Данковцы собрались в очередной вторник
01.11.22 под сенью квартиры-музея узбекского композитора Сулеймана Юдакова,
чтобы отметить несколько знаменательных событий. Мы отпраздновали День рождения
нашего собрата по творческому объединению - художника, барда и поэта Фаузи
Мухамеджанова (27.10.22 ему исполнился 71 год); отметили 130-летие со дня
рождения Марины Цветаевой (26.09.1892., Москва –
31.08. 1941.,
Елабуга) стихами этого восхитительного поэта Серебряного века и песнями под
гитару барда, лауреата международных фестивалей «Осенний аккорд» и «Чимганское
эхо» Ольги Абишевой (она исполнила свою
авторскую песню «Музыка дождя» и две песни («Любовь непрошеная», романс «Между
нами такая даль…») на стихи Гуарик Багдасаровой); а также вспомнили лучшие страницы
творчества Ивана Бунина (10 (22) октября 1870, Воронеж - 8 ноября 1953, Париж).
Он был первым лауреатом Нобелевской премии из русских писателей: Бунину её присудили
в 1933 году с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает
традиции русской классической прозы». По мнению самого классика, такое
признание было связано, в первую очередь, с его автобиографическим романом
«Жизнь Арсеньева».
Музыкально-литературный
вечер открыла руководитель ЛТО «Данко» Фарида Борик. Она поздравила Фаузи
Мухамеджанова с Днём рождения, преподнесла ему памятный подарок и пожелала
удвоить достижения во всех сферах творчества. Её поддержали поздравительными
адресами имениннику все присутствующие любители поэзии и музыки в стихах и
прозе. Фаузи Мухамеджанов ответил на добрые пожелания друзей авторскими
лирическими и юмористическими миниатюрами и афоризмами, опубликованными в
коллективном сборнике стихов ЛТО «Данко» (Т., 2021), вызвавшими горячий отклик
в содружестве поэтов и музыкантов: «Над цветами я летаю, / Собираю с них
нектар, / И людей я вдохновляю / Раскрывать природный дар. / Я волшебник и
мечтатель, / и ценитель красоты. / Людям всем дарю я счастье / И заветные
мечты».
Рассказ
Фариды Бобрик о жизни и творчестве Марины Цветаевой вызвал дискуссию среди
данковцев именно потому, что она как поэт была, по её же гениальной формуле,
«утысячерённым человеком». Ничто человеческое не было ей чуждым, и у неё оно
было много сильнее, богаче, острее, чем у обычных людей. Но мир её творчества – «иррацио» - был для
неё главнее. У неё всегда «вначале было Слово». Она была убеждена, что поэт –
«медиум», и она много знала «отродясь», «наперёд своей писательской судьбы»,
когда ей было ещё 20 лет:
Разбросанным
в пыли по магазинам
(Где
их никто не брал и не берёт!).
Моим
стихам, как драгоценным винам,
Настанет
свой черёд.
В
этот ноябрьский прохладный вечер данковцы согревались не только глотками
домашней «вишнёвки» от Фаузи Мухамеджанова, но и «драгоценными винами» стихов
Марины Цветаевой. Их проникновенно читали Фарида Бобрик, Дина Финютина, автор
этих строк. Главной темой в жизни и творчестве Цветаевой была Любовь, причём
многоликая. Но ей, по мнению её дочери Ариадны Эфрон, была свойственна двоякость.
Все чувства её находились или в противоборстве, или противостоянии и
никогда не были однозначны, как и её поэзия, отсюда происходит её одиночество
не по годам даже в самой ранней юности. Себя Марина Цветаева олицетворяла с
Психей (душой), которая находилась в вечной вражде с Евой (плоть). Один из
цветаевских стихотворных сборников так и назывался «Психея». Книгу своих неизданных
стихов Марина Цветаева намеревалась назвать «Просто – сердце…». Жизнеутверждающее
начало в её творчестве чудесным образом сочеталось и с высокой трагедией, и с
верой в истинную любовь.
Как
гений, она всё время щедро расточала себя и в конце жизни осталась ни с чем. По
мнению литературоведа Анны Саакянц, глубокого исследователя жизни и творчества
Марины Цветаевой, конец её был закономерен, когда всё с тою же великой силой
духа она осознала, что существовать дальше не имеет никакого смысла. «Ибо у
каждого свой рок, и именно поэт знает свой последний час, - утверждает авторитетнейший
цветаевед Анна Саакянц в предисловии к двухтомному изданию стихов и прозы
Марины Цветаевой («Час души», «Просто – сердце»). – Её смерть была мужественным
и мудрым актом» (М.: Экспо-пресс, 1998. С. 19). В середине 80-ых годов прошлого
века была открыта во Вселенной малая планета и наречена именем Марины
Цветаевой.
Вторая
часть нашего собрания была посвящена И.А. Бунину, которого по праву ставят с
именами Толстого, Чехова, Горького. Фарида Бобрик в своём докладе сделала
акцент на менее известную стезю в творчестве писателя – его поэзию. Массовому
читателю больше знакомы его прозаические произведения: «Деревня», «Митина
любовь», «Листопад», «Тёмные аллеи», «Жизнь Арсеньева».
Бунин
не принял Октябрьской революции, навсегда покинул родину в 1920 году, связав
свою дальнейшую жизнь с Парижем. Бунин прожил долгую жизнь в эмиграции,
намеревался возвратиться на родину, но так и не приехал. Он умер в Париже в
1953 году. Своего рода гений, он вернулся на родину своими книгами и здесь
нашёл благодарного читателя. Среди них – Татьяна Грушина. Она, найдя в
творчестве художника близкие себе мотивы, написала на полюбившееся ей
стихотворение Ивана Бунина свою замечательную реминисценцию. На заседании
«Данко» она доверительно озвучила свой диалог
с поэтом, с кем можно радоваться мирозданию и сострадать несчастным:
***
Настанет
день - исчезну я,
А
в этой комнате пустой
Всё
то же будет: стол, скамья
Да
образ, древний и простой.
И
так же будет залетать
Цветная
бабочка в шелку,
Порхать,
шуршать и трепетать
По
голубому потолку.
И
так же будет неба дно
Смотреть
в открытое окно
И
море ровной синевой
Манить
в простор пустынный свой.
10
августа 1916
(Иван Бунин)
Бабочка-душа
И так
же будет залетать
Цветная бабочка в шелку…
Иван Бунин.
Ах,
эта бабочка…Легка…
Шуршит
у стен, у потолка.
Её
в открытое окно
Стихов
впустило серебро.
Своею
лёгкостью она
Дарила
радость, как всегда.
Ну,
а прибоя мерный шум
Навлёк
собой немало дум:
Про
море, радость бытия,
Про
то, что жили ведь не зря,
Про
память, бабочку в шелку,
Что
здесь порхает наяву…
Проходит
день так: не спеша.
Была
там Бунина душа…
(Татьяна Грушина)
Автор
этих строк прочитала своё стихотворение «О назначенье Слова» - ведь именно им –
Гению, или Музе - преданно служили лучшие поэты всех времён:
Я чашу яда выпила до дна.
Как Феникс, возродилась снова.
Над пепелищем злобы и добра
Витает зов о назначенье Слова.
И мщенья дерзкая мечта, и гнев,
Ожесточённого страданья слёзы
Не омрачат мой радостный напев,
Задорный смех и творческие грёзы.
В том естестве царит желанье
Духовного существованья
И жизни вольной в свете бытия,
Когда мы можем выразить себя.
Поэт, художник – властелин
Своих возвышенных желаний.
В экстазе Музой одержим,
Свободен от земных терзаний.
Он выбрал траекторию прозрений,
Простёртый над потоком естества.
Бездомный, легкокрылый гений,
Парит он под покровом Божества.
Ташкент,
25 12 11
Испытав
на себе ещё раз на собрании ЛТО «Данко» сияние двух разноликих звёзд на
литературном небосводе Серебряного века, невольно мы задумались о том, что же в
них общего, что связывает эти две величины? Это вечные темы в их творчестве, и важнейшие
из них - любовь и смерть. Великие люди являются в мир и уходят из него,
согласно законам, ведомым лишь им самим, озаряя нашу жизнь таинственным
духовным светом и придавая ей особый смысл.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий