понедельник, 10 октября 2022 г.

Впечатления от выставки к 125-летию художника Усто Мумина в Государственном музее искусств Узбекистана

 

    В Государственном музее искусств Узбекистана в течение месяца (11.09.22 – 11.10.22) проходила выставка живописи и графики Александра Васильевича Николаева (Усто Мумин – псевдоним), посвящённая 125-летию художника, внёсшего значительный вклад в развитие изобразительного искусства ХХ века. Экспозиция включала 60 произведений из фонда ташкентского художественного музея: это его живописные работы, а также графические листы, созданные в восточных традициях и особом, свойственном только этому художнику, суфийском духе. 

   По мнению Бориса Чуховича, многолетнего исследователя творчества Александра Николаева, «Выставка Усто Мумина, открывшаяся в Ташкенте, очень важна для понимания магистральной роли, которую играет в сохранении искусства Узбекистана коллекция Государственного музея искусств. Новой выставкой музей, на протяжении десятилетий пребывавший в тени Нукуса, вновь демонстрирует, что по многим позициям его собрание шире и многограннее коллекции Савицкого, и не менее последней достойно фигурировать на международных площадках. Выставка представила, как минимум, 22 графические и 20 живописных работ художника (На выставке их было значительно больше – примеч. авт.). Среди них широко известные работы 1920-х годов: «Весна» (1923), «Бача-дутарист» (1924), «Беданобоз» (1928), а также живопись тридцатых и сороковых годов.

Среди редко выставлявшихся произведений Мумина – «Портрет жены» (первая половина 1930-х), «Старик с внуком» (1945), «Ходжа Насреддин на базаре» (1947), живописная серия «Уйгурский театр» (1943-1944), «Портрет Юлдаша Ахунбабаева» (1951), темпера «Земля отцов» (1945). На выставке представлен ташкентский вариант «Портрета юноши в меховой шапке» и несколько графических листов. Открытая выставка – крупнейшая экспозиция Мумина с 1978 года. Она свидетельствует, что ташкентские музеологи гораздо более цельно и последовательно, нежели Савицкий, подошли к собиранию «монографической коллекции» художника, благодаря чему сегодня ГМИ в состоянии представить всю эволюцию творчества Николаева».

Художественный стиль Усто Мумина вполне можно назвать «поэтическим реализмом»: это фантазии на темы исчезнувшего для нас времени. Сегодня мы вглядываемся в него глазами художника, и он вводит нас в состояние экстаза, приближающего человека к божественному состоянию, - так чувствовали суть радения (радости) суфии. Погружаясь в состояние радения, суфии выкрикивали и пропевали эмоциональные поэтические фразы, приближаясь к подсознательному, к духовным откровениям. Дочь близкого друга Александра Николаева – искусствовед Римма Еремян -  в статье 2009 года описывала пристрастие молодого Усто Мумина к очень похожим на медитации или тихий зикр длительным уединениям в заброшенных зданиях старых улиц Самарканда. Это состояние в октябре 2006 года пытался передать основатель и художественный руководитель негосударственного экспериментального театра «Ильхом» в Ташкенте Марк Вайль (1952-2007) на персональной выставке живописи Усто Мумина и в спектакле «Радение с гранатом» по мотивам творчества художника в стенах своего родного театра. Два мероприятия были приурочены к 110-летию художника Серебряного века, в творчестве которого соединились: авангард, красота, мастерство и тайна, полная свобода, глубина и простота.


    Нынешняя выставка вызвала у посетителей благодарность музейным работникам и искусствоведам, кто сохранил для нас творчество и двойное имя русского художника, крещённого в православии Александром Николаевым, принявшего в молодости католичество, в более зрелом возрасте  проникнувшего суфизмом и завершившего своё путешествие в философском пространстве религий мусульманским вероисповеданием. В своих лучших живописных работах, представленных на выставке, мастер сумел соединить несоединимое: традиции иконописи, восточной миниатюры, итальянского и мусульманского ренессанса.



        Эти работы, по мнению искусствоведа, заведующей отделом народно-прикладного искусства Узбекистана, Ольги Юрьевны Удовенко, являются визитной карточкой Государственного музея искусств Узбекистана. Все они созданы в Туркестане, куда советский художник вместе с группой молодых московских художников переехал из России в 1920 году с целью укрепления и развития национального искусства. «Восток поразил меня своей сказочностью, пленил необычайностью бытового уклада, очаровал своим декоративным искусством…» — воспроизвела слова заслуженного деятеля искусств Узбекистана Александра Васильевича Николаева экскурсовод Ольга Юрьевна, много лет проработавшая в Государственном музее искусств имени И. Савицкого, первого из коллекционеров, собравшего работы художника и оставившего после себя в Нукусе музей-легенду. Она любезно согласилась провести нас с приятельницей, художником и поэтом Татьяной Грушиной, по выставочному залу на первом этаже музея и с трогательной любовью и нежностью подробно рассказывала о каждом экспонате выставки, действительно, достойном восхищения.








     Большинство из этих живописных произведений гармонируют с весенним настроением. Среди них: «Бахор» («Весна»), «Мальчик-беданабоз», «Учитель», «Беданабоз», «Дутарист», «Уйгурский театр» и другие. Особую художественную ценность представляют «Автопортрет» художника, «Портрет жены художника», «Старик с внуком», «Женский портрет», «Чайханщик», «Портрет актёра», «Портрет юноши». Эти камерные портреты дополняют многофигурные живописные композиции: «Ходжа Насреддин на базаре», в которой каждый персонаж представляет собой отдельный эмоциональный характер – от бая до дервиша - во главе с фольклорным смелым, честным и лукавым, благородным и хитрым народным героем в центре полотна.


    В экспозицию попала картина «Гребцы» (1929), выполненная в совершенно другой манере, близкой к супрематизму, где все детали символической динамичной композиции подчинены стихии ветра, чётко прописанным глубоким волнам и волевому упорству гребцов на штормящих водных просторах. Существует версия о том, что картина принадлежит кисти К.С. Малевича, «патриарха геометрической абстракции», а не А.В. Николаева. Малевич разрабатывал композиции с фигурой в белой тунике на корме лодки и с гребцами не один раз, - они известны по публикациям его творческого наследия. Картина была подарена автором Александру Николаеву в 1928 году в Ленинграде. Впервые это полотно экспонировалось на выставке, организованной театром «Ильхом» в Ташкенте в 2006 году в память о художнике А.В. Николаеве (Усто Мумине). Картина «Гребцы» напоминает нам сегодня историю знакомства художника Александра Васильевича Николаева с Казимиром Севериновичем Малевичем (1878 - 1935). Как известно, А. Николаев был учеником К. Малевича, у которого он перенял стройность супрематизма, логический строй живописного языка, высказанный полотнами и ритмическими тезисами учителя. «Гребцы» хорошо вписались в коллекцию русского авангарда, поступившей в Ташкентский художественный музей в 1920-х годах. Впоследствии треугольники строений смягчаются под кистью Николаева округлым завершением, он стремится к гармонии, тишине. Такую тишину он нашёл в старом Самарканде.

Строительство социалистической индустриальной жизни в Туркестане врывается в творчество мастера новыми темами: «Первый металлургический завод в Беговате» (1946). Многофигурная композиция «Земля отцов» воспевает День Победы 9 мая 1945 г. и вернувшегося с фронта воина-победителя, достойно защищавшего своё Отечество.





Пейзажи наблюдательного Усто Мумина наполнены особой нежностью к уходящему времени и ностальгией по прошлому, сохранившемуся в  глинобитных дувалах, цветущем урюке над забором саманного домика, одинокому дереву во дворе стационара: таковы «Старый город», «Цветущий урюк», «Дворик», «Осенний пейзаж», «Уголок стационара» и другие. 


Среди ярких натюрмортов выделяется ощущением праздника «Натюрморт с гранатами» (1937). Возможно, этот живописный натюрморт, выполненный маслом, наряду с  темперой «Радение с гранатом» (1923), хранящейся в Государственном музее искусств Востока в Москве, вдохновили режиссёра-постановщика театра «Ильхом» Марка Вайля назвать свой знаменитый спектакль «Радение с гранатом», получивший восторженные отклики критиков и довольно противоречивые толки у ташкентской публики.







    Творчество художника многогранно. Неповторимый почерк Усто Мумина чувствуется в настенной росписи, акварели, книжной графике, театральных декорациях и эскизах полотен. На выставке были представлены книжные иллюстрации, эскизы костюмов и другие графические листы: «Анекдоты Насреддина Афанди», «Страшный Тегеран» М. Козими, «Абу кетмен», «Тахир и Зухра», декорации к опере А. Козловского «Улугбек». В них художнику удавалось с помощью чёрно-белых и цветных акварельных красок в полной мере выразить новую окружающую революционную действительность как процесс всеобщего обновления. Театр как нельзя лучше отвечал таким представлениям и вмещал на сцене массовое стихийное действие. Способность театра дать пищу для размышлений о месте человека в безграничном пространстве оставалась сильной привязанностью Николаева, включая 1940-е гг., когда он пробовал себя в качестве сценографа. В его лаконичных графических листах открывается нам волшебный мир литературных героев и исторических персонажей. Даже в эскизах костюмов он передавал характерные одухотворённые черты Улугбека, Тахира и Зухры, Ходжи Насреддина и многих других.

        Александр Васильевич Николаев  — наиболее легендарная персона в истории изобразительного искусства в Узбекистане. За его жизнеутверждающим искусством и соответствующей художественной экспозицией стоял тернистый жизненный путь художника Усто-Мумина (1897-1957), в которой была любящая жена Ада Евгеньевна Корчиц-Николаева; трое детей, двое из которых погибли – младший сын из-за несчастного случая, он упал с высокой орешины и разбился; старший сын погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. Единственная дочь Марина пошла по стопам отца, стала художницей и в настоящее время живёт со своей семьёй в Австрии. За спиной многострадального художника были аресты и сталинские лагеря, подорвавшие его здоровье и укоротившие его творческую жизнь.

Александр Николаев родился в 1897 году в Воронеже в семье военного инженера. Окончил Сумский кадетский корпус. В 1918 году посещал студию художника Бучкури в Воронеже. В 1919 году продолжил художественное образование в Государственных Свободных художественных мастерских у Казимира Малевича в Москве. Был ненадолго мобилизован в Красную армию. В 1920 году по мандату ТуркЦИК приехал в Туркестан. Жил в Самарканде, где принял ислам под именем Усто Мумин, что в переводе с тюркского означает «мастер». Ездил в командировки в Бухару и Хиву. В 1924 году переселился в Ташкент. В 1938 году был арестован НКВД по обвинению в контрреволюционном заговоре. Провёл в лагерях четыре года, освобождён в 1942 году. Работал над спектаклями Ташкентского оперного театра и Уйгурского театра в Андижане. В 1950-м был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств УзССР». Умер в Ташкенте в 1957 году.

Сохранилась чудом фотография, на которую ссылаются современные искусствоведы. Её обнаружил Марк Вайль в процессе работы над спектаклем «Радение с гранатом». На ней Александр Николаев изображён с неизвестным другом. На её обороте сохранилась записка, адресованная этому неизвестному другу. Сегодня мы её воспринимаем как моральный кодекс и заповедь художника, хотя подобная философия модернизма полностью противоречит идеям суфизма. От суфия требуется искренняя любовь к Богу, искреннее послушание и преданность наставнику, искреннее следование пути, как это описано в поэме «Язык птиц» суфийского толка Алишера Навои. Здесь на обороте старой фотографии совсем другая «исповедь хулигана»: «Кабан! Если я сдохну или просто придётся нам расстаться с тобой — оставляю тебе 4 небольшие заповеди: 1. Будь искренен. 2. Никогда не довольствуйся малым – это удел нищих духом. 3. Учись любить себя. Вся трудность уменья любить себя в том, что эта трудность всё время колеблется между самопожертвованием и эгоизмом. 4. Запрещённый плод сладок. Смело срывай все запрещённые плоды».

Тамара Санаева, блогер сайта «Вернисаж», сообщила в интернете: «Вечером, после посещения выставки, пришла весть, что надгробная плита на месте последнего приюта Усто Мумина на Боткинском кладбище, почти совершенно раскрошилась и смешалась с землёй. И не видно, что в юбилейную дату, 30 августа 2022 г., кто-нибудь смахнул пыль с заросшего травой камня-"подушки' и положил на него хотя бы одну розу. Лишь волонтёры группы "Памяти ташкентцев" прибрали, как могли, последний печальный приют художника и вспомнили о нём добрым словом».




Усто Мумин так и остался самой загадочной персоной в истории изобразительного искусства ХХ века. Он прочно связан тончайшими душевными нитями с искусством Серебряного века, а также его дружеским окружением: близость с Казимиром Малевичем, Кузьмой Петровым-Водкиным, поэтами Михаилом Кузьминым и Анной Ахматовой, композитором Алексеем Козловским. Ещё при жизни он стал культовой фигурой и легендой и умер в свои неполные 60 лет, унося свою тайну в вечность. В его жизни было много любви и отчаяния – однако всё органично смешалось в его искусстве самым гармоничным образом. В своих утончённых поэтических произведениях он обречён жить вечно таким, каким сотворил его Бог, - большим Художником.

 

Гуарик Багдасарова

 Фото автора и Татьяны Грушиной

Фотографию с Боткинского кладбища предоставила Татьяна Вавилова


Комментариев нет :

Отправить комментарий