понедельник, 19 декабря 2022 г.

Вечер -встреча с Ксенией Захаровой-Воловик в епархии РПЦ - звёздный путь "Любви навстречу"

 


       Творческая встреча-концерт с Ксенией Захаровой-Воловик 18 декабря 2022 года запомнится надолго любителям народной песни, так как певице из России удалось весь переполненный людьми конференц-зал епархии РПЦ забрать с собой в звёздный путь "Любви навстречу" и показать, и пережить вместе с ней весь спектр эмоций и глубокого смысла русской народной песни. Это уже была третья творческая встреча с необыкновенной артисткой. Первое знакомство с ней состоялось на концерте артистов ГАРДТ, который проходил восьмого сентября этого года в честь празднования 150-летия Ташкентской и Туркестанской епархии РПЦ. Второе выступление состоялось в ТО авторской песни и поэзии «Арча» в Ташкенте и, наконец, - с исключительным успехом прошёл её долгожданный и желанный персональный концерт в Духовно-административном центре Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ, с благословения митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. В ансамбле с российской певицей выступили молодые музыканты - баянисты, аккордеонисты, студенты Государственной консерватории Узбекистана под руководством виртуозного баяниста, старшего преподавателя ГКУз Анатолия Тихонова, а также профессиональный гитарист, приглашённые баянисты-любители. Отдельный блок номеров был исполнен в ансамбле с концертмейстером ГАБТ имени А. Навои - Людмилой Слоним. Это органическое включение в концерт молодых сил, профессиональных мастеров музыки и любителей подчеркнуло преемственность народной культуры в наши дни, её востребованность молодым и старшим поколениями. Этот масштабный и оригинальный  проект был осуществлён под эгидой отдела по культуре РПЦ "Сретенье". Режиссёр и ведущий - заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним.

          Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Викентий, открывая концерт, поблагодарил его организаторов и участников за то, что они несут в народ доступным музыкальным эмоциональным языком, от сердца к сердцу, вековые незыблемые понятия Мира, Веры, Надежды, Любви, заложенные в христианских проповедях и других мировых религиях, в которых мы так нуждаемся в наши тревожные дни.

         Ксения Захарова-Воловик – исполнительница романсов, народных и авторских песен, лауреат международных фестивалей и конкурсов, была номинирована на звание Посол Доброй воли ООН. Училась в Пермском колледже искусств и культуры по классу вокального мастерства под руководством Л.А. Белецкой. Одновременно выступала на крупнейших сценах России и за рубежом, стала персональным стипендиатом Министерства культуры РФ и Пермского края. Свои рекомендации и «путевку в жизнь» ей дали такие выдающиеся мастера сцены, как народная артистка РСФСР Ольга Борисовна Воронец и народная артистка СССР Галина Павловна Вишневская.

Продолжив профессиональное образование, Ксения с отличием окончила созданное специально для неё отделение сольного народного пения на вокальном факультете Московского государственного университета культуры и искусств под руководством народного артиста России, профессора М.И. Демченко и получила квалификацию профессиональной концертно-камерной певицы и преподавателя вокального искусства.

С яркими, запоминающимися концертами певица Ксения Захарова-Воловик объездила всю Россию, многие страны Европы, Латинской Америки. Была солисткой-вокалисткой Центрального концертного образцового оркестра Военно-морского флота им. Н.А. Римского-Корсакова, солисткой Московского государственного академического театра танца “Гжель”. Выступала с Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П. Осипова под управлением народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии РФ, профессора, художественнного руководителя и главного дирижера Н.Н. Калинина.

На музыку Ксении Захаровой-Воловик создана палитра новых авторских песен, которые вошли в компакт-диск «Душа поёт», выпущенный в Будапеште (Венгрия). Осуществляя концертную, общественную и благотворительную деятельность в России и за рубежом, Ксения Захарова-Воловик является соорганизатором и руководителем многих международных культурных проектов, успешно реализованных в Венгрии, Греции, Грузии, Македонии, Панаме, России, Хорватии, а также солисткой-вокалисткой Международной программы под эгидой ЮНЕСКО «Всемирное культурное наследие и фундаментальные ценности», координатором Международного проекта “Мемориалы словесности”.

Талант и высокий уровень исполнительского мастерства неоднократно приносили Ксении заслуженные награды, премии и лауреатские звания, например, национальных конкурсов песни республик: Адыгея, Марий Эл, Башкортостан, Всероссийского конкурса в номинациях «Фольклорный вокал», «Народный вокал (соло)», Всероссийского конкурса вокалистов «Надежда», фестивалей «Студенческая весна», международных фестивалей и конкурсов вокалистов и фольклорных коллективов в Бельгии, Финляндии, Панаме, Всемирного фестиваля “Русской песни” в Москве и других. Ксения является обладательницей Почётного титула “Достояние национальной культуры”, награждена орденом “Культурное наследие”, орденом “За вклад в культуру”, Золотым орденом “Служение искусству” I степени.

За творческие достижения, активную концертную, преподавательскую, общественную и благотворительную деятельность профессиональная сольная народная певица Ксения Павловна Захарова-Воловик была избрана членом – корреспондентом Международной академии культуры и искусства. Регалии члена-корреспондента Академии ей были вручены в ноябре 2011 г. в столице Словакии – Братиславе. Певица продолжает выступать на престижных концертных площадках, таких, как Колонный зал Дома союзов, Концертный зал “Мир”, Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя, Концертный зал имени П.И. Чайковского, Московский международный Дом музыки и другие.



Нашу ташкентскую публику Ксения Захарова-Воловик восхитила и обаяла не только своей привлекательной внешностью, образом русской народной красавицы, в традиционном русском наряде (серебристое закрытое платье с непременным кокошником!), но и ярким артистизмом, красивым тембром голоса, женским обаянием, музыкальностью и исключительно доверительной манерой исполнения, словно адресованной непосредственно каждому из многих собравшихся слушателей. И в недрах этого своеобразного народного пения таилось непостижимо многое – берущее истоки из глубин веков. В сути святой сердцевины этого пения – и таинство излучения души при традиционном песнопении при лучине, и раскрытие великой солнечной радости, и тоски глубоких потерь…

Здесь уместно вспомнить исторический плач Ярославны о пленённом супруге, и многовековые мытарства многих жертв многочисленных нашествий, и великую, закалённую в испытаниях силу Любви, и светлую ироничность общения с любимым, и великую возможность прощать. И задор звонкого бега тройки по заснеженной равнине, а душа героини – в упоительном полете наслаждения счастьем. И удивительная раскованность духа – открытая, сверкающая, – но нигде и ни в чем не нарушающая законов традиционного для русской души целомудрия, неприемлемости низменного, насильственного. Ну и, разумеется – мудрость, умеющая разглядеть в каждом испытании оптимистичный залог непременно приоткроющих свой лик добрых событий и перемен…

Многое, очень многое  было услышано и увидено в этом удивительном творческом вечере, который предстал во всем величии подлинной русской культуры – без приземляющих упрощений, искривлений, безвкусных «модернизаций», которые, к сожалению, нередки сегодня у многих исполнителей… А разнообразие красок и штрихов в переменах темпов, ритмов, интонаций в опоре на  светлую энергию излучений истинно держало в своей власти внимание притихшего зала в течение почти двухчасового концерта – и только горячие овации  практически после каждого номера контрастно оттеняли каждое её выступление.

В концерте прозвучали известные шлягеры ХХ века: «Песня о Родном крае» (музыка Евг. Крылатова, слова Л. Дербенёва); «Деревня моя» (музыка Н. Кудрина, слова Вл. Гундарева); «Уральская рябинушка» (музыка Евг. Родыгина, слова М. Пилипенко). Отрадно и другое – нигде и ни в чём певица не пыталась копировать штрихи и приёмы исполнения многих известных песен их великими исполнительницами, а излучала правду чувств исключительно «от себя». Так, например, своеобразно совершенно оригинально, на свой лад, певица исполнила «Песню извозчика Ерёмы», «По муромской дорожке» (партии баяна – Анатолий Тихонов и Лилия Мустафаева) из репертуара Лидии Руслановой; колыбельную «На улице дождик» (автор музыки и слов неизвестен) из репертуара Ольги Воронец. Причём, в программе своеобразно прозвучали также старинные народные песни: «Что стоишь, качаясь…» неизвестного автора на слова И. Сурикова (1864); «У церкви стояла карета» «из народных мотивов» на слова М. Ожегова (Евгений Васин – баян, Александр Петин – гитара).

С той же искренностью и задушевностью были подарены зрителям  старинные русские песни, доставшиеся Ксении в наследство ещё от бабушки: «Липа вековая» (партии баяна – Анатолий Тихонов и Лилия Мустафаева) и вполне современные: «Белым снегом» Евг. Родыгина на слова Г. Варшавского (партия баяна: А. Тихонов и Р. Хандамов). В этой песне был такой немудрёный припев, но сколько глубокого чувства сумела вложить в эти неприхотливые строки артистка, исполнив их нараспев:

 

Белым снегом, белым снегом
Ночь метельная ту стёжку замела,
По которой, по которой
Я с тобой, родимый, рядышком прошла
….

Ксения Захарова-Воловик также чувственно и свежо исполнила песни и романсы известных советских композиторов Александры Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова («Нежность»), «А напоследок я скажу…» Андрея Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной. Этот своеобразный блок певица исполнила в   тончайшем сопровождении партии фортепиано Людмилой Слоним. А такие известные и дорогие каждому из нас произведения, как «Белой акации гроздья душистые» Вениамина Баснера на стихи М. Матусовского (Анатолий Тихонов – баян, Радмир Хамдамов – аккордеон); «Виновата ли я?» Алексея Муравлёва на слова Ф. Далладе; «Горе моё горькое» Алексея Карелина на слова М. Ватутиной; «Провожала я дружка» из репертуара Жанны Бичевской – были спеты и прожиты на концерте совершенно по-новому и разнообразно по форме и внутреннему накалу страстей. Заключительная старинная казачья песня-романс 1912 г. «Верила-верю» вызвала долгие овации в зале и желание подпевать Ксении, как это нередко бывает за большим семейным праздничным столом.




Нельзя не сказать и о том, что особое мастерство и истинно глубокое понимание русской культуры отличало в вечере выступления мастера исполнительства на баяне Анатолия Степановича Тихонова и его талантливых молодых учеников – Лилии Мустафаевой (баян), Юсупа Султанходжаева (баян), Радмира Хандамова (аккордеон). В их вдохновенном  исполнении: обаятельный парафраз на «утёсовскую» «Песню московского извозчика»; драматический «Вальс» А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад», завихривающий судьбы героев; известный вальс ХХ века – «Осенний сон», прошедший с поколениями сквозь жизненные перипетии и войны – прозвучали свежо и талантливо, как и их ансамблевые выступления с героиней вечера. Отрадно, что в Государственной консерватории Узбекистана полноценно подготавливают к выпуску новые поколения музыкантов. Отрадно пристальное внимание к русской культуре и тонкое понимание её национального стиля со стороны молодых музыкантов, представляющих коренное население Узбекистана. Порадовало и выступление зрелых музыкантов: Евгения Васина (баян) и Александра Петина (гитара) – как в исполнении известного «Чардаша» Монти, так и в хорошем ансамблевом единении с Ксенией Захаровой-Воловик в её концертных номерах.                                 

          Как все свои проекты, этот вечер постановщик и ведущий Андрей Слоним в тонком и обаятельном ансамбле с героиней вечера выстроил как цельное, контрастное и динамичное вокально-сценическое действо. Ксения Захарова-Воловик работала в этих «правилах пения и игры» на редкость обаятельно и органично, забирая в орбиту своих излучений, буквально, каждого из внимательных слушателей. Преамбулы ведущего к каждому номеру были ёмки и содержательны. И разумеется, ни один вокально-музыкальный вечер в постановке Андрея Слонима не обходится без выразительной декламации классических и авторских стихов: они вносят особый градус лирического откровения в атмосферу вечера. Так и в этот раз Андрей Слоним прочитал «Балладу о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова  с особой силой драматической экспрессии, раскрыв в ней трагический облик ХХ века, в перипетиях и смятениях рушащего гармонии судеб и единения людей. Андрей Евсеевич приберёг для этого вечера и своё стихотворение «Счастье», которое он написал недавно, о зыбкости этого едва уловимого чувства – и оно органично вписалось в общую череду номеров.

    

          Да, это был подлинный праздник мастерства. Но невозможно не сказать и о другом важном аспекте этого замечательного вечера – в нём вновь в единый венок сплелись благодатные ветви древней культуры нашей страны и её многонационального народа – и столь же мощные ветви русской культуры.  Самобытное величие русской культуры, глубоко уважаемой, почитаемой и высоко ценимой в Узбекистане проявилось в полном многоцветии и обаянии на этом концерте и было горячо встречено многочисленными зрителями. Благодарные зрители подарили героине вечера роскошные зимние букеты цветов, памятные сувениры и свои посвящения. Одно из них, сделанное талантливой ташкентской поэтессой Татьяной  Грушиной, образно и достойно резюмирует этот замечательный вечер:

 

Летела песня над землёй,

В Епархии звенела.

Дарила Ксения любовь

Так щедро, как умела.

 

Умение её – талант,

Родной землёю данный.

Сверкает, словно бриллиант,

Как камень многогранный.

 

Всё плыли звуки из души,     

Что русскою зовётся.

И мир её – несокрушим,

Раз так ещё поётся!

 

А голос плыл и плыл в тиши:

Ласкал и плакал тоже.

О, время, просьба: не спеши…

Дай слушать её, Боже!

 

18.12.22

 

Гуарик Багдасарова

Фото Татьяны Грушиной                                        

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий