среда, 14 декабря 2022 г.

«Зимние грёзы» - спектакль-концерт, посвящённый 150-летию Ташкентской и Туркестанской епархии

 

Торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею образования Ташкентской и Туркестанской епархии, проходят в эти дни в Духовно-административном центре Ташкентской и Узбекистанской епархии: международная научно-просветительская конференция, выставки и концерты  в честь этой юбилейной даты. По благословению Высокопреосвященнейшего

Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа в конференц-зале епархии РПЦ 11 декабря 2022 года состоялся спектакль-концерт «Зимние грёзы».

          Предваряя концерт, митрополит Викентий во вступительном слове подчеркнул, что слово Евангельской истины на эту территорию принесли апостолы Фома и Андрей, первая митрополия была открыта на территории современного Хорезма. В частности, митрополит Викентий сказал: «Этим юбилеем мы отмечаем, что на протяжении всей истории присутствия Русской Православной Церкви на Центральноазиатской земле она не создала  какие-либо противоречия в обществе. Она внесла гармонию в жизнь людей. На протяжении всех этих лет не было никаких конфликтов на межрелигиозной или межнациональной почве. Мы надеемся, что деятельность нашей епархии будет и дальше нести мир и согласие, любовь и уважение среди людей, живущих на нашей земле на протяжении многих лет и веков».

        И вновь творческой группой ведущих солистов оперы и симфонического оркестра ГАБТ имени А. Навои был представлен оригинальный спектакль-концерт, воплощающий цельную композицию из романсов, арий и поэтической лирики. Автор проекта, режиссер и ведущий - заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним, музыкальный руководитель и концертмейстер - Людмила Слоним. Ведущие солисты оперы ГАБТ имени Алишера Навои: Лятифе Абиева (сопрано), Елена Шавердова (сопрано), Галина Голубкова (сопрано), Ульяна Ким (сопрано), а также ведущие солисты симфонического оркестра театра Алла Мирзаева (скрипка),   Огульнабат    Юсупова  (виолончель), Людмила Слоним (фортепиано).

            Программа спектакля-концерта органично сочетала духовные песни, русские романсы разных периодов, классические музыкальные произведения ХХ в. и стихи поэтов Серебряного века и современности. Замысел названия «Зимние грёзы» был раскрыт динамично, многокрасочно, разнообразно и ёмко. При всей многожанровости выступлений, их назначение было единым –  провести зрителей через метели суровой зимы, горнило духовного очищения, к свету предстоящей священной Весны. Именно такое впечатление выносили из концерта благодарные  зрители, среди которых были не только жители узбекской столицы, но даже гости из  Ташкентской области (Янгиюля) и дальнего зарубежья.      


          Елена Шавердова, открывшая этот  праздник на сцене, с воодушевлением исполнила «Ты – Бог мой!» архиепископа Серафима (Чичагова). Пятнадцать лет вокально-инструментальная музыка священномученика митрополита Серафима звучит в концертных залах городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Е. Шавердова в своём исполнении особым образом сумела объединить романcовые черты мелодии с духовным текстом и окрылить души слушателей Любовью Матери Божией, которая пребывает с нами во все дни. Укрепить эту веру и раскрыть чистоту и доброту отлетающей в небесные выси человеческой души был призван романс «Горними тихо летела душа небесами…» Петра Ильича Чайковского на стихи А. К. Толстого в эмоциональном исполнении Лятифе Абиевой.

Зрители для себя не так давно открыли талантливую певицу Ульяну Ким, пришедшую в ГАБТ им. А. Навои из ГТМК (оперетты) Узбекистана и уже получившую признание любителей классической вокальной музыки. Публика тепло встретила своеобразный «триптих» популярных русских романсов Н. Римского-Корсакова: «Свеж и душист твой роскошный венок…» (стихи А. Фета);  «Не пой, красавица, при мне…» (стихи А. Пушкина); «Пленившись розой, соловей…» (стихи А. Кольцова) в её свежем обновлённом исполнении. В каждом из них звучало и очарование истинной красоты, и драматическая ранимость любви, и извечное противопоставление грёз и действительности, которая спорит с любой прекрасной мечтой.


Возвышенное лирическое настроение в зрителях, полное светлых размышлений, укрепила своеобразная интерпретация романса «Элегия» французского композитора Жюля Массне в чисто инструментальном воплощении Огульнабат Юсуповой (виолончель) и Людмилой Слоним (фортепиано). Элегия Массне звучит во многих художественных фильмах и довольно часто на концертах в ГАБТ им. А. Навои и в епархии РПЦ, но всякий раз наша взыскательная публика воспринимает её по-новому и с восхищением. По-декабрьски свежо и завораживающе прозвучал любимый всеми – «зимний», но наполненный горячим чувством и парением прекрасной мечты! - «Романс» Георгия Свиридова из музыки к стихотворению А.С. Пушкина «Метель» в исполнении замечательного трио: Алла Мирзаева (скрипка), Огульнабат Юсупова (виолончель) и Людмила Слоним (фортепиано), а также «Сентиментальный вальс» Петра Чайковского в дуэте Огульнабат Юсуповой (виолончель) и Людмилы Слоним (фортепиано).


Галина Голубкова порадовала зрителей обаятельным, истинно предновогодним «Звёздным вальсом» Андрея Бабаева на стихи В. Харитонова. Полнейшим сюрпризом для зрителей стала совместная инсценировка Г. Голубковой (вокал) с Андреем Слонимом (образ без слов) одного из лучших романсов современности «Вы хотели мне что-то сказать…» Евгения Птичкина на стихи Игоря Шаферана, незаслуженно забытого, но при этом не ставшего менее актуальным и популярным в наше время. Это произведение, мы помним, когда-то превосходно исполняла Анна Герман в дуэте с композитором Е. Птичкиным.  Но в новом прочтении абсолютно «от своего имени» этот удивительно проникновенный, повествующий об ушедшей любви романс, как в старые добрые времена, с особой силой призывал слушателя ценить и беречь взаимную любовь как самое драгоценное сокровище. Этот же мотив страстного желания Любви ярко прозвучал в непосредственно-радостной, полной надежд Арии Снегурочки из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова  и в задорно-обаятельной песне «Что мне жить и тужить одинокой…» Александра Варламова (стихи народные) в исполнении Лятифе Абиевой.

Программа спектакля-концерта была бы неполной без композиторов Узбекистана. Елена Шавердова в слаженном ансамбле с концертмейстером Людмилой Слоним (фортепиано) преподнесли публике малоизвестные массовому зрителю романсы Бориса Гиенко на стихи Р. Бёрнса в переводе С. Маршака: «Дженни» и «В полях под снегом и дождём…», а также «Если губы сказали «нет»…» Совета (Сергея) Вареласа на стихи Ильи Сельвинского, полные жизнеутверждающего настроения и обаятельных тонкостей красок различных человеческих характеров. Извечная тема гармонии природы и незыблемой красы Родины, как и импрессионистский «портрет» зимы, прозвучала в авторском романсе  Людмилы Слоним (ещё одного из композиторов нашей республики!) «Белая берёза», созданного на   хрестоматийные стихи С. Есенина во вдохновенном  исполнении Елены Шавердовой.

  Концерт завершило полюбившееся всем трио: Алла Мирзаева (скрипка), Огульнабат Юсупова (виолончель), Людмила Слоним (фортепиано). Артисты исполнили «Second Waltz» («Русский вальс -2») Дмитрия Шостаковича. Сейчас трудно поверить, что этот изумительный вальс был написан композитором ещё до начала Второй мировой войны, но приобрёл мировую популярность в 50-ые годы прошлого века после его звучания в кинокартине Михаила Калатозова «Первый эшелон» в 1955 году. С тех пор «Русский вальс» обошёл всю Европу и всюду имел феноменальный успех. Его звучание в финале вечера-композиции «Зимние грёзы» вновь наполнило сердца слушателей светом самых добрых надежд и порывом непременно пробиться через самые суровые стужи и вьюги к новой Весне…

          Как и все проекты, осуществлённые Андреем Евсеевичем и Людмилой Васильевной, – вечер-композиция продемонстрировал высокое мастерство каждого участника, безукоризненный утонченный ансамбль певцов и музыкантов с концертмейстером.  И разумеется – филигранный кропотливый труд в сложной и разнохарактерной программе над каждой деталью исполнения, краской, штрихом, воплощающий каждое исполняемое произведение не только в слышимый, но и реально видимый моноспектакль – поэзию движений человеческой души.





          
Духовное и светское начало были органично сплетены в вечере-композиции «Зимние грёзы» и в поэтических приношениях. В проникновенной, театрализованной декламации Андреем Евсеевичем  ранних символических и очень музыкальных стихотворений Александра Блока - «Девушка пела в церковном хоре…» (1905) и  «Сусальный ангел» (1909) воистину связал воедино «век нынешний и век минувший» . На пороге своего тридцатилетия А. Блок переживает жизненный и творческий кризис, но тем не менее, оба лирико-философских стихотворения устремлены к небу, несмотря на все трагические перипетии на земле. И эти совершенные создания Поэта в созвучном нашему времени раскрытии Андреем Слонимом оказались необычайно близкими сегодняшним тревогам, заботам и надеждам.  В этот вечер Андрей Слоним представил в форме блестящей инсценировки и драматическое произведение «Старый капрал» Пьера-Жана Беранже в переводе В. Курочкина, а также выразительно прочитал свои  стихи прежних лет и недавнего времени: «Всё это называется «Зима»…», «Над пропастью во ржи…», над которыми придётся ещё долго размышлять после концерта нашим слушателям о значении природы и тайном смысле жизни, драматических перипетиях  нынешнего смятенного мира людей…

     После концерта зрители преподнесли цветы артистам и жарко делились своими впечатлениями. Один из молодых зрителей, руководитель клуба «Наше родословие» Святослав Рябушев, был в восторге от вечера в целом и  от оригинального вокального исполнения солистки ГАБТ Галины Голубковой и трогательной роли Андрея Евсеевича Слонима в качестве "немого" партнёра в этом дуэте:

          - Но какая палитра чувств, эмоциональных перепадов, как убедительно и великолепно исполнена застенчивость, неуверенность, робость – страх потерять то самое хрупкое... что делает людей людьми... Кажется, что ноты существуют не только в музыке, но и в актёрской игре, в человеческих чувствах... Замечательный был вечер! Поистине "Зимние грёзы" и настоящая матушка-зима за окном... Огромное спасибо Андрею Евсеевичу, Людмиле Васильевне, солистам и музыкантам-инструменталистам ГАБТ за эту ЗИМНЮЮ ГРЁЗУ!!!

          Мы уходили из  Свято-Успенского кафедрального собора, когда на снежный двор уже опустились зимние сумерки. Мне вспомнились стихи Александра Блока, написанные в самом начале прошлого века в конце января:

Ветер принес издалёка

Песни весенней намёк,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

 

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звёздные сны.

 

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

29 января, 1901

 

Гуарик Багдасарова

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий