Русский дом в Ташкенте, ЛТО «Данко», Ташкентское творческое объединение авторской песни и поэзии «Арча» отметили 85-летие со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого (25.01. 1938 – 25.07.1980). Я хочу рассказать, как прошёл литературно-музыкальный вечер в Русском доме 25 января 2023 года в честь юбилейной даты любимого несколькими поколениями поэта и артиста Высоцкого. В программе участвовали: Владимир Васильевич Фетисов, писатель, очеркист, автор нескольких книг, посвящённых истории Туркестана, и познавательных очерков, публиковавшихся в местных и зарубежных СМИ, а также Равшан Ринатович Назаров, кандидат философских наук, заместитель заведующего отделом новой и новейшей истории института истории Академии наук Республики Узбекистан.
Конференц-зал РЦНК в Ташкенте рассчитан на 70 человек, а пришли в два раза больше почитателей творчества Вл. Высоцкого. Организаторам
мероприятия пришлось устроить трансляцию на первый этаж, где дополнительно были
поставлены стулья. Вечер с каждой минутой полноценно набирал обороты и
запомнился всем как самый замечательный, содержательный и душевный разговор не
только о поэте, но и самой атмосфере 60-х-80-х годов прошлого века. Это была на
редкость неповторимая, сложная эпоха, когда большой Мастер слова и сцены был
известен всему народу, благодаря магнитофонным записям и его концертам по всему
Советскому Союзу. Поэт побывал в 13-и из 15-и
советских республик - и при этой невиданной дотоле популярности – был
непризнан официальными властями до конца своих дней.
В приветственном слове к гостям руководитель
представительства Россотрудничества в Узбекистане Михаил Вождаев рассказал о
своём трепетном отношении к Высоцкому, которого он слушал с раннего детства и тех
моментах в жизни, когда песни Владимира Семёновича хочется слушать и слушать
без конца...
Восемьдесят пять лет… Из них прожита ровно половина. Вторую —
заполнили его песни, стихи и роли в нашей памяти и сердцах. Не имея официальных
званий, Владимир Высоцкий был и остаётся поистине народным артистом и поэтом, о
чём он сам говорил в стихотвореннии «Мой Гамлет», которое на вечере прочитал
Равшан Назаров, выступивший с докладом об этнических корнях советского поэта:
На всё я не имею полномочий…
Я был зачат, как нужно, во грехе —
В поту и в нервах первой брачной ночи.
Я знал, что, отрываясь от земли,
Чем выше мы, тем жестче и суровей;
Я шёл спокойно — прямо в короли
И вёл себя наследным принцем крови.
Я знал — всё будет так, как я хочу.
Я не бывал внакладе и в уроне.
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы — короне.
Не думал я над тем, что говорю,
И с легкостью слова бросал на ветер.
Мне верили и так, как главарю,
Все высокопоставленные дети.
Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.
Я знал — мне будет сказано: «Царуй!» —
Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег.
И я пьянел среди чеканных сбруй,
Был терпелив к насилью слов и книжек.
Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом.
Шут мёртв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик!..
Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мёртвого пажа,
Я объезжал зеленые побеги…
Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.
Я видел — наши игры с каждым днём
Все больше походили на бесчинства.
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.
Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век и люди в нём
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Всё постигал: недвижность и движенье, —
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду — им опроверженье.
С друзьями детства перетёрлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами — «быть, не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой.
Но вечно, вечно плещет море бед,
В него мы стрелы мечем — в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.
Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошёл на зов, — сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.
В непрочный сплав меня спаяли дни —
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все. И, как они,
Я не сумел от мести отказаться.
А мой подъём пред смертью есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.
Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону, —
Но в их глазах — за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.
А гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
1972 .
Владимир
Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года. Нина Максимовна – мать
знаменитого барда - была переводчицей. Отец — Семён Владимирович (Вольфович)
Высоцкий - военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более
чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги, полковник.
Мать Высоцкого была русской, а отец - еврей.
Благодаря
докладчику Равшану Назарову вместе с ним зрители на юбилейном вечере вспоминали
детство Высоцкого, его песни, роли в театре и кино, гастроли в Узбекистане, может
быть, впервые узнав, насколько глубоко интересовали Владимира
Высоцкого его корни по отцовской линии. Предположительно, в 1961 году он
сделал такой набросок:
Когда наши устои
уродские
Размела революция
в прах, -
Жили в Риме евреи
Высоцкие,
Не известные в
высших кругах.
Однако имея
еврейские корни, это древо поэзии принадлежало
разным народам и своей вершиной упиралось в галактику. Этот акцент прозвучал в
выступлении историка и эссеиста Владимира Фетисова. «Все любили Высоцкого. Даже
те, кто его запрещал», - аргументированно утверждал рассказчик. - Потому что
песни его были нужны людям – особенно тем, у кого опасная профессия, - космонавтам,
лётчикам, полярникам, подводникам Высоцкий был просто необходим. Он мог
рассказать о самочувствии космонавта в космосе точнее и более выразительно, чем
сам космонавт».
