«Дорогой длинною,
Да
ночью лунною,
Да
с песней той,
Что
вдоль летит звеня!...»
128-летие со Дня рождения русского эстрадного артиста,
киноактёра, композитора, поэта и певца, кумира эстрады первой половины XX века
Александра Николаевича Вертинского (9 (21) марта 1889 года, Киев, – 21 мая 1957
года, Ленинград) 16 марта 2017 года
отметили в представительстве Россотрудничества
в Узбекистане с участием солиста ГАБТ
имени А.Навои - Георгия Дмитриева.
Здесь представители РКЦ РУ, литераторы, театрально-художественная
общественность республики, сотрудники и учащиеся подготовительных курсов РЦНК в
Ташкенте, журналисты собрались отдать дань светлой памяти талантливому артисту-новатору
под маской и костюмом печального Пьеро.
Александру
Вертинскому на родине принесли известность его «песенки настроений» в
1913-1916 годах. Он пел «ариетки Пьеро»
в чёрной одежде Пьеро. Ему рукоплескали Василий Качалов, Михаил Яншин,
Фёдор Шаляпин, позднее Иннокентий Смоктуновский и Михаил Жаров. Он пережил
трагедию отрешённости от народа и новой
России и одновременно творческий триумф в
период двадцатипятилетнего пребывания в эмиграции: Стамбул, Бухарест,
Варшава, Берлин, Париж, Нью-Йорк, Шанхай. Сквозь мытарства и мишуру успеха на
чужбине странствующий по миру русский артист
пронёс своё трепетное чувство к покинутой родине, куда вернулся в 1943
году. Он говорил: «Лучше сундук дома, чем пуховая постель на чужбине»[1].
По возвращении домой Вертинский
был разочарован удушливой атмосферой сталинской эпохи и одновременно познал
искреннюю любовь публики по всей стране. Он побывал везде: в Сибири, на Урале,
в Средней Азии (Ашхабаде и дважды – в Ташкенте), Заполярье, Донбассе и даже на
Сахалине. А. Вертинский, дававший концерты в Узбекистане в октябре 1956 г,
встречался в Ташкенте с Галиной и Алексеем Козловскими. Они подарили
знаменитому шансонье книжку китайских
стихов и оставили в ней надпись стихами А. Ахматовой.
Любовь
поклонников в особое вымышленно-прекрасное амплуа Вертинского с характерными мотивами тоски по родине и самоиронии под
покровом лиризма, «блестящее и виртуозное мастерство» с искусной пластикой рук артиста во время его
выступлений была единственным источником, поддерживавшим жизненные силы уже
немолодого артиста.
В своей автобиографической книге «Дорогой длинною…» он
пишет: «Так я живу у себя на родине и работаю. Народ меня принимает тепло и
пока не даёт мне уйти со сцены. Концерты мои переполнены до отказа. На днях
буду напевать новые пластинки. Даже постареть некогда! А на это ведь тоже нужно
время!»[2]
Любители лёгкого
жанра давно признали лучшей
камерную манеру исполнения Георгием Дмитриевым «популярных песенок» и романсов
знаменитого шансонье А. Вертинского. Программа
концерта в РЦНК в Ташкенте включала в
себя «популярные песенки» Александра Вертинского: «Танго «Магнолия»,
«Джиоконда», «Я сегодня смеюсь над собой», «Piccolo Bambino»,
«Доченьки», «Прощальный ужин» и другие. Аккомпанировал солисту ГАБТ имени А.
Навои талантливый концертмейстер Руслан Волков (клавишные). Исполнитель песен А. Вертинского вовсе не
подражал знаменитому шансонье с его необычным непритязательным репертуаром,
предназначенным для русских эмигрантов, негромким голосом и распахнутой
обнажённой, как нервы, душой – да, это и
невозможно! Г. Дмитриев
эмоционально проживал песни
поэта, певца А. Вертинского, запечатлённые в мелодичных звуках и стихах, и поэтому каждая из них становилась маленьким
спектаклем. Но этого мало: он смог донести до слушателей обаяние яркой
личности замечательного артиста,
исполнителя «печальных песенок» собственного сочинения – то наивных и
непритязательных, то «экзотических» и претенциозных. И те, и другие
пользовались успехом у современников как на родине в России, так и в вынужденной эмиграции, подкупали и
трогали своей особенной неповторимой доверительной интонацией.
«Интимные»
песенки, «домашний» голос – кто бы мог подумать, что всё это может иметь
отношение к искусству? А между тем такой феномен существовал в лице А.
Вертинского. И Георгий Дмитриев смог ещё раз это доказать, воссоздавая образ,
созданный им на эстраде – единственный в своём роде, благодаря особой манере
исполнения: каждую песенку певец
преподносил как маленькую пьеску, выступая в качестве драматурга, режиссёра и
актёра одновременно.
В
ходе концерта Георгий Дмитриев рассказал, что с песнями А.Вертинского и его
нотами познакомил солиста его учитель по вокалу Народный артист Узбекистана
Куркмас Кучкарович Мухитдинов (1946-2007). С тех пор он «заболел» песнями Вертинского и уже десять
лет часто выступает с ними на своих сольных концертах в Русском академическом
драматическом театре Узбекистана и в
концертных залах Государственной консерватории Узбекистана.
Георгий
Дмитриев не старается, в отличие от других имитаторов Вертинского (пародиста
Максима Галкина, например), подражать ему, сохраняя его грассирование и манеру подачи каждого слова, едва уловимого интонационного сдвига в сторону от текста, -
в этом случае впечатление оказывается резко ослабленным. На концерте Георгий
Дмитриев открыто заявил, что творчество
А. Вертинского стало страничкой его личной творческой автобиографии,
которой он хочет поделиться с другими. Мир Вертинского ему близок тем, что этот
цветастый, пряный, пикантный – какой угодно, только не прозаический, не
обыденный, не реальный – мир открывается слушателям как мечта, как откровенная игра воображения, а
его творец призывает: «Надо жить, во что бы то ни стало!». Его художественная
действительность сочинена и призрачна. Георгий
Дмитриев выходит на условный подиум в
конференц-зале РЦНК и после громких оваций и возгласов «браво!» исполняет незамысловатую, до слёз трогательную
песню А. Вертинского с экзотическим названием: «Танго «Магнолия», и мы, очарованные слушатели, не можем до конца
понять тайны её магнетизма:
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поёт и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван,
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда у Вас на сердце тишина,
Вы, брови тёмно-синие нахмурив,
Тоскуете одна…
В
90-х годах прошлого столетия в Москве вышла,
наконец, книга «Александр Вертинский. Дорогой длинною…», которую Г. Дмитриев,
кстати, очень рекомендовал почитать
молодому поколению. Первый раздел
составлен из воспоминаний о детстве, юности, первых сценических опытах, о
долгих дорогах эмиграции. Второй раздел включает в себя стихи и тексты песен. И
только третий раздел не вошёл сюда – его «жизнь после жизни». Изучение жизни и
творчества А. Вертинского,по мнению специалистов, вступает, по сути, лишь в первую фазу.
Концерт в РЦНК в Ташкенте с участием Г. Дмитриева
послужил хорошим стимулом для
привлечения не только исследователей и
любителей литературы и искусства, но и молодёжи к наследию А. Вертинского,
человека оригинальнейшего таланта и незаурядной судьбы. Поэзии, по большому
счёту, - заметил однажды Игорь Пиляев,- чихать на то, что она неактуальна. Мы
все умрём, а она останется[3]. В
этом и заключается настоящая магия искусства светло-скорбной музы Александра
Вертинского, пережившей на сегодняшний день своего создателя на 60 лет. А это
означает: искусство Александра Вертинского – Пьеро живёт и будет жить и
перейдёт к следующим поколениям как итог долгой, трудной, скитальческой и всё-таки
счастливой, удачливой жизни артиста, сумевшего полностью выразить в искусстве
неповторимую индивидуальность и свою судьбу.
Гуарик Багдасарова
Фото: Адель Файзуллина
Комментариев нет :
Отправить комментарий