среда, 16 ноября 2022 г.

"Вы слушаете программу "Узбекистан-24…": портрет автора и ведущей передачи «Литературная гостиная» Натальи Юдиной на фоне современной радиожурналистики

 


Сигналы, посланные в эфир (одно из величайших изобретений достижений человечества - А. Попова и Г. Маркони в начале прошлого века),  стали впоследствии электронной революцией, изменившей не только информационный лик планеты, но самого человека. "Радио - вот дальнейшее продвижение слова, лозунга, поэзии. Поэзия перестала быть только тем, что видимо глазами. Революция дала слышимую поэзию. Счастье небольшого кружка, слушавших поэтов, привалила всему миру. Но в каждом стихе сотни тончайших ритмических, размеренных и других действующих особенностей, - никем, кроме самого автора - мастера, и ничем, кроме голоса, не передаваемых. Словесное мастерство личностно. Я не голосую против книги, но я требую 15 минут на радио! Я требую больше, чем скрипачи, права на граммофонную пластинку…" (В. Маяковский, 1927г.). По мнению российского диктора М. Микрюкова[1], "самый прекрасный звук - это человеческий голос, а из человеческих голосов самый прекрасный - голос друга".

Радиовещание в системе современных каналов коммуникации не только не потеряло аудиторию, но, напротив, энергично развивается в структурном и профессионально-творческом отношении. С одной стороны, государственное вещание лишилось прямой монополии на эфир: коммерческое и иное негосударственное вещание составляют ему ощутимую конкуренцию, а частные радиостанции существуют во многих маленьких городах на территории Узбекистана. С другой стороны, и в государственном, и в коммерческом секторах наметилась тенденция к внутренней монополизации.

Так, по своей специализации, разнообразной тематике выделяется государственный радиоканал «Узбекистан-24» («Ozbekiston-24»), в недавнем прошлом именовавшийся как "Ташкент". Канал вещает два раза в сутки по два часа. Выходит четыре часа ежедневно; в неделю всего 28 часов и при всех своих новых формах и наименованиях сохраняет достаточно высокий эстетико-нравственный уровень динамичного "живого" вещания на фоне всеобщего подыгрывания неразвитому вкусу массовой молодёжной аудитории. Исключение составляют телерадиоканалы "Ёшлар" и "Узбекистан", но они вещают, в основном, на узбекском языке. Неудовлетворённость спроса на русскоязычное общение в радиоэфире во многом компенсируют негосударственные радиостанции.

          К сожалению, эпоха информационного бума стала временем речевой агрессии, разрушающей взаимопонимание людей. По этому поводу писатель и журналист Виктор Пелевин, очень популярный среди студенческой молодёжи, заметил: "Когда человек перестаёт получать качественную пищу, а вместо неё получает отравленную, его духовность гибнет, и появляется отрицательная духовность, потребляющая эту отравленную пищу"[2].

В перспективе радиовещание всё более будет ориентировано на отдельного индивидуального слушателя, целевую аудиторию и интерактивные методы общения с ней, авторские содержательные передачи. А значит, на радио будут востребованы прежде всего такие профессионалы, мастера своего дела, как автор и ведущая «Литературной гостиной» Наталья Юдина, получившая в 2007 году правительственную награду - медаль "Шухрат" за свой вклад в развитие современной радиожурналистики. Она и её коллеги: Алёна Перепада, Севиль Джаббарова, Шахло Абзалова, Нигора Абдуллаева, звукорежиссёр Шахноза Дусмухаммедова, заместитель директора канала «Ozbekiston-24» Худойназар Дусткобилов - способны выделиться на общем звуковом фоне "лица необщим выраженьем" (Фёдор Тютчев).

Радиовещание в эпоху государственной независимости не утратило своих традиционных функций: информационной, просветительской, агитационной, пропагандистской, коммуникативной, и, разумеется, воспитательной, объединяющей многомиллионную разновозрастную и многонациональную радиоаудиторию в единую просвещённую демократическую общность. На протяжении более тридцати лет работники средств массовой коммуникации с разным успехом решают самую важную проблему - "это создание национальной независимой идеологии и практическое применение её в жизни"[3]. Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 27 июня 2022 года «О мерах по поддержке средств массовой информации и развитию сферы журналистики» подняло работу в этом направлении на новый уровень.

Как решает эту проблему автор и   ведущая полюбившейся многим радиослушателям программы "Литературная гостиная» Наталья Юдина в современных условиях расширения гласности, развития демократии,  диалогизации эфира, усиления интерактивного начала передач, перехода на прямоэфирное вещание, развитие здоровой конкуренции между радиослужбами и телепрограммами?

          Моя собеседница Наталья Николаевна отметила, что в последнее время, в связи с реформированием Национальной Узтелерадиокомпании, с начала 2006 года значительно улучшились организация и условия труда в редакционном коллективе, увеличился формат вещания на русском языке. Она стала более динамичной по темпоритму. В ней появились не только новые рубрики, но их разнообразное  жанрово-содержательное заполнение: «Актуальная тема», «Радиожурнал»,  «Молодёжь Узбекистана», «Литературная гостиная»,  «Гость в студии», «Будьте здоровы»,  «В мире искусства».

          В отличие от негосударственных коммерческих радиостанций, здесь, в первую очередь, заботятся о том, как можно больше и лучше донести до слушателя научные, социально-политические, культурно-воспитательные новости, касающиеся текущей жизни жителей узбекской столицы и Ташкентской области. Поэтому в "живом эфире" часто звучат голоса интересных гостей в студии: заслуженного деятеля искусств Узбекистана, режиссёра-постановщика ГАБТа А.Е. Слонима; поэта и литературного критика Н.Д. Ильина; психолога Л.В. Лошмановой; искусствоведа Е.А. Ярыгиной; руководителя Международного женского фонда "Шарк Аели - женщина Востока" С.Г. Турсунбаевой; исполнительного директора центра изучения мнения «Ижтимой фикр» М.К. Хаджимухамедова и многих других специалистов разных областей - предпринимателей, представителей ННО, экскурсоводов, воспитателей детских домов ("Мехрибонлик"), заслуженных педагогов и одарённых студентов вузов, выдающихся спортсменов республики. 

          Важную роль, по мнению Н. Юдиной, в специфических условиях вещания в нашей стране, когда из-за близости частот некоторые радиостанции, буквально, наложены в звучании друг на друга, сегодня играет "звуковое лицо" станции. Очень важно сохранить персонификацию подачи информации, индивидуализацию речи, интерактивное начало передач. К сожалению, эти три кита эффективности вещания современные радиоведущие понимают по-разному. Одни стремятся фамильярничать, заигрывать со слушателями, другие - шокировать громкими скандальными рубриками, третьи опускаются до нецензурной лексики в прямом эфире.

          Наталья Юдина, напротив, стремится в каждой передаче, прежде всего, дать возможность своим героям наиболее полно выразить себя и таким образом установить духовный доверительный мост с радиоаудиторией.  Она всегда подтянута, элегантна, интеллигентна, доброжелательна и любознательна. Она не равнодушна и всегда внимательна к своим героям и к своей аудитории. Она, в отличие от других радиоведущих, не страдает звёздной болезнью и не подражает западным "звёздам" эфира, не заимствует у них ныне новомодный скоростной темп чтения новостей, что затрудняет их слуховое восприятие.

          Наталья Николаевна всегда с достоинством ведёт себя как в прямом эфире, так и задолго до начала его, проживая жизнь героя и настраивая его на  искреннюю живую интересную беседу - без шпаргалки, без словесных просторечных штампов и канцеляризмов и одновременно требуя от себя и своих собеседников соблюдения  литературных норм разговорной речи. Это прерогатива государственного радиоканала "Узбекистан-24»". Сохраняя своё преимущество - оперативность, доступность для самых широких слоёв населения, практически безграничное распространение (волну fm 87,9 ловят  и в Чирчике, и на высотах урочища Чимган), техническую простоту и дешевизну производственного процесса, не только имея, но и в полной мере реализуя такие выразительные средства как голос, музыку, шум, - радиоканал "Узбекистан-24" обладает высоким потенциалом достоверности и образности в передаче информации о важнейших реальных событиях нашей непростой действительности. «В скором времени наш канал должен перейти на вещание по всей республике», - убеждена Наталья Николаевна.

На взгляд студентов бакалавриата и магистратуры  факультета журналистики  НУУ имени М. Улугбека, многие из которых проходили практику в студии государственного радиоканала «Узбекистан-24», в недавнем прошлом "Ташкент", здесь они испытали настоящий профессиональный интерес как к прямому эфиру, так и его полновластной хозяйке -  Наталье Юдиной, сумевшей покорить "неоперившихся" журналистов, делающих свои первые шаги на  практике, неповторимым доверительным, иногда задорным и лиричным тоном общения, соблюдением этикета во всех,  даже форсмажорных ситуациях, а также  улыбкой на лице и  в голосе,  своим всегда внимательным отношением  ко всем гостям студии и неразменным  профессионализмом. Среди них ныне старший редактор  Алёна Перепада, выпускница магистратуры факультета журналистики НУУз им. М. Улугбека (2009), моя бывшая студентка, кем я очень горжусь. 

          Таким образом, радиоканал "Узбекистан-24" с его обаятельной и современной во всех отношениях ведущей может служить образцом для негосударственных радиостанций: «Ориат-ФМ», «Гранд», «Максима». Чтобы снова услышать её задорный голос в эфире, достаточно настроить радиоприёмники на волну fm 87,9 и вы почувствуете себя не одиноко, а частицей духовного пространства, в котором вот так ненавязчиво - от сердца к сердцу - формируется культура нашего гражданского общества. А ещё её голос можно услышать в озвученных ею документальных фильмах Бориса Бабаева: «Мир шахмат Узбекистана», «Сидни Джаксон», «Культурное наследие Узбекистана».

 

Выдержки из дневника «По ту сторону эфира» радиоведущей «Узбекистан-24» Натальи Юдиной

Оказывается, сегодня отмечается Международный день художника. Об этом я узнала только сейчас и не смогла не отметить эту дату. Поскольку уже очень давно дружу со многими художниками и искусствоведами, я просто не мыслю свою жизнь без творчества, без изобразительного искусства, в том числе. С большим удивлением для себя в этом году я начала рисовать. Рисовать это, конечно, громко сказано. Несколько картин я разукрасила по номерам акриловыми красками и получила от этого процесса огромное удовольствие. Почувствовала себя творцом! Наверное, ни с чем нельзя сравнить это ощущение! Ты выпадаешь из реальности и находишься совершенно в другом мире, там время и события движутся особым образом. Но не обо мне сейчас речь.

Я поздравляю всех художников и искусствоведов с этим праздником.  Творчество сохраняет в человеке способность радоваться этому миру и любить его. «Каждый ребенок – художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» (Пабло Пикассо).

Хочу пожелать всем творцам находить вдохновение во всём, что окружает нас. Подобно тому, как Вы пишите картины, вы создаете другой новый мир, где люди чувствуют себя счастливыми и наполненными энергией, ценят индивидуальность и свободу (08 12 21).

Сегодня я поняла, что самое большое испытание для меня - это безделье.  Привыкнув жить в режиме многозадачности, последние 10 дней я просто выбита из колеи...   Нахожусь в Москве и наблюдаю суровую зиму (-26) из окна квартиры. Чувствую, что жизнь проходит мимо. Пытаюсь занять себя, но все тщетно. Все- таки все мы состоим из того, что наполняет каждый день нашей жизни: работа, общение, хобби и т.д.

(23.12. 21).

Искренность - это одна из составляющих моей работы на радио. Всё, о чём я пишу, беру интервью, все это - мне интересно и дорого. Невозможно сделать стОящий материал, будучи отстраненной от происходящего. Поэтому к записи каждого сюжета подхожу очень обстоятельно. Больше узнаю о человеке или событии, читаю материалы, касающиеся той или иной темы. Просвещаюсь. И, прежде чем начать беседу, интересуюсь, о чем мой собеседник не хотел бы говорить. Стараюсь вывести его на эмоциональное общение. Ведь, всё, что идёт от сердца, ни с чем невозможно перепутать.

Очень интересная беседа, как мне кажется, получилась с журналистом и режиссёром из России - Павлом Селиным после просмотра его документального фильма "Рассвет. Жемчужины Востока". Картина рассчитана на российского зрителя, но и нам, узбекистанцам, она будет тоже любопытна. Вот уж действительно: «Большое видится на расстоянии» (20.12. 21).

…У меня на застеклённом балконе моей однокомнатной квартиры – «Ласточкиного гнезда» - рядом с картинами профессиональных мастеров напротив окна на стене висит осенний пейзаж в розовом свете, подаренный мне автором, художником-любителем Натальей Юдиной. Я его назвала строчкой своего стихотворения «Я вся сиянье дня!». Думаю, именно эта внутренняя солнечная связь с внешней жизнью духовно породнила меня, поэта, публициста, искусствоведа, частого гостя «Литературной гостиной», с талантливым радиожурналистом и очаровательной женщиной Натальей Юдиной на долгие счастливые годы неутомимого творческого поиска и новых открытий.

 

Гуарик Багдасарова

 

 

 

 

 



[1] Микрюков М. Из записок диктора.

[2] Пелевин В. Generation "П" - М.: Вагирус, 2000.

[3] Каримов И.А. На пути духовного возрождения. - Т., Узбекистан, 1998. С. 123

Комментариев нет :

Отправить комментарий