Выставка художников-академиков, посвящённая 25-летию создания АХУз с романтическим названием «Полёт мыслей» привлекла не только самих участников обширной экспозиции в главном выставочном зале узбекской столицы, но и многочисленных их учеников, и любителей изобразительного искусства. Она открылась 27. 12. 22 в ВЗ АХУз и подвела итог развитию современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства страны за четверть века.
Об
этом говорил на открытии вернисажа председатель АХУз, академик, народный
художник Узбекистана Акмаль Вахабджанович
Нуриддинов. В своей поздравительной речи он подчеркнул:
- Период
независимости в Узбекистане ознаменовался духом великих созидательных
преобразований, затронувших все сферы жизнедеятельности социума. Ярким
свидетельством этого может служить современная культурная политика независимого
Узбекистана: возрождение национальных духовных ценностей, сохранение
уникального историко-культурного наследия узбекского народа, создание
полноценных условий для всестороннего развития современной художественной
культуры Узбекистана и её интегрирования в мировое культурное пространство. На
сегодняшний день Узбекистан имеет огромный уникальный опыт в сфере культурной
политики, который не имеет аналогий в других странах. Будучи председателем
Академии художеств, я ратую за восстановление восточной школы изобразительного
искусства, которая даст возможность узбекским художникам получить академические
знания в области воссоздания древних восточных традиций.
Это
не были риторические слова к юбилейной дате Академии художеств Узбекистана,
которую большой мастер живописи возглавляет уже много лет. В среде художников Акмаля
Вахабджановича называют «дервишем», так как по жизни он ищет не славы и лавров
всенародного признания, а самого себя, раскрытия того призвания от Всевышнего,
что в нём заложено с его рождения. Живописец считает, что каждый творческий
человек должен находиться в неустанном поиске всю жизнь. Судя по выставочным
экспонатам «Путь к себе», «Жизненный путь», «Белый ослик», этот поиск не был
усыпан лаврами, он, скорее всего, похож на тот, что был уготован Данте в девяти
кругах ада, когда поэт Ренессанса воскликнул: «Земную жизнь пройдя до половины,
я очутился в сумрачном лесу…» - только таким тернистым может быть поиск истины.
В
начале творческого пути художник увлекался творчеством живописцев Ренессанса - Сандро
Боттичелли, Санти Рафаэля, картинами нидерландского живописца, последней звезды
Возрождения, Питера Брейгеля, позже – европейских модернистов - Анри Матисса и Поля Гогена.
Со временем менялось его отношение к работе, к искусству, он увлёкся философским
отношением к жизни бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Отголоски этих
увлечений молодости можно обнаружить в зрелой живописи Маэстро. Для усиления
впечатления он перенёс в монументальную живопись приёмы графики, как это делал
его предшественник – фовист Матисс. Произведения А. Нура на выставке: «Вьющиеся
локоны», «Лето», «Аромат лета», «День умиротворения в саду», «Лунная ночь»,
«Сад, в котором созрел гранат» - это
живописный гимн женской девственной красоте и её плодородию, влюблённым парам и
окружающей нас цветущей природе, причём не высокопарный и громкий, а тихий, как
целомудренные сюжеты его картин, одна из которых так и называется «Серенада».
Зрелые
работы Акмаля Нура наполнены символами. По признанию художника, они рождаются интуитивно,
но при этом имеют национальные истоки. Так, гранат на Востоке всегда считался
символом плодородия; хлеб – символ благодати; яблоки – запретный библейский плод,
а рыба – символ чистоты. Они наполняют картины художника глубинным
подсознательным смыслом и часто символизируют внутреннюю красоту и чистоту его
героев. Его поэтические живописные образы взяты не из жизни, а из того мира
художественной фантазии, в котором для него внутренняя суть персонажа важнее
внешнего сходства с его жизненным прототипом.
Художник
успел побывать в Риме, Флоренции, Венеции, Марокко, Индии. После поездки в
Индию он подписывает свои полотна как Акмаль Нур в знак почитания этой
экзотической страны с её вековыми духовными традициями, в которых оставила глубокий
прогрессивный след династия Великих Моголов-бабуридов, обогатив их тюркскими и
мусульманскими традициями и идеалами. В конце концов, мастер кисти пришёл к
выводу: «Бог создал мир настолько совершенным, что пытаться повторить его
точь-в-точь, мне кажется, глупым». Такова установка творца, ищущего в образе
женщины самого Бога и для которого важнее передать его собственное восприятие людей,
чем наш реальный, далеко не совершенный мир.
Во
всей живописной серии Акмаля Нура, представленной на выставке, созданной в этом
году, можно услышать сокровенную мелодию ная и уловить бесконечную радость
жизни, любви и благодарность художника Всевышнему за возможность и способность
дышать, восхищаться и уметь воплощать этот Божий дар в красках!
Владимир
Бурмакин о своём коллеге и товарище сказал: «Мы говорим: "Янис
Салпинкиди и его творческая школа". Ведь "школа" означает
направление, в котором каждому ещё нужно будет себя определять. Но тем не
менее, все его ученики, ныне работающие у нас и за рубежом, достойны своего
Учителя и гордятся им. Энергетизм, живущий в Янисе-творце, - это самое главное,
что он передает им. Все остальное, что там происходило в процессе обучения,
уходит в историю, а запас потенциального творческого заряда - он неистребим в
его учениках».
Академик
Владимир Иванович Бурмакин, заслуженный деятель искусств Узбекистана, в
своём выступлении на открытии юбилейной выставки художников-академиков приветствовал
и поздравил с наступающим Новым годом всех присутствующих на вернисаже. Он
обратил внимание собравшихся вот на что:
-
Каждый из нас смотрит в будущее и всегда ждёт каких-то позитивных перемен в
настоящей жизни. Нынешняя экспозиция свидетельствует о том, что с 25 января
1997 года – дня открытия АХУз по указу Первого президента страны Ислама
Каримова – не только в жизни, но и в нашем искусстве произошли большие
перемены. Эта выставка собрана силами живущих и здравствующих сегодня мастеров,
поэтому она не так масштабна по своему объёму, но при этом концептуальна по
содержанию и художественной форме.
Я
с удовольствием хочу вспомнить народных художников Узбекистана: Рахима
Ахмедова, Чингиза Ахмарова, Урала Тансыкбаева и многих других, не доживших до
сегодняшнего дня, когда произведения узбекских художников вышли далеко за
пределы своей страны. Я, например, в двухтысячном году сделал выставку своих
работ в США – Филадельфии и Нью-Йорке. Многие наши мастера, в том числе
академики, успешно экспонировались в России, Китае, Корее, Израиле и других
зарубежных странах, которые с широкими объятиями приняли оригинальные
произведения узбекских художников. У каждого участника нынешней выставки
сформировался концептуальный творческий путь, не похожий на других. Того или иного мастера мне легко узнать
благодаря их творческой индивидуальности. Мы не можем говорить, плохо это или
хорошо, – всё уникально и неповторимо здесь на выставке. Каждый художник
соответствует своему академическому званию. У нас члены Творческого Союза
художников называют себя в народе членами АХУз – флаг им в руки! Академия
художеств Узбекистана постоянно обновляет свой состав и по последней переписи
насчитывает 42 человека. В перспективе хотелось бы увидеть выставку более
масштабную, с участием всех членов АХУз, а сегодня мы можем пожать друг другу
руки и пожелать нашим друзьям и любителям изобразительного искусства крепкого
здоровья в канун Нового года.
Многоплановый
художник Владимир Бурмакин представил на выставке работы последних лет,
выполненные в технике "Компьюфо" (фотоискусство в симбиозе с
компьютерной графикой): «Будда XXI века», «Вдохновение»,
«Пробуждение весны», «Бабочка» и другие. Трудно поверить, что один и тот же
художник наряду с этими работами создал в 1968 году «Байсунскую Мадонну»,
выполненную в стиле поэтического реализма и принёсшую ему славу не только в
нашей стране, но и за рубежом. Своё имя Бурмакин увековечил также в рельефах на
фасаде дворца "Дружба народов", станции метро "Пахтакор",
фасаде ресторана "Зарафшан", мозаике ташкентского ипподрома; в нулевые
годы изящно оформил столичный аэропорт, Сенат и Национальную библиотеку
Узбекистана имени А. Навои.
И
вот теперь неугомонный художник в преддверии своего 85-летия (9 января 2023
года) снова поражает зрителей, только теперь роботоподобными существами, в
целях привлечения к своему творчеству молодёжи компьютерного века, зацикленного
на искусственном интеллекте и виртуальной реальности. Нет никакого смысла
обсуждать эти работы – их по достоинству оценят потомки. Главное, Маэстро полон
новых творческих идей и смотрит далеко в будущее и снова готов на склоне лет творить
новую природу, извлекать из глубины подсознания неудержимую фантазию. В этом
художник видит свое предназначение. Его духовность выросла из природы, взяв из
неё самое ценное, - это осознание стремительной переменчивой жизни.
Марина
Ростиславовна
Бородина, профессор Ташкентского архитектурно-строительного института, академик
Академии художеств Узбекистана, поздравила всех участников и посетителей
выставки с 25-летним юбилеем АХУз и выразила благодарность её руководству за
то, что она сохранила свою целостность:
- Наших
художников признают на международных выставках и искренне восхищаются нами,
- с гордостью произнесла М. Бородина. - В этом году у нас прошёл большой симпозиум
скульптуры, показавший большие достижения в этом виде искусства. Конечно, есть
у нас недостатки. В этом случае я вспоминаю притчу о том, как один завистник
хотел низвести с пьедестала одного уважаемого всеми мудреца, призывавшего людей
к добру и любви. Завистник и бездарь провоцировал благородного Усто на
публичное унижение на общественном собрании. У завистника в ладони был спрятан
мотылёк. Он спросил мудреца, что у него в руке, какой у него мотылёк – живой
или мёртвый, - а сам был готов выпустить
мотылька живым или задавить его насмерть, в зависимости от ответа испытуемого.
Мудрец провидчески ответил: «Всё в твоих руках». Я хочу всем пожелать, чтобы
мы, несмотря на неизбежные трудности в нашей профессии, помнили, что «всё в
наших руках». Тогда у нас всё получится!
Зрительское внимание на вернисаже привлекли две работы Марины Бородиной: объёмная металлическая фантастическая инсталляция «Танец. Посвящение Матиссу» и вполне реалистический «Проект памятника Игорю Савицкому». Их объединял внимательный проникновенный взгляд художника в прошлое и способность перенять и воспроизвести в современной форме то, что заслуживает увековечения для нашего поколения и далёких потомков. Её кумиром был и остаётся архитектор Серго Михайлович Сутягин, преобразивший Ташкент после разрушительного землетрясения 1966 года. Как её Учитель, превративший Ташкент в большой современный город, наполненный «архитектурой с узнаваемым лицом Узбекистана», так и заведующая кафедрой «Дизайн архитектурной среды» сегодня стремится профессионально внедрить элементы нового строительства в исторический облик города, что служит школой высокого мастерства для молодых архитекторов, её студентов.
Невозможно в рамках одной статьи рассказать обо всех участниках уникальной юбилейной выставки. Главное, она даёт представление о значительной вехе в развитии современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В работах узбекских художников-академиков, таких как С. Рахметов («Сарчашма», «Мой кишлак»), С. Абдуллаев («Поэт Ренессанса»), Л. Ибрагимов («Встреча»), Ф. Ахмадалиев («Молодые из Гилана»), Г. Кадыров («Посвящение памяти Чингиза Ахмарова»), Ф. Ахмадалиев («Суфий»), Й. Турсунназаров (триптих «Бесконечное небо»), Б. Назаров (триптих «Легенда о гранате»), Ш. Азимов (декоративная столовая посуда), С. Рахматуллаев (настенные изделия декоративно-прикладного искусства), А. Рахимов (декоративные кувшины), О. Файзуллаев (резьба по дереву) и других - проявлены дух современной эпохи, великолепное мастерство, базирующееся на уникальных художественных традициях и экспериментальных поисках. Выставка даёт представление о национальном своеобразии современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Действительные и почётные члены Академии художеств Узбекистана своим созидательным творческим трудом закладывают прочные мосты между прошлым, настоящим и будущим национального искусства. На их произведениях современная молодёжь учится созерцать и творить Прекрасное, а это требует от мастеров большой ответственности. Пожелаем художникам-академикам в Новом 2023 году оставаться такой же действенной позитивной вдохновляющей духовной силой в нашей жизни!..
Выставка
продлится до 15 января 2023 года.
Гуарик Багдасарова
Фото автора
Комментариев нет :
Отправить комментарий