среда, 14 декабря 2022 г.

Автобиографическая книга "Борис Бабаев. Мой путь" стала зеркалом переходной эпохи рубежа веков

 


Казалось бы, всё о Борисе Рахимовиче Бабаеве я знаю: ежедневно принимаю, как холодный бодрящий душ, его публикации на им же созданном в 2010 г. интернет-сайте «Культура.Уз». Частенько бегаю к соседям посмотреть на телеканале «Маданият ва маърифат» очередную интересную телепрограмму «Это всё о нём» или «Узбекский характер». Стараюсь не пропускать демонстрации его документальных фильмов на большом экране Дома кино Узбекистана им. А. Навои, в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои, Галерее изобразительного искусства Узбекистана. Практически не пропускаю творческих встреч с ним на разных общественных площадках узбекской столицы. Однако презентация автобиографической книги «Мой путь» известного журналиста и кинодокументалиста Бориса Бабаева в начале ноября 2022 г. в «Узэкспоцентре» в рамках III Международной книжной выставки, значительно расширила границы этого знакомства с незаурядной энергичной личностью её автора.

В кратком предисловии к своей книге Б. Бабаев передаёт главные этапы своего восхождения на журналистский Олимп, отмеченные заслуженными правительственными наградами: «Создать автобиографическую книгу – всегда дело сложное. Самое главное – чтобы было, о чем рассказать, представить те истории из твоей жизни, которые могут быть интересны будущим читателям, а если ты еще и журналист с большим опытом, то и коллегам. Я много и успешно работал сначала на радио, потом на телевидении, у меня были отличные наставники и за плечами довольно хорошее университетское образование… И еще один важный аспект – эта профессия позволила немало поездить и по Узбекистану, и по зарубежным странам…». В своём предисловии к книге автор также пишет: «Наверно, нет ничего важнее для каждого журналиста, чем быть востребованным, нужным людям и обществу человеком. Я это чувствую и горжусь этим». Ради этой цели Борис Рахимович признался на презентации своей новой книги и на её страницах в том, что он в своё время не променял родной Ташкент на очень выгодные предложения переехать в Москву и позднее в страны дальнего зарубежья.

Для читателей важно и второе предисловие к книге. Его автор, председатель бухарско-еврейской общины Ташкента Аркадий Исахаров, отмечает, что Борис очень много усилий приложил, чтобы привести в полный порядок кладбище бухарских евреев в Чиназе, оставленное без всякого присмотра более полувека назад. Это было сделано при поддержке нью-йоркского фонда «Ташкент». Всевышний воздал сполна инициатору благого дела: на этом некрополе Б. Бабаев обнаружил могилу своего деда – Хаима Бабаева – основателя рода по отцовской линии, похороненного в этой земле более 100 лет назад. Воистину: «Два чувства дивно близки нам. / В них обретает сердце пищу: /Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / На них основано от века, / По воле Бога Самого́, / Самостоянье человека, / Залог величия его. / Животворящая святыня! / Без них душа была б пуста. / Без них наш тесный мир — пустыня, / Душа — алтарь без божества» (Пушкин, 1830).

Уже в начале книги в главе с поэтическим названием «Мёд и яблоки моего детства… Юность…»  автор представляет  «пусть и небольшую, бухарскую сагу прошлого века» о своих родовых корнях. . Это честная и откровенная история о том, как его отец Рахим-ака был очень хорошим учителем в сельской школе, где преподавал математику. Воевал в рядах Советской Армии с фашистскими захватчиками. После ранения был демобилизован в родной колхоз. Мама Тамара работала воспитательницей в колхозном детском саду. Во время войны и в трудные послевоенные годы они поднимали четверых детей в далёком кишлаке в Сырдарьинской области, в нынешнем Сайхунабадском районе. Преодолев суровые голодные годы, получив хорошее образование, впоследствии старший сын Борис, родившийся в 1944 году, стал потом яркой фигурой узбекской журналистики. Эта история, рассказанная не предвзятым простым «человеческим» языком, покорила уже многих читателей, поделившихся своими отзывами о ней в печатных СМИ Узбекистана  и соцсетях: «Мой путь» -  это 55 лет активной, плодотворной журналистской деятельности на благо Отечества, которые, безусловно, могут служить добрым примером, хрестоматийным пособием для молодых журналистов» (Шавкат Миралимов, доцент факультета журналистики Национального университета Узбекистана, кандидат исторических наук, член Союза журналистов).

История жизни узбекского журналиста для меня лично раскрыла новые грани его характера и долгого счастливого жизненного и творческого пути, освещённого беззаветной любовью к Родине, людям и подкреплённые живыми примерами из книги. Они предложены читателям в форме оперативных репортажей с места события из различных уголков нашей страны и дальнего зарубежья для выпусков информационной телепрограммы «Ахборот» под девизом: «Ничто не должно пройти мимо радио- тележурналиста». В их числе, например, серия телерепортажей из лучшего города,  если не мира, то Европы точно – Парижа в 1999 году; телерепортаж для  из цехов  знаменитого авиазавода «Боинг» в Сиэтле – крупнейшем городе штата Вашингтон в 2003 году, лёгший в основу будущего документального фильма  «Лайнеры мечты для Узбекистана».

Эти репортажи в книге дополняют интервью Б.Р. Бабаева на нашем телевидении для информационной программы «Хабарлар» в 2005 году и гораздо позднее, после возвращения в 2019 г. для новой программы на телеканале «Маданият ва маърифат» с местными и зарубежными видными деятелями науки, культуры и искусства, спорта.

 

Отдельная глава «Иных уж нет, а те далече…»  посвящена ушедшим в вечность людям, оставившим глубокий след в жизни Бориса Бабаева и в истории нашей страны. О крупном учёном - историке, знатоке ислама Сергее Николаевиче Юреневе, долгие годы прожившем в Бухаре, журналисте экстра-класса, первом учителе  Бориса Бабаева  на Узбекском радио- Георгие Всеволодовиче  Стойлике - автор книги пишет с большим  уважением, увековечив на её страницах память об очень  дорогих и близких ему людях.

    В эту когорту героев книги вошли: писатель, учёный-востоковед, общественный деятель и переводчик Андрей Станишевский (Азиз Ниалло), выбравший «трудную стезю литературного поиска»; классик узбекской музыки, композитор Сулейман Юдаков (1916-1990), живший, как оказалось, «на квартире» у бабушки автора книги в Ташкенте. О своём любимом композиторе Борис Бабаев впоследствии создал прекрасный биографический фильм «Избранник музыки созвездий». Эту галерею кумиров дополнили: народный поэт Узбекистана Александр Файнберг, написавший 11 звонких и чистых, как горные ручьи, рубаи для фильма Б. Бабаева о Сулеймане Юдакове (эти стихи впервые  представлены в этой книге); яркий национальный самобытный композитор Манас Левиев, автор «Вальса белых тюльпанов», который прозвучал в Ташкенте в исполнении европейского эстрадного оркестра под управлением знаменитого композитора и дирижёра Эннио Мариконе; Арам Ильич Хачатурян и премьера его балета «Спартак» в 1968 году на сцене ГАБТ имени Алишера Навои в присутствии композитора, о котором до сих пор живёт неувядаемая слава в узбекской столице. За дирижёрским пультом была Дильбар Абдурахманова, оставившая яркий след в музыкальном искусстве Узбекистана.

В плеяде лучших художников ХХ века - Юсуф Елизаров (1920-1974), «человек гордый и благородный». С ним автор книги беседует в квартире С. Юдакова, где до сих пор над пианино на стене висит небольшой, но очень впечатляющий живописный портрет матери композитора –  Лайли, которым в наши дни любуются  посетители музея. Глубокий очерк Бориса Бабаева включает не только беседу корреспондента республиканского радио с мастером живописи, но и размышления  художника о непростой истории его жизни, а также высказывания современников – родных и близких его друзей: эти страницы книги сопровождают отличные иллюстрации картин Елизарова, включая созданный в 1958 году «Групповой портрет деятелей культуры Узбекистана», который и в наши дни  украшает   открытую экспозицию Государственного  музея  искусств.

 

На страницах первого тома автор берёт интервью у выдающихся  поэтов-шестидесятников: Роберта Рождественского, Беллы Ахмадуллиной,  приезжавших с выступлениями в Ташкент в середине 80-х годов прошлого века, на пике  всенародной славы, и подробно  представляет  с высоты нашего времени не сухие факты их биографий, а те судьбоносные эпизоды из их жизни, которые имели общественное гражданское звучание и  наполняли живым дыханием эпохи их поэзию.

 Б. Бабаев рассказывает, как он, будучи спецкором республиканского радио, в столице бывшего Союза искал гвоздевой материал для освещения культурных связей между Ташкентом и Москвой. Представитель Союза писателей Узбекистана в Союзе писателей СССР  Сабит Мадалиев  помог ему в 1988 году встретиться с самим  Сергеем Михалковым у него дома на проспекте Воровского. Сергей Владимирович, автор гимна бывшего Союза и детский писатель с мировой известностью, рассказал тогда про свой медовый месяц с женой Натальей Кончаловской в Узбекистане в 1936 году и многом другом. Свадебное путешествие в наш южный край молодожёнам  запомнилось  на всю жизнь, а прожили они вместе 53 года. В память об этой встрече С. Михалков подарил    Борису Рахимовичу  свою  замечательную книжку стихов  с автографом для его детей. Такие встречи остаются в памяти навсегда.

Не менее интересной была встреча, описанная Б.Р. Бабаевым в книге, с российским и советским писателем, общественным деятелем Даниилом Граниным (1909-2007). Во время проведения в Узбекистане «Дней советской литературы» в 1981 году он готовил в качестве корреспондента республиканского радио репортажи для «Последних известий». Воспоминание об этом автор книги завершает искренним возгласом: «И сколько таких незабываемых встреч было на моих журналистских путях-дорогах!»

Среди них – встреча и интервью с одним из лучших писателей ХХ века - Чингизом Айтматовым во время Международного кинофестиваля в Ташкенте в 1980 году. Оно прозвучало в тот же день в эфире республиканского радио. Это также незабываемые встречи с поэтом, автором знаменитой песни «Брич-Мулла», ставшей потом гимном бардовских фестивалей, Дмитрием Сухаревым в Ташкенте, Андижане, Москве, которые тоже нашли отражение в книге Бабаева. Обращает на себя внимание  рассказ о книге «Наедине с памятью» и встрече с её автором, нью-йоркским   журналистом Аркадием Рафаиловичем Якубовым, бывшим офицером разведки. Он  содержит малоизвестные факты из жизни  очевидца  событий о пребывании ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

 
    

    С определенной долей юмора и вполне всерьёз Б.Р. Бабаев в своей книге рассказывает, как великий Аркадий Райкин и ведущий актёр ленинградского БДТ Владислав Стржельчик в 1983 году покорили ташкентскую сцену. И приводит при этом немало интереснейших фактов об этом событии. Яркая встреча с Аллой Пугачёвой во время её гастролей в Узбекистане – Ташкенте, Бухаре и Карши - в 1974 или 1975 гг. дала возможность автору книги вспомнить спустя много лет, как после выступления в Концертном зале им. Свердлова она давала ему интервью в почти  «мокром концертном платье», так как «выложилась по полной программе». Примадонна сказала тогда ему, как же иначе, после победы на фестивале в Сопоте, где блистательно была встречена в ее исполнении песня «Арлекино», она не может иначе. Б. Бабаев рассказывает в книге  и о том, как покоряли   отзывчивую публику в Ташкенте в своё время: легенда югославской эстрады Джордже Марьянович («особенно сердца ташкентских девушек»); звёзды итальянской эстрады: Джанни Моранди и Омбретта Колли, «учившие нас есть узбекский лагман на манер итальянской пасты»; как лучшие артисты Узбекистана   и  гости из США, звёзды первой величины – мастер макомов Эзро Малаков и исполнительница прекрасных  узбекских песен  Мухаббат Шамаева - устроили  «Мушоиру» - своеобразное творческое состязание на сцене Дворца искусств «Туркистон».

    С полной отдачей Борис Бабаев поведал читателям в жанре эссе «Несколько эпизодов» о жизни и творчестве Али Хамраева, автора документальных фильмов «Я тебя помню» и  «Я тебя не забыл» об отце, одном из первых актёров и режиссёра узбекского кино Иргаше Хамраеве, погибшем  на полях ожесточённых боёв  против  фашистских захватчиков. Али Хамраев снял такие культовые ленты узбекского кино, как: «Где ты, моя Зульфия?», «Белые-белые аисты», «Красные пески», фильм-оперу «Дилором», «Страсть Игоря Савицкого», «Подвиг народа» о героизме узбекистанцев в годы войны, а также «Триптих», получивший Гран При на Международном кинофестивале в Сан-Ремо, и многие-многие другие превосходные фильмы. Итогом задушевных творческих встреч стали два документальных фильма самого Бориса Бабаева о жизни старейшего мастера нашего кино: «Али Хамраев. О прожитом и пережитом» и «Али Хамраев. Полёт продолжается» (реж. Д. Кодзаев, оператор А. Хакимов). Навсегда запомнятся слова Бабаева о своём герое: «Нет у рек границ, не имеет берегов океан памяти – общей памяти человечества. И Али Хамраев – один из хранителей нашей общей памяти и тем ценен, и поэтому уже вошёл в историю не только узбекского, но и общенационального кинематографа».

 

     Во втором томе автор книги берёт и сам даёт интервью о своих документальных фильмах, знакомит читателей с невыдуманными историями и рассказами своих героев. Среди них: автор романа «На солнечной стороне улицы» Дина Рубина; космонавт Владимир Джанибеков, рассказавший о жизни на земле и о жизни в космосе; легендарный диктор ТВ  Галина Мельникова, непосредственно участвовавшая в фильме «Большое сердце Ташкента» и в его показах в Ташкенте, Нью-Йорке, Бруклине (США), где сценариста Бориса Бабаева и народную артистку Узбекистана Галину Мельникову с большой сердечностью и теплотой  принимали в разных аудиториях. Иосиф Давыдович Кобзон в беседе с Борисом Бабаевым перед концертом в бывшем ташкентском ОДО накануне его отъезда в Кабул сказал очень важные слова, не потерявшие свою актуальность сегодня: «…Современник – это не молодой человек. Современником, наверное, можно назвать человека, находящегося на передовых рубежах нашей жизни во всех её проявлениях… И вот главная задача каждого человека, на мой взгляд, включая естественно и художника, артиста, композитора, поэта, музыканта, - идти в ногу со временем». В фильме «Большое сердце Ташкента» и в книге Б. Бабаева Иосиф Кобзон рассказывает о том, как приютила узбекская земля эвакуированных детей и взрослых людей из временно оккупированных фашистами регионов страны в годы войны, среди которых оказались он сам и его семья. Поэтому Узбекистан для него всегда оставался родным краем, спасшим его в самые трудные детские годы.

Подводя итог своим размышлениям, Б. Бабаев говорит, что  документальное кино было зеркалом жизни, а иначе оно никому не нужно. В главе «По городам и сёлам, странам и континентам…»  перед читателем открываются многие другие страницы его творческой жизни. Во втором томе также собраны очерковые заметки об истории  названия «Площадь «Дружба народов» и о том, «как прошлое обрело новое дыхание в современном Ташкенте»; воспоминания о народном артисте Узбекистана  Батыре Закирове, чьи песни, утверждает автор книги, будут звучать во все времена; поздравления родных и друзей по случаю различных событий  Бориса Бабаева и  награждений - орденом «Дустлик» в 1999 г. и орденом «Мехнат Шухрати» в 2021 г. Второй том, как и первый, снабжён  многочисленными фотографиями отличного качества из  семейного архива.

Нельзя не упомянуть о том, что книга пестрит афоризмами Б. Бабаева, выстраданными на личном опыте, которые хотелось бы взять на заметку: «Хорошо пишет тот, кто хорошо думает»; «Век живи – век учись» - этот принцип в тележурналистике никто не отменял». Или строки  из  поздравления  родственницы Рены Бабаевой с  его 60-летним юбилеем : «Ты мудрый, потому что если умный знает, как выпутаться из трудного положения, то такой мудрый, как ты, в него никогда не попадёт». «Запомни: жизнь – это школа и с окончанием её не надо спешить» и многие другие.

          Завершить обзор книги Бориса Бабаева хочется высказыванием его друга, маститого ташкентского журналиста Юрия Черногаева на телеграмм-канале «На Востоке не всё, как кажется»: «Это вовсе не итог. Впереди у Бориса Бабаева, как и у его страны, ещё много интересной работы».

Это подтверждает и любимая песня Бориса Бабаева «Мой путь» («My Way») Фрэнка Синатра (Frank Sinatra), которую   великолепно исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон. Русский вариант текста написал Илья Резник. В гениальной песне про полноценную жизнь человека есть такие заключительные слова: они ассоциируются с названием и самой книгой Б. Бабаева: «Я не жалею ни о чем - / Это был мой путь! / Да, это был мой путь...»

 Гуарик Багдасарова,

 обозреватель сайта «Культура.Уз»

Комментариев нет :

Отправить комментарий