В Государственном музее искусств Узбекистана в течение месяца (11.09.22 – 11.10.22) проходила выставка живописи и графики Александра Васильевича Николаева (Усто Мумин – псевдоним), посвящённая 125-летию художника, внёсшего значительный вклад в развитие изобразительного искусства ХХ века. Экспозиция включала 60 произведений из фонда ташкентского художественного музея: это его живописные работы, а также графические листы, созданные в восточных традициях и особом, свойственном только этому художнику, суфийском духе.
По мнению Бориса Чуховича, многолетнего
исследователя творчества Александра Николаева, «Выставка Усто Мумина, открывшаяся в Ташкенте, очень важна
для понимания магистральной роли, которую играет в сохранении искусства
Узбекистана коллекция Государственного музея искусств. Новой выставкой музей,
на протяжении десятилетий пребывавший в тени Нукуса, вновь демонстрирует, что
по многим позициям его собрание шире и многограннее коллекции Савицкого, и не
менее последней достойно фигурировать на международных площадках.
Выставка представила, как минимум, 22 графические и 20 живописных
работ художника (На выставке их было значительно больше – примеч. авт.).
Среди них
широко известные работы 1920-х годов: «Весна» (1923),
«Бача-дутарист» (1924), «Беданобоз» (1928), а также живопись тридцатых и
сороковых годов.
Среди
редко выставлявшихся произведений Мумина – «Портрет жены» (первая половина
1930-х), «Старик с внуком» (1945), «Ходжа Насреддин на базаре» (1947),
живописная серия «Уйгурский театр» (1943-1944), «Портрет Юлдаша Ахунбабаева»
(1951), темпера «Земля отцов» (1945). На выставке представлен ташкентский
вариант «Портрета юноши в меховой шапке» и несколько графических листов. Открытая
выставка – крупнейшая экспозиция Мумина с 1978 года. Она свидетельствует, что
ташкентские музеологи гораздо более цельно и последовательно, нежели Савицкий,
подошли к собиранию «монографической коллекции» художника, благодаря чему
сегодня ГМИ в состоянии представить всю эволюцию творчества Николаева».
Художественный
стиль Усто Мумина вполне можно назвать «поэтическим реализмом»: это фантазии на
темы исчезнувшего для нас времени. Сегодня мы вглядываемся в него глазами
художника, и он вводит нас в состояние экстаза, приближающего человека к
божественному состоянию, - так чувствовали суть радения (радости) суфии. Погружаясь
в состояние радения, суфии выкрикивали и пропевали эмоциональные поэтические
фразы, приближаясь к подсознательному, к духовным откровениям. Дочь близкого
друга Александра Николаева – искусствовед Римма Еремян - в статье 2009 года описывала пристрастие
молодого Усто Мумина к очень похожим на медитации или тихий зикр длительным
уединениям в заброшенных зданиях старых улиц Самарканда. Это состояние в
октябре 2006 года пытался передать основатель и художественный руководитель негосударственного
экспериментального театра «Ильхом» в Ташкенте Марк Вайль (1952-2007) на
персональной выставке живописи Усто Мумина и в спектакле «Радение с гранатом» по
мотивам творчества художника в стенах своего родного театра. Два мероприятия
были приурочены к 110-летию художника Серебряного века, в творчестве которого
соединились: авангард, красота, мастерство и тайна, полная свобода, глубина и
простота.
Строительство
социалистической индустриальной жизни в Туркестане врывается в творчество мастера
новыми темами: «Первый металлургический завод в Беговате» (1946). Многофигурная
композиция «Земля отцов» воспевает День Победы 9 мая 1945 г. и вернувшегося с
фронта воина-победителя, достойно защищавшего своё Отечество.
Пейзажи наблюдательного Усто Мумина наполнены особой нежностью к уходящему времени и ностальгией по прошлому, сохранившемуся в глинобитных дувалах, цветущем урюке над забором саманного домика, одинокому дереву во дворе стационара: таковы «Старый город», «Цветущий урюк», «Дворик», «Осенний пейзаж», «Уголок стационара» и другие.
Александр Васильевич Николаев — наиболее легендарная персона в истории
изобразительного искусства в Узбекистане. За его жизнеутверждающим искусством и
соответствующей художественной экспозицией стоял тернистый жизненный путь
художника Усто-Мумина (1897-1957), в которой была любящая жена Ада Евгеньевна
Корчиц-Николаева; трое детей, двое из которых погибли – младший сын из-за
несчастного случая, он упал с высокой орешины и разбился; старший сын погиб на
фронте в годы Великой Отечественной войны. Единственная дочь Марина пошла по
стопам отца, стала художницей и в настоящее время живёт со своей семьёй в
Австрии. За спиной многострадального художника были аресты и сталинские лагеря,
подорвавшие его здоровье и укоротившие его творческую жизнь.
Александр
Николаев родился в 1897 году в Воронеже в семье военного инженера. Окончил
Сумский кадетский корпус. В 1918 году посещал студию художника Бучкури в
Воронеже. В 1919 году продолжил художественное образование в Государственных
Свободных художественных мастерских у Казимира Малевича в Москве. Был ненадолго
мобилизован в Красную армию. В 1920 году по мандату ТуркЦИК приехал в
Туркестан. Жил в Самарканде, где принял ислам под именем Усто Мумин, что в
переводе с тюркского означает «мастер». Ездил в командировки в Бухару и Хиву. В
1924 году переселился в Ташкент. В 1938 году был арестован НКВД по обвинению в
контрреволюционном заговоре. Провёл в лагерях четыре года, освобождён в 1942
году. Работал над спектаклями Ташкентского оперного театра и Уйгурского театра
в Андижане. В 1950-м был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств УзССР». Умер
в Ташкенте в 1957 году.
Сохранилась
чудом фотография, на которую ссылаются современные искусствоведы. Её обнаружил
Марк Вайль в процессе работы над спектаклем «Радение с гранатом». На ней Александр
Николаев изображён с неизвестным другом. На её обороте сохранилась записка,
адресованная этому неизвестному другу. Сегодня мы её воспринимаем как моральный
кодекс и заповедь художника, хотя подобная философия модернизма полностью
противоречит идеям суфизма. От суфия требуется искренняя любовь к Богу,
искреннее послушание и преданность наставнику, искреннее следование пути, как
это описано в поэме «Язык птиц» суфийского толка Алишера Навои. Здесь на
обороте старой фотографии совсем другая «исповедь хулигана»: «Кабан! Если я
сдохну или просто придётся нам расстаться с тобой — оставляю тебе 4 небольшие
заповеди: 1. Будь искренен. 2. Никогда не довольствуйся малым – это удел нищих
духом. 3. Учись любить себя. Вся трудность уменья любить себя в том, что эта
трудность всё время колеблется между самопожертвованием и эгоизмом. 4.
Запрещённый плод сладок. Смело срывай все запрещённые плоды».
Тамара
Санаева, блогер сайта «Вернисаж», сообщила в интернете: «Вечером, после
посещения выставки, пришла весть, что надгробная плита на месте последнего
приюта Усто Мумина на Боткинском кладбище, почти совершенно раскрошилась и
смешалась с землёй. И не видно, что в юбилейную дату, 30 августа 2022 г., кто-нибудь
смахнул пыль с заросшего травой камня-"подушки' и положил на него хотя бы
одну розу. Лишь волонтёры группы "Памяти ташкентцев" прибрали, как
могли, последний печальный приют художника и вспомнили о нём добрым словом».
Гуарик Багдасарова
Фотографию с
Боткинского кладбища предоставила Татьяна Вавилова
Комментариев нет :
Отправить комментарий