четверг, 13 октября 2022 г.

«А иначе зачем?..»: творческий вечер Сергея Гордина в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ пробил сердца слушателей любовью к ним

 

        В Ташкенте в минувший понедельник 10.10.22 прошли две значимые творческие встречи. В конференц-зале Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) прошла встреча с известным кинорежиссёром Али Хамраевым. Встречу предварила презентация нового документального фильма о режиссёре, созданного Борисом Бабаевым, - "Али Хамраев: Полёт продолжается". В эти же часы в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ шла творческая встреча с поэтом Сергеем Гординым, которая собрала большое количество почитателей его таланта, едва вместившихся в огромный зал. Среди них были непосредственные участники программы, читавшие его стихи, слагавшие ему заслуженные оды и благодарившие поэта за чуткое внимание к друзьям, читателям и даже малознакомым людям, его соотечественникам, раскиданным по миру.



    В организации музыкально-поэтической программы участвовали: создатель клуба «Наше родословие» Ирина Вячеславовна Кепанова (Москва); руководитель клуба «Наше родословие» и ведущий вечера Святослав Рябушев; Галина Викторовна Воротникова. Их помощники, члены клуба, декламировали стихи: Ирина Кокозиди, Елена Алексеева-Тюрк, Наталья Песня, Светлана Мосолова, Нурия Гарифулина, актриса ГАРДТ Узбекистана Александра Андреева, Наталья Возненко, Галина Воротникова, Гули Ташмухамедова, читавшая стихи Абдуллы Арипова, и многие другие любители поэзии.


Почётный гость клуба, член СЖ Узбекистана, полковник МВД,  Михаил Дмитриевич Татарников, чью фотографию Сергей до сих пор хранит   из его дембельского чемоданчика, рассказал о многолетней дружбе с Сергеем Гординым. М.Д. Татарников, отслужив, приехал после землетрясения восстанавливать Ташкент и начал работать там же, где начинал работать С. Гордин, - в редакции газеты "Строитель Ташкента" на тогдашней Красной площади. Татарников прочитал посвящение ему Сергея Гордина и познакомил   собравшихся со своей новой книгой с заманчивым названием «Долгий путь к себе».

К.И. Панченко, замредактора «Звезды Востока», поблагодарила Сергея Гордина за его трогательное посвящение единственному в Узбекистане  русскоязычному литературно-художественному журналу, который в этом году отмечает своё 90-летие, и открыла «маленький секрет для большой компании», что в № 6 этого периодического издания будет опубликована подборка стихов ташкентского поэта. Она торжественно вручила авторский    юбилейный № 4 журнала Сергею Гордину и подарила ещё один экземпляр клубу «Наше родословие».

          Литературный редактор духовного и литературно-исторического издания «Восток свыше» Лейла Шахназарова поделилась своей профессиональной «подводкой» к этой долгожданной публикации, в которой каждое слово было важно для автора стихов, так как оно олицетворяло всеобщее признание его творчества: «Я не могу перестать писать…»

«Письма... Сколько я их написал в юности – никому, в никуда, а ещё чаще – не тому. А потом, постепенно, перестал это делать... Я не перестал писать, нет. Я не могу перестать писать. Думаю, что это органика. Тысячи страниц, самому себе… Я перестал их отправлять. Некому. А написать Вам – решился. Составленная вами подборка моих стихов для «Звезды Востока» – большая радость. Ведь, что бы там ни говорили, любое произведение может считаться состоявшимся, когда его прочтут и примут. Даже не редакторы, нет, – просто люди, просто человек. Подсознательно адресуешь именно к нему, к этому человеку. Так получилось, что сегодня издание книги, публикация в печати стали сами по себе важными. Люди теперь говорят не о том, что ты написал, а сколько книг напечатал. Хоть за обложками книг часто – не раскрытые страницы, которые никогда не приласкал ничей взгляд, не тронула ничья рука… Вспомнилось старое, самое страшное оскорбление у древних римлян, читал, кажется, у Апулея, – «девственница, которую никто не пожелал». Так и для литературного произведения бесконечно важно, чтобы оно было прочитано, – это, может быть, важнее, чем где-то напечатано. И как в капле воды – весь океан, так и в одном читателе может быть признание всего человечества. И ищешь этого человека. Всегда ищешь человека. И самое главное в жизни – этого, своего, человека найти».

Исповедальные, страшно беззащитные в своей откровенности строчки. Прочитав их, я поняла, почему поэзию Сергея Гордина воспринимаю не совсем как стихи. Это и правда не стихи. Назову их скорее... интимный дневник. Не предполагающий заботы о форме, совершенства образов, отточенности или хотя бы точности рифм. А просто – адресующийся прямо в сердце. По крайней мере, в сердце друга».

Прочитанные Лейлой стихи из поэтической подборки Сергея Гордина в «Звезде Востока» подтвердили эту истину:

 Стихи бормочет человек,

Незнаемый совсем, – 

Попала искорка в него,

И он спросил – зачем?

 

Его стихи – мои стихи.

Он смог, а я не смог.

Чужих стихов на свете нет,

Когда их пишет Бог.

            

Студент второго курса ГКУЗ Данияр Джумаев покорил зрителей задушевным исполнением четырёх хитов ХХ века: «Журавли», «Осенние листья», «Счастье вдруг…», «Синяя вечность». Все собравшиеся любители поэзии почтили память народного поэта Узбекистана Александра Файнберга (1939-2009) в присутствии его супруги Инны Глебовны Коваль.



На мою просьбу к Сергею Викторовичу Гордину рассказать немного о себе для сайта «Культура.Уз» он охотно откликнулся и выдал своеобразное поэтическое эссе, которое на Востоке всегда начинается с комплимента:

Доброе утро, Гуарик! Какое же у вас красивое, поэтическое имя, приятно его писать и произносить.

Вы просили резюме, а я не знаю, как его написать не в стихах, потому что внешне особо и писать нечего – не состоял, не участвовал, не был. Всё, как у многих – даже за границей не был. Хотя жизнь была насыщена и, как мне кажется, богата людьми, встречами и ошибками.

Марина Ивановна Цветаева писала, что у поэта нельзя отнять, не зная ещё Елабуги, что отнять все же можно, ведь любой поэт немножечко колокол – ударяя, о него извлекают звук. Есть могучие, великие колокола поэзии, есть поменьше, есть даже простые ямщицкие колокольцы, но и они прекрасно звучат – степь да степь кругом. Разве не чудо?.. А порой, увы, колокол можно и разбить. Вспомнился сейчас колокол в Угличе с вырванным ухом...

Но – отвлекся. Родился под Ташкентом, тогда это был посёлок. Вроде недалеко от города, а всё другое. Тогда не знали этого слова – аура, где все и всё связано друг с другом. Тем более, когда родители врачи, вольно-невольно знаешь и слышишь о всех. И болях их, и о радостях их.

Начинал учёбу в интернате уже в старом городе. И тоже было хорошее и плохое, ведь не все там оказываются, не все узнают кое-что о жизни, что недоступно благополучным детям. И это тоже – в копилку. Да и сочинял я уже тогда – заслушаешься. Как Шахерезада в тысячу (а их и было тысячи) и одну ночь. Вспоминаю спальню на десяток-другой человек, а я им рассказываю о кораблях, море, книгах. Читал очень много. Благо, там была хорошая библиотека. Окончил уже обычную среднюю школу, вошедшую в городскую черту, что тоже здорово.

А потом Ташкентский областной педагогический институт (Ангрен) недолго: серьёзная травма, исказившая жизнь; два факультета в ТашГу, чтобы в итоге получить диплом журналиста… И, конечно, огромная помощь, забота обо мне блестящих и замечательных людей, педагогов. Без них бы не получил высшего образования, не стал бы самим собой при тех отягчающих обстоятельствах…

И пусть недолго, но Голодная степь, Нечерноземье – журналистика. В основном, узбекское радиовещание: Гостелерадио Узбекистана.

Социальная жизнь у меня кончилась довольно давно. И всё остальное – стихи. О личном что говорить? Личное на то и личное, что отражается только средствами искусства и то не всегда.

Из забавных эпизодов, напоминающих фильм Форрест Гамп, – моё выступление во времена, уж не знаю, как сказать - переворота или путча, перед дивизией Дзержинского на самой Лубянке. Совершенно случайно меня прихватили коллеги из Гостелерадио. Читал стихи. Слушали…

И все же и Голодная степь, и Российское Нечерноземье, и даже Мангышлак, пусть эпизодически, но это и было тем, чем жили мои современники, моя страна. Я был с ними, я видел их, я находил в них отклик.

Это сейчас, благодаря Интернету, меня читают, а долгое время это было просто невозможно. Всё же журналистика - это формат, а то, что я делаю под формат, - не попадает. Сейчас общение без посредников. Для меня самого странно, как много людей думает, чувствует, как я.

За мою жизнь мне посчастливилось всего трижды выступить перед людьми в большом зале. Не прочесть одно-другое стихотворение, а именно провести встречу. Я уже смирился с тем, что это бывает раз в тридцать лет, если, вообще, бывает. Поэтому был поражён, что Ирина Вячеславовна Кепанова, (она сама себя считает волонтёром), организовала такую встречу  год назад, и сейчас, уже находясь не в Ташкенте, удалённо организовала новую встречу в зале Епархии, где несколько лет самозабвенно руководила клубом «Наше родословие». Ключевое слово здесь «самозабвенно»: «По плодам их узнаете их». Благодарность ташкентцев к ней безмерна. Три года ей помогал и учился у неё нынешний руководитель сообщества Святослав Рябушев – красивый, светлый и одухотворённый человек.

    Вчера после выступления в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ, где меня так одарили приятием слушатели, я написал стихотворение, посвящённое человеку, который это всё организовал. Вот, подвожу им итог своего резюме:

  Благодарность

                             Ирине Кепановой

Какие женщины вчера сидели в зале,

Под стать мужчинам, что вчера пришли,

Вы так меня собой очаровали,

Не поскупившись на слова любви.

 Я жил для вас! Дышал для вас стихами,

Вам говорил о том, как я живу,

Писал о мире, где порой бывает,

Вы знаете, непросто никому.

 Но чтобы ни было,

Как жизнь меня ни била,

Пусть были вы, порою вдалеке,

Я посылал вам почтой голубиной

Написанные только что стихи.

 Я каждый стих писал, как самый первый,

Как на духу, в нем правду говорил,

Делился в строчках самым сокровенным –

Я вас люблю!

Я вас всегда любил!

 

 Вечер удался на славу – это был поэтический исповедальный диалог поэта с его читателями. Вот как о нём отозвался главный герой вечера: «Это была фантастика!!! До сих пор кружится голова и даже начал стесняться всех тех слов, которые были сказаны в мой адрес. Но я - читал для Вас. Спасибо! Так люди приняли, так - поняли! Спасибо! Так много пришло народу!.. Поэты - ловцы вчерашних дней. Хранители. В стихах все живы, всё живо - о, великий язык - все живо-трепещущие. Хорошее стихотворение - трепещется, бьётся, лишь бы не как рыба об лёд... лишь бы не рыбой об лёд... А иначе зачем?..»:

 Я не могу спать,

Спать это значит красть –

В песочных часах глаз,

Свой срок, оброк и указ.

Мне страшно не досмотреть

На этой осень медь,

Этой речушки грусть,

Страшно недо-

Вздохнуть.

Это чудо небес,

Где облачный стынет лес,

А по коре дубов

Стекает заката кровь.

Недолго осталось ждать,

Не катится время вспять,

И с ним журавлиный клин,

Сбегающих вниз осин.

Сбегающих вниз людей…

И кажется всё быстрей…

Успеть бы всё досказать,

Доплакать,

Доцеловать.

  СОЛЕНАЯ ГОРА ТАШКЕНТ СЕРГЕЙ ГОРДИН

 



Два часа прошли в атмосфере высокой поэзии: грустной, ироничной, весёлой, философской и неизменно мудрой. Истинная поэзия исцеляет наши души – внутренне освобождает нас от накипи повседневья, и мы обретаем себя, истинных. Музыкально-поэтический исповедальный вечер Сергея Гордина завершился вручением цветов и подарков и, конечно, коллективным фото на память, но в наших сердцах он продолжает звучать колокольным звоном.

 Гуарик Багдасарова

Фото Сергея Мартыненко и Елены Ветвиковой

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Комментариев нет :

Отправить комментарий