По специальному приглашению
Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Московский театр «Современник» пять
счастливых вечеров подарил жителям и гостям узбекской столицы. Самый
востребованный Московский театр показал клубный вечер «Неформат» 19-20 ноября 2019 г. на сцене Молодёжного театра
Узбекистана. В рамках гастролей 21 11 19 состоялся задушевный творческий вечер
народного артиста России Сергея Гармаша на сцене Академического русского
драматического театра Узбекистана. Наконец
21-23 ноября 2019 г. на сцене ГАБТ им. А. Навои с аншлагом успешно
прошёл спектакль «Три сестры» А.П. Чехова
в постановке Московского театра «Современник. Инициаторы гастролей приняли решение показать
спектакли «Современника» в Ташкенте в рамках благотворительной программы.
Билеты на спектакли были переданы службами Министерства культуры Узбекистана сотрудникам
бюджетной сферы – учителям, врачам, представителям творческой интеллигенции и
работникам СМИ: такой щедрый подарок дорогого стоит и запомнится поклонникам
Мельпомены надолго.
Пьеса «Три сестры» А.П. Чехова,
поставленная на сцене Московского театра «Современник» Галиной Волчек, имеют
долгую историю. Впервые она была представлена
зрителю в 1901 году. В 2008 году Галина Волчек поставила «Три сестры» заново. Она
сумела максимально точно передать публике атмосферу жизни прошлых лет. Режиссёр-новатор
не только полностью обновила с помощью молодых исполнителей актёрский ансамбль
спектакля. Она изменила внешние и внутренние ритмы спектакля, наполнив его
современной энергетикой. Герои спектакля обездолены и надломлены, однако не
смяты душевно. Режиссёр уловила глубокий трагизм героев, роднящий пьесу с нашим временем.
Три сестры, Ольга, Маша и Ирина,
дочери недавно умершего генерала Прозорова, живут вместе с братом Андреем в
одном из северных губернских городов России. Они молоды: старшей, Ольге, в
первом действии пьесы 28 лет, а младшей, Ирине, – 20. Замужем из них одна Маша.
Несмотря на свою юность, сёстры уже чувствуют неудовлетворённость жизнью. Ольга
преподаёт в гимназии и не любит свою работу, которая раздражает и утомляет её.
Маша не слишком счастлива со своим суховатым, недалёким мужем Фёдором
Кулыгиным. Ирина пока работы не имеет, и её угнетает бесполезное, бесцельное
существование, лишённое напряжения и труда. Сёстры любят с волнением вспоминать
о своём радостном детстве, проведённом в Москве. Их семья уехала из Москвы 11
лет назад, но до сих пор Ольге, Маше и Ирине кажется, что возвращение в этот
город изменило бы всю их судьбу, озарив её новым, светлым смыслом. Отъезд в
Москву становится для них заветной мечтой и главным лейтмотивом спектакля,
который – увы! – по разным причинам трудно осуществить.
Сёстры Прозоровы очень
образованны и интеллигентны, вот только не знают, что такое счастье. Но время
неумолимо движется вперед, и их брат Андрей женится на Наташе, простой провинциальной
девушке. В это время сёстры в доме чувствуют себя еще более уныло. К сожалению,
судьба к ним неблагосклонна. Основная мысль героинь Чехова такова: «Жизнь
уходит в какую-то пропасть…». Будучи совсем молодыми, они уже успели устать от
этой беспросветной унылой жизни.
Эта драма жизни воспитанных образованных девушек,
на первый взгляд, слишком обыденна, но в
то же время очень трогательна. Супруга
Андрея, напротив, поразительно проста и безвкусна. Это проявляется во всём,
начиная от нарядов и заканчивая манерой разговаривать. Затронутые в пьесе
больше ста лет назад жизненные темы остаются актуальными и сегодня: поиски
человеком смысла жизни и счастья, стремление самореализоваться, познать нечто
новое и интересное. А может быть, многие из нас и сейчас продолжают так жить?