Владимира Высоцкого считали «своим» советские космонавты: Георгий
Гречко, Владимир Коваленок, Петр Климук, Александр Иванченков и многие другие. Известные
всем «В далёком созвездии Тау-Кита», «Марш космических негодяев», «Я б тоже
согласился на полёт...», написанные в разное время, – только одно из
подтверждений, что эта тема, действительно, волновала поэта. Из воспоминаний
писателя А.Б. Утёвского: «…в Москве он обязательно должен увидеть трёх человек:
братьев Стругацких и Высоцкого – человека, который так тонко чувствует
космос…».
Георгий Михайлович Гречко вспоминает: «Перед полётом космонавтов, как
правило, спрашивают, какие магнитофонные записи хотели бы взять с собой на
орбиту. Мы с Юрой Романенко, не задумываясь и не сговариваясь, хором ответили:
песни Владимира Высоцкого. Нам достали кассету. Один час записей песен
Высоцкого. На обложке – его портрет».
В пограничных условиях космоса «живая речь» песен Высоцкого,
их юмор для наших космонавтов были незаменимы.
В эти минуты они чувствовали радость жизни и свою неоторванность от Земли… Были
у Высоцкого и другие песни. Они учат брать ответственность на себя, стоять до
конца. Песни про героев. Первый раз перед выходом в открытый космос, вспоминал
Г. Гречко, он испытывал то же, что солдат перед боем, – «Ты представитель своей
страны, она тебе поручила, и ты должен выдержать, несмотря ни на что. Песни
Высоцкого в такие часы, как «локоть друга», придающий уверенность». Лётчик-космонавт
СССР, дважды Герой Советского Союза, Александр Иванченков в предисловии к книге
«Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути» (М., 1988) рассказывает: «Он работал
с нами в космосе».
Владимир Фетисов своим доверительным рассказом и песнями
Высоцкого ещё раз всем объяснил, в чём уникальность Высоцкого-поэта. На любое состояние
души можно найти песню, которая поможет человеку. Когда было грустно – мы
слушали его юмористические песни, когда трудно – патриотические, а когда совсем
плохо – слушали и пели сами: «Ещё не вечер». «Эти крылатые фразы разлетелелись
по всему бывшему Союзу и сейчас занимают самое большое место в современных СМИ и
в человеческом общении», - утверждает Владимир Фетисов.
Не имея официальных званий, Владимир Высоцкий был и остаётся
поистине народным артистом и поэтом. Его творческое
наследие, насчитывающее более 600 поэтических произведений, 30 ролей в кино и
более 20 ролей в театре, оказало сильное влияние на мировоззрение как современников,
так и последующих поколений. Владимир Фетисов рассказал, какое влияние до сих
пор на него оказывает Владимир Высоцкий своим многогранным творчеством: «Есть некие опоры,
поддерживающие нас в этом мире и, в сущности, делающие нас людьми. Мать, отец,
Родина, друзья, любовь, дети, внуки. Для меня, и думаю, для многих из нас, есть
ещё одно непреходящее понятие — Владимир Высоцкий».
Первый раз Высоцкий приехал в Ташкент в сентябре 1973 года с московским Театром на Таганке. В Концертном зале имени Свердлова пять вечеров подряд шли спектакли, на которых смог побывать Владимир Фетисов: “Десять дней, которые потрясли мир”, “Добрый человек из Сезуана”, “Антимиры”, “Павшие и живые” и “Пугачёв”. «“Гамлета” в той гастрольной афише не значилось, - сетует В. Фетисов. – Однако все спектакли были замечательны, необычны, с невиданной до того энергетикой, но особенно сильные ощущения я получил на “Пугачёве”. Монолог есенинского Хлопуши был прочитан, нет, прожит Высоцким на запредельном уровне, он просто взорвал зал до мороза по коже».
В эти осенние бархатные дни
были организованы многочисленные встречи-концерты, куда включались песни, стихи
и отрывки из спектаклей. Львиную долю составляли, конечно, сольные концерты
Высоцкого в различных учреждениях. Были они полуподпольные, никаких афиш и
объявлений не было. Но залы были полны. Владимир Высоцкий посетил Ташкентский государственный
Театрально-художественный институт имени А.Н. Островского. Он не читал стихов и
не пел песен, а исполнил свой знаменитый монолог Хлопуши перед студентами
театрального вуза, продемонстрировав высший пилотаж актёрского мастерства. Во
время этих гастролей Высоцкому подарили книгу его стихов, изготовленную
самиздатовским способом двумя ташкентцами – Станиславом Литвиненко и Юрием
Архангельским. Этот раритет сейчас находится в ГКЦМ Высоцкого в Москве.
Второй приезд Высоцкого в
Ташкент состоялся в октябре 1977 года. Приехал он для участия в сборных
концертах лучших мастеров искусства во Дворце спорта «Юбилейный», вмещавшем
десять тысяч человек. Вот как об этом вспоминал на вечере Высоцкого
в Русском доме Владимир Фетисов:
-
Я присутствовал на двух концертах в октябре 77-го, а всего их было четыре, по
два в день: один – днём, другой – вечером. Я был как раз на том концерте,
который задержался почти на два часа. Примерно через полчаса зал стал свистеть
и шуметь, требуя начала концерта. В это время только начали выносить
аппаратуру. Через час Ледовый дворец уже ревел так, как будто шёл хоккейный
матч. Появился конферансье, очень полный человек, по фамилии, кажется, Лапин
(он иногда играл в кино в эпизодах), и попытался успокоить зал, ссылаясь на
какие-то объективные причины. Зал не успокаивался. Тогда он сказал: «Если вы не
успокоитесь, мы, вообще, не начнём». В это время я посмотрел налево (я сидел на
боковой трибуне) и увидел, что в том месте, откуда артисты должны выходить
(вернее, взбегать) на сцену, стоят несколько человек и среди них – Высоцкий.
При последних словах ведущего он повернулся к кому-то и что-то стал возмущённо
говорить. Лапин ушёл под свист, и Высоцкий выбежал к микрофону. Как только зал
его увидел, раздались такие аплодисменты, каких я никогда не слышал. Он сказал:
«Товарищи, извините, но мы задержались по не зависящим от нас причинам. Приношу
извинения и обещаю, что мы отработаем столько, сколько положено». Опять гром
аплодисментов и дальше всё шло нормально. Из тех песен, что Высоцкий тогда
исполнил, помню: «Тот, который не стрелял», «Горное эхо», «Козёл отпущения»,
«Про Кука», «Я вышел ростом и лицом», «Чёрные бушлаты», «Братские могилы» (с
неё он начал). Пел он при полностью включённом свете. Сказал, что хочет видеть
лица людей.
Бюльбюль
— оглы выступал после Высоцкого последним и как только начал петь, многие
стали уходить (в том числе и я). Он остановил песню где-то на середине и
сказал, что пусть, кому не интересно, уйдут - он подождёт».
Кроме
этих концертов, Высоцкий провёл несколько творческих встреч в различных
организациях. Самое известное из таких выступлений состоялось 20 октября 1977
года во Дворце культуры Ташкентского тракторного завода. Последние гастроли
Высоцкого состоялись в Узбекистане в июле 1979 года, когда он дал четыре концерта
в Учкудуке, а также Зарафшане, Навои, откуда его путь лежал в Бухару и
Самарканд. Жители Бухары так и не дождались концерта своего кумира, когда
Высоцкий в самый разгар летней бухарской жары пережил клиническую смерть, -
ровно за год до своего ухода.
Двадцать второго августа 1974 года астроном Крымской
обсерватории Людмила Журавлёва в дальнем внеземелье обнаружила неизвестный астероид и назвала его
“Владимир Высоцкий”. Таким образом, космическое начало Высоцкого, которое
предположила в нём Марина Влади, материализовалось в глыбе камня, жизненный
путь которого измеряется тысячелетиями!
Международный миротворческий проект “Владимир Высоцкий и
современники: во времени и пространстве” попросил известного латвийского
скульптора Яниса Струпулиса изготовить памятную медаль. Именитый мастер
справился с работой в рекордно короткий срок, и вскоре автор и руководитель
проекта Юрий Кайда получил на руки уже отлитые в бронзе первые экземпляры. Медаль
диаметром 8 см с астероидом в центре, форму которого максимально близко к
оригиналу вылепила лично Людмила Журавлёва и расписалась на нём. В
обрамлении надпись VLADVYSOTSKIJ, номер
астероида и дата его открытия. Двадцать второго августа 1974 г. первая медаль
была вручена Балтийской международной академии в Риге, где выступал В. Высоцкий,
а вторая — санаторию Яункемери, где В. Высоцкий отдыхал с женой. Юрий Кайда также
летом 1974 г. установил в Ереване, на знаменитой аллее скульптур, что под
каскадом, барельеф Высоцкого и намеревался продолжить сотрудничество с Арменией
в этом плане. На вопрос, почему именно Армения, он ответил:
—
Высоцкого с Арменией связывало
значительно большее, чем принято думать. Значительную часть духовного
наследства он получил от представителей армянского этноса, начиная от второй
матери Евгении Лихалатовой (Мартиросовой) и заканчивая Вадимом Тумановым,
который до последнего дня оставался рядом с Владимиром. Кстати, в Ереване вышла
интересная книга “Армянская симфония Высоцкого”, с авторами которой, Альбертом
Мелконяном и Татьяной Искандарян, я имею удовольствие быть лично знакомым. Она еще более убедила меня в том, что Армения
должна занимать в нашем проекте одну из приоритетных позиций. Кроме того,
побывав здесь, я понял, насколько это одаренный народ! Поэтому планировалось
первую медаль установить в Армении. К сожалению, не нашлось никого, кто бы взял
на себя затраты по этой проблеме. Однако в Армении медаль будет обязательно!
Добавлю, что одним из ближайших друзей Высоцкого был Давид
Карапетян, оставивший прекрасные воспоминангия о поэте. Отметим, что всего
медалей планировалось изготовить 42 — по количеству прожитых Высоцким лет. Они должны
были быть размещены в разных странах. И то, что к барельефу Высоцкому в Ереване
прибавилась ещё и медаль, радует всех ценителей его творчества. Вот и рассудите
теперь, кем был Высоцкий – русским, евреем или гражданином Земли и Галактики?
Корабли постоят и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоду…
Не пройдёт и полгода — и я появлюсь,
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода.
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, — кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе — ещё меньше.
И мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь — весь в друзьях и в мечтах,
Я, конечно, спою — не пройдёт и полгода.
1966
В этот
же вечер стихи Владимира Высоцкого и его песни звучали в ТО «Арча».
Чтец-декламатор Елена Алексеева-Тюрк проникновенно читала посвящение Валентина
Гафта на смерть Высоцкого (1980 г.):
Всего пяток
прибавил бог к той цифре 37,
Всего пять лет
накинул к жизни плотской.
И в 42 закончили и
Пресли, и Дассен,
И в 42 закончил
петь Высоцкий.
Не нужен нынче
револьвер, чтоб замолчал поэт,
Он сердцем пел - и
сердце разорвалось!
Он знал - ему до
смерти петь, не знал лишь сколько лет,
А оставалось петь
такая малость.
Но на дворе
двадцатый век, остался голос жить,
Записан он на
дисках и кассетах.
А плёнки столько
на земле, что если разложить,
То можно ею
обернуть планету.
И пусть по радио
твердят, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат,
что умер наш Высоцкий.
Что нам Дассен, о
чём он пел не знаем мы совсем -
Высоцкий пел о
нашей жизни скотской.
Он пел о том, о
чем молчат, себя сжигая, пел,
Свою большую
совесть в мир обрушив.
По лезвию ножа
ходил, винил, кричал, хрипел
И резал в кровь
свою и наши души.
И этих ран не
залечить и не перевязать,
Вдруг замолчал - и
холодом подуло...
Хоть умер от
инфаркта он, но можем мы сказать:
За всех за нас он
лег виском на дуло.
Ташкентский
поэт Сергей Гордин поделился своими впечатлениями о юбилейном вечере
Владимира Высоцкого в Русском доме во всемирной сети:
- …Меня всегда
поражает, как мало, как тихо, как недостаточно мы признаём безоговорочные
таланты, а когда признаём, то чаще всего бывает поздно и все восторженные слова
вослед. Тут нет прямых ассоциаций, просто сошлось всё - Русский дом, квартира
напротив, голоса людей, голоса духов, и, наверное, немного возрастной горечи,
но и огромной радости от того, рядом с какими потрясающими талантами я жил, а
со многими и дружил.
А про современников, будь
моя воля, пустил бы по городу мальчиков с колокольчиками, которые бегали и
кричали - Смотрите, как потрясающе! Смотрите, как здорово! Смотрите, как
по-настоящему! Смотрите, кто живёт с нами и среди нас! Как божественно они
талантливы! Как прекрасны! Но как часто хорошие слова оставляют на потом,
слишком, мне кажется, часто:
Я жил
Во времена
Шекспира,
И видел я его в
лицо,
И говорил я про
Шекспира,
Что пьесы у него -
дрянцо
И что заимствует
сюжеты
Он где угодно без
стыда,
И грязны у него
манжеты,
И неизящна борода.
Но ненавистником
Шекспира
Я был лишь только
потому,
Что был ровесником
Шекспира
И был ровесником
ему.
(Леонид Мартынов. Ровесник)
Автор этой статьи, как и
все те, кто был на юбилейном вечере Владимира Высоцкого в Русском доме, присоединяются
к этим словам признательности Сергея Гордина: «Спасибо вам, Владимир
Васильевич, Равшан Ринатович и
руководство Русского дома в Ташкенте!» за то,
что в этот вечер Владимир Семёнович Высоцкий звучал во весь голос не только в
человеческих душах: «Спасибо, что живой и среди нас!»
Гуарик Багдасарова
Фото и видео взяты из интернета
Комментариев нет :
Отправить комментарий