Концерт-бенефис,
приуроченный ко дню рождения лауреата
международного конкурса «Звёзды планеты» Юлдуз Яхшибаевой, состоялся
25 ноября 2019 г. в Музыкальной гостиной ГАБТ Узбекистана им. А. Навои. В
программу были включены вокальные и танцевальные номера, что значительно
обогатило впечатления от камерного концерта. Вёл программу
режиссёр-постановщик Большого театра,
заслуженный деятель искусств Андрей Слоним, по традиции анонсировавший каждое
выступление артистов и исполняемых ими произведений и
создающий своеобразные преамбулы к ним.
Юлдуз
Яхшибаеву ташкенсткие поклонники Терпсихоры слушают всякий раз в оркестре,
посещая музыкальные спектакли на сцене
ГАБТ им. А. Навои, но в качестве солистки – пожалуй, это было для многих
впервые и незабываемо как редкостная
встреча с Прекрасным. Юлдуз родилась в Ташкенте. Начала играть на скрипке с
семи лет. Окончила РСМШ им. Глиэра с
золотой медалью. С 1982-1987 гг. обучалась в Ленинградской
(Санкт-Петербург) консерватории им.
Римского-Корсакова. Работала солистом Филармонии им. Кары Якубова, старшим
преподавателем ГКУз им. Ашрафи, экспертом Каирской консерватории. Выступала с
концертами в России, Казахстане, Осетии, Иордании, Греции, Египте. Участник
фестивалей «Ильхом», «Давр тароналари». В настоящее время совмещает работу в
оркестре ГАБТ им. А. Навои с педагогической деятельностью в РСМАЛ им. В.
Успенского.
В
концерте приняли участие сын Юлдуз Яхшибаевой, блистательный скрипач, лауреат международных
конкурсов во Франции (Париж) и Казахстане, Тахир Усманов, и ещё два
молодых одарённых ученика, лауреаты
международных конкурсов: Даниель Бингер
и Алишер Рустамов, а также подающая
большие надежды вокалистка, студентка третьего курса ГКУз, участница конкурсов
«Нихолди» и «Ёшлик бахори» Сарвиноз Мулладжанова и солистка балета ГАБТ им. А.
Навои Лола Исакова. За роялем весь вечер была лауреат международного конкурса в
Чехии, дипломант международного конкурса в Казахстане и лауреат республиканского
конкурса «Санат гунчалари» Юлия Шек.
А.Е.
Слоним, предваряя программу скрипичного концерта, рассказал, какое важное место
в музыкальной культуре занимает этот струнный инструмент, у которого есть много
родственников: альт, виолончель, контрабас, виола… Все они неразрывно связаны с
личностью играющего на них музыканта. Скрипка, по словам Маэстро, обладает
особенным тембром, близким человеческому голосу. Поэтому мы часто говорим: «Как вы прекрасно с ним слились!»
Программу
скрипичного вечера открыли Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек (фортепиано). Они
исполнили эпохальное произведение «Вокализ» Сергея Рахманинова в переложении
для скрипки. Это произведение русский композитор посвятил в 1912 г. Антонине
Неждановой. В нём с особой силой воплотилась не только суть утонченной женской
души, но сама Россия, вершащая многовековой путь сквозь перипетии, испытания и
прорывающаяся к Свету и Гармонии. Это удивительное произведение было наполнено нежным лиризмом и любовью,
которые сумели с какой-то особой
утончённой лёгкостью в исполнении передать опытная скрипачка и юная пианистка
в слаженном дуэте.
Романтическая
Соната ля-мажор Сезара Франка в двух
частях в исполнении этих же музыкантов потребовала от слушателей особого
внимания к себе. Соната в оригинале четырёхчастная, три части (первая, вторая и
четвёртая) написаны в своеобразно интерпретируемой сонатной форме. Ведущую роль
в произведении играют лирические образы первой части.
В
сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма» или «сквозного
развития», характерный для творчества Франка и, в особенности, для его
симфонических произведений, при котором музыкальный цикл связан одним мотивом,
появляющимся во всех частях, что придаёт структуре произведения большу́ю
устойчивость и законченность. Соната отличается тончайшими переходами настроения
от первой, весёлой и живой части, к более замедленной (Allegretto ben moderato) и потом снова исполняемой в
быстром темпе второй, заключительной части (Allegro). Вторая часть — бурное,
романтического типа сонатное Allegro (d-moll), со сжатой разработкой и
завершающей стремительной кодой представляет собой необычную для сонатного
цикла свободно построенную и соединяющую два раздела своеобразную сольную
каденцию-монолог и широкую лирическую арию. В финале, где объединяются темы из
предшествующих частей сонаты, сонатная форма представлена в необычном
взаимодействии с рондо, а темы изложены полифонически в виде канона. Глубинная
суть этой сонаты – истинно романтическая. В ней человеческая душа находится в
движении, постоянном выборе и устремлении сквозь препятствия к свету и свободе.
Так заманчиво меняется настроение Сезара
Франка в одном из его наиболее известных и репертуарных произведений.
Композитор его посвятил в 1886 г. бельгийскому скрипачу Эжену Изаи ко дню его
свадьбы. «Ничто на свете не
могло бы доставить мне больше чести и счастья», — сказал скрипач…— Это подарок
не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и
страстного почитателя гения «папаши Франка», ещё непризнанного…".
Соната
стала одним из любимых произведений скрипача, игравшего её до конца своей
продолжительной исполнительской карьеры во многих странах мира. Изаи
неоднократно исполнял её и в России. В ноябре 1895 года Изаи играл её в
Петербурге и в Москве. Девятнадцатого января 1910 года в камерном концерте Эжен
Изаи играл сонату с А.Б. Гольденвейзером, который писал об игре бельгийского
скрипача: «Особенно удивительно, поистине вдохновенно была сыграна им
превосходная соната Франка». В ноябре того же года Изаи вновь играл в России
сонату, на этот раз с Раулем Пюньо — своим постоянным партнёром. И вот теперь
она прозвучала у нас в Ташкенте в
талантливом дуэте Юлдуз Яхшибаевой (скрипка) и
Юлии Шек (фортепиано) на радость почитателям камерной музыки.
Авторы
проекта смело включили в программу одну часть
«Elbarme
Dich...» из оратории
«Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, которая очень редко исполняется у
нас в Органном зале ГКУз. Ещё её можно услышать во всём великолепии в Домском
соборе в Риге и, конечно, в Концертном зале им. П. Чайковского в Москве.
Пришедшие на концерт любители
классической музыки почувствовали себя избранниками Фортуны, которым подарили
возможность услышать хотя бы одну часть из «Пассион» («Страсти») Баха — произведения для хора и оркестра на
евангельскую тему страданий Христа, предназначенного для исполнения в Великую
пятницу в церквах св. Фомы и св. Николая в Лейпциге.
Известно,
что Бах написал четыре или пять пассионов, но только «Страсти по Матфею» и
«Страсти по Иоанну» полностью дошли до наших дней. Первая редакция «Страстей»
датируется 1727-29 гг., вторая (которая лежит в основе всех современных
интерпретаций) — 1736 г. Последний раз
«Страсти по Матфею» Бах исполнил в 1749 году. Для всех сопрановых партий Бах
использовал дисканты мальчиков. В современном исполнительстве для сольных
сопрановых партий используются преимущественно женские сопрано, для хоровой
партии soprano in ripieno — хор мальчиков.
«Страсти по Матфею» — одну из вершин
творчества Баха и мировой музыкальной культуры донесли до ташкентской публики в
камерном исполнении и при этом в
неумолимом духовном масштабе: Сарвиноз Мулладжанова (меццо-сопрано), Тахир Усманов
(скрипка), Юлия Шек (фортепиано). Сарвиноз
своим звучным контральто смогла передать светлую веру в Бога и огромный
нарастающий драматизм полифонического и гармонического напряжения в поисках и
обретении высшей Истины при исполнении стихов хорала. Публика долго-долго
аплодировала молодым исполнителям и восклицала: «Браво».
Неожиданным
сюрпризом для публики стал «Восточный танец» Фрица Крейслера - скрипичное переложение фрагмента
симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова «Шахерезада», созданной русским
композитором в 1888 г. на основании восточной сказки «Тысяча и одна ночь», также
известной как «The Arabian Nights». Эту оркестровую работу в скрипичном
переложении Ф. Крейслера исполнили дуэтом Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек
(фортепиано), сохранив в полном объёме
две черты, характерные для русской музыки и Римского-Корсакова:
ослепительно-красочные «оркестровки» и интерес к Востоку, который значительно
фигурировал в истории царской России, а также ориентализм в целом. При этом
очень важно оценить, насколько многопланово Римский-Корсаков с особой
причудливостью раскрывал пленительные тайны Востока во множестве своих
произведений. Все эти важнейшие особенности «Арабской песни» из сюиты «Шахерезада» (1922) смогла привнести в свой
пластический танец автор
хореографической композиции, ведущая балерина ГАБТ имени А. Навои Лола Исакова.
Свой
талант балетмейстера-режиссёра и танцовщицы
Лола Исакова проявила также в хореографической интерпретации Вальса из балета «Семь красавиц» Кары Караева.
Музыкальную часть воплотили Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек (фортепиано).
Премьера
балета состоялась 7 ноября 1952 года на сцене Азербайджанского театра оперы и
балета в Баку в постановке выдающегося русского советского балетмейстера Петра
Андреевича Гусева. Мелодия из балета звучит в Баку при въезде на станцию метро
«Кара Караев». С тех пор балет обошёл весь мир. Шостакович написал: «Самое
сильное в новом балете — его музыка!» Знаменитый дирижёр Евгений Светланов говорил
о Каре Караеве и балете «Семь красавиц»: «Можно смело сказать, что здесь Караев
поднялся до уровня мировых достижений в этом жанре». Представления
замечательного балета имели большой успех и резонанс в Швеции, Стокгольме, Гетеборге и, конечно, в Ташкенте. Этот
балет с успехом шёл на сцене ГАБТ им. А. Навои в 60-ые годы прошлого века.
По духу
танец Лолы Исаковой (партия Айши) в
унисон беспредельной фантазии музыки отличался разнообразием пластического
рисунка, высоким пафосом подлинного темперамента, гармоническим языком и ярким
национальным колоритом. Все исполнители Вальса из балета «Семь красавиц» вызвали долгие овации в
Музыкальной гостиной современным воплощением сложного замысла.
Программа
скрипичного вечера не обошла вниманием современного узбекского композитора,
которого называют мастером-симфонистом. Ни для кого не секрет, какое значение
для нашего молодого государства имеет творчество Р. Абдуллаева – видного
деятеля искусств, лауреата международных конкурсов, председателя Союза
композиторов Узбекистана, профессора кафедры композиции и инструментовки ГКУз.
Рустам Абдуллаев успешно работает в самых разных музыкальных жанрах:
опера, балет, симфония, симфоническая поэма, камерно-инструментальное
творчество, фортепианный концерт, вокальный цикл, романс, песня. Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек
(фортепиано) исполнили полифоническую по звучанию «Колыбельную» Рустама
Абдуллаева, созданную в годы Независимости.
Концерт
торжественно завершили Юлдуз Яхшибаева (скрипка), Тахир Усманов (скрипка), Даниэль
Бингер (скрипка), Алишер Рустамов (скрипка), Юлия Шек (фортепиано). Они
подарили слушателям «Прелюдию и Аллегро в стиле Пуньяни» Фрица Крейслера. Эта
великая вдохновенная, как молитва, музыка утверждала присутствие Духа Божия на земле и призывала к созиданию
добра, света, мира и любви.
Главная
героиня вечера Юлдуз Яхшибаева была счастлива за восторженные улыбки,
рукоплескания благодарных зрителей, букеты цветов от родных и не очень близких
людей, полюбивших её за талант дарить людям радость в будни и в свой день
рождения, который стал для всех гостей вечера скрипичной музыки запоминающимся
настоящим праздником.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий