Каждый из нас помнит песню Сергея и
Татьяны Никитиных «Брич-Мулла»: она стала гимном ежегодного международного
фестиваля «Осенний аккорд», который проводит
Ташкентский клуб авторской песни и
поэзии во второй половине сентября в
Ходжакенте. Её часто поют в походах горные туристы и просто любители авторской
песни, но мало кому выпала удача там побывать. Этот кишлак получил широкую
известность благодаря популярной песне Сергея Никитина на стихи Дмитрия
Сухарева «Брич-Мулла».
В минувшее воскресенье – 22 08 14 – автобус с 50 пассажирами в 7 утра
отошёл с Дагестанской улицы, №47 «А»,
где расположен Благотворительный экологический клуб Сила души», которым много
лет руководит Лариса Геннадьевна
Павленко. В обязанности руководства клуба входит оказание помощи детям из бедных и малообеспеченных
семей, а также выпускникам детских домов, нуждающимся не только в получении
жилья, но и высшего или специального технического образования, всяческой
материальной и моральной поддержки со стороны
различных структур власти и общественности. В настоящее время здание
клуба нуждается в спонсорской помощи для капитального ремонта: здесь проходят
встречи с интересными людьми и различные
творческие вечера деятелей культуры.
Здесь часто выступают с интересными докладами об экологии природы и души
человека заслуженная артистка РУ Галина Мельникова, председатель ЛТО «Данко»
Армануш Маркарян. Г.В. Мельникова помогает детям с ограниченными возможностями
получать шанс полноценно развиваться, проявляет инициативу в организации при
каждом доме «Мехрибонлика» танцевальных кружков, устройстве больших
литературно-музыкальных концертов и спортивных марафонов. В
воспитательно-образовательной программе для детей большую роль играют сравнительно
недорогие экскурсии по старинным городам Самарканду, Бухаре, Хиве и
знакомство с историческими достопримечательностями и красотами природы
Центральной Азии.
Мы выезжали из Ташкента в Брич-Муллу с незабываемыми словами
вечно молодой зажигательной песни Никитиных на устах:
«Сладострастная отрава -
золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою, -
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
Брич-Мулла, Брич-Муллы, Брич-Мулле,
Брич-Муллу, Брич-Муллою.
Был и я мальчуган, и в те годы не раз
Про зеленый Чимган слушал мамин рассказ,
Как возил детвору в Брич-Муллу тарантас -
Тарантас назывался арбою.
И душа рисовала картины в тоске,
Будто еду в арбе на своем ишаке,
А Чимганские горы царят вдалеке
И безумно прекрасны собою.
Но прошло мое детство, и юность прошла,
И я понял, не помню какого числа,
Что сгорят мои годы и вовсе дотла
Под пустые, как дым, разговоры.
И тогда я решил распроститься с Москвой
И вдвоем со своею еще не вдовой
В том краю провести свой досуг трудовой,
Где сверкают Чимганские горы.
Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою, -
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
Брич-Мулла, Брич-Муллы, Брич-Мулле,
Брич-Муллу, Брич-Муллою.
Мы залезли в долги и купили арбу,
Запрягли ишака со звездою во лбу
И вручили свою отпускную судьбу
Ишаку - знатоку Туркестана.
А на Крымском мосту вдруг заныло в груди,
Я с арбы разглядел сквозь туман и дожди,
Как Чимганские горы царят впереди
И зовут, и сверкают чеканно.
С той поры я арбу обживаю свою
И удвоил в пути небольшую семью.
Будапешт и Калуга, Париж и Гель-Гью
Любовались моею арбою.
На Камчатке ишак угодил в полынью,
Мои дети орут, а я песни пою,
И Чимган освещает дорогу мою
И безумно прекрасен собою!»
Городской
посёлок на северо-востоке Ташкентской области (Бостанлыкский район) Брич-Мулла́
(узб. Brichmulla Бурчмулла́ ) до середины 70-х годов XX века носил это
привычное название. Он расположен на расстоянии около 125 км от Ташкента, в
юго-восточной части Чарвакского водохранилища, на западной оконечности
Коксуйского хребта, между реками Чаткал и Коксу на высоте 960 метров над
уровнем моря, недалеко от устья реки Коксу. Расстояние от Газалкента — 57 км. Ближайшая
железнодорожная станция Ходжакент — конечная станция железной дороги, идущей от
Ташкента. Она расположена недалеко от поселка городского типа Чарвак.
Мы
ехали автобусом от узбекской столицы, минуя Ходжакент, через плотину Чарвакского
водохранилища до Брич-Муллы ровно 2,5
часа и к 10 часам утра расположились на удобных топчанах на высоком побережье
полноводной реки Коксу, растянувшейся на
несколько километров вдоль посёлка.
Ташкент и Брич-Муллу соединяет асфальтированное шоссе,
проходящее через мост через реку Чаткал. От Ташкента до Брич-Муллы можно
добраться двумя путями: как мы, через плотину Чарвакского водохранилища, или
через Меловой перевал — через Чимган. Также можно доехать в Брич-Муллу по
дороге, идущей от поселка Чарвак вокруг
Чарвакского водохранилища через кишлаки Сиджак, Нанай и Богустан.
Посёлок в его современном виде образован сравнительно
недавно, при переселении с берегов рек Чаткал и Коксу жителей древних
поселений, попавших в зону затопления Чарвакского водохранилища. Существует
предположение[, что в средние века на месте кишлака находился город Ардланкент,
упоминаемый в исторических документах Х века. Точнее, город, находился недалеко
от современной Брич-Муллы - в долине реки Чаткал. Археологические материалы,
найденные в этом районе, относятся к XI—XII векам.
Благодаря окружающим кишлак отрогам Чаткальского, Пскемского
и Коксуйского хребтов, а также близости Чарвакского водохранилища, температура
воздуха здесь не превышала +30 °C , в то время как в Ташкенте стоял один из
самых жарких дней лета. Двухчасовой пеший путь под щадящим солнцем в
горы вел не только к крепостям — «орлиным гнездам» феодалов и освежающему
водопаду, расположенному примерно в трёх километрах от посёлка в глубине ущелья.
Высоко в горах открыты остатки целого древнего города. Недалеко от Брич-Муллы протекают реки Чаткал и Коксу,
пробившие глубокие каньоны с высокими обрывистыми отвесными берегами. Сливаясь,
они образуют надежно защищаемую территорию треугольной формы. Единственно
уязвимой оставалась восточная сторона, но с этой стороны площадь была окружена
валами оборонительных сооружений. Шестнадцать гектаров — это территория целого
средневекового города.
В Брич-Мулле сохранились традиции и обычаи горных таджиков.
Действует фольклорная группа «Мохи Табон». Особенностью кулинарии следует
назвать блюдо «Хашкак» — мед с орехами, уро-ош — йогурт со специями. Старожилы
Брич-Муллы (Бурчмула́) не только щедро угощали нас вкусным высокогорным мёдом,
куртом и местными фруктами из собственного сада – сочными кисло-сладкими яблоками грушами. Они рассказывали,
что некогда здесь на углу слияния рек располагалось их селение, которое получило
название из двух слов: «бурч» (угол) и «мола» (возвышение). Это был цветущий
город. Из Ташкента сюда подходили торговые караваны, воинственные кочевники
пригоняли большие стада скота. Но расцвет продолжался недолго. Неожиданно на
город налетели ураганы с гор, спустились хищники и дикие кабаны. И человек
вынужденно отступил. Город был заброшен. Лишь недавно с. Бурчмула возродилось
вновь.
Долгое время считалось, что это только легенда. Но когда
началось изучение района, у слияния Чаткала и Коксу были обнаружены руины
города, расцвет жизни которого относился к IX—XII вв. Выяснилось, что вся
площадь его была застроена одинаково. Наиболее густо обжита северо-западная
часть, где у слияния рек поднималась четырехугольная крепость, отделенная от
остальной городской территории стеной с башнями. Вокруг крепости тянулись
узенькие тесные улочки городских ремесленных кварталов, дымили печи гончаров,
кузнецов и металлургов; плавивших железо, серебро, медь из руды, добывавшейся
поблизости в отрогах Чаткальского хребта. Глинобитные стены домов и мастерских,
скромный набор посуды, примитивные орудия труда — все говорит о тяжелой жизни
трудового люда. А к югу тянулись малозастроенные площади, перемежаемые
громадными базарами. Здесь, вероятно, проводился торг скотом, пригонявшемся
кочевниками с горных пастбищ.
В наши дни население кишлака держит на личном подворье
коров, овец и коз, а также домашнюю птицу. Некоторые жители держат также
лошадей и ослов, используемых в качестве транспортных средств. Во время
воскресной экскурсии стада баранов и коз
то и дело перебегали дорогу и горные тропы. Туристы тотчас ретировались перед ними, уступая
дорогу «хозяевам гор». К городской стене примыкали изрезанные каналами поля,
для полива которых использовалась вода горных саев. Около города была сооружена
переправа. В настоящее время современные автодорожные мосты служат надёжным
транспортным сообщением для обоих берегов Коксу. Но дорога к посёлку Брич-Мулла
после водохранилища Чарвака значительно хуже, с колдобинами и ямами, и нуждается
в обновлении.
Коренное население здесь явно уступает количеству заезжих
туристов.
В Бурчмулле проживает (по
данным 2005 года) свыше 4 тыс. человек. Большинство семей проживает в
собственных домах с приусадебными участками. Практически во все дома кишлака
устойчиво подается электроэнергия. В кишлаке есть водопровод, но водопроводная
сеть сильно изношена, большинство жителей села берут питьевую воду из реки
Коксу, качество воды в которой очень хорошее. В частной зоне отдыха, в которой
мы расположились, находились два бассейна с ледяной родниковой водой: здесь мы
и купались. Только редкие смельчаки решались окунуться в Коксу, ныряя туда с
пирса, уходящего далеко от берега в глубь реки,
или доезжали на катамаранах до середины реки и там отдавались
в объятья водной стихии. Вода у
самого берега была грязная, покрытая тиной. Покатый дикий болотистый, глинистый берег, кое-где усеянный камнями и валунами, не вызывал ни у кого
желания спуститься по нему к воде и
плавать вдоль берега, как на центральном пляже Чарвака. Здесь нужно хорошо
поработать, чтобы привести грязное побережье реки в эстетический и экологически
чистый вид, приемлемый для купания и загорания заезжих туристов: похоже, этот
вопрос культурного отдыха никого не
беспокоит из местных властей.
Из инфраструктуры в кишлаке сохранились начальная и неполная средняя
школа, детский сад, сельский врачебный пункт, ветлечебница, аптека, несколько
кузниц, механических мастерских и гаражей.
Вдоль всей дороги на территории Брич-Муллы нам попадались
вывески санаториев и домов отдыха;
окрестности являются любимым местом отдыха неорганизованных групп туристов и
просто жителей Ташкентской области и Ташкента. Тем не менее, многодневные
походы вдоль Коксу и Пальтау затруднительны из-за необходимости получения разрешения
на посещения приграничной области. Наиболее благоприятный сезон для пляжного
отдыха, считают местные жители, с июля
по август, а для прогулок на лошадях и пеших прогулок — поздние числа апреля и
конец сентября — начало октября.
Хотелось бы, чтобы «Сладострастная отрава, золотая Брич-Мулла»…
- «поселок, куда так и не заглянула
цивилизация» ( на сайте «Фергана.ру» (14.07.2009) стала достойным местом
паломничества не только ташкентских, но и зарубежных туристов.
Гуарик Багдасарова
СПАСИБО, ГУАРИК, ЗА ТАКУЮ ПОЛНОЦЕННУЮ СТАТЬЮ ВЫЗЫВАЮЩУЮ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ.
ОтветитьУдалитьЭТО НАШЕ ДОСТОЯНИЕ, ЭТО НАША КУЛЬТУРА, ЭТО НАША ИСТОРИЯ И НАША ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ!
Очень тонко в статье отражена история этого места, такое ощущение, что побывал на лекции по истории края. Жители там соблюдают законы гостеприимства и это очень отрадно. Вместе с этим упомянуты проблемы жителей Брич - Муллы, которые думаю будут решать власти. Чтобы Брич - Мулла не только привлекала туристов и других гостей, но и процветала.
ОтветитьУдалитьСПАСИБО ЗА СТАТЬЮ ГУАРИК!
Александр Евсеев.