вторник, 27 декабря 2022 г.

XXXVII Республиканская выставка «Художник и природа» привлекает многообразием, красочностью и новизной пейзажей Узбекистана

 


      Ещё есть время на зимние школьные каникулы вместе с детьми сходить в ВЗ АХУз и насладиться выставкой «Художник и природа» на первом этаже: она открылась 15.12.22 и завершится только 15.01.23. Чтобы оценить её по достоинству, надо вспомнить предысторию этого знаменательного события в культурной жизни страны.

          Более четверти века назад группа художников-энтузиастов пленэрной живописи во главе с Юрием Чернышёвым организовала первую выставку «Художник и природа». За 37 лет в выставках принимало участие не одно поколение талантливых узбекских живописцев, но неизменным остаётся стремление художников к постижению окружающего мира и совершенствованию профессионального мастерства. Природа остаётся для них благодатным материалом «во всём бесконечном многообразии своих проявлений, не имеющей ни начала, ни конца, бесконечной во времени и пространстве…». Именно такое чувство охватывает зрителей, переступивших порог Центрального выставочного зала в нашем городе.

          В экспозиции представлено свыше 80 работ 35 мастеров кисти и резца, членов Творческого союза художников Узбекистана и постоянных участников этой отчётной выставки, к которой они готовились в течение года. В многокрасочной палитре узбекских живописцев и пластическом разнообразии скульпторов представлено всё разнообразие стилей и направлений таких художников, как Александр Батыков, Александр Пономарёв, Анвар Мирсагатов, Василий Хапов, Людвига Нестерович, Валерий Енин, Хуршид Саттаров, Юрий Гребенюк, Анвар Усманов и другие.

          Вглядимся внимательней в эти экспонаты – тогда можно будет обнаружить своеобразие каждого из них и обрести для себя новое понимание окружающего мира, научиться видеть и ценить вокруг себя Красоту и уметь «читать раскрытую перед нами книгу живой природы и воспроизводить её сокровенный смысл» (А. Рылов).

          В центре выставочного зала с потолка свисает креативная ёлка (Юнус Сафардиар). Инсталляция (от англ. installation — установка) — пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придал своей инсталляции новый символический смысл и при этом сохранил национальный акцент в орнаменте многочисленных деталей. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет — в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков. Инсталляция — форма искусства, широко распространенная в XX в. Искусственная необычная штучная рукотворная ёлка на выставке, свисающая с потолка, предназначена для празднования Нового года и создаёт у зрителей предвкушение волшебного праздника.

          Людмила Нестерович, мастер малой пластической формы, представила свои новые камерные работы в смешанной технике (мрамор, гранит), готовые удивлять бесконечно своим совершенством и тонким эстетическим чувством, как вот эта под названием «Нашествие». На сегодняшний день она одна из самых креативных скульпторов Узбекистана. Сильная, активная, оригинально мыслящая личность, разрушающая стереотипы и стандарты, влияющая на формирование художественных тенденций, являющая собой движущую силу  искусства, достойную для подражания.

В. Хапов представил графическую серию «Простые вещи», которые вовсе не простые, а очень даже ценные, словно художник собрал воедино в композицию предметы из натюрмортов голландских и фламандских живописцев и придал им совершенно новый смысл. Зрители их разгадывают сами, в соответствии с собственным ассоциативным мышлением.

          Горный пейзаж У. Мамаджанова выполнен осенью и исполнен глубокого размышления об увядающей красоте долины и безвременного величия окаймляющих её снежных горных вершин. Композиция строится на контрасте настроения и противоборстве тёплых и холодных красок: пейзаж, в целом, проникнут задумчивой торжественностью.


          
Пейзаж «Весеннее утро» Ю. Гребенюка выполнен, скорее всего, мастихином и поэтому словно выпирает наружу из рамок холста. Стремительные ритмы и яркие цветовые отношения создают ощущение  внутренней раскованности и свободы в пейзаже: так бывает только весной во время короткого пышного цветения фруктовых и дикорастущих деревьев, когда хочется восклицать: «Мгновение! Ты прекрасно!»

Н. Нарзиев представил пейзаж-картину «Весна», в котором увековечил узкую улочку, старый глинобитный домик, раскидистое дерево, идущую  одинокую прохожую, другими словами, «Уходящий Узбекистан». Этим ностальгическим настроением художник приковал взгляд зрителя к своей картине, полной солнца и светлой печали по прошедшему времени или воспоминаниям детства, продолжающим жить в сердце мастера и в его произведениях.

          Александр Батыков выставил свои летние пейзажи: «Чилля» и «Паркентские дачи». Мастер-колорист снова заставляет зрителей, затаив дыхание, следить, как южная детвора спасается от летнего зноя купанием в городских фонтанах. Здесь всё дышит живой жизнью: летящие прозрачные струи воды, сквозь которые видны тысячи улыбок счастливых лиц пацанов – «Да продлятся эти мгновения беспечного детства!» Праздничный облик пригородов Ташкента предстаёт в камерном пейзаже «Паркентские дачи», полном вечернего покоя и умиротворения после трудового жаркого дня. Постоим и насладимся этой тишиной, плавными переливами красок на закате солнца и ещё раз поблагодарим Всевышнего за ниспосланный дар жизни и земной красоты нам.  


          Тема Аральского моря (Арал) – обмелевшего бессточного солёного озера, расположенного на границах Казахстана и Каракалпакстана (республика в Узбекистане) прозвучала на выставке со всей мощной живописной силой. До начала 1970-х в Аральском море было около двадцати видов промысловых рыб, а на побережье работали многочисленные рыбозаводы, рыбоконсервные комбинаты и рыбоприёмные пункты.

        От обмеления сильно увеличилось содержание соли в воде Большого Арала, из-за чего вымерли многие виды растительности и живности, не приспособленной к такой концентрации соли. Рыбный промысел утрачен, порты Большого Арала приказали долго жить. Период жизни Арала был запечатлён советскими художниками на живописных полотнах и графических листах. Среди них: Рафаил Матевосян, Елена Кезельман, Вадим Овчинников, Василий Хломов. Они дошли до нашего времени и являются документальным подтверждением ужасной природной катастрофы ХХ в., случившейся с Аральским морем. Х. Ибрагимов представил на выставке триптих «Арал» - это реквием в красках, в которой тема гибели моря звучит по нарастающей: «Позабытый корабль», «Последние дни», «Мираж».

Оказывается, можно убедительно показать морозную зиму вовсе без снега – такую задачу поставил перед собой У. Алимов, написав жанровую картину «Декабрь». На холсте дан интерьер комнаты со всеми бытовыми предметами – на полу цветные курпачи, на маленьком обогревателе с железной выходной трубой кумган для омовения рук, горка пиалушек; фрукты в вазе; сбоку на курпаче расставлена чайная посуда, горячие румяные лепёшки на лягане. В доме хозяева выращивают комнатные цветы, они стоят в кадушках и горшках по обе стороны и делают его уютным и тёплым. Всё здесь готово к скромной трапезе. Словно на глазах у зрителя приоткрывается с морозной улицы дверь и в залу с низким потолком заходит молодая хозяйка в накинутом на голове цветном платке, держа закутанного малыша в зимней шапке, - видать вовремя к обеду подоспели… Этому же мастеру принадлежит пейзаж-картина «Осеннее раздумье».  Художник простым реалистическим живописным языком в обеих картинах поведал нам будничные сцены из жизни сельчан, придав им  высокий эпический смысл.


  На выставке я разговорилась с художником-живописцем Мумоном Халмирзаевым. Ему понравились экспрессионистские пейзажи: «Красота сумерек» Д. Юлдашева и «Красная планета» С. Сабирбаева, на которые я поначалу не обратила внимания. В них моего нового знакомого художника привлекли этюдность и скоропись создания картин. Для авторов этих работ, считает М. Халмирзаев, главным было непосредственно выразить первые свои чувства от соприкосновения с реальностью и зафиксировать их на полотне. Композиции этих работ просты, но в их простоте есть величавое спокойствие созерцания природы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о многообразии творческих манер, различных подходов художников к отображению действительности, которая нас окружает. Само богатство явлений на земле, в природе, влечёт к этому многообразию. Не есть ли это свидетельство того, насколько полнокровен и интересен в настоящее время жанр пейзажа в искусстве Узбекистана.

 

Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий