вторник, 26 января 2021 г.

«Крещенский вечер» подарил страждущим обновление души

 



        Первого концерта в этом сезоне в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ народ, уставший от затянувшегося вынужденного добровольного заточения из-за пандемии, ожидал давно. Он состоялся 24 января 2021 года по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы среднеазиатского митрополичьего округа, и был посвящён пресветлым праздникам Рождества и Крещения Господня и при этом носил вполне светский характер. Программа «Крещенского вечера» охватывала популярные песни советской эпохи, любимые западные хиты, старинные русские романсы и народные напевы.



Автор проекта и композиции, а также ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан А.Е. Слоним - привлёк к участию в широкой программе ведущих солистов ГАБТ имени А. Навои. Зрители, как всегда, ожидали от концерта нового духовного заряда, утешения и хорошего праздничного настроения.

          Владыка Викентий поздравил всех присутствующих с пресветлыми православными праздниками, открывающими Новый год, и поблагодарил артистов ГАБТ за их преданное служение классическому искусству оперы и через него - простым страждущим людям не только на театральной сцене, но и в божественном храме и по многолетней традиции одарил всех участников концерта рождественскими подарками.

          Андрей Слоним в ходе программы не только анонсировал все концертные номера, но как обычно, дополнил, украсил и углубил крещенскую программу своими лирико-философскими и шуточными стихами. Этот необычный «Крещенский вечер» его ведущий открыл своим поэтическим произведением, которое родилось совсем недавно, одним махом приподняв всех слушателей на ту неземную тревожную высоту, с которой пришлось заново непредвзято осмысливать свою и окружающую жизнь сквозь призму сказанного и предстоящего на концерте, с чем только намечалась встреча впереди.:

                                                                                                                                                                           

Над миром смятенным, уставшим, больным

Сгустились туманы, как призрачный дым.

И лики добра, и обличия зла

Смешала бескрайняя серая мгла...

...Но в высях тех дальних горит, как всегда,

Даря свет лучистый, святая Звезда.

А где-то в невидимой дали земной

Волхвы совершают священный путь свой...

 

В безмолвии чуда они предстоят

Пред Тем, что свершилось... Чист Матери взгляд...

Тих спящий Младенец... Таинственен кров,

И святость главнейших несказанных слов...

...А мир наш людской в шуме, криках и мгле

Вершит суету на усталой Земле,

Как бешеный конь, что летит без узды,

Не видя Младенца, не узря Звезды...

 

Так два мира разных в пространствах своих

Живут в параллельности сущностей их,

Вершат свои жизни раздельно и врозь,

Надсадно скрипит мира нашего ось...

...В священную ночь неизменно волхвы

Молчанье хранят у Младенца главы.

Всё ведомо их откровеньям ума –    

И вещий Приход – и распятия тьма...

 

В просторах небес над жестокостью битв

Из звёзд уже сложен смысл вещих молитв,

Которым святая настанет пора

В момент возрожденья Любви и Добра.

А Тот, кто превыше начала начал,

Кто муки и тайну Бессмертья познал,

Всё ждёт, когда мир, замерев на ходу,

Увидит Младенца, и Мать, и – Звезду...

                                             


          И в продолжение затронутой темы дуэт Анастасии Юдиной и Лятифе Абиевой проникновенно исполнил духовное произведение «Хочу молиться…» митрополита Серафима (Чичагова), дав волю нашим самым потаённым возвышенным мыслям и желаниям. Лятифе Абиева передала в песне «О, солнце, засвети мне огонёк» того же своеобразного автора, соединившего в своей жизни и творчестве и беззаветность высшего служения, и мастерство духовного поэта и композитора – глубокое и тонкое молитвенное состояние человека, обращённого к Богу. Она также с полной отдачей и непосредственным жизнерадостным чувством спела «Золушку» И. Цветкова на стихи И. Резника, популярнейшую песню середины 70-х годов прошлого века, впервые исполненной Таисией Калинченко и юной Людмилой Сенчиной. Зал на первые аккорды любимой с молодости песни тотчас разразился аплодисментами, так как идея песни-сказки «Золушка» близка нам и сегодня: в ней есть надежда «маленького человека» на счастье, удачу, успех и любовь. Многие зрители вспомнили в этот момент замечательную Людмилу Сенчину, столь безвременно рано покинувшую земной мир – в эти дни этой своеобразной носительнице тонкой лирики исполнилось бы 70 лет...



Анастасия Юдина следом молниеносно из волшебной сказки вернула всех на нашу грешную землю жизнерадостной шуточной песней Е. Крылатова на стихи Ю. Энтина «Кабы не было зимы…» и русской народной песней «Валенки» из военного репертуара Лидии Руслановой, несущих собой дух оптимизма и веры в неунывающий русский характер, несмотря ни на что. 



Нурмахмат Мухамедов, как всегда, задушевно и с экзотичной восточной изюминкой исполнил Арию принца Раджами из оперетты «Баядера» и особенно зажигательно «Вдоль по улице метелица метёт» А. Варламова, так что заставил публику ему подпевать знакомые слова из популярной в народе зимней песни. 



По-новому лирично себя раскрыла Галина Голубкова после заглавных оперных арий, в которых мы её уже привыкли видеть и слышать на большой сцене ГАБТ. Нежно и по-женски чувственно она преподнесла зрителям «Историю любви» Ф. Лэя из кинофильма «Мужчина и женщина»; доверительно, с высоких нот переходя на шёпот, исполнила «Вы хотели мне что-то сказать» Е. Птичкина и вместе с ансамблем артистов ГАБТ, вдохновенно солируя, свежо и жизнерадостно, почти как когда-то в своё время Людмила Гурченко в комедийном фильме «Карнавал» Э. Рязанова, донесла искромётную песню А. Лепина (на стихи В. Лифшица) «Пять минут» с неугасимой верой, что завтра будет лучше, чем вчера и что самое хорошее только-только начинается в нашей жизни в Новом году, надо только искренне верить в свою мечту.  



Блистательная Елена Шавердова снова и снова изумляет зрителей талантом созерцать голосом красоту русской природы, исполняя «Белую берёзу» на стихи С. Есенина и музыку Людмилы Слоним. Знакомые строки со школьной скамьи приобретают новую жизнь и звучание, где каждая музыкальная фраза продиктована стихом и сердцем крестьянского поэта, неподражаемого певца русской деревенской природы. Елена Шавердова авансом достойно во всей красе вынесла на суд зрителей очень редко звучащее духовное произведение Дж. Верди “Ave, Maria”, нашедшее горячий отклик у зрителей. Полностью музыкальная антология этой мировой темы будет представлена на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои уже очень скоро – 19 февраля. Е. Шавердова также любовно воскресила старую песню Б. Мокроусова (на стихи А. Фатьянова) «На крылечке твоём» из кинофильма «Свадьба с приданным», затронув самые тёплые чувства наших зрителей.



Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова преподнесла зрителям три контрастных сюрприза. Она драматично исполнила «Старый муж» в обработке А. Верстовского (стихи А. Пушкина); мелодичный «Лунный вальс» И. Дунаевского из к/ф «Цирк» и жеманное произведение, полное женского кокетства и презрения к сильному полу - «Чёрный веер» П. Сарасате. Зрители сканировали «Браво» и долго не отпускали со сцены любимую артистку.



Молодой солист ГАБТ Ришат Решитов успел завоевать признание зрителей не только особым тембром своего баритона, осмысленной и искренней  интонацией голоса с  хорошим произношением, но и способностью перевоплощаться в художественный образ. Он одинаково хорошо передал страдания влюблённого юноши, предвкушающего первое свидание, в романсах П. Чайковского на стихи В. Гёте «Нет, только тот, кто знал…» и уже разочарованного зрелого мужчины, мучительно не могущего забыть предмет былой любви своей «В молчанье ночи тайной» С. Рахманинова на стихи А. Фета – звучащего в исполнении многих известных певцов, в частности – и Дмитрия Хворостовского. И отрадно, что в прочтении этого непростого романса Ришат Решитов убедил публику своим пониманием глубокой конфликтности этого произведения.



