Торжественные
мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею образования Ташкентской и
Туркестанской епархии, проходят в эти дни в Духовно-административном центре
Ташкентской и Узбекистанской епархии: международная научно-просветительская
конференция, выставки и концерты в честь
этой юбилейной даты. По благословению Высокопреосвященнейшего
Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа в конференц-зале епархии РПЦ 11 декабря 2022 года состоялся спектакль-концерт «Зимние грёзы».
Предваряя концерт, митрополит Викентий
во вступительном слове подчеркнул, что слово Евангельской истины на эту
территорию принесли апостолы Фома и Андрей, первая митрополия была открыта на
территории современного Хорезма. В частности, митрополит Викентий сказал: «Этим
юбилеем мы отмечаем, что на протяжении всей истории присутствия Русской
Православной Церкви на Центральноазиатской земле она не создала какие-либо противоречия в обществе. Она
внесла гармонию в жизнь людей. На протяжении всех этих лет не было никаких
конфликтов на межрелигиозной или межнациональной почве. Мы надеемся, что
деятельность нашей епархии будет и дальше нести мир и согласие, любовь и
уважение среди людей, живущих на нашей земле на протяжении многих лет и веков».
И вновь творческой группой ведущих солистов оперы и симфонического оркестра ГАБТ имени А. Навои был представлен оригинальный спектакль-концерт, воплощающий цельную композицию из романсов, арий и поэтической лирики. Автор проекта, режиссер и ведущий - заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, музыкальный руководитель и концертмейстер - Людмила Слоним. Ведущие солисты оперы ГАБТ имени Алишера Навои: Лятифе Абиева (сопрано), Елена Шавердова (сопрано), Галина Голубкова (сопрано), Ульяна Ким (сопрано), а также ведущие солисты симфонического оркестра театра Алла Мирзаева (скрипка), Огульнабат Юсупова (виолончель), Людмила Слоним (фортепиано).
Программа спектакля-концерта
органично сочетала духовные песни, русские романсы разных периодов,
классические музыкальные произведения ХХ в. и стихи поэтов Серебряного века и
современности. Замысел названия «Зимние грёзы» был раскрыт динамично,
многокрасочно, разнообразно и ёмко. При всей многожанровости выступлений, их
назначение было единым – провести
зрителей через метели суровой зимы, горнило духовного очищения, к свету
предстоящей священной Весны. Именно такое впечатление выносили из концерта
благодарные зрители, среди которых были
не только жители узбекской столицы, но даже гости из Ташкентской области (Янгиюля) и дальнего
зарубежья.
Зрители
для себя не так давно открыли талантливую певицу Ульяну Ким, пришедшую в ГАБТ
им. А. Навои из ГТМК (оперетты) Узбекистана и уже получившую признание
любителей классической вокальной музыки. Публика тепло встретила своеобразный
«триптих» популярных русских романсов Н. Римского-Корсакова: «Свеж и душист
твой роскошный венок…» (стихи А. Фета);
«Не пой, красавица, при мне…» (стихи А. Пушкина); «Пленившись розой,
соловей…» (стихи А. Кольцова) в её свежем обновлённом исполнении. В каждом из
них звучало и очарование истинной красоты, и драматическая ранимость любви, и
извечное противопоставление грёз и действительности, которая спорит с любой
прекрасной мечтой.
Галина Голубкова порадовала зрителей обаятельным, истинно предновогодним «Звёздным вальсом» Андрея Бабаева на стихи В. Харитонова. Полнейшим сюрпризом для зрителей стала совместная инсценировка Г. Голубковой (вокал) с Андреем Слонимом (образ без слов) одного из лучших романсов современности «Вы хотели мне что-то сказать…» Евгения Птичкина на стихи Игоря Шаферана, незаслуженно забытого, но при этом не ставшего менее актуальным и популярным в наше время. Это произведение, мы помним, когда-то превосходно исполняла Анна Герман в дуэте с композитором Е. Птичкиным. Но в новом прочтении абсолютно «от своего имени» этот удивительно проникновенный, повествующий об ушедшей любви романс, как в старые добрые времена, с особой силой призывал слушателя ценить и беречь взаимную любовь как самое драгоценное сокровище. Этот же мотив страстного желания Любви ярко прозвучал в непосредственно-радостной, полной надежд Арии Снегурочки из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова и в задорно-обаятельной песне «Что мне жить и тужить одинокой…» Александра Варламова (стихи народные) в исполнении Лятифе Абиевой.
Программа спектакля-концерта была бы неполной без композиторов Узбекистана. Елена Шавердова в слаженном ансамбле с концертмейстером Людмилой Слоним (фортепиано) преподнесли публике малоизвестные массовому зрителю романсы Бориса Гиенко на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Маршака: «Дженни» и «В полях под снегом и дождём…», а также «Если губы сказали «нет»…» Совета (Сергея) Вареласа на стихи Ильи Сельвинского, полные жизнеутверждающего настроения и обаятельных тонкостей красок различных человеческих характеров. Извечная тема гармонии природы и незыблемой красы Родины, как и импрессионистский «портрет» зимы, прозвучала в авторском романсе Людмилы Слоним (ещё одного из композиторов нашей республики!) «Белая берёза», созданного на хрестоматийные стихи С. Есенина во вдохновенном исполнении Елены Шавердовой.
Как
и все проекты, осуществлённые Андреем Евсеевичем и Людмилой Васильевной, –
вечер-композиция продемонстрировал высокое мастерство каждого участника,
безукоризненный утонченный ансамбль певцов и музыкантов с
концертмейстером. И разумеется –
филигранный кропотливый труд в сложной и разнохарактерной программе над каждой
деталью исполнения, краской, штрихом, воплощающий каждое исполняемое
произведение не только в слышимый, но и реально видимый моноспектакль – поэзию
движений человеческой души.
Духовное и светское начало были органично сплетены в вечере-композиции «Зимние грёзы» и в поэтических приношениях. В проникновенной, театрализованной декламации Андреем Евсеевичем ранних символических и очень музыкальных стихотворений Александра Блока - «Девушка пела в церковном хоре…» (1905) и «Сусальный ангел» (1909) воистину связал воедино «век нынешний и век минувший» . На пороге своего тридцатилетия А. Блок переживает жизненный и творческий кризис, но тем не менее, оба лирико-философских стихотворения устремлены к небу, несмотря на все трагические перипетии на земле. И эти совершенные создания Поэта в созвучном нашему времени раскрытии Андреем Слонимом оказались необычайно близкими сегодняшним тревогам, заботам и надеждам. В этот вечер Андрей Слоним представил в форме блестящей инсценировки и драматическое произведение «Старый капрал» Пьера-Жана Беранже в переводе В. Курочкина, а также выразительно прочитал свои стихи прежних лет и недавнего времени: «Всё это называется «Зима»…», «Над пропастью во ржи…», над которыми придётся ещё долго размышлять после концерта нашим слушателям о значении природы и тайном смысле жизни, драматических перипетиях нынешнего смятенного мира людей…
После концерта зрители преподнесли цветы
артистам и жарко делились своими впечатлениями. Один из молодых зрителей,
руководитель клуба «Наше родословие» Святослав Рябушев, был в восторге от
вечера в целом и от оригинального
вокального исполнения солистки ГАБТ Галины Голубковой и трогательной роли
Андрея Евсеевича Слонима в качестве "немого" партнёра в этом дуэте:
- Но
какая палитра чувств, эмоциональных перепадов, как убедительно и великолепно
исполнена застенчивость, неуверенность, робость – страх потерять то самое
хрупкое... что делает людей людьми... Кажется, что ноты существуют не только в
музыке, но и в актёрской игре, в человеческих чувствах... Замечательный
был вечер! Поистине "Зимние грёзы" и настоящая матушка-зима за
окном... Огромное спасибо Андрею Евсеевичу, Людмиле Васильевне, солистам и
музыкантам-инструменталистам ГАБТ за эту ЗИМНЮЮ ГРЁЗУ!!!
Мы
уходили из Свято-Успенского кафедрального собора, когда на снежный двор уже
опустились зимние сумерки. Мне вспомнились стихи Александра Блока, написанные в
самом начале прошлого века в конце января:
Ветер принес
издалёка
Песни весенней
намёк,
Где-то светло и
глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной
лазури,
В сумерках близкой
весны
Плакали зимние
бури,
Реяли звёздные
сны.
Робко, темно и
глубоко
Плакали струны
мои.
Ветер принес
издалёка
Звучные песни
твои.
29 января, 1901
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий