Тайна женской души… Что может ее приоткрыть лучше, чем стихи женщины-поэта – стихи вдумчивые, глубоко лиричные и созвучные современности?
Именно такова канва новой поэтической книги Гухарик Багдасаровой «И я причастна…», вышедшей в Издательстве Национальной библиотеки Узбекистана им. А. Навои (художник А. Донец). Это собрание стихотворений, охватывающих пору юности и становления, время зрелых умозаключений автора, до недавних пор являвшегося старшим преподавателем факультета журналистики Национального университета Узбекистана им. М. Улугбека.
На презентации книги, состоявшейся в Информационно-ресурсном центре Мирзо-Улугбекского промышленного колледжа (бывшей Центральной библиотеке Мирзо-Улугбекского района г. Ташкента им Л. Толстого), Г. Багдасарова коротко рассказала об основных вехах своей биографии, включающей увлекательные годы учебы в двух легендарных вузах России – Московском государственном университете им. М. Ломоносова и Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры им. И. Репина, наполненную самопожертвованием и молодым задором работу радиожурналистом в Новосибирском Академгородке, воспитанием сына, годами преподавательской деятельности уже в Ташкенте…
Впрочем, биография автора угадывается по названиям и содержанию разделов новой книги: «Мои акварели», Ташкент (1968 – 1970), «В первопрестольной», Москва (1970 – 1975)», «Под сенью Северной Пальмиры» Санкт-Петербург (1976 – 1989) (впрочем, город тогда назывался Ленинградом. Это изменение – уступка цензурирующей редактуре), «Времена года», Новосибирск (1975-1985, 1996-2001, «Возвращение на круги своя», Ташкент (1985-2003, «Моя Первородина», (1989-2011), «Мосты дружбы» (Ташкент-Москва-Новосибирск (2008-2011) и т. д.
Предисловие к книге написал известный ташкентский прозаик, поэт, бард, драматург, член Союза писателей Узбекистана, заслуженный артист Республики Узбекистан Владимир Баграмов. К сожалению, он не дожил до презентации нового литературного труда Гухарик Сарухановны всего двух дней, поэтому часть своего творческого вечера она посвятила памяти этого, щедрого на таланты, замечательного человека и деятеля культуры русского зарубежья. В исполнении поэтов и бардов прозвучали стихи и песни мэтра, ему посвятила исполнение одного из фортепианных произведений Ф. Шопена заведующая кафедрой истории музыки Государственной консерватории Узбекистана, профессор И. Галущенко, композитор Геннадий Грефьев исполнил песню «По реке» на стихи В. Баграмова, а сама главная героиня творческого вечера прочитала ему стихотворное посвящение «Свидание» («Нам говорят однажды: «До свидания» и вдруг уходят в вечность навсегда»).
Вот как В. Баграмов охарактеризовал творчество Г. Багдасаровой: «Гухарик Багдасарова – в нынешней толчее «каменных сердец» - человек мыслящий и феномену поэзии предельно преданный, поет о том, что чувствует. А что можно пережить в наше прагматичное время? Капли дождя озаряют музыкой серость современного города, и мы проникаемся этими звуками:
«Кап!» - и выбила капля первый листочек…
«Дзинь!» - и в небе рассыпался крик журавлиный.
Поэт плачет о прекрасном, смеется над грешным и благоговеет перед скромной красотой природы».
Выступившие на презентации ташкентские поэты отмечали присущий Багдасаровой постоянный новаторский поиск в построении образной системы и ритмической основы стиха. Отсюда многообразие метафорических оттенков и разнообразие формальных приемов – от ямбов и хореев до белых и свободных стихов.
Наиболее удачно поэт раскрывает темы общения человека с природой, взаимоотношений женщины и мужчины, городского пейзажа, осмысления произведений искусства и литературы… Вот, к примеру, как удивительно пишет автор о весне:
Акация пахнет чудом,
Осыпается белый цвет.
Покатилось солнце по лужам
И меня поманило вслед.
И противиться мне не нужно.
Все равно ведь не устоять.
Босиком по росистой улице
Я бегу его догонять.
Книга «И я причастна…» наполнена волнующими реминисценциями, отсылками к именам больших художников слова и кисти, что придает дополнительный пространственно-временной объем всей поэтической композиции. Название сборника подчеркивает желание автора быть причастной всему живому, передовому. Неравнодушие к новым стихотворческим тенденциям заметно в написанном в духе современной «актуальной поэзии» посвящении ташкентской поэтессе Т. Поповой:
В Центральной Азии блажит «чилля».
Пятки ног обжигает горячий песок на пляжах.
Спелые арбузы трескаются от прикосновения ножа.
Небо струится наземь прозрачным потоком света.
Так что кажется иногда, что мы вовсе не люди,
А рыбы, обитающие на дне воздушного океана.
(«Чилля»)
Ранее у Багдасаровой выходили двухтомник стихов, прозы и публицистики «Близкое эхо» и сборник писем, дневниковых заметок и стихов «Жизнь в свете бытия», а также разножанровые публикации в периодике.
В ходе творческого вечера прозвучали стихи Багдасаровой как в авторском, так и в дружеском (С. Демидова, С. Клокотова, А. Маркарян) исполнении, а стихи Гухарик Сарухановны, ставшие песнями, представили публике: композитор и певец, лауреат фестивалей бардовской песни Г. Арефьев, дипломант фестиваля бардовской песни «Чимганское эхо – 2011» Ф. Асадуллин, композитор И. Парамонова, начинающая вокалистка И Урманова.
Свои рифмованные посвящения героине вечера прочитали стихотворцы: С. Демидова, И. Кокозиди, А. Евсеев, Н. Потеряхина и ваш покорный слуга – А. Кирдянов.
Прекрасно выступили известные гитаристы – лауреат и призер международных фестивалей А. Галаян и преподаватель Республиканского музыкального академического лицея им. В Успенского В. Цветков.
Таким образом, презентация книги избранных стихов «И я причастна» Г. Багдасаровой дала возможность её автору вновь собрать возле себя друзей по интересам и в диалогах в стихах и музыке ещё раз воплотить заветную мечту, о которой она пишет во 2 томе своей книги «Близкое эхо»: «сделать людей более счастливыми, менее одинокими и более добрыми и милосердными».
Алексей КИРДЯНОВ,
поэт, журналист, член Союза российских писателей
Комментариев нет :
Отправить комментарий