Пронзительные «Три сестры» Галины Волчек –
спектакль о зыбкости происходящего с нами, о тревоге сегодняшнего дня, о том,
что каждый из нас хоть раз не решался на какой-то самый важный шаг, поступок,
перемену в жизни… На первый взгляд, пьеса кажется вполне хрестоматийной,
знакомой нам со школьной скамьи. В постановке Галины Волчек она звучит совсем неожиданно. В спектакле
проявляется очень личный взгляд на знакомый текст, полный драматизма и поэзии.
Новая режиссёрская трактовка делает
постановку по-настоящему откровенным разговором, на приглашение или даже призыв
к которому едва ли возможно не откликнуться. Галина Волчек о своей постановке
говорит: «…У Чехова нет однозначности. Нет плохих и хороших людей. У него все
плохие-хорошие или хорошие-плохие. Как мы. И я его за это обожаю».
Эмоциональная игра актёров впечатляет и
завораживает. В постановке приняли участие: Виктория Романенко (Ирина), Ольга Дроздова
(Ольга), Алёна Бабенко (Маша), Кирилл Сафонов (Вершинин, подполковник), Шамиль
Хаматов (Тузенбах, барон, поручик), Илья
Древнов (Солёный, штабс-капитан), Михаил Жигалов (Чебутыкин, военный доктор),
Илья Лыков (Андрей Прозоров), Сергей Юшкевич (Фёдор Кулыгин, учитель гимназии),
Евгений Павлов (Федотик, подпоручик) и другие. Внимания достойны и превосходные
декорации и сценические костюмы, которые вместе с актёрами переносят зрителей в
начало двадцатого века в один из уездных городов России. Примечательно, что в
центре декорации огромный горбатый деревянный мост словно соединяет то время с
нашим и реальный мир с мечтой.
В замечательных драмах Чехова:
«Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», «Три сестры», многие из которых
идут на сцене «Современника», - с редкой объективностью нарисована русская интеллигенция в период безвременья
восьмидесятых-девяностых годов XIX
века, погибаюшая от неврастении, безволия, сознания своего бессилия в борьбе с
засасывающей пошлой средой. Эта атмосфера в спектакле нам напоминает переходные
90-е и нулевые годы XXI
века. Тогда мы в муках заново
возрождались на руинах распавшегося Союза и заново строили отношения в семье и в раздробленном обществе
в новых условиях Независимости, толком не зная ни её базовых нравственных основ,
ни её радужных социальных перспектив, но при этом все хотели и надеялись стать
счастливыми людьми. Многие из нас за советами обращались к бессмертной русской классике.
Антон Павлович
Чехов (1860-1904) — великий русский писатель и драматург. Классик мировой
литературы родился в семье купца. Учился в греческой школе-гимназии, затем - в
Московском университете на медицинском факультете, который окончил в 1884 году.
После этого занимался врачебной практикой. В годы учёбы Чехову приходилось
подрабатывать: был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие
юморески. Дебют в печати состоялся еще на первом курсе, когда юный писатель
отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску. Рассказы Чехова были
впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»).
В апреле-декабре 1890 г. Антон
Павлович совершил путешествие на Сахалин, изучал жизнь ссыльных. Впечатления
отразились в произведениях: «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6». Вёл
общественную деятельность в 1892-1899 гг. В это время было написано много
произведений, среди которых пьесы Чехова: "Вишневый сад", "Три
сестры", "Чайка", "Дядя Ваня". Постановка
"Чайки" на сцене МХАТа в 1898 году стала триумфом Чехова-драматурга.
Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. В
настоящее время А.П. Чехов - один самых популярных драматургов во всех театрах
мира.
А.П.Чехова всегда волновали
судьбы современников. Он признавался: «Я
хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите,
как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это
поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь. Я её не увижу, но я
знаю, она будет совсем иная, не похожая на ту, что есть. А пока её нет, я опять
и опять буду говорить людям: поймите же, как вы плохо и скучно живёте».
Первые постановщики «Трёх сестёр»
и других пьес Чехова были создатель и руководитель Московского Художественного
театра Вл. И. Немирович-Данченко совместно с К.С. Станиславским. Они изучали
новую манеру постройки чеховских пьес и обнаружили в них «почти механическую связь отдельных диалогов», «точнее, действие может
обойтись без любого из этих кусков». Вместе с тем К. С. Станиславский отмечал:
«Глубина чеховских произведений для
вдумчивого и чуткого актера неисчерпаема».
В середине ХХ века пьесу «Три
сестры», которая не сходила со сцены даже во время Второй мировой войны,
воспринимали уже по иному:
- Благодаря Чехову мы
отчётливо видим этот мир конца прошлого века — конца реакции и кануна эпохи
революции. Мы знаем, Чехов хорошо понимал, что конец этот наступает, и
напряженно предчувствовал новый день России (Е.А. Федин).
- Драматургия Чехова была
новаторской. Изучая её, мы поражаемся глубиной мысли, умением в самом простом и
обыденном увидеть всю глубину и тонкость человеческих переживаний (М. Я.
Кедров).
По мнению некоторых
исполнителей, «Галина Борисовна Волчек хотела добиться стремительности, её
волновал образ промелькнувших воспоминаний в головах трёх сестёр о всей их
жизни. Так, как это, говорят, бывает перед смертью. Отсюда "сепия"
костюмов, крутящийся круг, условность декораций и образ моста, как перехода,
может быть, в мир иной. Но этого ничего не вышло на деле. Никакой
стремительности нет, начиная с технической проблемы круга и заканчивая
неправильным существованием в контексте основного решения. Стремительность не
вопрос скорости, а вопрос действия и способа существования. Этого трудно было
добиться на премьерных спектаклях, а сейчас, по прошествии времени спектакль
"осел". Он перестал быть цельным, именно с точки зрения режиссёрского
замысла. Если представить себе, что мы все существуем так, как хотела бы
Волчек, спектакль должен был быть другим и идти, как минимум, на 30 минут
короче».
По мнению специалистов, новый метод построения
пьес создаёт своеобразие Чехова-драматурга, которое заключается: в особой
ритмичности; в обязательности характеристики действующих лиц лейтмотивами; в
музыкальности глубокой лирики и отсутствии прочного сюжетного каркаса —
сценария. Так, первое действие «Трех сестёр» можно начинать играть с середины,
а потом переходить к началу акта и т. д. Нарушенная последовательность в
отдельных сценах ничего не меняет в общем композиционном замысле, настолько
рыхл и расплывчат чеховский сценарий. Отсутствие движения в беллетристике,
действия в пьесах — недостаток, в котором Чехов сам признаётся в своих дневниках….
Чехов не Островский и порой бывает скучен. Но театр на то и театр, зритель
должен сопереживать героям, а не ждать с нетерпеньем конца затянувшегося
спектакля. Л.Н.Толстой нередко высказывался, что Чехов был слабый драматург.
Игра актёров компенсировала эти
недостатки пьесы. Все персонажи трактованы живо и убедительно. И так много
находишь созвучного в них своей собственной душе, за что низкий поклон режиссёру! В «Трёх сестрах» у каждого персонажа есть свой
лейтмотив: основной мотив Ирины, Ольги и Маши — «В Москву, в Москву!»;
Вершинина — мечты о будущей жизни; Федотика — увлечение фотографией и страсть
делать подарки; Наташи — Бобик, Софочка, французские фразы.
Герои пьесы не свободные
перелётные птицы, они заключены в прочную социальную «клетку», и личные судьбы
всех, в неё попавших, подвластны законам, по каким живёт вся страна,
переживающая всеобщее неблагополучие. Не «кто?», а «что?» господствует над
человеком. У этого главного виновника несчастий и неудач в пьесе несколько имён
— «пошлость», «низость», «грешная жизнь».
Особенно зримым и неприглядным
выглядит лицо этой «пошлости» в размышлениях Андрея: «Город наш существует уже
двести лет, в нём сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на
других… Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят,
пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой
сплетней, водкой, картами, сутяжничеством…».
В
«Трёх сёстрах» не суждено сбыться
даже самым скромным надеждам героев пьесы. Солёный, влюбленный в Ирину,
провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Тузенбах не рассказывает
Ирине о предстоящей ему дуэли. Из рощи за рекой слышится далёкий выстрел, и
пришедший вскоре оттуда врач Чебутыкин сообщает, что барон убит.
Надломленному Андрею не хватает
сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки «посох»: «Отчего мы,
едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны,
бесполезны, несчастны?…»
Батарея покидает город. Звучит
военный марш. Ольга: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! […] и,
кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать! (Музыка играет всё тише и тише
- ремарка). Если бы знать, если бы знать!» Ирина плачет над своей разбитой
судьбой. В заключительной сцене три сестры стоят, прижавшись друг к другу на
мосту, и говорят друг другу о том, что надо жить, надо понять смысл этой внешне
бесцельной жизни и постараться обрести его.
Чехова сегодня ставят особенно активно, потому что мы вновь
переживаем те же обстоятельства, мы живём в таких же рыночных отношениях
сегодня, в которых жили герои Чехова. Мы испытываем себя на прочность в таких же
похожих ситуациях: продавать или не
продавать квартиру; менять на дачки или не менять; прикупить кусочек земли или
не прикупить; уехать, бежать, бог знает куда, чтобы этим всем не заниматься, и
так далее. Наконец, эти обстоятельства, в которых жили чеховские герои, стали
для нас вполне тривиальными. Поэтому без него нам сегодня не обойтись.
Драматург всему этому дал абсурдное,
противоречивое, парадоксальное имя: КОМЕДИЯ.
Если объединить всех героев из
четырёх основных пьес А. Чехова –
«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад» - в одном «Проекте», как это уже было сделано в
Московском Новом драматическом театре (МНДТ) и в ташкентском Молодёжном
экспериментальном театре «Ильхом» Марка
Вайля («Лаборатория доктора Чехова»), то получится примерно такая картина непрерывной человеческой комедии:
- Я увезу тебя завтра, мы будем
работать, будем богаты, мечты мои оживут» – мечтает Тузенбах, оставивший
военную службу ради завтрашней счастливой любви. «Если я проживу до шестидесяти, то мне
остаётся ещё тринадцать. Как я проживу эти тринадцать лет?» - отчаивается
сорокасемилетний Иван Петрович Войницкий. Действительный статский советник
Сорин посмеивается над своей несостоявшейся мечтой: «В молодости когда-то хотел
я сделаться литератором – и не сделался…». «Я решила бесповоротно, жребий
брошен, я поступаю на сцену» - начинает новую жизнь юная Нина Заречная. «Какая
еще там новая жизнь! Наше положение, твое и мое, безнадежно» - подводит черту
под своей жизнью доктор Астров. А может
быть, и правда, мы напрасно чего-то ждем, строим иллюзии, собираемся жить в
завтрашнем светлом будущем?
В 2006 году театр «Ильхом» Марка
Вайля привёз в Москву три спектакля: «Бесплодные усилия любви» Вильяма
Шекспира, «Белый-белый чёрный аист» по произведениям классика узбекской
литературы Абдуллы Кадыри о горькой судьбе не похожего на других человека и «Лабораторию доктора Чехова». Казалось бы,
короткие чеховские комедии нашими театрами заиграны-переиграны, но и тут
«Ильхом» нашёл возможность удивить москвичей нежданными проявлениями
водевильных характеров.
А чем же все-таки всё закончится
в этой человеческой комедии? - задаются
вопросом зрители после просмотра спектакля «Три сестры». Ждём чего-то там, дальше… Нам всем кажется, что счастье где-то там,
в отдалённом будущем, тогда как оно
возможно только здесь и сейчас. И нет у наших историй конца. А есть одна
история, которая происходит каждый раз сейчас. Она-то и есть ЖИЗНЬ, которая,
как сказал классик: «Ничего не стоит, но и ничто не стоит Жизни», и как в финале спектакля произносят три сестры: «Надо жить!...»
В целом, Московский театр в одном спектакле сумел донести преемственность вековых художественных традиций классической постановки,
превосходную игру всех актёров, проникнутую тонкой чеховской философией, и особенную новаторскую атмосферу
«Современника». За все эти достоинства ташкентские зрители благодарно бурно аплодировали
артистам, стоя в течение пяти минут, и дарили
исполнителям букеты поздних осенних южных цветов.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий