понедельник, 17 октября 2022 г.

В гостях на бенефисе мастера сцены Валерия Юлдашева в ГТМК (оперетты) Узбекистана было по-семейному празднично и задушевно: «В 60 – всё только начинается!»

 

                                Послушайте!

                                Ведь, если звезды зажигают -

                                значит - это кому-нибудь нужно?

                                Значит - это необходимо,

                                чтобы каждый вечер

                                над крышами

                                загоралась хоть одна звезда?!

                                                      (Вл. Маяковский)                                  

В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана стало уже доброй традицией отмечать круглые даты артистов  их бенефисами, как это было принято в истории русского театра и как это редко встречается в наше время. Четырнадцатого октября 2022 года сюда на Творческий вечер 60-летнего мастера сцены, кавалера ордена «Дустлик», Валерия Юлдашева, помимо постоянных поклонников его таланта – благодарных зрителей, юбиляра пришли поздравить директор театра Бури Абдужалилович Ганиев, главный режиссёр театра Гульрух Нажидова, многочисленные коллеги и друзья по сцене, почётные гости из разных столичных театров и Узбекфильма, - отовсюду, где актёр оставил добрый след своего таланта. Валерий Муратович Юлдашев в парадном фраке со свойственной ему скромностью смущённо улыбался, встречая гостей на сцене родного театра, и отшучивался: «Всему своё время: время разбрасывать камни и время собирать камни».

В.М. Юлдашев родился 12.10.1962 в городе Есиль (Казахстан). В 1984 году окончил Ташкентский Государственный театрально-художественный институт им. А.Н. Островского по специальности «Актёр драматического театра и кино (курс Д.Л. Либуркина). Вместе с ним учился ныне директор ГАРДТ, заслуженный артист Республики Узбекистан О.А. Васильев. Он пришёл на праздник к своему другу со студенческих лет вместе с заведующим литературной частью ГАРДТ – В.Л. Островским. Олег Васильев рассказал зрителям, что Валерий Юлдашев в студенческую бытность на их курсе был непоседой-заводилой: хорошо играл на гитаре, сочинял песни и стихи, ходил в походы, всегда был душой компании и мечтал об успешной актёрской карьере. Он вспоминал, как они хорошо сыгрались в прошумевших спектаклях на сцене Государственного академического русского драматического театра. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Валерий Юлдашев играл Попечителя богоугодных заведений, а Васильев – Осипа, слугу Хлестакова. В «Провинциальных анекдотах» по А. Вампилову в «Истории с метранпажем» (анекдот первый) О. Васильев сыграл бюрократического администратора гостиницы Калошина, а его друг Валерий Юлдашев во втором анекдоте «Двадцать минут с ангелом» исполнил романтическую роль агронома Хомутова. Валера с этими ролями прекрасно справился и имел ошеломляющий успех у зрителя. Владимир Островский подчеркнул многогранность творчества бенефицианта и посвятил ему одическое послание с пожеланием дальнейшего процветания его многогранного таланта. Большому успеху и признанию В. Юлдашева предшествовал тернистый путь ученичества и приобретения актёрского опыта в кино и в театре.

В. Юлдашев начал свою творческую деятельность в Кашкадарьинском областном музыкально-драматическом театре им. Мулла Туйчи Тошмухамедова, где сыграл следующие роли: Искандер («Дуэль»), Базильский («Двадцать минут с ангелом»), Камаев («Метронпаж»). Далее он упорно наращивал творческий опыт в Театре-студии киноактёра, Молодёжном театре Узбекистана, Республиканском театре юного зрителя, «Аладдине», а также на киностудии «Узбекфильм», где снялся в более 30 фильмах.

В моей беседе с юбиляром перед концертом на вопрос, где артист всего комфортней себя чувствовал, Валерий Муратович без тени сомнения отвечал, что он полностью реализовал свои возможности на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, куда он пришёл в 2008 году зрелым, вдумчивым, всегда ищущим новые формы артистом. Его незаурядные актёрские данные и большой творческий потенциал, вокальные данные позволили в кратчайшие сроки влиться в классический и современный репертуар театра. За годы работы в театре им созданы около двадцати больших и серьезных ролей, каждая из которых были тепло приняты зрителями и получили высокую оценку театроведов, критиков и журналистов. Среди них: Фери («Сильва»), Пенижек  («Марица»), директор театра («Баядера»), полковник Богданович («Весёлая вдова»), Аугустино («Цилиндр»), Режиссер («Тетя, я женюсь!»), Вор («Любовь в стиле блюз»), полковник Френсис Чесней («Здравствуйте, я ваша тётя»), Флориндо («Слуга двух господ»), Фархад (“Тётя, я женюсь”), Платон (“Украденная невеста”), Султанбек (“Аршин Мал Алан”), Фроим Грач (“Биндюжник и король”), Молла Дост (“Наша Майсара”),  Аксакал Вали (“Это было в махалле”), Бергамен (“Романтики”), Бернар (“The Musical), Бунш («Иван Васильевич меняет профессию»), Князь («Граф Люксембург»); Астролог Гусейн Гуслия в интерпретации мастера сцены Валерия Юлдашева («Ходжа Насреддин»).

- Это мой театр, я люблю петь, - так говорит о настоящем месте работы преданный служитель Мельпомены Валерий Юлдашев. – Грузинские пьесы очень люблю. Мои любимые роли Князя в мюзикле «Ханума» и Платона в музыкальном атмосферном спектакле - «Украденная невеста». Есть в карьере Валерия Муратовича и несостоявшаяся роль, о которой он мечтал в молодости, – это Ромео в шекспировской драме «Ромео и Джульетта». Зато с удовольствием играет близкий ему по духу и способности любить - Бернара (“The Musical), подчёркивая при этом: «Любви все возрасты покорны». В зрелом возрасте артист мечтает сыграть Короля Лира в одноимённой шекспировской трагедии и по этому поводу шутит: «Там я уже опоздал, а здесь я ещё не созрел для новой роли. Я ещё молодой. В 60 всё только начинается!..». Так что потенциал бенефицианта очень широк и психологически многомерен. – У нас очень хорошая дружеская атмосфера в театре, - продолжает нашу беседу В. Юлдашев. – Меня здесь сразу приняли со всеми объятиями и предложили много творческой работы: «Вперёд!». Начал сразу песни писать для себя и текущих спектаклей.

В. Юлдашев талантливый актёр, профессионально владеет музыкальными инструментами (фортепиано, гитара), он автор стихов и исполнитель своих песен, часть из которых вошли в спектакли театра: «Дорогая моя Памела», «А у нас во дворе», «Цилиндр», «А у нас во дворе-2». Им были написаны тексты песен к более десяти спектаклям.

В. Юлдашев является наставником молодых артистов, передаёт им свой богатый творческий опыт. Он преподавал «Сценическую речь» и успел выпустить студентов трёх двухгодичных курсов. Многие из них работают сейчас с ним в этом театре.

«У молодёжи, - признаётся юбиляр, - мы можем позаимствовать только их задор. У нас, мастеров, они легко перенимают опыт. Этот энергетический обмен начинается с репетиций и завершается во время спектакля уже как результат». 

- Ваше амплуа, кого бы Вы ни играли, отличает домашняя доверительная интонация, естественность поведения на сцене, как в жизни. Откуда это в Вас?

- От Бога, наверное. Не люблю помпезность. И сегодня мне хочется придать концерту домашность, семейную теплоту. Пусть зрители чувствуют себя как в гостях у меня дома.

- Что повлияло на вашу актёрскую судьбу и сформировало ваш окончательный выбор играть на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана?

- Я, вообще-то, поначалу хотел играть в кино. После окончания Театрально-художественного института (факультет актёра драмтеатра и кино) отработал в Каршинском театре и после службы в Советской Армии  лет 18 штатным актёром снимался на Узбекфильме. В кино полдня сидишь, ждёшь съёмки, потом отсняли один кадр – и ты уже никогда к нему не вернёшься, ничего не изменишь, а театр – это живой организм. В театре ты годами живёшь с тем или иным художественным образом, всякий раз по-новому его интерпретируешь, в зависимости от настроения и переосмысления своего героя и, конечно, воли режиссёра. Я работал с разными режиссёрами, мы понимали друг друга с полуслова. Главное для меня – это комедийный жанр, в котором я себя чувствую как рыба в воде и даже могу иногда внести в роль какую-то уместную здоровую интерпретацию. Моей натуре всегда был близок комедийный жанр – в кино и в театре.

Список сыгранных взрослых ролей В. Юлдашева дополняют детские музыкальные сказки: Царь («Не по щучьему велению»), Король («Кот в сапогах»), Король («Золушка»). В этих спектаклях с особой яркостью проявился темперамент и индивидуальность артиста, его широкий творческий диапазон, многогранность его дарования. По мнению режиссёра театра Натальи Салиховой, не каждому актёру удаётся находить контакт с маленькими зрителями – детьми школьного и дошкольного возраста:

- Талант Валерия Муратовича проявляется не только на сцене, но и в жизни. Он обладает особыми душевными качествами, внутренней теплотой, вниманием и добротой, поэтому его так любят дети и взрослые артисты-коллеги и зрители. Он галантный мужчина, что встречается в наши дни довольно редко. С ним поговоришь и обретаешь крылья – ты можешь парить навстречу своей мечте и легко решать будничные творческие проблемы.

Мы с ним много вместе работали: в «Хануме» я играла  главную роль – Хануму, Валерий - великолепно играл Князя, «The Musical», где я играю Катрин, актёр легко и правдоподобно проживал влюблённого Бернара. Своей позитивной энергетикой он всегда поддерживает партнёров в спектаклях, с ним легко работать на сцене. В моей постановке «Золушка» он восхитительно играет Короля. Замечательный Король, вроде чуть глуповатый, как бывает в сказках, но это не тиран, а хороший добрый человек, заботящийся о своём королевстве. В заключительном монологе Король-Юлдашев искренне говорит о Золушке, что «Это же великолепно: верность, благородство, умение любить - эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придёт конец" - и дети сызмала где-то на подсознательном уровне начинают понимать, что «мир красота спасёт» не мыслимая без доброты», как в своё время об этом говорил Ф.М. Достоевский устами князя Мышкина в романе «Идиот». «Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» -  так князь Мышкин рассуждал о Наталье Филипповне.

В юбилейном концерте приняли участие гость программы Севара Хайдарова с песней на французском языке из репертуара Эдит Пиаф; мастера сцены, заслуженные артисты Узбекистана – Фируз Максудов и Суръат Артыков, ведущие солисты Тамара Мадонова, Игорь Бухаидзе, Диана Шерезданова, Рузанна Рахимова, Елена Баронина, Бабур Чулиев, Константин Морозов. В театрализованном концерте были заняты солисты мужского хора и балета театра. 




Программу концерта юбиляр открыл «Грузинской песней» («Виноградная косточка») Булата Окуджавы. На своём творческом вечере мастер сцены Валерий Юлдашев вместе с коллегами Тамарой Мадоновой, мужским балетом представили отрывки из классических оперетт: «Сцена и дуэт Каролины и Пеликана»; «Сцена и дуэт Божены и Пенижека»; «Все мы театралы» (Валерий Юлдашев, Темур Каримов, мужской хор, балет) в сопровождении оркестра театра под управлением дирижёра – заслуженного деятеля искусств Батыра Расулова. Классика была дополнена интермедией Грузия «Тбилисо» (Валерий Юлдашев, Игорь Бухаидзе), а также импровизированной тематической сценкой с участием Валерия Юлдашева, заслуженного артиста Узбекистана Фируза Максудова и артистов женского балета. Программу украсили советские шлягеры и авторские песни бенефицианта: «Царство снегов и холодных душ», «Про любовь» под его гитарный аккомпанемент. Зрители горячо приняли песню Валерия Юлдашева «По следам моей памяти» в музыкальной обработке Ибрагима Назарова и наградили автора песни и присутствовавшего в зале композитора долгими аплодисментами.

Все участники отмечали главное качество их старшего товарища по сцене - его самозабвеннную преданность театру. Заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков в сопровождении женского балета исполнил свой коронный номер «На щёчке родинка» и дополнил его историей из жизни театра. Однажды Суръату  по поручению правительства Узбекистана и руководства театра пришлось уехать на гастроли в Ташобласть: спектакль, в котором он играл главную роль, срывался. Его дублёр Валерий Юлдашев находился в больнице после серьёзной операции. Дирекция театра обратилась к В. Юлдашеву с просьбой заменить исполнителя главной роли, на что больной на второй день после операции тотчас ответил с хрипотцой в голосе не раздумывая: «Я приеду». «Говорят, сцена лечит, - продолжил Суръат свой невыдуманный рассказ, прерывая бурные аплодисменты в зале. - Валерий Юлдашев вышел на сцену, сыграл спектакль и … выздоровел».


        Под занавес все участники программы от имени творческого коллектива, поклонников и администрации театра пожелали артисту новых феерических успехов в актёрской деятельности и новых кино- и театральных премий: «Ведь Вам под силу любая роль – на сцене Вы Король!». Концерт завершился легендарной песней «Виват король» (слова Ю. Рыбчинского, музыка Г. Татарченко) из репертуара Тамары Гвердцители в записи. Разумеется, подпевали все – на сцене и в зале. Она вызвала невольные слёзы признания, благодарности и со-радости Мэтру у артистов театра и зрителей, одаривших героя вечера букетами цветов, памятными подарками и ликующими возгласами «Браво!».

 …Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы, в конце концов,

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов...

…………………………………..

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

 - эти пророческие строки поэта Бориса Пастернака нашли своё подтверждение в актёрской судьбе нашего главного героя. Говорить со сцены с юмором о серьёзных проблемах, нести радость, улыбку, свет души, хорошее настроение  - в этом Валерий Юлдашев видит свой долг, в этом – его творческое человеческое счастье, в этом – его жизнь и желание: «Но быть живым, живым и только, / Живым и только до конца» - на сцене и в жизни.

 Гуарик Багдасарова

 Фото предоставлено ГТМК (оперетты) Узбекистана

Комментариев нет :

Отправить комментарий