«Скоро слово станет мною.
Ни восторгов, ни обид.
Чайка вскрикнет над волною.
Лес в ответ ей прошумит».
А. Файнберг
Второго ноября 2009 года народному поэту
Александру Файнбергу исполнилось бы 70 лет. Он не дожил до своего юбилея две недели, но этот грустный праздник
без виновника торжества, который пришёл на узбекскую землю вместе с первым
настоящим осенним дождём, даже смерть не могла отменить. В Союзе писателей
Узбекистана знаменательную дату нашего великого соотечественника отмечали мастера пера, кинодокументалисты, художники,
преподаватели Национального университета Узбекистана, в котором когда-то
топограф по специальности и поэт по
призванию заочно закончил журналистское
отделение филологического факультета.
Сюда пришли близкие родственники и
соседи по знаменитому писательскому дому в центре столицы и просто безымянные
поклонники многогранного творчества
юбиляра. В этот день звучали
стихи, переводы и песни на стихи А. Файнберга в школах, музеях и общественных
клубах узбекской столицы.
Поэт - «дервиш по образу жизни», как тонко
охарактеризовал его литератор А.П.
Устименко, - предрекал: «Скоро слово
станет мною». Александр Файнберг,
по роду своей профессии, прошёл пешком
сотни таёжных троп, исколесил
вдоль и поперёк дороги от песков Кызылкума и Каракума до
Байкало-амурской трассы. Но где бы он ни был и как бы его ни испытывала судьба – славой и всенародным признанием или семилетним большим перерывом, молчанием прессы,
непечатанием его стихов и книг в
семидесятые годы, художник всегда осознавал, что только поэтическое
слово воистину бессмертно и может быть последним оплотом и прибежищем свободы
на этой грешной земле. Поэзия была
залогом его внутренней свободы, нравственности, утешением и спасением.
Александру
Файнбергу казалось даже, что он только
проводник на земле, антенна, которая
улавливает небесные звуки от Бога и
воплощает их в слова, стихотворные размеры и строфы, поэтому он скромно называл
себя «поющим тростником, улавливающим
вет ер времени». Быть может, поэтому он мог в стихах выражать безукоризненно точно и искренне признание в
любви или покаяние («А где виновен был
хоть на минуту, /стоял с повинной, как перед крестом») и твёрдо, одной литой строкой или строфой, как резцом на
каменных скрижалях, донести до читателя
свои незыблемые нравственные принципы:
«Искал я душу даже в падшей дряни.
Терял друзей. У смерти был на грани.
Но ключ не подбирал к чужим дверям.
Вот и стою теперь на пепелище.
Блаженны, кто себя не потерял.
Их никогда, нигде никто не ищет».
Анна
Андреевна Ахматова говорила, что «поэты
всех времён и народов тайные братья,
даже близнецы. Идёт несмолкаемая
перекличка, облагораживающая мир. Она не смолкнет никогда». И, действительно, вечер памяти и презентации
посмертного нового двухтомника избранных
стихов, поэм, вольных сонетов Александра
Файнберга вылился в настоящий праздник
поэзии и дружбы народов, единения духовно близких людей. Маститые мастера слова
Абдулла Арипов, Сиражиддин Саид, Рустам Мусульманов, Степан Балакин и ташкентские
поэты нового поколения Баходыр Ахмедов,
Вика Осадченко, Гуарик Багдасарова читали
свои стихотворные и прозаические посвящения юбиляру.
Александр Файнберг и после своего ухода присутствовал на собственном юбилее в своих
книгах, на выставочном стенде редких
фотографий из семейного архива, в воспоминаниях его преданной спутницы жизни
Инны Коваль, а также его близких друзей.
Не хрестоматийный и гламурный, а живой,
скромный, лёгкий, без артистичного пафоса
и намёка на гениальность, он
появился на экране в талантливом
документальном биографическом фильме о нём Джасура Исхакова. Поэт, пренебрегая категорией времени, сидя на
кухне в своей трёхкомнатной квартире на
8-м этаже, за чашкой чая с неразлучной
сигаретой в руке, рассказывал зрителям
одновременно просторечным и высоким
поэтическим слогом о себе, о старом
литературном и новом Ташкенте.
От фильма у зрителей складывается двойной
образ Ташкента. В одном из них поэт
родился в семье репрессированных интеллигентов
в 1939 году. Как его довоенные сверстники, он топтал траву в солнечных
дворах с глиняными дувалами и неумолкаемой перепёлкой-беданой; играл в футбол,
стоя на воротах; голодал в военное лихолетье, когда был «на завтрак – жмых, а к ужину – простуда»; катался на самодельном
деревянном самокате на шариковых подшипниках;
благоговейно объезжая стороной
искалеченных душой и телом инвалидов
второй мировой войны, надрывно исполнявших
военные песни за жалкое подаяние
и тем самым зарабатывавших себе на
жизнь.
С
детства у поэта было осознание и другого великого города, ставшего
прибежищем, второй «малой» родиной для многих эвакуированных сюда
русских писателей и художников - А. А. Ахматовой, Н.Я. Мандельштам, А.Н.
Толстого, К. М. Симонова, Вл. Луговского, К.И. Чуковского, Р. Фалька, В.А. Фаворского и многих других выдающихся
деятелей русской культуры, оставивших неизгладимый временем вечный след на
азиатской земле и в истории русско-узбекских
духовно-просветительских отношений. В фильме эта тема прозвучала как
личная сокровенная страница
биографии А. Файнберга.
Д.
Исхаков рассказал собравшимся о большом количестве сценариев А. Файнберга,
внёсших в национальный документальный,
художественный и анимационный
кинематограф особую поэтику и философичность восприятия мира. В них
присутствует своя крепкая внутренняя эстетика. Они поражают своим жизненным драматизмом и психологическим реализмом. Таких фильмов не
было раньше и вряд ли будут впредь: «Восточный двор с кривой луной» о старом и новом Ташкенте, в котором автор
читает одноимённый стих; суровая правда
войны об Афганистане в художественной ленте «Опалённые Кандагаром»; «Последнее…
прости!», где чёрно-белые трагические кадры
исчезающего Арала комментирует голос
поэта, декламирующего свои стихи;
«Их стадион в небесах», в котором
звучит песня на стихи А. Файнберга о легендарной футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе в
1979 году:
«…Дым от взрыва прошёл над страной.
Не виновны мы этой
виной.
Просто правила кто-то
нарушил,
Ну, а нам был назначен
штрафной.
До сих пор плачет ветер
в лесах.
До сих пор ты ночами в
слезах.
Не грусти! Мы, как
прежде, играем.
Просто наш стадион в
небесах».
Этот стих Владимир Сафаров и Алла Тезетдинова включили в свою книгу «Крылья памяти», выход которой был
приурочен к 25- летию трагедии пахтакоровцев (2004 год). В 2012 году – в столетний
юбилей со дня основания футбола в Узбекистане - вышло
в свет новое дополненное
переиздание документальной хроники.
Спустя тридцать три года жители
столицы возложили море цветов к братской
могиле семнадцати лучших узбекистанских игроков-пахтакоровцев в день их поминовения –
11 августа.
Мы
проводили в Вечность народного
поэта Узбекистана, Лауреата
пушкинской премии А. Файнберга 15 октября 2009 года в яркий погожий осенний
день, в самый разгар «бабьего лета». Но
поэт, живший по своим часам, для которого было истинным не столько внешний ход
событий, сколько то, что резонировало с его
внутренним самым сокровенным бытием и
было сонастроено с его внутренней целью, ещё при жизни закладывал
фундамент новой реальности – «после жизни». Он успел намного раньше своей
физической смерти проститься с нами и с
этой грешной землёй в своих стихах из сборника
«Лист», вышедшего в последний год жизни поэта. Наверное, знал, что лучше
его и более искренне никто этот самый горестный и возвышенный момент ухода в
бессмертие не сможет выразить своими
словами:
Прощальная
поэта
« Ухожу навсегда.
Покидаю прекрасное общество.
Ухожу. Ни следа. Ни друзей, ни
подруг.
Одиночество. Можно вольно
дышать.
Были крылья. Теперь - пустота.
Чем позор возвышать,
Лучше их не иметь никогда.
Ухожу, как пою.
Так положено. Так неизбежно.
На людей не плюю.
Я люблю их по-прежнему нежно.
Громыхайте, моря!
Камнепады.
Разлом горизонта.
Я плюю, уходя,
На короны из крови и золота.
В вас плюю я, сутаны!
И знаю, что делаю правильно.
Коронуй меня, осень;
Листвою багряной и пламенной
У закатных озёр
Ты, лесов благородная нация,
Полыхни мне рябиной,
Отпразднуй мою коронацию.
Небосвод голубой,
принимай без суда. Окрыли.
Мне прощенье - любовь, -
Храм единственный не на крови.
Здравствуй, высшая власть!
Знаки звёзд над кайлом
полумесяца.
Коромыслом зажглась,
запылала Большая Медведица.
Под огнями небес
По законам земли не напрасно
Ни костёр и ни крест
Над строкою из крови не
властны.
Даже попранный прахом,
Поэт остаётся поэтом.
В этом высшая правда.
И музыка высшая в этом»
Вдова
поэта Инна Глебовна Коваль рассказывала, что
до последних дней Александр Файнберг
оставался оптимистом и часто
подшучивал над собой: «Родился по
собственному желанию - умру по
сокращению штата. Надеюсь жить».
Поэт Велимир Хлебников когда-то сказал: «Когда умирают люди – поют песни». В день смерти поэта 14 октября и в день его рожденья второго
ноября в музыкально-поэтическом клубе «Арча», в общественном
клубе-музее А. Ахматовой, в литературном
музее С. Есенина теперь уже традиционно
звучат песни на стихи А. Файнберга в исполнении его близких друзей, поэты
посвящают ему стихи. Любовь и поэзия –
это секрет долговечного наследия.
Так и в
этом году в честь 73 года рожденья любимого поэта А. Файнберга в Каминном зале
ДК ОАО ТТЗ собрались близкие друзья и поклонники его творчества. Вечер открылся
демонстрацией краткометражного получасового фильма «Отражение». С экрана для
всех собравшихся народный поэт
Узбекистана прочитал на одном дыхании поэму «Струна Рубайата» - гимн узбекской земле. Она была написана в
1970 г., а видеозапись была сделана в 1995 г.
Вдова Инна Коваль-Файнберг поделилась своими воспоминаниями о сложных
перипетиях в реализации творческих замыслов поэта и впоследствии талантливого публициста.
Для него появление каждого стиха, поэмы, «вольного сонета» или эссе –
его любимый журналистский жанр - в
прессе были осознанной вехой на пути к Истине.
Актриса Юлия Хорохова, Жанна Симонова и Ирина Парамонова, каждая в
своей индивидуальной декламаторской манере
донесли до публики любимые
ими стихи А. Файнберга. А.Н. Давшан,
проф. каф. «Зарубежной филологии» НУУз.
поделилась своими историко-автобиографическими реминисценциями,
обнаруженными в стихотворении «Снежная
королева» из посмертного двухтомника избранных стихов народного поэта
Узбекистана (2009). Каждое
выступление было воистину очень
личностным проживанием того, что подарила нам всем поэзия А. Файнберга, - через
конкретные художественные произведения
Мастера слова кричало о себе всё человечество.
Виктория
Осадченко прочитала поэму «Изабелла» А.
Файнберга, посвящённую Эли Люксембургу. Это была первая публичная декламация
после авторского драматического прочтения
сложного по содержанию и форме произведения, в котором контрапунктом
звучит речитатив:
-
Любимы мой…
-Любимая
моя… -
в нём заключается проживание всего объёма Бытия,
настоящая магия лаконичной стихотворной строфы.
Литературно-музыкальную
программу украсили песни и романсы на
стихи А. Файнберга в исполнении лауреата
фестивалей авторской песни «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд» Геннадия
Арефьева, а также Елены Новокрещеновой и
Фархада Юнусова. Свои стихотворные
посвящения поэту прочитали Баходыр Ахмедов, Александр Симонов, Олег
Бордовский и Гуарик Багдасарова.
Литературно-музыкальный
вечер в «ахматовке» завершился, перейдя все временные рамки программы. Люди не
хотели расходиться, а в сознании снова и снова звучали стихи, песни и романсы
на стихи А. Файнберга. Он был вместе с
нами, ведь поэты не только приходят –
они остаются.
03 11 2012
Гухарик (Гуарик) Багдасарова, поэт,
прозаик, журналист-искусствовед
Первая
редакция: //Зеркало -21, №43, 6-12 10 09.
Есть
лишь путь. Поэзия, проза, публицистика. – Т., 2012., с. 164-168
Дорогая Гуарик! Вечер посвященный дню рождения Александра Аркадьевича, еще раз показал что мы молодые должны следуя примеру Мастера не только бережно хранить его богатое наследие, нои в первую очередь вести его в массы. И дай то Бог нам выполнять эту задачу так чтобы в устах поколения которое придет после нас, это СЛОВО звучало ярче. СПАСИБО Вам за то что Вы это делаете. Александр Евсеев.
ОтветитьУдалить