В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана 19 октября 2024 г. состоялся необычный концерт из цикла "Русский язык. Читаем, слушаем, смотрим", посвящённый двум гениям: композитору Сергею Рахманинову (1873-1943) и певцу Фёдору Шаляпину (1873-1938). В программе под названием «Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два гения вне времени» участвовали лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Дарья Клименко (меццо-сопрано); Дмитрий Романько (бас); Ольга Свешникова (чтец); Сергей Семёнов (музыкальное сопровождение - фортепиано).
Прошлый 2023 год был
ознаменован 150-летием двух гениев русской культуры – композитора, пианиста,
дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова и певца, актёра, режиссёра Федора
Ивановича Шаляпина. Разными путями они пришли в музыку и оба оставили громадный
след в истории мировой музыкальной культуры первой половины XX века, прославив
Россию и русскую музыку. Их имена навсегда останутся в памяти потомков.
В честь 150-летнего юбилея
двух великих современников в Узбекистане были открыты выставки в Русском доме и
ГАБТ им. А. Навои: «Сергей Рахманинов – Федор Шаляпин: параллели и пересечения».
Они были организованы Министерством культуры РФ, Российским национальным музеем
музыки и Русским домом в Ташкенте и рассказывали о жизни двух талантливых
личностей, о сходстве и различии их судеб и творческих путей.
В Государственном
академическом Большом театре им. А. Навои в Ташкенте с большим успехом прошёл
концерт, посвящённый двум гениям Серебряного века, в котором прозвучали
произведения из их репертуара. С тех пор интерес к творчеству Сергея Рахманинова
и Фёдора Шаляпина в общественности значительно вырос, поэтому Органный зал ГКУз
был переполнен до отказа в день гастролей российских артистов.
Они были современниками,
ровесниками. Оба родились в 1873 году. Оба достигли наивысших высот в
искусстве. Сергей Рахманинов был гениальным композитором, пианистом и дирижёром.
Федор Шаляпин - великим артистом, феноменальным певцом. И вместе с тем,
сравнивая двух русских гениев, все отмечали абсолютную несхожесть их натур.
Одна из современниц писала: «Шаляпин - динамика, огонь, беспокойство,
Рахманинов - сосредоточенное спокойствие, углублённость. Шаляпин бесконечно
говорил, жестикулировал, «играл»; Рахманинов слушал, улыбался своей доброй
улыбкой». Но, несмотря на такое внешнее и внутреннее различие, в жизни они были
очень близкими друзьями. Их связало совместное творчество и, прежде всего,
большой талант.
Выступавшие московские артисты смогли создать и показать инсценировку, в которой чтец Ольга Свешникова проследила хронологию событий, связавших двух духовных собратьев музыкой и любовью к вынужденно покинутой родине из-за революционных событий в России. Хроника жизни была обогащена музыкой С. Рахманинова, русскими романсами, оперными партиями и народными песнями из репертуара Фёдора Шаляпина.
В программе
прозвучали любимые романсы С. Рахманинова: «На холмах Грузии лежит ночная мгла»;
«В моей душе»; «В молчанье ночи тайной»; «Весенние воды» и др. (Дарья Клименко).
Сергей Семёнов
на фортепиано виртуозно исполнил фрагменты наиболее известных рахманиновских
произведений – Концерт №2 для фортепиано с оркестром; «Цыганское
каприччио»; «Весенние воды», «Элегия», арии из оперы «Алеко» «Жизнь за
царя» и многие другие сочинения.
Бас Дмитрий Романько
свободно входил в романтический образ Алеко из ранней одноимённой оперы «Алеко»
С. Рахманинова и знаменитого представителя сил зла в двух произведениях.
Сначала он исполнил партию Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст», потом партию
ассирийского полководца Олоферна в опере Александра Серова «Юдифь». Работа
Шаляпина над ролью Ивана Сусанина в опере Михаила Глинки «Жизнь
за царя» — еще один пример того, что знаменитый бас размышлял
не только над вокальными партиями, а над всем образом, вплоть
до мелочей. Таким его смог воссоздать без грима и театрального костюма
Дмитрий Романько. Московский бас из всех партий «Бориса Годунова» М.
Мусоргского, которые знал Шаляпин наизусть, преподнёс ташкентским зрителям
самую сложную – царя Бориса и партию Ивана Грозного из оперы «Псковитянка» Н.
Римского-Корсакова. Оперные арии дополнили песни из золотой коллекции Шаляпина:
«Блоха», «Вдоль по Питерской», «Не пой, красавица, при мне…» и др.
Чтец Ольга Свешникова подробно
рассказала, что знакомство Рахманинова и Шаляпина состоялось во время работы в
Московской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович обладал
редким качеством находить одарённых людей и помогать им. Именно Мамонтов
поверил в большое будущее Фёдора Шаляпина. В 1896 г. он пригласил артиста
вступить в труппу своего театра. А годом позже Мамонтов пригласил нового дирижёра
- Сергея Рахманинова, находящегося в тот период в творческом кризисе из-за
неудачного исполнения его первой симфонии. «Предлагая мне место дирижёра, -
вспоминал Рахманинов, - Мамонтов сказал, что пригласил в труппу молодого певца,
обладающего беспредельным талантом, с которым, он был уверен, мне будет приятно
работать. Такая оценка не оказалась преувеличенной: это был Федор Шаляпин».
Впоследствии Рахманинов писал: «Моя дружба с Шаляпиным - это одно из самых
сильных, глубоких и тонких переживаний всей моей жизни». Их симпатия друг к
другу была взаимной. Помимо творческого влияния, между ними складывались
дружеские отношения, которые они пронесли через всю жизнь.
Рахманинов и Шаляпин
много музицировали вместе, выступали в концертах. «Проходя оперные партии, а
потом разучивая романсы для совместного выступления на концертах, чуткий
гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально
образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать.
Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно
аккомпанируя ему. В течение многих лет москвичи имели возможность наслаждаться
неповторимыми, единственными в мире концертами, где два таких артиста выступали
вместе и потрясали присутствующих своим неподражаемым исполнением», - писала
сестра Рахманинова С.А. Сатина.
Современники восхищались
этим удивительным дуэтом: «Когда Фёдор Иванович пел, а у рояля был Сергей
Васильевич, неправильно было бы сказать, что Рахманинов аккомпанирует. Они
именно пели оба. Что это было за наслаждение! Исполнение их было поразительным
и непревзойдённым».
Программа их совместных
выступлений была разнообразна. В неё входили и романсы самого Рахманинова. Пять
романсов было посвящено Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение
Лазаря», «Ты знал его», «Опричник». Но больше всего Шаляпин любил исполнять
романс «Судьба» на слова А.Н. Апухтина, в котором развита тема судьбы из Пятой
симфонии Бетховена. На оригинале романса «Судьба» Сергей Васильевич написал:
«Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С. Рахманинов. 21
февраля 1900 г.» Когда Шаляпин пел романс в сопровождении Рахманинова,
слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения.
Именно для Шаляпина
Рахманинов писал свои оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Но, к
сожалению, на премьере партии главных героев исполнял другой артист. На вопрос,
почему пел не Шаляпин, Рахманинов в ответ ретировался. Не стал объяснять всем, что
Шаляпин поленился выучить предложенные партии, из-за чего друзья даже
поссорились.
Одним из любимых мест
Рахманинова была Ивановка, имение в Тамбовской губернии. Окружающая природа
приводила Сергея Васильевича в восторг и изумление, вызывала прилив
вдохновения. Он проводил в Ивановке каждое лето, напряжённо и плодотворно
работая. Шаляпин нередко гостил у своего друга. Совместные чаепития и беседы
еще больше сблизили двух выдающихся музыкантов. После приезда Рахманинова, а
затем и Шаляпина в США, их встречи возобновились. Эти встречи были дороги для
обоих. Музыканты мучительно переживали разлуку с родиной. Часы, проведённые
вместе, согревали и поддерживали двух друзей.
За день до смерти (11
апреля 1938) у постели больного певца состоялся последний разговор между
друзьями. Шаляпин высказал мысль, что, если поправится, напишет книгу для
артистов, темой которой будет сценическое искусство. Рахманинов в тон певцу
сказал, что тоже напишет книгу, как только закончит выступления. Но она будет о
Шаляпине. Фёдор Иванович одарил друга улыбкой и погладил руку Сергея
Васильевича. На этом, как вспоминал Рахманинов, они расстались. Навсегда!
Горячий патриот,
благородный человек, Рахманинов не удивил близких своей щедрой помощью советским
воинам в Великую Отечественную войну. В марте 1943 года пришла горестная весть:
умер Рахманинов.
Сергей Рахманинов не
написал книгу о Шаляпине, но оставил такие проникновенные строки о нём:
«Шаляпин никогда не умрёт. Умереть не может. Ибо он, этот чудо-артист, с
истинно сказочным дарованием, незабываем... Для будущих поколений он будет
легендой».
Эти слова характеризуют
обоих музыкальных гениев. Всю свою жизнь они прославляли русскую музыку,
восхищая современников и соотечественников. Их слава перешагнула границы
России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного
театра. Они были и остаются музыкантами на все времена, а их искусство -
национальным богатством русского народа.
Концерт завершил «Реквием
Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну…». Зрители
уходили с концерта в каком-то приподнятом настроении. Никто не сомневался в
том, что слава двух гениев одной эпохи перешагнула границы России, покорила
западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра и, бесспорно, покорила
ташкентских зрителей в очередной раз.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Комментариев нет :
Отправить комментарий