суббота, 19 февраля 2022 г.

Персональная выставка графики и живописи “Очарование жизнью” Ривката Азиханова в ТДФ стала в жизни художника судьбоносным рубиконом

 


Юбилейная отчётная выставка графики и живописи Ривката Азиханова (16. 02. 22 -28. 02. 22) в ТДФ имела заслуженный успех и заставила мастера перейти судьбоносный рубикон - принять твёрдое решение после вынужденного трёхлетнего перерыва по состоянию здоровья продолжить занятия изобразительным искусством. Этому решению способствовали народное признание большого мастера и пожелания его коллег, многочисленных друзей, его учеников из Республиканского художественного колледжа им. П.П. Бенькова, посетивших выставку, а также его верная спутница жизни Раиса Ахатовна. Три её портрета украшают нынешнюю экспозицию Ривката Азиханова, в которой представлены 140 произведений графики и живописи, так как два выставочных зала просто не смогли вместить больше его работ.



Что же особенно привлекает посетителей на этой выставке: многих прельщает портретная живопись, в которой преобладают одухотворённые прекрасные женские лица (портреты Ильмиры, Раисы, Альбины Маркевич); счастливые облики детей ( Алёна Сидорова) и суровые образы мужчин, в частности, “Портрет отца” и других представителей старшего поколения, переживших  Вторую мировую войну. К теме Великой Отечественной войны художник часто возвращается и в графике, где в разных техниках раскрывает образ народа-победителя.




Живописные натюрморты  - “Сирень”, “Тюльпаны”, “Подсолнухи” - насыщены солнечным колоритом, построены на сочетании  звонких алых, золотистых, голубоватых и чистых белых тонов. Они перекликаются друг с другом и излучают любовь к жизни. Серии живописных весенних и осенних пейзажей (“Каттагурганская вода”, “В Мирзачуле”, “В окрестностях Каттакургана”) отличаются многообразием настроений, лиричных в своей основе. 





Многие жанровые композиции связаны с темой цирка и спорта. Они отличаются  новыми пластическими средствами – динамикой движения, цельными композициями и обогащены пастозным колоритом: это и воздушные гимнасты, и клоуны на арене цирка (“Ташкентский цирк” – триптих – “На арене клоуны Акрам Юсупов и Юрий Долгов”),  а также молодые ребята “На тренировке”, увлечённо играющие в баскетбол. 


Есть  в этом живописном цикле картины-фантазии, как, например, композиция: “Он, она и голубь” и многие другие. Они выражают возвышенно-поэтическое отношение их создателя к жизни.




Другие посетители подробно изучают графические листы художника с их заострёнными социальными сюжетами. Художник порой доводит свои сюжетные композиции до сатирического сарказма (“Расчётливая королева”. Из серии “Уходящие типы”), или, напротив, до самых возвышенных космических (“Рука Спасителя”), или глубинных исторических категорий (диптих “Киев. Лавра. Монахи-экскурсанты”). Многие графические серии посвящены  важным вехам нашей общей истории: по ним можно изучать летопись советской эпохи, созвучную героическим устремлениям послевоенных лет, мирному строительству и более поздним космическим завоеваниям нашей большой многонациональной страны.  В них художник мастерски компонует группы, благодаря чему все его композиции обладают целостностью и единством. Эти офорты своим радостным, другие -  грустным эмоциональным содержанием, как, например, одинокий  “Дуб” с  оголённой кроной, выполненный сухой иглой,  - созвучны нашей современности.







 Вот что рассказал о себе и его персональной выставке сам художник:

      - Сегодня для меня необыкновенный день. Я родился 4 марта 1951 года и окончил среднюю школу в Каттакургане, потом моя семья переехала в Ташкент. Начал рисовать с 12 лет. Моим первым учителем в школе был Юрий Дмитриевич Мериенков, а во Дворце пионеров занимался у Вячеслава Петровича Васильчикова. После окончания школы поступил учиться в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского на отделение книжной графики. Там у меня были хорошие наставники: художники Эркин  Ахунов, Владимир Плаксин, Азиза  Маматова, Владимир Енин, Юрий Павлов. По окончании института  я получил специальность художника-графика и с 1974 года провёл несколько персональных выставок и участвовал  в общих  всесоюзных, республиканских, областных и городских выставках.

Когда я впервые переступил порог  Государственного музея искусств Узбекистана, который размещался в этих стенах до 1974 года, -  здесь я впервые увидел картины Павла Петровича Бенькова, полные света и солнца, которые очаровали меня на всю жизнь. Будучи студентом, я продолжал приходить сюда и копировать шедевры мастеров живописи – Павла Бенькова, Зинаиды Ковалевской, Надежды Кашиной, Рахима Ахмедова. Благодаря им я приобрёл вторую специальность – стал живописцем.

Затем в Каттакургане работал в художественой мастерской, участвовал в республиканских и всесоюзных выставках. Переехав в Ташкент, стал работать с книжными издательствами, преподавать в Республиканском художественном колледже имени П. Бенькова. Увлекался журналистикой и литературным трудом. Сотрудничал с городскими и республиканскими СМИ: опубликовал 500 статей на разные темы.

Я счастлив, что мои работы выставлены в этом храме искусства и я до сих пор могу совершенствовать своё мастерство.



Академик Леким Ибрагимов, график, живописец, знающий  Ривката со студенчески лет в Театрально-художественном институте им. А.Н. Островского, где они вместе учились, дал точное определение автору персональной выставки: “Это кристально чистый человек – таково и его искусство, но у искусства есть коварное свойство – оно может возродить и может убить художника, вытянуть из него все жилы и выпить из него всю кровь. Настоящее искусство требует полной самоотдачи творца, поэтому мы видим перед собой такие прекрасные  работы Ривката Азиханова... Я  преклоняюсь перед ним”.

Фаузи Мухамеджанов, друг  Ривката, подчеркнул, каким  долгим тернистым путём шёл  к своей юбилейной отчётной персональной выставке художник – через тернии к звёздам, - и признался, что он гордится своим другом.






Бард из ТО “Арча” Шахрудин, родом из Индонезии, на открытии выставки исполнил народную индонезийскую песню под гитару о том, как мать провожает сына учиться в дальние края и желает ему вернуться живым и здоровым домой. Это было своего рода музыкальным подарком и добрым пожеланием художнику. После открытия персональной выставки уже на следующий день Ривкат с утра занял своё привычное место в мастерской: за окном светило прохладное февральское солнце, но в душе уже зарождалось предчувствие  любимого времени года и желание реализовать новые мысли и  чувства в будущих графических листах и живописных холстах.  Как хочется жить и творить, когда ты очарован жизнью и впереди тебя манят ещё столько нереализованных проектов!...

 



Гуарик Багдасарова

Фото Владимира Гранкина

Комментариев нет :

Отправить комментарий