Узбекский
советский композитор, дирижёр, педагог, народный артист СССР, общественный
деятель Мухтар Ашрафович Ашрафи
(11 июня 1912 - 15 декабря 1975) - один из основоположников современной
узбекской музыки. Его оперы, балеты, кантаты и симфонии, оратории и камерные
произведения для скрипки и фортепиано, романсы, музыка к драматическим
спектаклям и фильмам получили широкую известность у нас в стране и за рубежом. Национальным
достоянием стали созданные композитором оперы: «Буран», «Великий канал», «Дилором», «Сердце поэта», музыкальная драма «Мирзо
Иззат в Индии» и балеты — «Амулет любви», «Тимур Малик», «Стойкость», «Любовь
и меч». Первая постановка балета «Амулет любви» на сцене ГАБТ
им. А. Навои состоялась в 1969 году; последняя
- 30 марта 2008 года.
М. Ашрафи родился в Бухаре в семье известного народного певца и дутариста Ашрафжана Хафиза, ставшего его первым учителем. С
семи лет начал играть на узбекских народных инструментах. В 1924—1929 годах учился в бухарской Восточной музыкальной школе по классу дутара и параллельно занимался в Бухарском институте просвещения. В 1929—1931 годах обучался в Научно-исследовательском институте
музыки и хореографии по классу музыкально-теоретических предметов у H.H.
Миронова в Самарканде.
Выпускник
Института узбекской музыки и хореографии в Самарканде Ашрафи изучал композицию в Московской
(1934—1936) и Ленинградской (1941—1944) консерваториях, а в 1948 году окончил
последнюю экстерном по факультету оперно-симфоничеокого дирижирования. Ашрафи
руководил Театром оперы и балета им. А. Навои (до 1962 года), Театром оперы и
балета в Самарканде (1964—1966), а в 1966 году вновь занял пост главного
дирижера ГАБТ имени А. Навои (ГАБТ до 1939 г. назывался
Узбекским музыкально-драматическим театром им. А. Навои). На театральной
сцене и на концертной эстраде дирижер представил слушателям многие образцы
современной узбекской музыки. В 1975 году вышла в свет книга воспоминаний
композитора «Музыка в моей жизни», а год спустя, уже после его смерти, его имя
было присвоено Ташкентской государственной консерватории.
Музыкальная культура
индийского народа давно привлекает узбекских композиторов. Балет «Амулет любви»
является обобщением глубокого интереса Мухтара Ашрафи к музыкальной и
танцевальной культуре Индии.
Мухтар Ашрафи писал в своей книге «Музыка в моей жизни»:
Мухтар Ашрафи писал в своей книге «Музыка в моей жизни»:
- Мне
посчастливилось и самому побывать в сказочной стране. В составе культурной
делегации я посетил многие города обширного Индостана. В течение полутора
месяцев мы наслаждались всюду здесь звучавшей индийской музыкой, песнями,
видели великолепные национальные танцы, которые приводили нас в восторг. Все
было ново, своеобразно, самобытно, но не похожее на то скудное представление об
индийской культуре, которое я имел до этой незабываемой для меня поездки 1955
г.
По мере возможности, я старался глубже проникнуть и познать
великую древнюю культуру. В нескольких
городах удалось записать песни и
причудливые ритмы индийской музыки, послушать выдающихся певцов-исполнителей.
Обо всем увиденном и услышанном я записывал, насколько мог, подробно. Часть
сделанных заметок была впоследствии издана в моей книге «Индийские дневники».
Индия оставила во мне неизгладимый след и нашла отражение в моем дальнейшем
творчестве. В написанной мною опере «Дилором» определенное место занимают
интонации индийской музыки».
Балет «Амулет любви» является продолжением
и обобщением глубокого интереса к музыкальной и танцевальной культуре Индии.
Это произведение навеяно ее природой, народными обычаями, легендами. Большое
впечатление на композитора произвела популярная драма «Сонни и махивал» («Красавица и пастух») индийского драматурга Балванта Гарги. В основе его пьесы
старинная легенда: узбекский юноша из Бухары с караваном купцов отправляется в
Индию. Там он встречается с девушкой. Молодые люди полюбили друг друга. Но ее
отец против их свадьбы. Влюбленные пытаются сбежать. Толпа фанатиков преследует
их и настигает на берегу реки. Юноша и девушка, обнявшись, бросаются в реку.
Эта бесхитростная история, повторяющаяся
на Востоке во множестве различных вариантов, привлекла Ашрафи своей чистотой и
целомудренностью. Она слилась в его воображении с теми причудливыми мелодиями
песен и танцев Индии, которые покорили автора своей эмоциональностью,
богатством и разнообразием ритмов тончайших красок. Сюжет легенды позволяет
переплетать индийские и узбекские мелодии, рисовать картины близкой ему по духу
Индии и ее талантливого народа, дать музыкальные характеристики героев балета.
Наши народы имеют связи с древнейших
времен, что способствовало взаимопроникновению и обогащению многовековых
культур народов Средней Азии и народов Индии. В балете широко используется
тематический материал индийской классической музыки «Рага» и народные песни,
многообразные индийские ритмы. Также используется афганская свадебная песня. В
музыке балета композитор стремился создать произведение, учитывающее требования
современной балетной хореографии, а фольклорные моменты танца были введены
только там, где это было необходимо для развития действия балета.
Первое хореографическое воплощение балета
было осуществлено выдающимся мастером классического и народного танца,
блестящим знатоком танцевального искусства Индии и Узбекистана – народной
артисткой Галией Измайловой. «Амулет любви» (хореография Галии Измайловой)
представляет собой симфонический балет в 3-х актах, 6 картинах с прологом и
эпилогом. Либретто: М. Ашрафи, Г.С.Миллер,
по мотивам драмы Б. Гарги «Сонни и махивал».
Новое
обращение к балету «Амулет любви», по мнению балетмейстера, Заслуженного
артиста Узбекистана, Народного артиста Каракалпакстана Замира Нурымбетова, впервые поставленному Галиёй Измайловой в 1969
году на сцене ГАБТ имени А. Навои, свидетельствует не только о нашей благодарной
памяти Народного артиста Узбекистана
Мухтара Ашрафи – основоположника национальной оперы, балета и симфонической
музыки.
–
Сосредоточив усилия в направлении сохранить для узбекского народа
бесценные богатства его музыкальной культуры, мы тем самым сохраним для
нынешнего подрастающего поколения и наших потомков духовные ценности, обогатим
их историческую память и ещё раз
прикоснёмся к истории музыкальной культуры
Узбекистана.
На вопрос, что
особенного, новаторского, было
привнесено в обновлённую редакцию
балета, З. Нурымбетов ответил:
- Государственный
академический Большой театр имени А. Навои обязан сохранять художественные
традиции в первозданном виде. Мы решились, спустя почти полвека, как можно более точно воссоздать балет «Амулет
любви» в постановке народной артистки
Узбекистана Галии Измайловой – сохранить дух революционного проекта для того времени – в жестах, движениях, мимике, пластике рук. В
нём, как нигде ранее, звучат
национальные и индийские мотивы, ритмы, наиболее полно и органично
совмещены хореографические элементы двух
близких по духу народов Востока, имеющих вековые историко-культурные связи со
времён великого Шёлкового пути и эпохи великих Моголов, выходцев из Средней
Азии (16-17 в.).
Кор. На ваш
взгляд, что удалось в новой редакции балета в целом и что ещё требует
доработки?
- Для успешной
реализации этого трудного проекта надо
было не только полностью обновить декорацию, костюмы, естественно, состав
исполнителей, но ещё иметь огромный опыт классической хореографической школы,
индивидуальные наработки солистов балета и кордебалета и не жалеть время на дополнительные репетиции, которого
нам, как всегда, не хватало. Наши артисты заняты также в других спектаклях и не менее ответственных
проектах, в частности, оперы-балета «Хамса» М. Бафоева и
одновременно мы готовимся к Театральному
фестивалю оперного и балетного искусства, который состоится в апреле этого
года.
На мой взгляд,
пока всё идёт успешно по задуманному сценарию, и публика отзывчиво
реагирует на хореографическую драматургию спектакля – симфонического балета. Успеху
спектакля помогает сценография народного художника Мели Мусаева и, конечно, прекрасная глубокая музыка Мухтара
Ашрафи, дающая возможность раскрыться каждому исполнителю и дальше расти и развиваться от одного представления к другому.
На
сцене уже в первом действии перед зрителями открываются просторные арочные
проёмы, с обеих сторон увитые скульптурами слонов и индийских богов. Арки
уничтожают стену, лишают её материальности, весомости и плотности и отдалённо
напоминают красоту и изящество мавзолея Тадж-Махала в период правления Акбара,
соединяющего черты нарядности и монументальности, наполненного светом и
воздухом.
Среди
изображений индуистских богов важное место в скульптуре малых форм занимает
образ Шивы Натараджа – царя космического танца. Помещённая в огненном круге
бронзовая фигура божества, пляшущего на теле поверженного карлика – демона
невежества, - плавными ритмами движений своих четырёх гибких рук и стройных ног
как бы воспроизводила ритмы круговращения Вселенной. Завораживающая магия танца
– столь высоко ценимого в Индии вида искусства – в спектакле воспроизведена с захватывающей силой в образе цыганки
Чундари. Жесты Чундари, поворот её головы, подобно её прообразу – Шивы –
продуманы до мельчайших деталей. Танец индийских девушек с шарфами, дуэт
охотника и Газели, соло Манипури
дополняют хореографический рисунок балета и наполняют его энергией и жизненной убедительностью народного
искусства танца.
В
балетном спектакле яркий психологический танец Чундари-цыганки (Амина
Бабаджанова) соседствует с романтическим мужским танцем Мирзы, юноши из Бухары (Дониер Хосманов). Разнохарактерные
танцы купца Ромаи, отца главной
героини Сонни (Замир Нурымбетов), её
знатного и глупого жениха Чанду (Равшан Чарыев, который, не передвигался,
а буквально, «летал» по сцене) и его
окружения друзей сталкиваются то с возвышенно-лирическим танцем в сцене знакомства и зарождающегося чувства молодых влюблённых – индийской девушки Сонни (Ольга Сабирова) и юноши из Бухары Мирзы, то с их заключительным драматическим «танцем свободы
и смерти» перед их спонтанным вынужденным
решением броситься в пучину реки с высокой скалы. В эпилоге умирает и
безответно влюблённая в бухарского юношу
самоотверженная цыганка, красавица Чундари. Она готова была пожертвовать
своей любовью ради счастья возлюбленного, но не сумела смириться с их кончиной.
В финале торжественно звучит хор, прославляющий любовь и свободу главных героев,
которой они остались верны хотя бы ценой своей гибели.
Балет
назван «Амулет любви», потому что нет ничего
важнее в страннике, чем его память о покинутой родине. Провожая Мирзу в
далёкую неизведанную страну, старый купец дарит
сыну амулет – он должен напоминать Мурзе о его родине – Бухаре. Манящий
образ далёкой родной Бухары в сценографии и музыке нежно звучит в спектакле во
втором действии на фоне средневековых архитектурных ансамблей, среди которых
выделяется очертание минарета Калян, и
завершается в финале, когда народ оплакивает погубленную любовь индийской красавицы Сонни и доброго юноши из
Бухары Мирзы Иззата.
Сразу
после окончания спектакля музыкальный руководитель и дирижёр – Народная
артистка Узбекистана, лауреат государственной премии, профессор Дильбар Абдурахманова на вопрос, что
значит для неё восстановленный после долгого перерыва балет «Амулет любви» на сцене ГАБТ имени А. Навои, взволнованно
ответила:
- Сегодня у нас
очень большой праздник. Это спектакль моего родного педагога. Сегодня я
дирижировала в память о моём учителе Мухтаре
Ашрафовиче Ашрафи, который сделал из меня дирижёра. Дома я бережно храню клавир этого балета с автографом Мухтара
Ашрафи. Оркестр много работал и сегодня играл в полную силу. Результат налицо:
радостные лица, овации, букеты цветов солистам балета и оркестрантам. Я
счастлива и довольна нашим общим успехом.
Н.К. Гунова, директор мемориального
музея М. Ашрафи, поделилась своим впечатлением от
премьеры балетного спектакля «Амулет любви»:
- Этот балет со времени его первого
представления всегда идёт с большим
аншлагом на сцене ГАБТ имени А.Навои. Артисты ГАБТ при поддержке индийского
посла в Узбекистане в 2009 году показали его в Дели. В фонде нашего музея сохранилось письмо Индиры Ганди
с благодарностью маэстро за его дар
индийскому народу – созданный и
поставленный в Дели балет «Амулет
любви», которым, заверяла она, мог бы
гордиться её отец Джавахарлал Неру, тонкий ценитель и поклонник искусства
узбекского народа. Мухтар Ашрафи был один из первых композиторов, кто ввёл в
национальную музыку индийские мотивы, открыв двери для использования и
переработки инонациональных («поливосточных») элементов в отечественном
музыкальном искусстве.
Кор. Чем сегодня живёт один из старейших
музеев узбекской столицы?
Музей Мухтара Ашрафи
существует более тридцати лет. В Ташкенте широко отметили 100 -летие со дня
рождения Мухтара Ашрафи: научно-практические конференции, посвящённые вкладу М.
Ашрафи в музыкальное наследие Узбекистана и историю музыкальной современности;
концерты симфонической и камерной музыки в ГКУз; цикл
музыкально-просветительских вечеров в
мемориальном доме-музее М. Ашрафи в Ташкенте с участием солистов ГАБТ имени А.
Навои.
На сегодняшний день, как всегда, у
нас много планов: ближайшая встреча намечена с учеником Мухтара Ашрафи,
Заслуженным артистом Узбекистана, хормейстером и дирижёром ГАБТ имени
А.Навои Сулейманом Шахмановым, который
расскажет о своём учителе.
Восстановленный балет
«Амулет любви» – своего рода живой динамичный мемориал в музыке и танце тем, кого
нет среди нас, но кто с честью нёс эстафету традиций и новаторства и заслужил
подобного увековечивания, пробуждающего творческую мысль артистов, музыкантов и их благодарных зрителей нового времени.
Гуарик
Багдасарова
На
Фото Юрия Полянского (отснято 24 03 17): во втором составе Сонни - засл. арт. Узбекистана Надира
Хамраева; Мирза Иззат - Улугбек Олимов.
Комментариев нет :
Отправить комментарий