суббота, 12 октября 2024 г.

"Молодые певцы в стране оперы" на Малой сцене ГАБТ покорили молодёжную публику

 

         Десятого октября 2024 г. в камерной атмосфере Малой сцены в Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои развернулось удивительное музыкальное действие. На одной сцене собрались молодые и перспективные исполнители, которые только начинают свой путь в мире классической музыки. Программа концерта продолжалась два часа и охватила 15 номеров – это были лучшие и малоизвестные произведения русской и европейской оперы. С некоторыми из них публика была знакома по репертуару ГАБТ им. А. Навои, но услышала нечто совершенно новое в искреннем исполнении молодых артистов, привнёсших свою частицу души и своё мировоззрение в понимание и интерпретацию мировой классики.

          Так, совершенно по-новому прозвучала Ария Марфы во дворце из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова в исполнении Катерины Свиридовой в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано).  Опера была создана в 1899 г. по мотивам драмы русского поэта, переводчика и драматурга Л.А. Мея (1822—1862). Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С.И. Мамонтова, ныне музее, где приходилось мне неоднократно бывать во время учёбы на журфаке в МГУ им. М.В. Ломоносова. В такой же камерной обстановке на концерте звонко и трепетно звучал голос (сопрано) Катерины, воссоздавшей на Малой сцене светлый, чистый и хрупкий образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.  Эта любимая всеми русская опера давно не сходит с афиши ГАБТ, расширяя круг своих поклонников.

Внешне обаятельная и с большим душевным потенциалом, Катерина Свиридова профессионально исполнила сложную Каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Вокальная партия героини продемонстрировала  сочетание черт традиции бельканто и особенностей русского национального мелоса. Для её исполнения требуется владение высокой техникой пения. Образ Людмилы, созданный Глинкой в опере, требует от артиста особой эмоциональной яркости, внутренних сил, быстрого переключения чувств. Молодой певице пришлось задействовать широкий арсенал средств актёрского мастерства и перевоплощения на Малой сцене ГАБТ, чтобы вызвать в Музыкальной гостиной возгласы «Брава!».

Ленара Закирова (сопрано) – проникновенно и обаятельно исполнила Каватину Лейлы из оперы Жоржа Бизе «Искатели Жемчуга». Ей удалось передать трепетность ожидания встречи с любимым, неясное предчувствие грядущих перипетий. Она же убедительно раскрыла всю непростую правду чувств в двух романсах П.И. Чайковского – «Нам звёзды кроткие сияли…» и «Скажи, о чём в тени ветвей…».

Навруза Мамарджабова в ансамбле с Зариной Шаметовой донесли до зрителей во всей нежной лирической красоте Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Дж. Пуччини, написанной по мотивам романа Анри Мюрже. Премьера оперы состоялась в 1896 г. в Турине.  Продолжатель традиций великого Верди и последний представитель итальянской оперной классики, Пуччини дал импульс к развитию оперы ХХ века. Опера в стиле «веризм» принесла Пуччини мировую славу. Язык оперы лиричен и одновременно драматичен. Так, стремительный вальс вырисовывает образ Мюзетты. Свежая, утренняя музыка открывает третий акт, сменяется страданиями Мими, а затем постепенно приобретает драматический характер. Если говорить о «Богеме», то без известных арий Мими и Рудольфа и без вальса Мюзетты трудно представить себе историю оперного искусства.

Филипп Эль-Танани артистично исполнил Арию Атиллы, «короля гуннов»  из одноимённой героико-патриотической оперы Джузеппе Верди в ансамбле с Людмилой Слоним.  Патриотическая опера о борьбе жителей Адриатики против захватчиков вызвала общественный резонанс. Она была впервые представлена 17 марта 1846 года в театре Ла Фениче, в Венеции. В Арии слышны предчувствия гибели - отзвуки трагической судьбы завоевателя. Во время свадебной церемонии лагерь гуннов окружают римляне, и, когда они бросаются в наступление, Одабелла-невеста закалывает Аттилу.

Мадине Мухаммадиевой (сопрано) пришлось испытать свой многообещающий талант в двух разных по характеру партиях - Арии Лауретты из одноактной оперы «Джанни Скикки» итальянского композитора  Джакомо Пуччини, написанной в 1918 г.,  и Арии Мими из оперы «Богема» того же композитора (1896 г. ). Партия фортепиано – Зарина Шаметова,

«O mio babbino caro» — это ария сопранового репертуара. Лауретта поёт своему отцу о своей любви к Ринуччо, с которым они не могут пожениться из-за отсутствия приданого (семья Ринуччо не даёт ему позволения жениться на бесприданнице). Лауретта умоляет своего отца помочь, после чего он и придумывает авантюру.

Ария молодой бедной швеи и цветочницы Мими из одной из самых исполняемых опер в мире – «Богемы», постоянной и в репертуаре ГАБТ, - полна очарования простой девушки, поведавшей о  своей тяжёлой жизни  и пробудившейся влюблённости в поэта Рудольфа. В этой арии пробивается и одиночество, и бедность, и естественное желание любить – этот   букет чувств смогла передать молодая певица приятным тембром и природным артистизмом.

          В сценах из оперы «Алеко», написанной 19-летним композитором  Сергеем Рахманиновым в 1892 г. всего за 17 дней, состязались три молодых солиста ГАБТ: это лучший из лучших певцов на сегодняшний день в Узбекистане - Бекзот Садыков в роли Молодого Цыгана; Мария Сотникова (Земфира); Камолиддин Мухаммадиев (Алеко) в «Сцене Земфиры и Алеко и каватина Алеко». Они заставили зрителей окунуться в театральное действо. Перед их глазами разыгралась трагедия трёх сердец. Все три солиста справились со своими задачами превосходно в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано).



 Садыков также страстно, с полной отдачей чувств, исполнил сложную Арию и стретта Альфреда из оперы «Травиата» (1853 г.) реформатора Джузеппе Верди по роману и пьесе А. Дюма-сына «Дама с камелиями» в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Верди выступает убеждённым сторонником полифонической драматургии, раскрывающей жизнь во всем её многообразии и сложности. У Дж. Верди, начиная с его оперы «Риголетто», место броской внешней театральности занимают яркая контрастность, драматизм, правда психологических характеристик. Бекзот Садыков превосходно выполнил социальный замысел композитора – его Альфред идёт по «праведному» пути. 

          Шохида Нурматова напомнила всем присутствующим романс  «Бахор»  («Весна») советского композитора и дирижёра, народного артиста Узбекистана Толибжона  Содикова в ансамбле с Зариной Шаметовой (фортепиано), полный  жизнеутверждающей силы и мечтательности лирической героини.



Феруза Юсупова
блестяще исполнила Арию Турандот из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. Партию фортепиано созвучно вела Зарина Шаметова. Они смогли сходу ввести зрителей в сказочный волшебный мир Карла Гоцци.

         Программу концерта завершила Мария Сотникова, зажигательно исполнив в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано) под звуки кастаньетов романс «Испанское болеро» французского композитора Лео Делиба, создателя балетов, опер, оперетт, на стихи Альфреда де Мюссе ("Красавицы Кадикса замуж не хотят"). Это было сделано весело, в танцевальной манере, с чувством гордости, и девической чести, и достоинства.

       В целом, в концерте были задействованы около 15 солистов ГАБТ им. А. Навои. Они смогли погрузить зрителей в мир волшебных мелодий и событий жизни героев: молодые голоса и искренность излучения душ молодых артистов в ансамбле с талантливыми концертмейстерами поведали свои истории и подарили публике, в большинстве своём такой же молодой, как участники концерта, - живые незабываемые впечатления.     

                                                 

Зрители смогли насладиться яркими ариями и дуэтами из знаменитых опер, а также современными произведениями, которые раскрыли индивидуальность каждого участника. Каждый певец представил свой индивидуальный стиль и интерпретацию, создавая неповторимую атмосферу творчества и вдохновения.

По мнению автора композиции, режиссёра и ведущего – заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, многие выступления станут первыми заявками молодых артистов на воплощение своих героев в будущих спектаклях. Концерт стал не только праздником музыки, театра, Оперы, но и прекрасной возможностью поддержать молодых артистов. Публика горячо реагировала на выступления певцов, тем самым она подарила им шанс продемонстрировать свои таланты широкой аудитории. Вечер был наполнен эмоциями, страстью и искренностью, что сделало его незабываемым событием для всех любителей оперного искусства.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото автора и Людмилы Ким

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий