понедельник, 21 октября 2024 г.

В Ташкенте подведены итоги Х Международной биеннале современного искусства

 

        В узбекской столице С 14 по 18 октября 2024 г. успешно прошла X Международная биеннале современного искусства на разных площадках города, включая Центральный выставочный зал Академии художеств  Узбекистана; Галерею изобразительного искусства Национального банка; Ташкентский дом фотографии; музей им. Камаледдина Бехзада и Международный караван-сарай культуры (МКСК) Икуо Хираямы АХУз. Художники из 40 стран представили свыше 120 произведений искусства, провели мастер-классы, участвовали в международной  конференции, посвящённой главной теме биеннале – «Искусство и мир», их взаимовлиянию. Евроазийские художники и кураторы из Франции, Германии, России, Южной Кореи, Китая, Великобритании, Кыргызстана, Австралии, Азербайджана, Венгрии, Японии и других стран мира   активно обсуждали роль прогрессивной культуры в объединении народов мира под сенью искусства, созданного на незыблемых общечеловеческих ценностях с древнейших времён до наших дней.

          Проекты иностранных участников биеннале, представленные на данной выставке, демонстрировали одну и ту же тему совершенно по-разному. Художники её интерпретировали в разных видах и формах современного искусства. Таким образом роль искусства в современном мире, его отношение к обществу, их взаимная гармония были отражены в произведениях разнообразными сюжетами, формами и неподражаемым колоритом.

         Особенное внимание к себе привлекла масштабная инсталляция в центре выставочного зала на первом этаже «Последний крик» художника Юнуса Сафардияра. В настоящее время художник живёт и работает в Лондоне. «Последний крик», по мнению автора, это наглядная демонстрация того, как человек пытается сбросить с себя оковы старых, изживших себя предрассудков и непонимания законов вселенной, в которой человечество  существует миллионы лет. Он хочет найти в себе и вокруг себя умиротворение, сострадание и веру в Бога. В новую эпоху разрушительных природных катаклизмов и войн художник призывает людей вернуть планете Земля исконную человечность. Автор убеждён, что люди попробуют сделать это даже у последней черты, вложив в последнем крике всю свою надежду и веру в Мир, Добро и Любовь.

          Шухрат Абдумаликов, автор инсталляции «Последний колокол» выразил ту же идею, но только другими средствами – старыми закопчёнными вёдрами от того, что в них, возможно, когда-то варили смолу или просто они почернели от времени. В этой подмене смыслов есть что-то трагическое в осмыслении сакральных ценностей, утративших первоначальное священное значение в нашем противоречивом воинственном мире, так что хочется задать риторический вопрос: «По ком звонит последний колокол?» - может быть, по непреходящей ценности вещей и человеческой жизни…

          Хурпшид Зияханов представил живописный триптих «Семь звёзд». Он ассоциируется с поэмой Алишера Навои «Семь планет» из его знаменитой «Пятерицы». Символическая цифра «семь» вынесена в название работы согласно традиции, а «семь звёзд» в данном случае соответствуют традиционным представлениям о планетах – покровителях людей, их судеб, их характеров. Это произведение отличается загадочностью сюжета и  декоративным решением художественной задачи.

          Эркин Джураев своим оригинальным произведением «Давайте сфотографируемся!» почти документально воспроизвёл фотопортреты близких людей. Художник дополнил его реальным рушником под этим семейным «иконостасом» – полотенцем из домотканого холста для украшения стен дома в праздничные дни, оформления красного угла, а также для совершения обрядов. В этой композиции обыденный предмет приобрёл и ритуальное назначение: художник наделил его семантикой пути, дороги, соединения, связывания. Зрители невольно задерживаются перед этим диптихом, чтобы вспомнить своих родных и задуматься о родословных корнях.

          Художник Назира Кузиева, фантазёр до мозга костей, с характерным для неё новаторством художественной натуры и философским обобщением ума. Однажды она удивила зрителей «Садом любви» и незабываемой серией работ из имитированных плодов граната на персональной выставке керамики и инсталляций в 2015 году в ТДФ , которую я назвала «Радение с гранатом» в своей книге «Дорога без конца» трилогии «Мои дорогие попутчики» (Т., 2024). В этот раз художник вновь из самого простого подручного материала смогла создать новое эстетическое пространство, которое назвала «XXI век - 21» и наполнила его красотой и полётом своей неугомонной души. Мастер декоративно-прикладного искусства признаётся, что каждый раз в своих работах она заново открывает саму себя. В этот раз Н. Кузиева создала корабль с белыми парусами, оснащённый ключами, и так объяснила свой замысел:

- …И вот каждый ключик, который здесь висит, предназначен для  двери в рай или ад. Если человек праведный, - он этим ключом откроет  вход в рай, а грешный - попадёт в ад.

          С этими словами Назира на моих глазах оторвала от корабельных снастей заветный ключ и подарила его на счастье фотохудожнице из Германии, уроженке Узбекистана, Марии  Дворцис в знак творческой дружбы и взаимной симпатии.

Алишер Мирзаев  пригласил зрителей своей праздничной декоративной картиной на «Навруз в Самарканде». Жанровая композиция в лубочном стиле построена как восточная миниатюра: здесь нет даже намёка на перспективу. Ближние и дальние планы в ней одноразмерны; нет и пространственных сокращений; окраска лиц,  одежд,  горных хребтов и архитектурных деталей однотонны и ровны. Они лишены пластического  выявления форм. Но все эти условности восточной миниатюры, закрепившиеся на века, нисколько не умаляют художественного значения этого яркого произведения. Художник – мастер колористического решения холста: его красочная гамма звучна и разнообразна. Здесь все персонажи играют и поют в современной обстановке и знакомой среде; краски звучат голосами национальных инструментов и самих улыбчивых весёлых персонажей. В этом магия творчески обновляемого искусства: при всей условности миниатюрной живописи, эта композиция воспринимается вполне реально и жизненно.

          Куратор Х Ташкентской международной биеннале современного искусства, доктор искусствоведения, Сухроб Курбанов, подводя её итоги, подчеркнул, что, в целом, была достигнута главная цель - исследование взаимосвязи искусства и современности. В своих работах художники в различных видах искусства - живописи, скульптуре, инсталляции, видео-арте и перфомансе -  отразили свой взгляд на современный мир, который столкнулся с множеством глобальных вызовов на фоне поляризации общества. Зарубежные мастера готовы приехать в Узбекистан ещё раз, т.к. здесь их приняли очень гостеприимно и у них родились новые творческие идеи в ходе знакомства с нашей страной, активном общении с коллегами из евроазиатских стран, интенсивном творческом обмене с другими участниками Международной выставки.

      Подводя итоги Х Международной биеннале, председатель Академии художеств Акмаль Нуриддинов поблагодарил всех организаторов выставки, её участников и зрителей, активно посещавших в эти дни художественные музеи и галереи, выставочные залы узбекской столицы за огромный интерес к современному искусству. Он, в частности, сказал:

- Сегодня в Узбекистане национальное изобразительное искусство продолжает активно развиваться. В сферу искусства решительными шагами приходит много талантливой молодёжи, со своим стилем и творческим путём. Эта биеннале открыла широкие возможности для демонстрации их творчества мировым художникам, а также для знакомства наших молодых художников с творчеством мастеров мировой живописи и установления диалога между ними. Здесь нет побеждённых: каждый участник –  достойный победитель биеннале.

С 2001 года биеннале проводится раз в два года при активной поддержке государства, АХУз и Дирекции художественных  выставок и служит платформой для культурного обмена в области визуальных искусств, обсуждения актуальных проблем и знакомства с современным творческим потенциалом различных стран.

Я очень надеюсь, что мы стали ближе друг к другу. Мы ждём всех художников-участников биеннале через два года с новыми творческими проектами в нашем гостеприимном городе – цитадели мирового искусства.

На Церемонии закрытия X Ташкентской международной биеннале современного искусства выступавшие дипломанты и лауреаты фестиваля выразили благодарность организаторам за разнообразную художественную,  научную и экскурсионную программу в Ташкенте,  а также за  посещение Самарканда и знакомство с его историко-культурными памятниками и достопримечательностями народно-прикладного искусства.

Все присутствующие на закрытии биеннале долго аплодировали победителю Гран-При в номинации «Красота и очарование народного творчества» - фотохудожнику Владимиру Васильевичу Гончаренко, обладателю специальной статуэтки и приза в 15 млн. сум. Вот что рассказал счастливый лауреат Х Международного биеннале о себе и серии фотографий в эсклюзивном интервью обозревателю «Культура.Уз» - Г. Багдасаровой:

- Мои фотографии – девять экспонатов этнографического направления - демонстрировались в ТДФ в дни работы Международной выставки. Это были музейные женские костюмы народов Узбекистана. Для демонстрации каждого экспоната я нашёл соответствующую модель той же национальности: простые девушки, не имеющие никакого отношения к модельному бизнесу, облачившись в старинные национальные одежды, тотчас преображались внешне и внутренне. Я охватил почти все регионы, кроме Ферганской долины, – снимал в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Сурхандарье, Хиве и других азиатских городах. Вообще, у меня уже накопилось около сорока снимков: лучшие из них были представлены на Биеннале.

- Как ваша жизнь и работа связаны с фотографией? 

- По специальности я авиатор и много лет проработал на Авиационном заводе в Ташкенте, где приходилось работать начальником фотолаборатории.  Я занимаюсь фотографией много лет. Мой учитель в фотоискусстве  - Рафаль Готов из Москвы, работавший в фотохронике ТАСС. Он меня многому научил.  Тогда не было фотошопа и малейшая лишняя деталь могла испортить снимок. В настоящее время успешно сотрудничаю как фотограф с журналом «Наука и техника».

Как Вы решили участвовать в  Х Биеннале?

- Я много раз участвовал на международных выставках и даже в 2010 году был победителем международного биеннале. Тогда я выставлял фотопейзаж. Меня когда-то вдохновил Марио Тестино, британский фотограф перуанского происхождения, один из важнейших мастеров модной фотографии. Я увидел его снимки в интернете, выполненные в Каракалпакии, и подумал, что люди приезжают с другого конца света, чтобы заснять местные достопримечательности, включая костюмы, но мы сами не лыком шиты…  В настоящее время по договору с хокимиятами городов Узбекистана снабжаю своими фотографиями альбомы по искусству, археологии, этнографии, туризму, в их числе такие фотоальбомы, как «Бухара», «Сурхандарья», «Ташкентская область» и др. В перспективе я собираюсь сделать персональную фотовыставку  того этнографического направления, которую дополню недостающими  снимками из Ферганской долины.

          Осталось добавить, что церемонию закрытия биеннале украсила короткая праздничная программа с участием юных музыкантов Узбекистана: «Молодым везде у нас дорога!..»

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 

 

 

 

 

 

         

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий