В Ташкенте в минувший понедельник 10.10.22 прошли две значимые творческие встречи. В конференц-зале Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) прошла встреча с известным кинорежиссёром Али Хамраевым. Встречу предварила презентация нового документального фильма о режиссёре, созданного Борисом Бабаевым, - "Али Хамраев: Полёт продолжается". В эти же часы в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ шла творческая встреча с поэтом Сергеем Гординым, которая собрала большое количество почитателей его таланта, едва вместившихся в огромный зал. Среди них были непосредственные участники программы, читавшие его стихи, слагавшие ему заслуженные оды и благодарившие поэта за чуткое внимание к друзьям, читателям и даже малознакомым людям, его соотечественникам, раскиданным по миру.
Почётный гость клуба,
член СЖ Узбекистана, полковник МВД,
Михаил Дмитриевич Татарников, чью фотографию Сергей до сих пор хранит из его дембельского
чемоданчика, рассказал о многолетней дружбе с Сергеем Гординым. М.Д.
Татарников, отслужив, приехал после землетрясения восстанавливать Ташкент и
начал работать там же, где начинал работать С. Гордин, - в редакции газеты
"Строитель Ташкента" на тогдашней Красной площади. Татарников прочитал
посвящение ему Сергея Гордина и познакомил
собравшихся со своей новой книгой с заманчивым названием «Долгий путь к
себе».
К.И.
Панченко, замредактора «Звезды Востока», поблагодарила Сергея Гордина за его
трогательное посвящение единственному в Узбекистане русскоязычному литературно-художественному журналу,
который в этом году отмечает своё 90-летие, и открыла «маленький секрет для
большой компании», что в № 6 этого периодического издания будет опубликована
подборка стихов ташкентского поэта. Она торжественно вручила авторский юбилейный № 4 журнала Сергею Гордину и
подарила ещё один экземпляр клубу «Наше родословие».
Литературный редактор духовного и
литературно-исторического издания «Восток свыше» Лейла Шахназарова поделилась своей
профессиональной «подводкой» к этой долгожданной публикации, в которой каждое
слово было важно для автора стихов, так как оно олицетворяло всеобщее признание
его творчества: «Я не могу перестать писать…»
«Письма...
Сколько я их написал в юности – никому, в никуда, а ещё чаще – не тому. А
потом, постепенно, перестал это делать... Я не перестал писать, нет. Я не могу
перестать писать. Думаю, что это органика. Тысячи страниц, самому себе… Я
перестал их отправлять. Некому. А написать Вам – решился. Составленная вами
подборка моих стихов для «Звезды Востока» – большая радость. Ведь, что бы там
ни говорили, любое произведение может считаться состоявшимся, когда его прочтут
и примут. Даже не редакторы, нет, – просто люди, просто человек. Подсознательно
адресуешь именно к нему, к этому человеку. Так получилось, что сегодня издание
книги, публикация в печати стали сами по себе важными. Люди теперь говорят не о
том, что ты написал, а сколько книг напечатал. Хоть за обложками книг часто –
не раскрытые страницы, которые никогда не приласкал ничей взгляд, не тронула
ничья рука… Вспомнилось старое, самое страшное оскорбление у древних римлян,
читал, кажется, у Апулея, – «девственница, которую никто не пожелал». Так и для
литературного произведения бесконечно важно, чтобы оно было прочитано, – это,
может быть, важнее, чем где-то напечатано. И как в капле воды – весь океан, так
и в одном читателе может быть признание всего человечества. И ищешь этого
человека. Всегда ищешь человека. И самое главное в жизни – этого, своего,
человека найти».
Исповедальные,
страшно беззащитные в своей откровенности строчки. Прочитав их, я поняла,
почему поэзию Сергея Гордина воспринимаю не совсем как стихи. Это и правда не
стихи. Назову их скорее... интимный дневник. Не предполагающий заботы о форме,
совершенства образов, отточенности или хотя бы точности рифм. А просто –
адресующийся прямо в сердце. По крайней мере, в сердце друга».
Прочитанные
Лейлой стихи из поэтической подборки Сергея Гордина в «Звезде Востока»
подтвердили эту истину:
Незнаемый
совсем, –
Попала
искорка в него,
И
он спросил – зачем?
Его
стихи – мои стихи.
Он
смог, а я не смог.
Чужих
стихов на свете нет,
Когда
их пишет Бог.
Студент второго курса
ГКУЗ Данияр Джумаев покорил зрителей задушевным исполнением четырёх хитов ХХ
века: «Журавли», «Осенние листья», «Счастье вдруг…», «Синяя вечность». Все
собравшиеся любители поэзии почтили память народного поэта Узбекистана
Александра Файнберга (1939-2009) в присутствии его супруги Инны Глебовны
Коваль.
На мою просьбу к
Сергею Викторовичу Гордину рассказать немного о себе для сайта «Культура.Уз» он
охотно откликнулся и выдал своеобразное поэтическое эссе, которое на Востоке
всегда начинается с комплимента:
Доброе
утро, Гуарик! Какое же у вас красивое, поэтическое имя, приятно его писать и
произносить.
Вы
просили резюме, а я не знаю, как его написать не в стихах, потому что внешне
особо и писать нечего – не состоял, не участвовал, не был. Всё, как у многих –
даже за границей не был. Хотя жизнь была насыщена и, как мне кажется, богата
людьми, встречами и ошибками.
Марина
Ивановна Цветаева писала, что у поэта нельзя отнять, не зная ещё Елабуги, что
отнять все же можно, ведь любой поэт немножечко колокол – ударяя, о него
извлекают звук. Есть могучие, великие колокола поэзии, есть поменьше, есть даже
простые ямщицкие колокольцы, но и они прекрасно звучат – степь да степь кругом.
Разве не чудо?.. А порой, увы, колокол можно и разбить. Вспомнился сейчас
колокол в Угличе с вырванным ухом...
Но –
отвлекся. Родился под Ташкентом, тогда это был посёлок. Вроде недалеко от
города, а всё другое. Тогда не знали этого слова – аура, где все и всё связано
друг с другом. Тем более, когда родители врачи, вольно-невольно знаешь и
слышишь о всех. И болях их, и о радостях их.
Начинал
учёбу в интернате уже в старом городе. И тоже было хорошее и плохое, ведь не
все там оказываются, не все узнают кое-что о жизни, что недоступно
благополучным детям. И это тоже – в копилку. Да и сочинял я уже тогда –
заслушаешься. Как Шахерезада в тысячу (а их и было тысячи) и одну ночь.
Вспоминаю спальню на десяток-другой человек, а я им рассказываю о кораблях,
море, книгах. Читал очень много. Благо, там была хорошая библиотека. Окончил
уже обычную среднюю школу, вошедшую в городскую черту, что тоже здорово.
А
потом Ташкентский областной педагогический институт (Ангрен) недолго: серьёзная
травма, исказившая жизнь; два факультета в ТашГу, чтобы в итоге получить диплом
журналиста… И, конечно, огромная помощь, забота обо мне блестящих и
замечательных людей, педагогов. Без них бы не получил высшего образования, не
стал бы самим собой при тех отягчающих обстоятельствах…
И
пусть недолго, но Голодная степь, Нечерноземье – журналистика. В основном,
узбекское радиовещание: Гостелерадио Узбекистана.
Социальная
жизнь у меня кончилась довольно давно. И всё остальное – стихи. О личном что
говорить? Личное на то и личное, что отражается только средствами искусства и
то не всегда.
Из
забавных эпизодов, напоминающих фильм Форрест Гамп, – моё выступление во
времена, уж не знаю, как сказать - переворота или путча, перед дивизией
Дзержинского на самой Лубянке. Совершенно случайно меня прихватили коллеги из
Гостелерадио. Читал стихи. Слушали…
И
все же и Голодная степь, и Российское Нечерноземье, и даже Мангышлак, пусть
эпизодически, но это и было тем, чем жили мои современники, моя страна. Я был с
ними, я видел их, я находил в них отклик.
Это
сейчас, благодаря Интернету, меня читают, а долгое время это было просто
невозможно. Всё же журналистика - это формат, а то, что я делаю под формат, -
не попадает. Сейчас общение без посредников. Для меня самого странно, как много
людей думает, чувствует, как я.
За
мою жизнь мне посчастливилось всего трижды выступить перед людьми в большом
зале. Не прочесть одно-другое стихотворение, а именно провести встречу. Я уже
смирился с тем, что это бывает раз в тридцать лет, если, вообще, бывает. Поэтому
был поражён, что Ирина Вячеславовна Кепанова, (она сама себя считает волонтёром),
организовала такую встречу год назад, и
сейчас, уже находясь не в Ташкенте, удалённо организовала новую встречу в зале
Епархии, где несколько лет самозабвенно руководила клубом «Наше родословие». Ключевое
слово здесь «самозабвенно»: «По плодам их узнаете их». Благодарность ташкентцев
к ней безмерна. Три года ей помогал и учился у неё нынешний руководитель
сообщества Святослав Рябушев – красивый, светлый и одухотворённый человек.
Ирине Кепановой
Какие женщины
вчера сидели в зале,
Под стать
мужчинам, что вчера пришли,
Вы так меня собой
очаровали,
Не поскупившись на
слова любви.
Вам говорил о том,
как я живу,
Писал о мире, где
порой бывает,
Вы знаете,
непросто никому.
Как жизнь меня ни
била,
Пусть были вы,
порою вдалеке,
Я посылал вам
почтой голубиной
Написанные только
что стихи.
Как на духу, в нем
правду говорил,
Делился в строчках
самым сокровенным –
Я вас люблю!
Я вас всегда любил!
Вечер удался на славу – это был поэтический исповедальный диалог поэта с его читателями. Вот как о нём отозвался главный герой вечера: «Это была фантастика!!! До сих пор кружится голова и даже начал стесняться всех тех слов, которые были сказаны в мой адрес. Но я - читал для Вас. Спасибо! Так люди приняли, так - поняли! Спасибо! Так много пришло народу!.. Поэты - ловцы вчерашних дней. Хранители. В стихах все живы, всё живо - о, великий язык - все живо-трепещущие. Хорошее стихотворение - трепещется, бьётся, лишь бы не как рыба об лёд... лишь бы не рыбой об лёд... А иначе зачем?..»:
Спать это значит
красть –
В песочных часах
глаз,
Свой срок, оброк и
указ.
Мне страшно не
досмотреть
На этой осень
медь,
Этой речушки
грусть,
Страшно недо-
Вздохнуть.
Это чудо небес,
Где облачный
стынет лес,
А по коре дубов
Стекает заката
кровь.
Недолго осталось
ждать,
Не катится время
вспять,
И с ним журавлиный
клин,
Сбегающих вниз
осин.
Сбегающих вниз
людей…
И кажется всё
быстрей…
Успеть бы всё
досказать,
Доплакать,
Доцеловать.
Фото Сергея Мартыненко и Елены Ветвиковой
Комментариев нет :
Отправить комментарий