Стоит особо отметить, все номера звучали на высшем профессиональном уровне благодаря своеобразию исполнения каждого артиста и тончайшему, многогранному сопровождению на фортепиано музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним. На этом вечере впервые было исполнено её премьерное произведение: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» на стихи Сергея Есенина в трактовке Рахима Мирзакамалова. Молодой артист, несмотря на естественное волнение первого исполнения нового произведения, убедительно смог донести до зрителей глубокий лиризм музыки и поэтики стиха.  Это произведение было своеобразно уже тем, что до сих пор никто из композиторов не обратился к известнейшему есенинскому шедевру для того, чтобы сделать на его основе романс. У Людмилы Слоним получилось главное и самое непростое – раскрылся глубокий и горький смысл обращения одинокого и смятенного поэта не к человеческому собрату, а... к собаке. Только этому умному, но молчаливому существу поэт доверил свои сомнения, надежды, горечь разочарований и не уходящую боль одиночества. Думается, что родилось очень своеобразное и интересное произведение, которое, несомненно, ещё прозвучит в новых концертах. Публика тепло и искренне восприняла непростой смысл этого нового романса-моноспектакля. Людмила Слоним подарила слушателям и мелодию песни Ж. Гарварену «Вечная любовь». Во время звучания этого музыкального произведения каждый, пожалуй, слышал голос знаменитого Шарля Арзнавура, выдающегося исполнителя этого популярного французского шлягера.

В эти дни музыкальная общественность в странах СНГ отмечает столетие великого советского армянского композитора ХХ века, пианиста, педагога, народного артиста СССР - Арно Арутюновича Бабаджаняна  (21 января (по паспорту — 22 января) 1921 — 11 ноября 1983). Арно Бабаджанян, уроженец Еревана, долго жил и работал в Москве, писал как эстрадную, так и академическую музыку. Успешно сотрудничал с поэтами Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Леонидом Дербенёвым. На его музыку написаны такие песни-шлягеры, как «Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Благодарю тебя», «Свадьба», «Не спеши», «Чёртово колесо», «Год любви», «Верни мне музыку», «Лучший город земли», «Песня первой любви», «Ереван», «Судьба».

Среди исполнителей академической музыки композитора — Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Лев Власенко, Жан Тер-Меркерян, Давид Ханджян. Армянский композитор во многом развивал национальный мелос, творческий опыт С.В. Рахманинова и А.И. Хачатуряна. Эстрадные произведения Арно Арутюновича стали знаковыми в творчестве лучших советских певцов: Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Рената Ибрагимова, Софии Ротару, Жана Татляна, Вадима Мулермана, Анны Герман. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн». На эту музыку Роберт Рождественский написал стихи и посмертно посвятил их своему другу Арно Бабаджаняну. В странах Содружества независимых государств, где по-прежнему помнят и любят мелодии композитора, в честь знаменательной даты прошли концерты, выставки и музыкальные вечера.



Арно Бабаджанян вошёл в ХХ век как композитор-праздник, а праздник никогда не бывает без грусти. К юбилею армянского композитора ведущий солист ГАБТ Рахим Мирзакамалов с большим воодушевлением исполнил песню «Судьба» на стихи Роберта Рождественского из репертуара Муслима Магомаева, в которой «Опять по-новому звучат слова: «Я тебя люблю!»: Ты судьба! / Я без милости и щедрости твоей, / Как тень без солнца и берёза без ветвей. / Но ты без меня - / Очаг без огня. /Моя судьба!». И опять – таки стоит отметить, что Рахим Мирзакамалов в исполнении этой известнейшей вещи пошёл исключительно своим путём, раскрыв «от себя» и никого не пытаясь копировать – глубокий драматичный смысл этого замечательного творения.  Признательная растроганная публика дважды вызывала артиста на поклон.



Программа «Крещенского вечера» ещё раз продемонстрировала, что нигде в мире нет такой богатейшей культуры массовой песни, как в бывшем Советском Союзе. Каждый концерт в епархии открывает нам новые неизведанные пласты этого богатейшего духовного наследия, за что после концерта зрители благодарят снова и снова автора проекта – А.Е. Слонима и желают ему здоровья и творческого долголетия, тем более в канун его Дня рождения.  «Крещенский вечер» с лихвой превзошёл все ожидания страждущих и подарил зрителям новые жизнеутверждающие эмоции, обогатившие их внутренний мир и стимулирующие к новым подвигам людей в ежедневной борьбе за самовыживание и здоровье близких людей, в стремлении к новым рубежам стойкости и мужества, бескорыстного дарения добра и света окружающим людям.

 

Гуарик Багдасарова

Фото: Людмила Деканова

Комментариев нет :

Отправить комментарий