19 ноября 2019 года открылись
гастроли Московского театра «Современник» в Ташкенте. Театр показывает
спектакли «Неформат» и «Три сестры» на сценах Молодёжного театра Узбекистана и
Государственного академического Большого театра имени А. Навои, а также
организует творческую встречу с народным артистом России – Сергеем Гармашем в
Государственном академическом русском драматическом театре.
Значимые для «Современника»
гастроли оказалось возможно провести благодаря инициативе и поддержке
генерального партнёра театра -Благотворительного фонда Алишера Усманова
«Искусство, наука и спорт» в рамках сотрудничества с федеральной программой
Российской Федерации «Большие гастроли». Гостеприимным хозяином в Ташкенте
стало Министерство культуры Республики Узбекистан.
В первый день гастролей Московского
театра в узбекской столице состоялась пресс-коференция для представителей СМИ
Узбекистана совместно с Министерством культуры Республики Узбекистан и
Дирекцией по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов,
имеющих особо важное социальное, культурное и историческое значение при КабМине
РУз. Заместитель министра культуры
К. Акилова в приветственной
речи подчеркнула, что гастролей российских театров в нашей стране, как и во
всём ближнем зарубежье, не было много лет после развала бывшего Союза. Однако в
последние годы, благодаря новой гуманитарной политике президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, Благотворительному
фонду Алишера Усманова «Искусство, наука
и спорт» и организатору программы «Большие гастроли» - Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности, учреждённый
Министерством культуры РФ – гуманитарный
диалог культур братских народов приобрёл
новый невиданный масштаб.
Руководитель Представительства
Россотрудничества в Узбекистане В.Н. Шулика приветствовал своих соотечественников и
подчеркнул важное значение Больших гастролей
российских театров для обеих стран. Сегодня такие гастроли помогают театральным
коллективам из России расширить свой сценический опыт, а узбекистанским
зрителям – познакомиться с современным российским театральным процессом и
приобщиться к высокой культуре сценической русской речи. Большие гастроли
укрепляют гуманитарно-культурные связи, взаимопонимание и дружбу двух братских народов с их вековыми богатыми
национальными традициями.
Директор Федерального центра
поддержки гастрольной деятельности Е. Булукова поблагодарила генерального
партнёра театра - Благотворительный фонд «Искусство, наука
и спорт», основанный российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым с целью
оказания помощи в организации общественно значимых мероприятий в области искусства, культуры и
спорта, а также реализации научно-образовательных и социальных проектов на
территории РФ. «Сохранение и приумножение культурного наследия России – одна из
приоритетных задач Фонда, - подчеркнула выступавшая. – Благотворительный фонд выступает партнёром
гастрольных туров, выставок, фестивалей, конкурсов, поддерживает творческие
коллективы. Многие из проектов, реализованных при содействии Фонда и личном
участии Алишера Усманова, стали знаковыми событиями культурной жизни России,
включая зарубежную программу «Большие гастроли» - гастроли российских театров
за рубежом и зарубежных театров по всей России».
Отвечая на вопросы журналистов,
директор театра «Современник» И. Попов рассказал об основных этапах
истории и развития их легендарного художественного коллектива. Московский театр
«Современник» основан группой молодых
актёров в 1956 году. В послевоенной истории он стал первым театром, рождённым
свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять
себя как целостный художественный коллектив. Основатели театра – Олег Ефремов,
Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и
другие были недавними выпускниками Школы-студии Московского художественного театра. Лидером и первым
художественным руководителем театра был Олег Николаевич Ефремов. Нынешним
художественным руководителем является народная артистка России - Галина
Борисовна Волчек.
Программное устремление молодого
театра – говорить с современниками языком современности – было понято и
поддержано публикой. Очень скоро «Современник» стал любимым театром молодёжи и интеллигенции. Он подарил миру
множество талантливейших актёров и стал одним из наиболее знаковых в истории
становления российской культуры.
