру плеяду гениев,
чьё творчество достигло мировых вершин и обрело в различных сферах
жизнедеятельности международное признание. Все участники творческого вечера благодарили великую Тамару
Ханум за её богатую жизнь и неповторимое искусство пения и танца, которое стало
наследием всего народа и достоянием Республики. Дом открытых дверей — музей
Тамары Ханум готов всегда принять
посетителей и поделиться с ними этим
бесценным богатством не только в её день рождения, но и в обычные будни.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий