среда, 27 ноября 2019 г.

Вечер-бенефис скрипичной музыки лауреата международного конкурса Юлдуз Яхшибаевой



Концерт-бенефис, приуроченный  ко дню рождения лауреата
международного конкурса  «Звёзды планеты» Юлдуз Яхшибаевой, состоялся 25 ноября 2019 г. в Музыкальной гостиной ГАБТ Узбекистана им. А. Навои. В программу были включены вокальные и танцевальные номера, что значительно обогатило впечатления от камерного концерта. Вёл программу режиссёр-постановщик  Большого театра, заслуженный деятель искусств Андрей Слоним, по традиции анонсировавший каждое выступление артистов и исполняемых ими произведений и создающий своеобразные преамбулы к ним.
Юлдуз Яхшибаеву ташкенсткие поклонники Терпсихоры слушают всякий раз в оркестре, посещая  музыкальные спектакли на сцене ГАБТ им. А. Навои, но в качестве солистки – пожалуй, это было для многих впервые и  незабываемо как редкостная встреча с Прекрасным. Юлдуз родилась в Ташкенте. Начала играть на скрипке с семи лет.  Окончила РСМШ им. Глиэра с золотой медалью. С 1982-1987 гг. обучалась в Ленинградской (Санкт-Петербург)  консерватории им. Римского-Корсакова. Работала солистом Филармонии им. Кары Якубова, старшим преподавателем ГКУз им. Ашрафи, экспертом Каирской консерватории. Выступала с концертами в России, Казахстане, Осетии, Иордании, Греции, Египте. Участник фестивалей «Ильхом», «Давр тароналари». В настоящее время совмещает работу в оркестре ГАБТ им. А. Навои с педагогической деятельностью в РСМАЛ им. В. Успенского.
В концерте приняли участие сын Юлдуз Яхшибаевой, блистательный скрипач, лауреат международных конкурсов во Франции (Париж) и Казахстане, Тахир Усманов, и ещё два молодых  одарённых ученика, лауреаты международных конкурсов:  Даниель Бингер и Алишер Рустамов, а также  подающая большие надежды вокалистка, студентка третьего курса ГКУз, участница конкурсов «Нихолди» и «Ёшлик бахори» Сарвиноз Мулладжанова и солистка балета ГАБТ им. А. Навои Лола Исакова. За роялем весь вечер была лауреат международного конкурса в Чехии, дипломант международного конкурса в Казахстане и лауреат республиканского конкурса «Санат гунчалари» Юлия  Шек.


А.Е. Слоним, предваряя программу скрипичного концерта, рассказал, какое важное место в музыкальной культуре занимает этот струнный инструмент, у которого есть много родственников: альт, виолончель, контрабас, виола… Все они неразрывно связаны с личностью играющего на них музыканта. Скрипка, по словам Маэстро, обладает особенным тембром, близким человеческому голосу. Поэтому мы часто  говорим: «Как вы прекрасно с ним слились!»
Программу скрипичного вечера открыли Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек (фортепиано). Они исполнили эпохальное произведение  «Вокализ» Сергея Рахманинова в переложении для скрипки. Это произведение русский композитор посвятил в 1912 г. Антонине Неждановой. В нём с особой силой воплотилась не только суть утонченной женской души, но сама Россия, вершащая многовековой путь сквозь перипетии, испытания и прорывающаяся к Свету и Гармонии. Это удивительное произведение  было наполнено нежным лиризмом и любовью, которые сумели  с какой-то особой утончённой лёгкостью в исполнении передать опытная скрипачка и юная пианистка в  слаженном дуэте.
Романтическая Соната ля-мажор Сезара Франка в двух частях в исполнении этих же музыкантов потребовала от слушателей особого внимания к себе. Соната в оригинале четырёхчастная, три части (первая, вторая и четвёртая) написаны в своеобразно интерпретируемой сонатной форме. Ведущую роль в произведении играют лирические образы первой части.
В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма» или «сквозного развития», характерный для творчества Франка и, в особенности, для его симфонических произведений, при котором музыкальный цикл связан одним мотивом, появляющимся во всех частях, что придаёт структуре произведения большу́ю устойчивость и законченность. Соната отличается тончайшими переходами настроения от первой, весёлой и живой части, к более замедленной (Allegretto ben moderato) и потом снова исполняемой в быстром темпе второй, заключительной части (Allegro). Вторая часть — бурное, романтического типа сонатное Allegro (d-moll), со сжатой разработкой и завершающей стремительной кодой представляет собой необычную для сонатного цикла свободно построенную и соединяющую два раздела своеобразную сольную каденцию-монолог и широкую лирическую арию. В финале, где объединяются темы из предшествующих частей сонаты, сонатная форма представлена в необычном взаимодействии с рондо, а темы изложены полифонически в виде канона. Глубинная суть этой сонаты – истинно романтическая. В ней человеческая душа находится в движении, постоянном выборе и устремлении сквозь препятствия к свету и свободе.
     Так заманчиво меняется настроение Сезара Франка в одном из его наиболее известных и репертуарных произведений. Композитор его посвятил в 1886 г. бельгийскому скрипачу Эжену Изаи ко дню его свадьбы.  «Ничто на свете не могло бы доставить мне больше чести и счастья», — сказал скрипач…— Это подарок не мне одному, а всему миру; чтобы передать его, я приложу все силы артиста и страстного почитателя гения «папаши Франка», ещё непризнанного…".
Соната стала одним из любимых произведений скрипача, игравшего её до конца своей продолжительной исполнительской карьеры во многих странах мира. Изаи неоднократно исполнял её и в России. В ноябре 1895 года Изаи играл её в Петербурге и в Москве. Девятнадцатого января 1910 года в камерном концерте Эжен Изаи играл сонату с А.Б. Гольденвейзером, который писал об игре бельгийского скрипача: «Особенно удивительно, поистине вдохновенно была сыграна им превосходная соната Франка». В ноябре того же года Изаи вновь играл в России сонату, на этот раз с Раулем Пюньо — своим постоянным партнёром. И вот теперь она  прозвучала у нас в Ташкенте в талантливом дуэте Юлдуз Яхшибаевой (скрипка) и  Юлии Шек (фортепиано) на радость почитателям камерной музыки.


Авторы проекта смело включили в программу одну часть  «Elbarme Dich...» из оратории «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, которая очень редко исполняется у нас в Органном зале ГКУз. Ещё её можно услышать во всём великолепии в Домском соборе в Риге и, конечно, в Концертном зале им. П. Чайковского в Москве. Пришедшие на концерт  любители классической музыки почувствовали себя избранниками Фортуны, которым подарили возможность услышать хотя бы одну часть из «Пассион» («Страсти»)  Баха — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенного для исполнения в Великую пятницу в церквах св. Фомы и св. Николая в Лейпциге.
Известно, что Бах написал четыре  или пять  пассионов, но только «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» полностью дошли до наших дней. Первая редакция «Страстей» датируется 1727-29 гг., вторая (которая лежит в основе всех современных интерпретаций) — 1736 г.  Последний раз «Страсти по Матфею» Бах исполнил в 1749 году. Для всех сопрановых партий Бах использовал дисканты мальчиков. В современном исполнительстве для сольных сопрановых партий используются преимущественно женские сопрано, для хоровой партии soprano in ripieno — хор мальчиков.
 «Страсти по Матфею» — одну из вершин творчества Баха и мировой музыкальной культуры донесли до ташкентской публики в камерном исполнении  и при этом в неумолимом духовном масштабе: Сарвиноз Мулладжанова (меццо-сопрано), Тахир Усманов (скрипка), Юлия Шек (фортепиано). Сарвиноз  своим звучным контральто смогла передать светлую веру в Бога и огромный нарастающий драматизм полифонического и гармонического напряжения в поисках и обретении высшей Истины при исполнении стихов хорала. Публика долго-долго аплодировала молодым исполнителям и восклицала: «Браво».
Неожиданным сюрпризом для публики стал «Восточный танец» Фрица Крейслера -  скрипичное переложение фрагмента симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова «Шахерезада», созданной русским композитором в 1888 г. на основании восточной сказки «Тысяча и одна ночь», также известной как «The Arabian Nights». Эту оркестровую работу в скрипичном переложении Ф. Крейслера исполнили дуэтом Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек (фортепиано), сохранив в полном объёме  две черты, характерные для русской музыки и Римского-Корсакова: ослепительно-красочные «оркестровки» и интерес к Востоку, который значительно фигурировал в истории царской России, а также ориентализм в целом. При этом очень важно оценить, насколько многопланово Римский-Корсаков с особой причудливостью раскрывал пленительные тайны Востока во множестве своих произведений. Все эти важнейшие особенности «Арабской песни» из сюиты  «Шахерезада» (1922) смогла привнести в свой пластический танец  автор хореографической композиции, ведущая балерина ГАБТ имени А. Навои Лола Исакова.


Свой талант балетмейстера-режиссёра и танцовщицы  Лола Исакова проявила также в хореографической интерпретации Вальса  из балета «Семь красавиц» Кары Караева. Музыкальную часть воплотили Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек (фортепиано).
Премьера балета состоялась 7 ноября 1952 года на сцене Азербайджанского театра оперы и балета в Баку в постановке выдающегося русского советского балетмейстера Петра Андреевича Гусева. Мелодия из балета звучит в Баку при въезде на станцию метро «Кара Караев». С тех пор балет обошёл весь мир. Шостакович написал: «Самое сильное в новом балете — его музыка!» Знаменитый дирижёр Евгений Светланов говорил о Каре Караеве и балете «Семь красавиц»: «Можно смело сказать, что здесь Караев поднялся до уровня мировых достижений в этом жанре». Представления замечательного балета имели большой успех и резонанс в Швеции,  Стокгольме, Гетеборге и, конечно, в Ташкенте. Этот балет с успехом шёл на сцене ГАБТ им. А. Навои в 60-ые годы прошлого века.


По духу танец  Лолы Исаковой (партия Айши) в унисон беспредельной фантазии музыки отличался разнообразием пластического рисунка, высоким пафосом подлинного темперамента, гармоническим языком и ярким национальным колоритом. Все исполнители Вальса из балета  «Семь красавиц» вызвали долгие овации в Музыкальной гостиной современным воплощением сложного замысла.
Программа скрипичного вечера не обошла вниманием современного узбекского композитора, которого называют мастером-симфонистом. Ни для кого не секрет, какое значение для нашего молодого государства имеет творчество Р. Абдуллаева – видного деятеля искусств, лауреата международных конкурсов, председателя Союза композиторов Узбекистана, профессора кафедры композиции и инструментовки ГКУз. Рустам Абдуллаев успешно работает  в самых разных музыкальных жанрах: опера, балет, симфония, симфоническая поэма, камерно-инструментальное творчество, фортепианный концерт, вокальный цикл, романс, песня.  Юлдуз Яхшибаева (скрипка) и Юлия Шек (фортепиано) исполнили полифоническую по звучанию «Колыбельную» Рустама Абдуллаева, созданную в годы Независимости.  


Концерт торжественно завершили Юлдуз Яхшибаева (скрипка), Тахир Усманов (скрипка), Даниэль Бингер (скрипка), Алишер Рустамов (скрипка), Юлия Шек (фортепиано). Они подарили слушателям «Прелюдию и Аллегро в стиле Пуньяни» Фрица Крейслера. Эта великая вдохновенная, как молитва, музыка утверждала присутствие  Духа Божия на земле и призывала к созиданию добра, света, мира и любви.
Главная героиня вечера Юлдуз Яхшибаева была счастлива за восторженные улыбки, рукоплескания благодарных зрителей, букеты цветов от родных и не очень близких людей, полюбивших её за талант дарить людям радость в будни и в свой день рождения, который стал для всех гостей вечера скрипичной музыки запоминающимся настоящим праздником.



Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий