В узбекской столице С 14 по 18 октября 2024 г. успешно прошла X Международная биеннале современного искусства на разных площадках города, включая Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана; Галерею изобразительного искусства Национального банка; Ташкентский дом фотографии; музей им. Камаледдина Бехзада и Международный караван-сарай культуры (МКСК) Икуо Хираямы АХУз. Художники из 40 стран представили свыше 120 произведений искусства, провели мастер-классы, участвовали в международной конференции, посвящённой главной теме биеннале – «Искусство и мир», их взаимовлиянию. Евроазийские художники и кураторы из Франции, Германии, России, Южной Кореи, Китая, Великобритании, Кыргызстана, Австралии, Азербайджана, Венгрии, Японии и других стран мира активно обсуждали роль прогрессивной культуры в объединении народов мира под сенью искусства, созданного на незыблемых общечеловеческих ценностях с древнейших времён до наших дней.
Проекты
иностранных участников биеннале, представленные на данной выставке, демонстрировали
одну и ту же тему совершенно по-разному. Художники её интерпретировали в разных
видах и формах современного искусства. Таким образом роль искусства в
современном мире, его отношение к обществу, их взаимная гармония были отражены
в произведениях разнообразными сюжетами, формами и неподражаемым колоритом.
Особенное внимание к себе привлекла масштабная инсталляция в центре выставочного зала на первом этаже «Последний крик» художника Юнуса Сафардияра. В настоящее время художник живёт и работает в Лондоне. «Последний крик», по мнению автора, это наглядная демонстрация того, как человек пытается сбросить с себя оковы старых, изживших себя предрассудков и непонимания законов вселенной, в которой человечество существует миллионы лет. Он хочет найти в себе и вокруг себя умиротворение, сострадание и веру в Бога. В новую эпоху разрушительных природных катаклизмов и войн художник призывает людей вернуть планете Земля исконную человечность. Автор убеждён, что люди попробуют сделать это даже у последней черты, вложив в последнем крике всю свою надежду и веру в Мир, Добро и Любовь.
Шухрат
Абдумаликов, автор инсталляции «Последний колокол» выразил ту же
идею, но только другими средствами – старыми закопчёнными вёдрами от того, что
в них, возможно, когда-то варили смолу или просто они почернели от времени. В
этой подмене смыслов есть что-то трагическое в осмыслении сакральных ценностей,
утративших первоначальное священное значение в нашем противоречивом воинственном
мире, так что хочется задать риторический вопрос: «По ком звонит последний колокол?»
- может быть, по непреходящей ценности вещей и человеческой жизни…
Хурпшид
Зияханов представил живописный триптих «Семь звёзд». Он
ассоциируется с поэмой Алишера Навои «Семь планет» из его знаменитой «Пятерицы».
Символическая цифра «семь» вынесена в название работы согласно традиции, а «семь
звёзд» в данном случае соответствуют традиционным представлениям о планетах –
покровителях людей, их судеб, их характеров. Это произведение отличается
загадочностью сюжета и декоративным
решением художественной задачи.
Эркин
Джураев своим оригинальным произведением «Давайте сфотографируемся!» почти
документально воспроизвёл фотопортреты близких людей. Художник дополнил
его реальным рушником под этим семейным «иконостасом» – полотенцем из
домотканого холста для украшения стен дома в праздничные дни,
оформления красного угла, а также для совершения обрядов. В этой
композиции обыденный предмет приобрёл и ритуальное назначение: художник наделил
его семантикой пути, дороги, соединения, связывания. Зрители невольно
задерживаются перед этим диптихом, чтобы вспомнить своих родных и задуматься о
родословных корнях.
Художник
Назира Кузиева, фантазёр до мозга костей, с характерным для неё новаторством
художественной натуры и философским обобщением ума. Однажды она удивила
зрителей «Садом любви» и незабываемой серией работ из имитированных плодов
граната на персональной выставке керамики и инсталляций в 2015 году в ТДФ ,
которую я назвала «Радение с гранатом» в своей книге «Дорога без конца»
трилогии «Мои дорогие попутчики» (Т., 2024). В этот раз художник вновь из
самого простого подручного материала смогла создать новое эстетическое
пространство, которое назвала «XXI
век
- 21» и наполнила его красотой и полётом своей неугомонной души. Мастер
декоративно-прикладного искусства признаётся, что каждый раз в своих работах
она заново открывает саму себя. В этот раз Н. Кузиева создала корабль с белыми
парусами, оснащённый ключами, и так объяснила свой замысел:
- …И вот каждый
ключик, который здесь висит, предназначен для
двери в рай или ад. Если человек праведный, - он этим ключом
откроет вход в рай, а грешный - попадёт
в ад.
С этими
словами Назира на моих глазах оторвала от корабельных снастей заветный ключ и
подарила его на счастье фотохудожнице из Германии, уроженке Узбекистана, Марии Дворцис в знак творческой дружбы и
взаимной симпатии.
Алишер Мирзаев пригласил зрителей своей
праздничной декоративной картиной на «Навруз в Самарканде». Жанровая
композиция в лубочном стиле построена как восточная миниатюра: здесь нет даже
намёка на перспективу. Ближние и дальние планы в ней одноразмерны; нет и
пространственных сокращений; окраска лиц,
одежд, горных хребтов и
архитектурных деталей однотонны и ровны. Они лишены пластического выявления форм. Но все эти условности восточной
миниатюры, закрепившиеся на века, нисколько не умаляют художественного значения
этого яркого произведения. Художник – мастер колористического решения холста: его
красочная гамма звучна и разнообразна. Здесь все персонажи играют и поют в
современной обстановке и знакомой среде; краски звучат голосами национальных
инструментов и самих улыбчивых весёлых персонажей. В этом магия творчески
обновляемого искусства: при всей условности миниатюрной живописи, эта
композиция воспринимается вполне реально и жизненно.
Куратор
Х Ташкентской международной биеннале современного искусства, доктор искусствоведения,
Сухроб Курбанов, подводя её итоги, подчеркнул, что, в целом,
была достигнута главная цель - исследование взаимосвязи искусства и
современности. В своих работах художники в различных видах искусства - живописи,
скульптуре, инсталляции, видео-арте и перфомансе - отразили свой взгляд на современный мир,
который столкнулся с множеством глобальных вызовов на фоне поляризации общества.
Зарубежные мастера готовы приехать в Узбекистан ещё раз, т.к. здесь их приняли
очень гостеприимно и у них родились новые творческие идеи в ходе знакомства с
нашей страной, активном общении с коллегами из евроазиатских стран, интенсивном
творческом обмене с другими участниками Международной выставки.
Подводя итоги Х Международной биеннале, председатель
Академии художеств Акмаль
Нуриддинов поблагодарил всех
организаторов выставки, её участников и зрителей, активно посещавших в эти дни
художественные музеи и галереи, выставочные залы узбекской столицы за огромный
интерес к современному искусству. Он, в частности, сказал:
-
Сегодня в Узбекистане национальное изобразительное искусство продолжает активно
развиваться. В сферу искусства решительными шагами приходит много талантливой
молодёжи, со своим стилем и творческим путём. Эта биеннале открыла широкие
возможности для демонстрации их творчества мировым художникам, а также для
знакомства наших молодых художников с творчеством мастеров мировой живописи и
установления диалога между ними. Здесь нет побеждённых: каждый участник – достойный победитель биеннале.
С
2001 года биеннале проводится раз в два года при активной поддержке государства,
АХУз и Дирекции художественных выставок и
служит платформой для культурного обмена в области визуальных искусств,
обсуждения актуальных проблем и знакомства с современным творческим потенциалом
различных стран.
Я
очень надеюсь, что мы стали ближе друг к другу. Мы ждём всех художников-участников
биеннале через два года с новыми творческими проектами в нашем гостеприимном
городе – цитадели мирового искусства.
На
Церемонии закрытия X Ташкентской международной биеннале современного искусства выступавшие
дипломанты и лауреаты фестиваля выразили благодарность организаторам за
разнообразную художественную, научную и
экскурсионную программу в Ташкенте, а
также за посещение Самарканда и
знакомство с его историко-культурными памятниками и достопримечательностями
народно-прикладного искусства.
Все
присутствующие на закрытии биеннале долго аплодировали победителю Гран-При в номинации «Красота
и очарование народного творчества»
- фотохудожнику Владимиру
Васильевичу Гончаренко, обладателю специальной
статуэтки и приза в 15 млн. сум. Вот что рассказал счастливый лауреат Х
Международного биеннале о себе и серии фотографий в эсклюзивном интервью
обозревателю «Культура.Уз» - Г. Багдасаровой:
-
Мои фотографии – девять экспонатов этнографического направления - демонстрировались
в ТДФ в дни работы Международной выставки. Это были музейные женские костюмы
народов Узбекистана. Для демонстрации каждого экспоната я нашёл соответствующую
модель той же национальности: простые девушки, не имеющие никакого отношения к
модельному бизнесу, облачившись в старинные национальные одежды, тотчас
преображались внешне и внутренне. Я охватил почти все регионы, кроме Ферганской
долины, – снимал в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Сурхандарье, Хиве и других
азиатских городах. Вообще, у меня уже накопилось около сорока снимков: лучшие
из них были представлены на Биеннале.
-
Как ваша жизнь и работа связаны с фотографией?
-
По специальности я авиатор и много лет проработал на Авиационном заводе в
Ташкенте, где приходилось работать начальником фотолаборатории. Я занимаюсь фотографией много лет. Мой учитель
в фотоискусстве - Рафаль Готов из Москвы, работавший в фотохронике ТАСС. Он меня
многому научил. Тогда не было фотошопа и
малейшая лишняя деталь могла испортить снимок. В настоящее время успешно
сотрудничаю как фотограф с журналом «Наука и техника».
Как
Вы решили участвовать в Х Биеннале?
-
Я много раз участвовал на международных выставках и даже в 2010 году был
победителем международного биеннале. Тогда я выставлял фотопейзаж. Меня
когда-то вдохновил Марио Тестино, британский фотограф перуанского происхождения, один из
важнейших мастеров модной фотографии. Я увидел его снимки в интернете, выполненные в Каракалпакии, и подумал,
что люди приезжают с другого конца света, чтобы заснять местные
достопримечательности, включая костюмы, но мы сами не лыком шиты… В настоящее время по договору с хокимиятами
городов Узбекистана снабжаю своими фотографиями альбомы по искусству,
археологии, этнографии, туризму, в их числе такие фотоальбомы, как «Бухара»,
«Сурхандарья», «Ташкентская область» и др. В перспективе я собираюсь сделать
персональную фотовыставку того этнографического
направления, которую дополню недостающими
снимками из Ферганской долины.
Осталось
добавить, что церемонию закрытия биеннале украсила короткая
праздничная программа с участием юных музыкантов Узбекистана: «Молодым везде у
нас дорога!..»
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ
Узбекистана
Комментариев нет :
Отправить комментарий