Долгожданный концерт 29.09.24 силами ГАБТ им. А. Навои в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ после летних каникул был посвящён трём богатырям русской музыки. В этом году Михаилу Ивановичу Глинке (1804–1857), непосредственно связанному с «Золотым веком русской художественной культуры», исполнилось 220 лет со дня рождения. Этот год ознаменован 185-летием Модеста Петровича Мусоргского (18390-1881), члена «Могучей кучки», одного из ярчайших представителей реализма и народности в музыке, и 180-летием Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908), члена «Могучей кучки», «народного» композитора, черпавшего силы для написания очередного шедевра в русских сказках, традиционных напевах и народном творчестве. В вечере участвовали ведущие солисты оперы ГАБТ имени А. Навои, лауреаты и дипломанты международных конкурсов: Галина Голубкова (сопрано), Бекзот Садыков (тенор), Марина Полякова (сопрано), Эмине Джевдетова (сопрано), Катерина Свиридова (сопрано), Мария Сотникова (сопрано).
Вокальную
музыку трёх великих композиторов в одной программе полуторачасового концерта было
не так легко объединить автору проекта и композиции, режиссёру и ведущему –
заслуженному деятелю искусств РУз – Андрею Слониму, о чём он рассказал в
эксклюзивном интервью обозревателю сайта «Культура.Уз»:
-
Рады, что были с нами на нашем концерте, который, слава Богу, получился во всей
полноте и в самоотдаче каждого участника. Весь труд подготовки и тщательной
отделки каждого номера с каждым исполнителем - сложился и дал достойный
результат.
Нельзя не отметить филигранную и тщательную отделку
каждого номера постановщиком и концертмейстером с каждым участником –
индивидуально и своеобразно представляющую и «лицо» каждого исполнителя, и
жизнь героев в каждом не просто исполненном, а «прожитом» произведении
программы вечера. Тонкий, безукоризненно гибкий и чуткий ансамбль солистов с
неизменным музыкальным руководителем проекта и концертмейстером Людмилой Слоним
раскрывал каждое творение в его непростой художественной целостности и при этом
– в выразительном действенном пении и пластике каждого героя.
Музыкально-поэтический
вечер открыла Эмине Джевдетова. Она исполнила песню «Жаворонок» М.И. Глинки на
стихи Н. Кукольника из цикла "Прощание с Петербургом" и сразу создала
в концертном зале особенное утончённо-лирическое настроение. Борис Асафьев так
писал об этом романсе: «Довольно часто у Глинки можно наблюдать
выражение длящегося томительного душевного состояния, «охваченности
аффектом», сосредоточенности внимания на каком-либо явлении выдержанным внутри
тоном, вокруг которого сплетаются остальные голоса…». В этом удивительном
творении Глинки Эмине Джевдетова сквозь кажущуюся простоту, бесхитростность,
напевность – тонко и умело раскрыла
черты горячей, но, видимо, неразделенной любви, утраченной в силу неодолимых
обстоятельств; светлую печаль от состоявшихся разлук с Родиной; осознание
хрупкости гармонии души человеческой…
Второе совершенно контрастное
произведение «В крови горит огонь желанья» на стихи А.С. Пушкина этого же
композитора со жгучей страстью исполнил Бекзот Садыков. Специалисты утверждают, что пушкинские
стихотворения 1825 г. "В крови горит огонь желанья" и "Вертоград
моей сестры" навеяны библейской «Песнью песней» Соломона. В разнообразии
номеров вечера получилось изящное и экспрессивное
произведение о земной любви, всепоглощающей истинно «пушкинской» страсти,
которое так чувственно смог передать молодой тенор.
Галина Голубкова внесла новые краски в два романса М.И. Глинки. Одно из его первых вокальных сочинений «Бедный певец» на сентиментальные стихи В.А. Жуковского, близкий к жанру «элегия», о судьбе художника в мире («О красный мир, где я вотще расцвел…») был написан в 1826 году в родном селе Глинки - Новоспасском. Свадебная песня «Дивный терем стоит…» на стихи Е. Ростопчиной о покинутой женихом невесте был написан позднее в 1839 г. и воспринимается сейчас слушателями как напевная народная песня о красоте и обаянии девушки, идущей к венцу. И быть может, оба этих романса не обрели популярности написанной ранее элегии Глинки, — знаменитого романса «Не искушай» (1825 г.) на слова Баратынского — но в подаче Г. Голубковой они отличались эмоциональной глубиной и искренностью выраженного в них чувства и вызвали в публике горячий отклик. А позднее Галине Голубковой в трактовке замечательной песни-арии Маргариты из трагедии «Фауст» М.И. Глинки (стихи И.-В. Гёте в переводе Э. Грубера) удалось драматично и трепетно воплотить «вечную женственность» своей героини в её мечте о любви как «вечно длящемся мгновении» земного счастья, которое и есть желанный покой. Певица убеждает, что это не смерть, а полнота бытия, подлинная жизнь, возможная только с Фаустом. А рядом с этим – смятение от горечи разлуки с любимым, оставившим её…
Романс дочери Ивана
Сусанина Антониды из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», или «Иван Сусанин»
в эмоциональной передаче Марины Поляковой был полон душевного волнения, тревоги
за отца, ушедшего на верную смерть по воле вражеского отряда, и передавал идею
долга и самопожертвования, характерных для этой героини из народа в знаменитой
эпической опере с чертами лирико-психологической драмы.
Приятным
сюрпризом для наших любителей классической оперы стало сольное выступление молодой
солистки нашей оперы Марии Сотниковой: «Как сладко с тобою мне быть…» М.И.
Глинки (стихи автора); «Октава» и «О чём в тиши ночей» Н.А. Римского-Корсакова
(стихи А. Майкова); лирическая песня «Где ты, звёздочка?» М.П. Мусоргского на стихи Н. Грекова,
а также в «салонном» дуэте с Катериной Свиридовой: «Вы не придете вновь…» М.И.
Глинки. Это был успешный дебют двух молодых солисток, который отличался
свежестью звучания их голосов, удивительной их «созвучностью» и проникновенным
исполнением в целом в ансамбле с Людмилой Слоним.
Знаменитый русский композитор М.П.
Мусоргский был представлен в программе в лучшем свете Марией Сотниковой и в
лирическо-песенном романсе «Где ты,
звёздочка?» (стихи Н. Грекова), и остро-гротесковым, озорным и саркастическим
творением «Козёл» (стихи автора), в котором незадачливая девица на лужайке
встречается со «страшным, злым и лохматым» козлом и испуганно прячется от него
за кустом. А чуть позже она идет под венец, соединяя свою судьбу с «лысым, злым
и бородатым» избранником. Но она отнюдь не прячется от него, как от того
страшного козла, а напротив, видимо, польстившись на его богатство и достаток –
ластится и уверяет, «что верна, что в мужа влюблена, что примерная жена!».
У Эмине Джевдетовой лирическая и
обаятельно-озорная «Думка Параси» из оперы «Сорочинская ярмарка» становится
портретом прекрасной и своенравной героини, в чём-то похожей на другую
гоголевскую героиню – Оксану из «Ночи перед Рождеством». Сатирический романс-моноспектакль «Ах ты,
пьяная тетеря!..» (стихи автора) в раскованно-озорной трактовке Галины
Голубковой стал заострённой «нотацией» жены подвыпившему супругу. А истинно
народный, ярмарочно-раскованный «Гопак» (стихи Т. Шевченко в переводе Л. Мея)
был исполнен Мариной Поляковой с невероятной свободой и раскрепощённостью,
раскрывая и горькую ироничность, и скрытую драматичность этой напускной
«весёлости»…
В ходе концерта Андрей Слоним обещал зрителям в ближайшем будущем шире познакомить их с творчеством М.П. Мусоргского, автора оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», фортепианного цикла «Картинки с выставки», симфонических опусов, множества песен и романсов. За свою недолгую жизнь, оборвавшуюся в 42 года, он создал уникальное творческое наследие с галереей живых, неповторимо-своеобразных национальных характеров, с которыми нам ещё предстоит близко познакомиться в юбилейный год выдающегося русского композитора.
В этот
осенний вечер так же свежо и неповторимо прозвучали любимые произведения Н.А.
Римского-Корсакова, раскрыв неповторимое видение мира этим композитором. Романс
«Пленившись розой, соловей…» в совершенно трогательном исполнении самой молодой
и при этом очаровательной солистки ГАБТ им. А. Навои - Катерины Свиридовой –
предстал причудливо-мелодичным отражением таинственного Востока с его
изысканной красотой. Знаменитый романс «На холмах Грузии лежит ночная мгла» на
стихи Александра Пушкина в своеобразном воплощении Марии Сотниковой стал
своеобразной элегической печалью тоски о возлюбленной, и эта печаль, по
определению Поэта – «светла». Это лирическое настроение дополнила и
просветленная «Октава» в её же исполнении.
Арию Ивана Лыкова из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова,
полную надежды и напрасных мечтаний, экспрессивно исполнил Бекзот Садыков. А
драматическая Ария Марфы из 4-го действия этой же оперы в удивительно искреннем
исполнении Катерины Свиридовой глубоко и заострённо отразила трагическую
раздвоенность мира несчастной Марфы, которая, узнав о гибели своего
возлюбленного, видит его в своём помутнённом сознании живым и светлым и
увлекает грёзами о прекрасном зелёном саде, в котором нет места земным тревогам
и печалям…
Как всегда, по традиции, Андрей Слоним внёс свою многоцветную палитру чувств разнообразным репертуаром в этой академической программе, оживив её разножанровыми стихами русских и европейских классиков, которые он не просто исполнял наизусть, а превратил в своеобразный театр поэзии: это «Признание» и «Подъезжая под Ижоры» А. Пушкина; «И скучно, и грустно» М.Ю. Лермонтова; «Старый капрал» и «Знатный приятель» Жана Беранже в переводе В. Курочкина. Он также органично дополнил впечатление своим бессловесным, но комически-заострённым участием-пантомимой в юмористической гротескной сценке «Ах ты, пьяная тетеря!» в неожиданном комедийном образе… мужа-пьяницы. Как и всегда, каждый номер в его истинно артистическом исполнении становился своеобразным моноспектаклем, в полной мере раскрывающим не только душевные состояния героев, но и своеобразие их пластики, интонаций, изменений настроений духа – от лирики до сарказма, от комедийной заострённости до подлинной трагедийности. И зрители всякий раз реагировали на артистичные выступления А. Слонима долгими овациями.
Этот концерт, по мнению зрителей, доставил
большую радость общения с музыкой трёх гениев русской музыки, напомнил об их
вечной силе таланта и вдохновения. Он напомнил о разности их видения мира,
композиторских стилей, авторских приёмов, нюансов – но неразрывном единстве
устремлений к раскрытию правды жизни человеческого духа. Насыщенная программа,
сочетание разнообразных номеров подарили слушателям положительные тёплые
эмоции. Благодарная публика горячим
приёмом, буквально, каждого номера и
овацией в финале встречала ярко и интересно поданные творения трёх великих
русских композиторов…
Вспомнились
слова из писем Н.А. Римского-Корсакова: «…Ну, а пока живётся, надо жить и
жизнь любить надо» (Письмо Римского-Корсакова к Стасову, 1905 г.); «В
преддверии новой недели мы желаем ВАМ свежих сил и ля мажора!», - писал часто
композитор своим друзьям.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ
Узбекистана
Фото Татьяны Грушиной
Комментариев нет :
Отправить комментарий