В одной телевизионной передаче
на телеканале «Культура» (12 04 19) Илзе Лиепа рассказала о том,
что их отец, выдающийся танцовщик, звезда
советского балета, балетмейстер, народный
артист СССР Марис-Рудольф Лиепа был в профессиональном отношении особенно требователен
к сыну Андрису, он всегда говорил: «Надо либо быть премьером – либо никем!»
Андрис родился в Москве в семье
танцовщика Большого театра Мариса Лиепы и актрисы Московского драматического
театра имени Пушкина Маргариты Жигуновой. Сестра – балерина Илзе Лиепа. Есть
единокровная сестра Мария Лиепа, актриса. В 1980 году окончил Московское
академическое хореографическое училище (класс Александра Прокофьева). По
окончании училища был сразу принят в балетную труппу Большого театра. За восемь
лет работы в этой труппе станцевал ведущие партии в балетах «Щелкунчик»,
«Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда»,
«Лебединое озеро».
Первые гастроли с труппой
Большого театра прошли по городам Польши. В 1988 году стал первым советским
танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в
иностранной труппе. Со своей партнёршей Ниной Ананиашвили стал приглашённым
артистом в труппе «Нью-Йорк Сити балет». В том же году начал работать в
«Американском театре балета», где исполнил партию Принца в новой постановке
«Лебединого озера», осуществлённой Михаилом Барышниковым, танцевал в «Ромео и
Джульетте» Кеннета Макмиллана и в «Скрипичном концерте» Джорджа Баланчина.
В 1989 году принял участие в
гала-концерте, посвящённом столетию Вацлава Нижинского в Ленинграде.
Гастролировал с Кировским балетом в Париже, Лондоне, Вашингтоне и Токио,
танцевал ведущие партии в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»,
«Спящая красавица» и др.
В Государственном академическом Большом театре им. А. Навои
Андрис Лиепа с декабря 2018 года поставил три балетных спектакля основателей
современного русского балета: «Жар-птица», «Шахерезада» хореографа-реформатора
Михаила Фокина и «Баядерка» (либретто М. Петипа и С. Худекова). Первые
премьерные показы балета «Баядерка» прошли с аншлагом 12-13 апреля 2019 года в
Ташкенте.
Балет
«Баядерка» – один из самых знаменитых классических спектаклей, балет-феерия о
роковой силе романтической страсти. Волшебный Восток, индийская ночь и неподдельная
глубина чувства, запечатлённая в изящных выражениях языка музыки и танца. Сюжет
балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. Любовь заставляет
героев истории нарушать обеты и следовать велению сердца, идя на риск.
Спектакль напоминает зрителям, что Любовь существует вне времени и наперекор
смерти. Яркие декорации и костюмы, выразительные персонажи, захватывающий сюжет
— ничто в этой постановке не оставило равнодушной публику. История о
трагической любви и ревности, о любви – как высшем смысле жизни,
разворачивается на фоне красочного колорита дворцов Древней Индии. Яркие
костюмы, удивительной красоты декорации и великолепное мастерство артистов –
всё это предстало в грандиозном спектакле ГАБТ им. А. Навои и вызвало у публики
долгие стоячие овации и желание одарить артистов балета морем весенних цветов.
Это
долгожданное волшебство осуществили: хореограф-постановщик новой редакции на
основе хореографической композиции М. Петипа –
народный артист Российской Федерации Андрис Лиепа; художник-постановщик и художник по костюмам – заслуженный художник Российской Федерации Вячеслав Окунев; художник-технолог – Елена Нецветаева-Долгалёва
(Россия); ассистенты хореографа-постановщика — заслуженная артистка Российской
Федерации Светлана Романова, Мария Левицкая (Россия); музыкальный руководитель
и дирижёр — заслуженный деятель искусств
Узбекистана Фазлиддин Якубжанов; дирижёр симфонического оркестра ГАБТ им. Навои
– Бобомурод Худайкулов.
Андрис Лиепа на брифинге 11 04 19
рассказал журналистам предысторию балета. «Баядерка» — балет в трёх действиях и
пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.
Впервые показан в бенефис Екатерины Вазем 23 января 1877 года на сцене
петербургского Большого театра, в котором балерина танцевала баядерку (Никию). «Баядерка» Мариуса Петипа во многом
перекликается с балетом «Сакунтала», поставленном его братом Люсьеном Петипа
для балета Парижской Оперы в 1858 году (музыка Рейера, сценарий Теофиля Готье
по одноимённой драме индийского поэта IV века Калидасы). Литературным
источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и
баядерка» (нем. Der Gott und die Bajadere). Почти за полтора века своего
существования история индийской служительницы храма – прекрасной Никии —
претерпела множество постановок, редакций, версий. И вот — новый вариант.
Андрис Лиепа поставил этот
спектакль для Большого театра Узбекистана (ГАБТ им. А. Навои), преобразив
структуру, хотя оставил оригинальную хореографию Мариуса Петипа. На встрече с
журналистами перед прогоном спектакля 11 апреля 2019 г. главный хореограф ГАБТ
им. А. Навои, народный артист Российской
Федерации Андрис Марисович Лиепа
признался:
— Мне пришлось
чуть-чуть сократить спектакль, потому что он идёт у нас два акта. Укрупнять и
удлинять спектакли мы не имеем права, но я это сделал, отдавая дань нашему времени
и современному зрителю, не привыкшему
более трёх часов смотреть балет, — говорит хореограф-постановщик Андрис
Лиепа.
Заботливый хореограф предусмотрел
всё, а чтобы «Баядерка» появилась, требуется многое: во-первых, роскошные
декорации. А. Лиепа пригласил мастеров
из Москвы, так что перед зрителями предстаёт по-настоящему экзотическая Индия —
со своими ритуалами и обрядами и даже огромным слоном больше человеческого
роста – национальным символом Индии. Ещё одно условие для рождения «Баядерки»,
одного из самых сложных спектаклей в техническом исполнении», виртуозное
владение хореографией. В этом составе – примы, премьеры… и учащиеся Ташкентской
государственной Высшей школы национального танца и хореографии, выступавшие в
кордебалете наравне с мастерами, показали, по мнению не только главного
хореографа, но и зрителей, — высший
пилотаж, несмотря на отдельные мелкие погрешности, связанные с первым (11 04
19) сыроватым прогоном спектакля
— Мне кажется,
многие пытаются удивить, а мы не пытаемся. Мы делаем просто шедевр Петипа. Я не
хочу говорить перед спектаклем, но у нас до настоящей премьеры 12-13 апреля есть ещё ночь и завтрашний день, —
шутил А. Лиепа на брифинге перед
генеральным прогоном спектакля.
— На сегодня мы достигли того
высокого уровня, с которым можно ехать на гастроли в города ближнего и дальнего
и зарубежья: Москву, Санкт-Петербург, Париж, Рим… Со временем, когда труппа
увеличится хотя бы в два раза, мы сможем реально ездить на гастроли, прославляя
узбекский балет, как когда-то в начале ХХ века Сергей Дягилев покорил Европу и
Америку «Русскими сезонами». Основная часть артистов балета могла бы при этом оставаться на родине для исполнения
текущих спектаклей театрального репертуара.
На брифинге было много вопросов,
связанных с недавним переездом и новой должностью Андриса Лиепы в главном
театре нашей страны. А. Лиепа признался, что очень хорошо чувствует себя на
новом месте, много работает, радуется азиатскому теплу, душевному
гостеприимству жителей Ташкента и эмоциональной восприимчивости любителей
классического балета на его постановки.
Главный редактор сайта
«Культура.Уз» Борис Бабаев задал волнующий многих любителей классического
балета вопрос: «Можно ли в перспективе возродить комический балет «Проделки
Насреддина» на музыку Сулеймана Юдакова?»
Премьера первого национального балета состоялась 16 марта 1997 года. Это, по
сути, восточная сказка с зажигательными танцевальными ритмами, завоевавшая
успех в своё время не только у местной публики, но даже в Гданьске в Польше, в
нулевые годы сошла с репертуара Большого театра. На вопрос общественного директора мемориального музея
С. Юдакова в Ташкенте главный хореограф ГАБТ им. А. Навои ответил: «Нам как раз
нужно ставить на сцене Большого театра Узбекистана
не только российские и другие зарубежные
постановки, но и национальный балет. Для этого только необходима спонсорская
помощь меценатов и поддержка государства, Министерства культуры».
На брифинге на вопрос журналистов
о трудностях постановки «Баядерка» Андрис Лиепа признался, что, в целом, это экзамен
на профессионализм, балеринский и премьерский блеск и актёрское мастерство для
исполнителей. Экзотический колорит стал
залогом зрелищности, а мелодраматичная история обманутой любви, типичная для
театральной сцены середины XIX века, незатейливая в словесном изложении, в
хореографических откровениях Петипа наполнилась глубиной, нюансами, обобщениями,
которые бережно и изысканно были сохранены в современной постановке Андриса
Лиепы.
Cо временем
изменилась конструкция спектакля, выстроенная гениальным чутьём хореографа, который
умел в нужной пропорции смешивать парадную дивертисментность дворцового
праздника и пронзительный надрыв трагического монолога покинутой героини,
напряжённую эмоциональность пантомимного изображения земных событий и
отстранённость классического танца в Царстве теней. Всё это многообразие
художественной выразительности и внутренней драматургии сумела вместить в себя
современная постановка «Баядерки» на сцене ГАБТ им. А. Навои.
«Баядерка» — один из самых популярных балетов
классического наследия. История любви рассказана трепетными танцевальными
дуэтами и пантомимными диалогами, развернутыми кордебалетными ансамблями и
эффектными танцами солистов: Замир Фазлутов (Дугманта, раджа) и Мадина Юсупова (Гамзатти, его дочь);
Надира Хамраева (Никия, баядерка) и Улугбек
Олимов (Солор, знаменитый воин); Равшан Чарыев (Магедавея, факир); Камрон
Имамов (Золотой божок), Сардор Садинов (Солист с барабаном) в первом
составе.
Красочное масштабное полотно
соткано сложнейшим хореографическим текстом. В постановку включены: «Па-де дё»,
«Па-де-сис», «Индусский танец», «Джампе», «Танец Ману», многофигурная картина «Тени» с тремя вариациями, а также в массовке представлены
разные социальные слои индийского народа, музыканты и охотники.
Артисты балета «Баядерка» на музыку
Л. Минкуса, которая, по мнению А. Лиепы,
отличается ярко выраженным танцевальным характером, пересказывают романтическую восточную легенду
о несчастной любви танцовщицы и воина в хореографическом плане очень убедительно.
Зрителям остаётся надеяться, что влюблённые стали счастливыми после того, как
завершили своё земное существование. До сих пор считается, что сцена «Теней» в
этом спектакле не знает себе равных во всей истории балетного репертуара.
То, без чего «Баядерка»
состояться не может — так это без огромной труппы. Как шутит главный хореограф,
труппа Большого театра Узбекистана в
настоящем виде не намного меньше труппы московского Большого театра и
ленинградского Мариинского. На самом деле — намного, но зрители этого не
заметили, потому что силами Ташкентской государственной Высшей школы
национального танца и хореографии удалось заполнить всю сцену, особенно в заключительной картине — Царстве теней. На брифинге М.
Лиепа подчеркнул банальность сюжета и
богатство содержания балета «Баядерка» за счёт танцевальной музыки и высокого
художественного уровня постановки и профессионализма всех исполнителей.
Эта история про воина Солора, влюбленного в храмовую
танцовщицу Никию и предавшего её ради дочери раджи, оказалась вне времени.
Сменяются только декорации. Мариус Петипа задумал создать красивую трагическую
легенду. Ему это удалось тогда, сегодня – Андрису Лиепе. Загадочная Индия и в
XIX, и в XXI веках остаётся страной из зазеркалья Востока, где наряду с образом
воина Солора также существовали бессмертные Ходжа Насреддин, Аладдин, Шахерезада,
Фархад и Ширин, Симург и многие другие сказочные персонажи, волнующие людей
сегодня также, как сотни лет назад.
Гуарик Багдасарова
Фото: Юрий Полянский
Комментариев нет :
Отправить комментарий