Народный артист России, актёр театра и кино Сергей
Гармаш, встреченный присутствующими
рукоплесканиями, на вопрос журналистов, чем отличается репертуар «Современника» от других российских театров,
пояснил:
- Основой репертуара «Современника» были произведения, созданные
современными авторами. В первые десять лет жизни «Современник» старался быть
театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов,
отражающих в своём творчестве реалии и проблемы современного мира.
Театр много ездил по стране, его спектакли: "Вечно живые", "В день
свадьбы", Традиционный сбор" Виктора Розова; "Пять вечеров",
"Старшая сестра", "Назначение" Александра Володина;
"Голый король" Евгения Шварца; "Без креста!" по Владимиру
Тендрякову; "Двое на качелях"
Уильяма Гибсона; "Всегда в продаже" Василия Аксёнова;
"Обыкновенная история" по Ивану Гончарову; "Баллада о невесёлом
кабачке" Эдварда Олби; "На дне" Максима Горького, «Крутой
маршрут» Е. Гинзбург и многие другие - были
событиями в театральной жизни страны.
За пять десятилетий своей истории театр много гастролировал в Сибири и
Средней Азии, на Дальнем Востоке и Закавказье, в Прибалтике и на Урале, а
также с недавнего времени в странах
дальнего зарубежья, включая триумфальные гастроли в Нью-Йорке на Бродвее в 1966
и 1997 годах.
Театр «Современник» приехал с гастролями в Узбекистан ещё в 1970 году.
Тогда труппа показала спектакли в Ташкенте, Бухаре и Самарканде. Именно в
Ташкенте проходило судьбоносное собрание театра, на котором первый лидер
"Современника" Олег Ефремов объявил, что уходит в МХТ.
В этот наш приезд наши спектакли
тепло были приняты в Алмалыке, и
мы постараемся удовлетворить взыскательные вкусы столичной ташкентской публики, много сделавшей для сохранения
и развития советского кинематографа в суровые годы Второй мировой войны. Оставаясь верным
современности, театр ищет её теперь и в классике, сквозь призму которой стремится увидеть сегодняшние живые проблемы.
19-20 ноября в Молодёжном театре
Узбекистана с аншлагом проходил необычный Клубный вечер «Неформат» (авторы идеи
- Галина Волчек и Сергей Гармаш): кич,
фарс, трэш и злободневная социалка. Премьера состоялась в рамках XYI Открытого фестиваля
искусств «Черешневый лес» (2016). Политический гротеск и фантасмагорическая
драма, откровенный разговор на самые острые социальные темы, шокирующие
трактовки классических текстов и новая драматургия… Театр «Современник»
представил «эксклюзив» – этюды молодых
актёров, в которых начинающие режиссёры
выходят далеко за рамки традиционных жанров и средств. Условно называемый «спектакль»
с 2015 года успешно шёл без антракта полтора часа на «Другой сцене» "Современника"
и впервые победоносно завоевал
пространство сцены Молодёжного театра Узбекистана, которое очень понравилось
актёрам. Зрители оценили, что актёры преимущественно выступали на авансцене,
показывая крупный план, как в кино.
Анонсируя программу, Сергей
Гармаш заявил, для кого предназначен «Неформат»: «Смотреть всем, кто хочет узнать секреты театра. Кто пытается понять, как и из чего рождаются
спектакли. Кто готов увидеть то, что прежде от него было скрыто. Увидеть
и впечатлиться. «Современник» приоткрывает завесу тайны. Только в «Неформате».
Только на полтора часа.
Наш Неформат – это творческая лаборатория. Вы увидите не итог работы, а
собственно процесс поиска. Однако это не что-то незавершённое и не театральный
«полуфабрикат». Поиски состоят не только в появлении новых фрагментов, но и в
том, как они объединяются друг с другом,
образуя тем самым новые смыслы.
Работу над этим клубным вечером «Современник» не прекращает: мы
обновляем, дополняем, изменяем и преображаем наш «Неформат». Каждый показ не
похож на предыдущий – и отрывки, из которых «Неформат» складывается, в разные
вечера могут быть разными. В зависимости
от того, какие из них мы играем в этот вечер, меняется и порядок – чтобы в
итоге они сложились в единую композицию. Ведь всё здесь взаимосвязано: смешное,
драматичное, парадоксальное…
«Самостоятельные работы, и не
только» – это подзаголовок «Неформата». Ещё одна интересная строчка в
программке: «Товарищеская помощь в работе над отрывками – Сергей Гармаш,
Владислав Ветров, Олег Плаксин». «Неформат» – это своего рода альманах
возможных репертуарных предложений, собрание анонсов, где на равных, под одной
обложкой – и отрывок из пьесы Червинского «Счастье моё», и сцена из исторической
пьесы Погодина «Кремлёвские куранты». И – монолог Нины Заречной в исполнении
Виктории Романенко, венчающий полуторачасовой сборник. Уровень проработки –
разный, как и, конечно, успех – кому-то хлопают больше, кому-то – меньше, но в
целом, публика тонко тотчас реагирует на каждую острую шутку и всплеск
эмоций.
«Неформат» в целом -
самостоятельные актёрские работы, как и качественные капустники, –
свидетельство живости театрального организма. Ещё один важный в таких случаях индекс
– участие в проекте мастеров, которые
одним своим появлением, выходом, конечно, резко поднимают статус молодёжных игр.
В «Неформате» в сцене из «Села Степанчикова…» по Достоевскому заняты и Ветров
(он за Фому Фомича), и Дарья Белоусова (Фалалей), и Шамиль Хаматов (Полковник).
Повесть Достоевского – всегдашний повод для бенефисного выхода. Тут, на «другой сцене» «Современника» выбранный отрывок – разговора Фомы Фомича с
Ростаневым и дворовым мальчиком Фалалеем. Беседа с участием мастеров сцены превращается в почти эстрадный номер, т.к. роль
мальчика поручена Дарье Белоусовой. Её молчаливое присутствие – в роли
забитого, бессловесного персонажа, все реакции которого выражают одни глаза,
испуганный, со всем и всеми соглашающийся взгляд, – всё это вызывает почти
нескончаемый смех в зале.
Две другие удачи «Неформата» –
«Кремлёвские куранты» и «Чайка». Рашид Незаметдинов в роли вождя умело
балансирует между пародией, которой часто – глядя сегодняшними глазами –
смотрятся и вполне канонические исполнения этой роли Щукиным и Штраухом, и
серьёзом. Новые слова не нужны, чтобы фигура приобрела вполне сегодняшнее наше
представление об исторической фигуре Ленина.
Мега-спектакль был снабжён в
перерыве между этюдами видеопроекциями из жизни театра «Современник» - Сергея Гармаша, Владислава Ветрова, Сергея
Кушнерева, Олега Плаксина, Андрея Шевчука.
Видеопроекции создают стильные отбивки между сценами из
разных пьес, в разных жанрах, с разным эмоциональным зарядом. Эти вставки в
ритмичном музыкальном сопровождении придали особую жизненность, динамику и значимость происходящему на сцене,
раздвинули его границы пространства и времени.
Сценки из нашей современной жизни,
а она оказалась очень похожей что в российской, что в нашей узбекской глубинках
или даже на всей территории СНГ - талантливо сыграли выпускники разных
театральных вузов Москвы, сплотившиеся под кровлей «Современника» в одну творческую семью во
главе с Галиной Волчек, которая и в самом деле относится ко всем актёрам
по-матерински заботливо, из их слов в откровенной беседе-дискуссии после
представления.
Елена ПЛАКСИНА (Барбара) и
Александр ХОВАНСКИЙ (Вернер) в отрывке
из «Солнечной линии» Ивана
Вырыпаева показали в фарсовой форме многие серьёзные проблемы жизни
молодожёнов, когда «любовная лодка
бьётся о быт», но при этом они остаются на «солнечной стороне» жизни и не
утрачивают веру в будущее. После семи
лет брака Барбара и Вернер схватились в битве не за жизнь, а насмерть. В пять
утра они ведут нескончаемый диалог, пытаясь преодолеть преграду взаимного
непонимания.
Семейный скандал в спектакле
Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева поднимается до уровня метафоры
человеческих отношений вообще. Зрители за несколько минут пережили вместе с их
героями Барбарой и Вернером целый спектр эмоций: от разочарования и обид до
настоящей, всепрощающей и принимающей любви. Спектакль номинирован на премию
«Золотая маска-2019» в категориях «Драма / спектакль малой формы», «Работа
режиссёра», «Работа драматурга», «Женская роль» и «Мужская роль».
И дальше, по ходу меняющихся на
сцене фрагментов из спектаклей, актеры дарили новые и совершенно разные эмоции,
заставляя каждого призадуматься о чём-то своём, незабываемом и невысказанном. Полина
ПАХОМОВА (Вика) и Николай КЛЯМЧУК (матрос Митя) в короткой сценке разыгрывают
мелодраму «Счастье моё» Александра Червинского, в которой есть
место простым человеческим чувствам: они очень непосредственно и
правдоподобно играют «и жизнь, и слёзы,
и любовь» в неприхотливых обстоятельствах послевоенного времени.
Полина ПАХОМОВА (Эдит) и
Александр ХОВАНСКИЙ (Лепле) чувственно
проигрывают сцену первого признания Эдит Пиаф и начало большой карьеры уличной
певицы в драме Симона Берто «Воробушек». Ташкентские зрители могли
сравнить эту театральную версию с
постановкой Молодёжного театра
Узбекистана: в них были схожие параллели и
категоричные расхождения режиссёрской трактовки образа главной героини.
Илья ДРЕВНОВ (Артуро), Семён
ШОМИН (Микеле), Елена КОЗИНА (Доротея)
разыграли «горячий» страстный мини-спектакль Эдуардо де Филиппо «Риск», в котором совместили элементы кича,
фарса, тэша, доведя сюжет до сюрреалистического гротеска. При этом все
персонажи остались живы, к большому удовлетворению зрителей, невольно
сострадавших темпераментным героям трагикомедии.
Кроме современных мини-пьес,
молодые артисты великолепно показали классику, доказав её непреходящую
актуальность.
Владислав ВЕТРОВ (Фома Фомич),
Дарья БЕЛОУСОВА (Фалалей) и Владислав ФЕДЧЕНКО (Полковник) только приоткрыли
дверце в «Село Степанчиково и его
обитателей» по мотивам повести Ф.М. Достоевскоего, но уже всех зрителей
захватили интригами этого обывательского городка. На современников «Село
Степанчиково» не произвело большого впечатления. Однако после смерти
Достоевского повесть стала очень популярной, а имя Фомы Фомича Опискина
сделалось нарицательным. В 1919 году МХТ представил на суд зрителей спектакль
«Село Степанчиково»; в роли Фомы Опискина выступил Иван Михайлович Москвин. С
тех пор пьеса не сходит с театральных
подмостков.
Знаменитый монолог провинциальной
актрисы Нины Заречной из пьесы "Чайка"
Антона Чехова многих вогнал в шок накалом трагизма. Это был тот самый
монолог, за которым следует самоубийство Треплева. То, как читает его и играет
свою роль актриса, показывает, что она сама могла бы покончить с собой. Трагический
темперамент актрисы тут рвётся наружу, без наигрыша, с настоящей
правдой чувств.
Вышедший на сцену Владимир Ленин из
как будто отжившей свой век пьесы Николая
Погодина «Кремлёвские куранты» сразу же пришёлся по душе зрителям своей
непринужденной манерой речи говорить с простыми людьми. Но это были только
цветочки. Ленин в конце сыгранного отрывка неожиданно для всех заговорил
по-узбекски, чем вызвал грохот аплодисментов в зале. На вопрос, как
режиссёру-постановщику «Неформата» пришло в голову заставить партнёров на сцене
- Николая КЛЯМЧУКА (Рыбаков), Александра ХОВАНСКОГО (Первый рабочий), Евгения ПАВЛОВА (Второй рабочий), Кирилла
МАЖАРОВА (Третий рабочий) и Рашида Незаметдинова в роли Ленина говорить по-узбекски
в исторической драме, Сергей Гармаш
ответил, что им просто хотелось немного похулиганить.
"Постаменты Ленину стояли в своё время во многих городах и районах
союзных республик, и я подумал, пусть мой Ленин скажет что-то по-узбекски, раз
он здесь", – отшутился Рашид Незаметдинов, превосходно исполняющий эту
роль без намёка на карикатуру. Публика
приняла такую актёрскую находку большими овациями и выразила признание актёрам
после спектакля за то, что сцена вождя
революции, душевно беседующего с простым народом, была показана очень
своевременно в преддверии выборов в нашей Республике.
Первый вечер гастролей оказался
очень насыщенным, практически у каждого зрителя после спектакля было желание
высказаться. В ходе спонтанной дискуссии выяснилось, что многие актёры каким-то образом связаны с
Узбекистаном. На гастроли, впервые за много лет, сюда приехал уроженец Термеза,
актёр театра Евгений Павлов.
- Солнечный Узбекистан – это наша ностальгия, это моё счастливое
детство. Я родился и до 14 лет жил в Термезе, очень хочу туда попасть вновь в
этот наш приезд. Мне часто говорят, что у меня бывает такое солнечное настроение. Это потому что я из солнечного Узбекистана и хочу всегда
со всеми делиться этим теплом", – рассказал о себе Евгений Павлов.
Актриса театра Елена Плаксина поведала зрителям, что
история её семьи связана с городом Чирчик в Ташкентской области.
- Мой отец военный, и мои родители какое-то время жили здесь. Это было до
моего рождения. Но у нас всегда дома часто вспоминают Узбекистан, готовят плов,
и мама перед гастролями посоветовала мне обязательно посетить Чарвак, –
сказала Елена Плаксина.
В заключение дискуссии актёр
Молодёжного театра Александр Колмогоров получил от коллектива Московского
театра премию – книгу «Сподвижники» об истории
«Современника». Его наградили за интересный
устный рассказ о гастролях
«Современника» в 1970 году, когда он с молодыми
актёрами из Народного театра, в
котором он служил, посетил их спектакль в концертном зале им. Свердлова в
Ташкенте. А. Колмогоров вспоминал, какой урок хорошего тона ему и его товарищам
преподнёс Евгений Евстигнеев, не обделивший вниманием ни одного посетителя и
отвечавший на вопросы каждого из них
очень внимательно, невзирая ни на какие сословные предрассудки и свою занятость.
В заключение Клубного вечера и почти
часовой дискуссии вокруг него со зрителями Сергей Гармаш подвёл итог необычному
представлению:
- Работа над «Неформатом» на «Другой сцене» у нас в театре не
заканчивается никогда. Каждый его показ не похож на предыдущий. Так что мы не
прощаемся с вами, до новых встреч!..
Гастроли «Современника» продолжатся в Театре имени А.
Навои, на сцене которого 21, 22 и 23 ноября будут показаны «Три сестры» А.П. Чехова. Также в рамках гастролей 21
ноября состоится творческий вечер народного артиста России Сергея Гармаша,
названием для которого стала реплика чеховского Лопахина: «Каждому безобразию
есть своё приличие…». Вечер пройдет на сцене Академического русского
драматического театра Узбекистана.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий