воскресенье, 20 ноября 2022 г.

Фестиваль искусств «Японская осень» в ГМИ Узбекистана познакомил ташкентцев с фотомостом Шигеру Йошида в завтрашний день

 


        Международный фестиваль искусств «Японская осень» с 2011 года проходит ежегодно в узбекской столице, Алматы и Бишкеке. Обычно в нём принимают участие известные исполнители фольклора, джаза, классической музыки из Страны восходящего солнца, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Своё мастерство демонстрируют фотохудожники. В Казахстане проходит Неделя японского кино. Проект призван на благотворительной основе знакомить зрителей и других участников фестиваля с традиционной и современной культурой Японии, способствовать творческому взаимообмену между исполнителями, укреплению отношений между народами.
        Проект имеет большое образовательное значение. С 2011 по 2021 годы проведено 15 мастер-классов и творческих встреч, три кинофестиваля, 30 концертов для школьников и студентов творческих учебных заведений и для всех желающих узнать лучше историю и вековые культурные традиции народов-участников фестиваля. Организатор фестиваля – казахстанский гуманитарный фонд «Дегдар», на протяжении 12 лет проводящий сезоны японской культуры, - можно сказать, проложил творческий Шёлковый путь, берущий начало в Стране восходящего солнца. За эти годы международные фестивали «Японская осень» посетили более 20 тысяч зрителей. Такой диалог культур служит сближению народов Востока, что так важно в современном беспокойном мире.


На торжественном открытии фестиваля «Японская осень» в ГМИ Узбекистана с приветственным словом выступили: директор гуманитарного фонда «Дегдар» Лаура Ахметова; менеджер департамента  по развитию JTI Республики Узбекистан Бахтиёр Худайберганов; Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Узбекистане Ёшинори Фуджияма и главный гость этой церемонии – известный фотохудожник, основатель Ассоциации японских  фотографов Samurai Photo, чьи выставки работ и творческие встречи с успехом проходили в Японии, России, Италии, США, Казахстане.

В фестивальном концерте прозвучали мировые шедевры разных народов: «Forte Trio (фортепиано, скрипка, виолончель): “Ashitaka and San”; казахскую сюиту Евгения Брусиловского «Боз-Айгыр» исполнили Максат Жусупов, Мурат Нарбеков и ударник из прославленного узбекского ансамбля «Регистан» Ихтиёр Пулатов. Продолжили программу мастера искусств Узбекистана. Лауреаты международных конкурсов, ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои - Азиза Мухамедова в ансамбле с пианисткой Ферузой Мухамедовой исполнили: «Сегидилья» из оперы «Кармен» (Ж. Бизе); Отабек Назиров – «Песенка Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди; дуэт Азизы Мухамедовой и Отабека Назирова - «Карнавальный вальс» Сулеймана Юдакова. Ансамбль народных инструментов «Регистан» под руководством его основателя – Зухорбека Турапова, представляющий искусство нашей страны во многих странах мира, в том числе и в Японии, исполнил попурри на темы восточных мелодий и вызвал в публике горячую овацию. Завершили небольшой концерт все его участники японской песней-гимном этому фестивалю: «Завтрашний день». После концерта все участники и гости фестиваля «Японская осень» имели возможность познакомиться с фотовыставкой Шигеру Йошида на втором этаже музея и пообщаться с ним в кинозале ГМИ Узбекистана.

Известный фотограф-художник Шигеру Йошида показал в трёх странах Центральной Азии уникальную фотовыставку, посвящённую природной катастрофе – землетрясению и последующему Цунами 2011 года в провинции Фукусима, когда погибло более 20 тысяч человек. Разрушения после ядерной аварии на атомной электростанции «Фукусима Дайити» отражены в фотографиях и фильмах Шигеру Йошида, показанных на фестивале.

Решение фонда «Дегдар» познакомить поближе народы Центральной Азии с творчеством Шигеру Йошида было продиктовано стремлением напомнить людям, как хрупок наш мир, как мы все беззащитны перед силами природы и как технические достижения человеческой мысли могут обратить свою мощь против нас самих. Об этом подробно рассказал на творческой встрече с гостями фестиваля японский фотограф Шигеру Йошида, назвавший свою персональную фотовыставку «Мостом в завтрашний день», или «Мостом в будущее»:

- Мы, люди, живущие на Земле, все очень разные. И всё у нас разное – вероисповедание, культура, традиции, опыт жизни. Часто нас разделяют стены, и, как бы ни были они высоки, крепки, несокрушимы, всё же сила культуры, искусства намного сильнее. И когда мы строим культурные мосты, то, подобно дипломатам, способствуем пониманию между странами и народами. Мы, люди культуры, даём надежду на благополучное, полное гармонии будущее.


Экспозиция включает в себя чёрно-белые фотографии с видами океана после страшного природного катаклизма; портреты людей, рассказывающих о себе, как они выжили, обрели себя заново в новой среде обитания на новом месте или вернувшись на старое место проживания. Рядом с каждой фотографией расположена краткая исповедь человека о пережитом отчаянии и несломленной вере в продолжение жизни. Так, одна пожилая пара посадила три с половиной тысячи деревьев сакуры, чтобы привлечь молодёжь вернуться в места обетованные. Другая пожилая пара садовников к 2022 году вырастила 2300 кустов роз и теперь они благоухают на прежней мёртвой земле, превращая её в райский уголок. Молодые люди выращивают лошадей, чтобы участвовать в ежегодных традиционных исторических играх самураев. Кто-то вместо риса стал выращивать лук, а кто-то занялся гончарным делом.  В ком-то проснулось желание петь и в своих песнях искренне рассказывать о пережитом и о своей несокрушимой вере в жизнь. Священники во вновь построенных храмах дзэн-буддизма и синтоизма внимательно выслушивают прихожан и дают им советы, укрепляющие «японский дух» и монолитность нации.

Герои фотографий Шигеру Йошида – героически выжившие после стихии люди, не утратившие крепкую спасительную связь с природой, веру в жизнь и светлое будущее даже после потери близких и своей работы, привычного уклада жизни. Они продолжают молиться морю и просить у него милосердия, тишины бушующего океана и ответа на главный вопрос, как построить мост в будущее. Фотограф с помощью своего отточенного ремесла участвует в строительстве виртуального моста. На его сваях в этом сооружении начертано: «Нужно быть благодарным природе».

          Японцы, по словам Шигеру Йошида, любят не только весну, но и осень, и другие времена года. Они по-разному отвечают на вопрос, почему именно на них обрушилась стихия. Одни думают, что всё исходит по воле Бога, другие считают, что всё плохое – это «дело рук» тёмной силы, стремящейся погубить людей.

- Это сложный вопрос, почему людям выпадает то или иное испытание. Но именно молитва – самый правильный ответ на этот вопрос, - размышляет вслух фотограф.






    Фотоэкспозиция в ГМИ Узбекистана была дополнена документальным фильмом, в котором герои фотографий обрели плоть и голос. Один из героев видео, буддийский монах Токуун Танака, говорит с экрана: «Мы были вынуждены эвакуироваться из-за аварии на АЭС. Но при этом мы, пострадавшие, рады комфорту, который даёт изобилие электричества. И невольно задумываешься: кто же мы на самом деле – потерпевшие или пособники трагедии? Важно понять, как нам жить дальше, являясь частичкой планеты».

Фотовыставка и фильм, показанный на фестивале о природной катастрофе 2011 года в провинции Фокусима, напомнили зрителям Чернобыльскую катастрофу 1986 года. Волны высотой до 13-14 метров почти разрушили аварийные дизельные генераторы АЭС, и они остановились. Следствием стала беспрецедентно грозная ядерная авария, не виданная со времён Чернобыльской катастрофы. Разрушения после ядерной аварии на атомной электростанции «Фукусима Дайити» отражены в фотографиях и фильмах Шигеру Йошида. Они раскрывают перед посетителями фестиваля, которых со школьной скамьи воспитывали быть «царями природы» и «хозяинами своей судьбы», совершенно другой менталитет японцев: смирение перед природой, Богом, принятие всего, что посылает человеку судьба, признание себя малой частичкой мироздания.

На выставке «Мост в завтрашний день» много сюжетов, посвящённых дамбе, выстроенной после трагедии в Фукусиме. Высота бетонного ограждения оказалась такой же, какой были волны цунами, — 14 метров. Обретя защиту в виде дамбы, жители побережья потеряли возможность созерцать океан, рыбаки не могут теперь свободно ловить рыбу. Но они не ропщут, идут к проходам, вырубленным в мощной дамбе, чтобы снова встретиться с океаном. И японцы, созерцая океан, склоняют голову в беззвучной молитве:

 - Мы возносим молитвы не только Создателю, но и великой Природе. У нас принято в молитве благодарить за всё Господа и Природу, выказывать глубокое почтение, уважение окружающему миру. Я же стремился в своих работах воплотить скрытую мощь молитвы.

Шигеру Йошида считает, что он вносит свой вклад в ситуацию на родине, в мире: «Истина открывается через созерцание…». Шигеру ищет истину и приглашает к поиску истины зрителей. В своей фотоэкспозиции, в каждом снимке, он материализовал молитву: «Одна минута. Границы для молитвы», цикл «Морская стена. Надежда и отчаяние», "Послание от Фукусимы". Пространство фотографии становится живым, объёмным, стереоскопичным и даже стереофоничным – тишина имеет звучание. Океан дышит.


Шигеру Йошида тему 400-километровой дамбы высотой в 14 метров, возведённой после цунами в провинции Фукусима, а также чёрно-белые виды океана комментирует так:

- На самом деле я хотел, чтобы в этой бесцветности человек, созерцая черно-белую гамму, почувствовал что-то для себя. Чтобы зритель сам нарисовал собственную картину в тех цветах, которые были вызваны его чувствами. Может быть, черно-белые оттенки передают тишину, спокойствие души, в первую очередь. Поэтому я выбрал эти краски.

Бетонная дамба в своем безмолвии оглушает человека. И она той же высоты, что и волны цунами. Зритель видит тысячи оттенков чёрного, серого, белого, где абсолютно белый – это сияние. Видимо, только японцам удается в минималистичном стиле выразить столь многое. После пребывания в черно-белом пространстве мастеру чёрно-белой фотографии Шигеру Йошида яркие цвета внешнего мира кажутся избыточными.

 - Не знаю, к какой именно религии можно отнести эти молитвы. Они близки к синтоизму, есть в них моменты буддизма, христианства. Но моя собственная вера – это вера в природу, благодарность природе, людям, всему тому, что за этим стоит. Молитва для меня – это благодарность. В молитве можно передать всё, что тебя окружает, тишину и спокойствие души», -говорит фотохудожник.


Фотомастер поднимается над трагедией, стремясь увидеть суть жизни, заглянуть в око Бога. Океан, водная стихия и есть для японцев олицетворение Создателя. Автор фотовыставки и документального фильма хотел донести до зрителей стилистику искусства и культуры японцев, показать отношение к миру своего народа. Фотографии и фильм вызвали много эмоций у гостей фестиваля. Фотовыставка Шигеру Йошида «Мост в завтрашний день» в рамках Международного фестиваля «Японская осень» продлится до 27.11.22 в ГМИ Узбекистана. Она призывает людей сделать всё от нас зависящее, чтобы завтрашний день был наполнен молитвой, добротой и дружбой.

Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий