Более четверти века назад группа
художников-энтузиастов пленэрной живописи во главе с Юрием Чернышёвым
организовала первую выставку «Художник и природа». За 37 лет в выставках
принимало участие не одно поколение талантливых узбекских живописцев, но
неизменным остаётся стремление художников к постижению окружающего мира и
совершенствованию профессионального мастерства. Природа остаётся для них
благодатным материалом «во всём бесконечном многообразии своих проявлений, не
имеющей ни начала, ни конца, бесконечной во времени и пространстве…». Именно
такое чувство охватывает зрителей, переступивших порог Центрального
выставочного зала в нашем городе.
Вглядимся внимательней в эти экспонаты
– тогда можно будет обнаружить своеобразие каждого из них и обрести для себя
новое понимание окружающего мира, научиться видеть и ценить вокруг себя Красоту
и уметь «читать раскрытую перед нами книгу живой природы и воспроизводить её
сокровенный смысл» (А. Рылов).
В центре выставочного зала с потолка
свисает креативная ёлка (Юнус Сафардиар). Инсталляция
(от англ. installation — установка) — пространственная композиция, созданная
художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и
материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.
Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая
необычные сочетания обычных вещей, художник придал своей инсталляции новый
символический смысл и при этом сохранил национальный акцент в орнаменте
многочисленных деталей. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых
значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет — в
привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали
многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.
Инсталляция — форма искусства, широко распространенная в XX в. Искусственная
необычная штучная рукотворная ёлка на выставке, свисающая с потолка,
предназначена для празднования Нового года и создаёт у зрителей предвкушение волшебного
праздника.
Александр Батыков выставил свои летние
пейзажи: «Чилля» и «Паркентские дачи». Мастер-колорист снова заставляет
зрителей, затаив дыхание, следить, как южная детвора спасается от летнего зноя
купанием в городских фонтанах. Здесь всё дышит живой жизнью: летящие прозрачные
струи воды, сквозь которые видны тысячи улыбок счастливых лиц пацанов – «Да
продлятся эти мгновения беспечного детства!» Праздничный облик пригородов
Ташкента предстаёт в камерном пейзаже «Паркентские дачи», полном вечернего
покоя и умиротворения после трудового жаркого дня. Постоим и насладимся этой
тишиной, плавными переливами красок на закате солнца и ещё раз поблагодарим
Всевышнего за ниспосланный дар жизни и земной красоты нам.
Тема Аральского моря (Арал) –
обмелевшего бессточного солёного озера, расположенного на границах Казахстана и
Каракалпакстана (республика в Узбекистане) прозвучала на выставке со всей
мощной живописной силой. До начала 1970-х в Аральском море было около двадцати
видов промысловых рыб, а на побережье работали многочисленные рыбозаводы, рыбоконсервные
комбинаты и рыбоприёмные пункты.
От обмеления
сильно увеличилось содержание соли в воде Большого Арала, из-за чего вымерли
многие виды растительности и живности, не приспособленной к такой концентрации
соли. Рыбный промысел утрачен, порты Большого Арала приказали долго жить. Период
жизни Арала был запечатлён советскими художниками на живописных полотнах и
графических листах. Среди них: Рафаил Матевосян, Елена Кезельман, Вадим
Овчинников, Василий Хломов. Они дошли до нашего времени и являются документальным
подтверждением ужасной природной катастрофы ХХ в., случившейся с Аральским
морем. Х. Ибрагимов представил на выставке триптих «Арал» - это реквием в
красках, в которой тема гибели моря звучит по нарастающей: «Позабытый корабль»,
«Последние дни», «Мираж».
Оказывается,
можно убедительно показать морозную зиму вовсе без снега – такую задачу
поставил перед собой У. Алимов, написав жанровую картину «Декабрь». На холсте
дан интерьер комнаты со всеми бытовыми предметами – на полу цветные курпачи, на
маленьком обогревателе с железной выходной трубой кумган для омовения рук,
горка пиалушек; фрукты в вазе; сбоку на курпаче расставлена чайная посуда,
горячие румяные лепёшки на лягане. В доме хозяева выращивают комнатные цветы,
они стоят в кадушках и горшках по обе стороны и делают его уютным и тёплым. Всё
здесь готово к скромной трапезе. Словно на глазах у зрителя приоткрывается с морозной
улицы дверь и в залу с низким потолком заходит молодая хозяйка в накинутом на
голове цветном платке, держа закутанного малыша в зимней шапке, - видать
вовремя к обеду подоспели… Этому же мастеру принадлежит пейзаж-картина «Осеннее
раздумье». Художник простым
реалистическим живописным языком в обеих картинах поведал нам будничные сцены из
жизни сельчан, придав им высокий
эпический смысл.
На
выставке я разговорилась с художником-живописцем Мумоном Халмирзаевым. Ему
понравились экспрессионистские пейзажи: «Красота сумерек» Д. Юлдашева и
«Красная планета» С. Сабирбаева, на которые я поначалу не обратила внимания. В
них моего нового знакомого художника привлекли этюдность и скоропись создания
картин. Для авторов этих работ, считает М. Халмирзаев, главным было непосредственно
выразить первые свои чувства от соприкосновения с реальностью и зафиксировать
их на полотне. Композиции этих работ просты, но в их простоте есть величавое
спокойствие созерцания природы.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий