понедельник, 11 февраля 2019 г.

Шедевры не стареют: на сцене театра оперетты снова «The Musical»


В декабре 2015 года Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана преподнёс  любителям лёгкой музыки новогодний подарок —  премьеру мюзикла, который так и назывался «The Musical»  режиссёра-постановщика Руслана Шерезданова. Зрителям полюбился этот музыкальный спектакль: он твёрдо вошёл в постоянный репертуар театра и радует публику, как минимум, дважды в месяц вот уже третий год.
Молодой режиссёр театра оперетты  Руслан Шерезданов окончил Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени  А.Н. Островского, отделение «Актёр эстрады» и работал в этом театре  ведущим солистом. Был занят и сейчас продолжает играть  главные роли в спектаклях:  «Здравствуйте, я ваша тётя», «Биндюжник и король», «Романтики», «Любовный вертеж» и других. Его первые режиссёрские работы были сказки для детей: «Василиса Super Star (супер-стар)», «Зачарованный кристалл»,  «Новогодние каникулы».   В 2015 году он  предложил Художественному руководителю, главному   режиссёру театра  Сергею  Каприелову возродить на сцене водевиль – комедию положений «Люкс для иностранцев» в  обновлённой постановке с молодым составом артистов и нашёл горячую поддержку у руководства театра.  Руслан Шерезданов  поставил успешно идущий спектакль-водевиль, в котором  представил  зрителям откровенную  постельно-интернациональную комедию положений английского драматурга-комедиографа Дейва Фримэна «Люкс для иностранцев". 
В театре успешно идут несколько обновлённых постановок для детей, в том числе благотворительных спектаклей для детей-сирот и детей-инвалидов: «Василиса Super Star»,  «Зачарованный кристалл»,  «Новогодние каникулы», «Светофор», «Тюбетейка - 3D»,  «Game over». Молодой режиссёр-постановщик сумел  не только сделать их дидактическими, поучительными, но и весёлыми, заводными,  интересными для малышей и их родителей. Р. Шерезданов использовал в них детский разговорный сленг и бурное «новословие» —  новоизобретённый  жаргон тинейджеров-подростков, так что  многие школьники, например,  предпочитают правила дорожного движения изучать не на скучных уроках, а с помощью наглядной  весёлой театральной  постановки «Светофор» в лице трёх братьев – «Зелёного», «Красного», «Жёлтого».


Меня волновало, что же нового, особенного внёс в  театральный репертуар музыкальный спектакль «The Musical», что зрители готовы после первого просмотра прийти на второй и третий, чтобы расслабиться,  получить эстетическое удовольствие от музыки, песен и танцев и отдохнуть от будничных забот?
Автор,  сценарист и постановщик  в одном лице  Руслан Шерезданов поделился секретами успеха полюбившегося театралам мюзикла:
—  Мы  с нашим художественным руководителем театра в то время, заслуженным работником культуры С.С. Каприеловым вынашивали идею поставить  спектакль с рабочим названием «Ля  Мюзикл», в котором бы прозвучали любимые популярные песни из разных мюзиклов, стоящих в первом ряду мирового рейтинга таких композиторов как Эндрил  Лойд Вебер, Джон Кандер, Рикардо Качанте, Жерар  Брезгурвик, Жорж Орик, Кристар Берк, Элтон Джон. Я собрал  двадцать две  песни из шести мировых мюзиклов, перевёл их на русский язык и соединил в одном спектакле.
Корр. Как  сформировалась  драматургия спектакля, в котором на первом месте стоит  музыкальная часть?
— Я придумал новый лирико-драматический сюжет, не похожий на другие постановки в  этом жанре. Действие происходит во Франции в старом кабаре, которое находится на конечной остановке возле станции метро. Оно  так и называется «Кабаре  Метро». Здесь периодически проезжают поезда и встряхивают людей не только в физическом, но и в духовном плане, когда они  хотят освободиться от своих старых привычек, предрассудков и ошибок. Все персонажи у меня парижане, потому что сердце западноевропейского мюзик-холла – эстрадного театра – это всё-таки не Лондон, а Париж с его знаменитыми варьете-залами  «Фоли Бержер» и «Мулен Руж», давших толчок лёгкой музыке. Именно в Париже в середине прошлого века появляется кабаре (кабачок) «Ша Нуар», в котором собирались молодые художники, актёры, писатели, композиторы, многие из которых в будущем приобрели всемирную известность – Э. Золя, К. Дебюсси, А. Модильяни, П. Пикассо, М. Равель. 
Корр. Чем знамениты герои вашего «Мюзикла»?
 Сюжет  построен на  человеческой способности любить – лакмусовой бумажке, определяющей положительные и  негативные характеры всех героев. Идея такова, что если  драматург, художник, музыкант  или поэт – люди творческих профессий — утрачивает способность любить – он теряет  возможность творить. Через это горнило испытаний на прочность  проходят все действующие лица в спектакле. За всем этим внешним планом приоткрывается исторический сюжет: как  люди придумали мюзикл.



В этот раз — 8 февраля 2019 года — главную идею спектакля – «Любви все возрасты покорны»  (А.С. Пушкин) помогли воплотить заслуженный артист Узбекистана С. Артыков (Пьер),  В. Юлдашев (Бернар), К. Морозов (Жюльен), Н. Баратова (Моника), Р. Акубжанова (Франческа), Д. Шерезданова (Николь), Н. Лапкова (Катрин), И. Бухаидзе (Себастьян), О. Соткулов (бармен). Игра актёров, как и на премьере, была жива и великолепна.  Она завлекала в игру зрителей с первых аккордов рояля на открытой сцене без занавеса, где концертмейстер в приглушённом свете, должно быть, готовился удивить посетителей кабаре  и заодно зрителей, невольно входивших в роль его завсегдатаев, новой джазовой импровизацией. 


Но вот главные герои — местный  бомонд — постепенно заходят сюда и заполняют сцену движением и будничным разговором о своей непростой жизни. Их споры за круглыми столиками в кафе с первых минут захватывают зрителей переживаниями, мечтами и иллюзиями…
Герои все хорошо знают друг друга и даже могут в долг, с разрешения цветущей женской красотой  и  материнской снисходительностью в глазах хозяйки кабаре —  Катрин (Наталья Лапкова),  выпить чарочку бренди и закусить куском холодной телятины, как это постоянно делает не совсем, видимо, успешный драматург Пьер (засл. арт. Узб. Суръат Артыков).  Молодой актёр  Жюльен   (Темур Каримов) предпочитает  весь вечер, не закусывая, тянуть ром  и делиться мнимыми  театральными достижениями и  ближайшими планами  удачно жениться на богатой невесте. Пожилой вдовец, композитор Бернар (Валерий Юлдашев) вспоминает о бывшем триумфе своей музыкальной карьеры и роковом, однажды сорванном и осмеянном  публикой мюзикле, и тоскует по умершей жене. Он  страдает от безденежья, но в долг заказывает  миску супа для сиротки  Николь (Диана Шерезданова), случайно заглянувшей сюда и  очаровавшей его своей молодостью, красотой, простодушием, прекрасным голосом. Николь   напомнила «дедуле» о его  погубленном таланте и вдохновила на  создание нового мюзикла.


Как легко постановщику было бы впасть в дидактику, но магия юмора и раскованное естественное поведение на сцене всех персонажей сделала жизненными интонации героев, а их судьбы правдоподобными. Так, очаровательная хорошенькая пышечка, официантка Франческа (Олеся Зварцева),   искренне мечтает о большой любви, но упорно отшивает случайных наглых ухажёров, уступая только серьёзному предложению руки и сердца потерявшего здравый рассудок и с ним недавние  амбициозные планы влюбившегося в неё актёра Жюльена: их диалоги полны взаимных колкостей и искромётного юмора. Любовная линия звезды — певицы кабаре  Моники (Наргиза  Баратова) —  и   крутого городского криминального авторитета Себастьяна (Игорь Бухаидзе) — полны неожиданных перипетий. Игорь Бухаидзе облагородил свой отрицательный персонаж романтическим ореолом, характерным для его  актёрской природы. Зрители сперва его ненавидят, а потом сочувствуют как побеждённому в этой дуэли неравных соперников: побеждает не сила, а скромность, терпение и  любовь без правил. Запутанный  «гордиев узел»  смог в одночасье разрубить своим единственным оружием – мечом большого чувства к певице кабаре  очень скромный, смешной, робкий «маленький человек» —  драматург и поэт Пьер.   Заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков украсил свой образ-недотёпу фейерверком гротескных комических черт, при этом он не переигрывал, оставался естественным, привлекательным и обаятельным на протяжении всего действия до победного конца.                                                                                       
          Музыкальная атмосфера спектакля то возвышала героев до небес во время исполнения «Аве Мария»  или  вокальных  партий  из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», то забавляла, когда на сцену следом  обрушивался каскад увеселительных канканов, обязательного атрибута мюзикла. В спектакле было несколько ярких хореографических номеров — от классического балета до бальных, народных и характерных танцев, в которых было всё соизмерено: яркие костюмы, гибкая пластика, индивидуальные особенности  исполнителей и целостность ансамбля.
   Главный балетмейстер театра, заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева, и балетмейстер-постановщик  Алишер Шаякубов  придают важное значение хореографическим вставкам в каждом спектакле. По их мнению, они должны не только украшать действие, но и особым языком танца наполнять его эмоциональным смыслом, возвышать до  того уровня, которым  со зрителями может говорить только музыка и пластика тела и души.  Для этого солисты балета ежедневно репетируют, оттачивают своё мастерство: только упорным трудом можно добиться признания не только простых зрителей, но и  высоких специалистов у нас в стране и за рубежом.
            …Между тем зрители не успевали передохнуть: снующие поезда за окном кабаре и  стремительно развивающее действие на сцене с элементами классики, джаза, фольклора, оперетты и высокой поэзии, а также  розыгрыша. Всех нас, доверчивых зрителей,  беспощадно до слёз развели интригой  кульминации, о которой я не стану рассказывать – сами увидите в ближайшие дни!
 Всё вместе в спектакле: захватывающий сюжет, кульминация и неожиданная развязка, музыкально-хореографическое наполнение действия,  яркие костюмы главных персонажей и артистов балета – выбивало дурь из головы не только действующих персонажей, но и благодарных зрителей за  возможность смеяться, и плакать, и кричать «Браво»  в холодном  зрительном  зале. Публика в эти минуты, казалось, забывала обо всём  на свете и согревалась  флюидами любви и преданного служения Искусству, идущими от   исполнителей главных и второстепенных ролей, артистов балета и хора театра.
Мюзикл закончился справедливыми словами, которые произносит хозяйка кабаре Катрин (Н. Лапкова), обращаясь к зрителям: « Любовь. Любви все возрасты покорны. Любовь вдохновляет на новые идеи, на подвиги. Любовь – подруга Музы, той, что всегда нужна поэту. Любовь вдохновляет художников на новую картину, а композитора – на новый мюзикл. О, кабаре, Кабаре!..  Кабаре – это всегда театр, посетители – всегда артисты. Здесь умирают и воскресают, тут любят и ненавидят. Здесь каждый играет свою роль. Но настоящие чувства не фальшивка! Их невозможно сыграть!»



Постскриптум
Театр – живой организм. Он нуждается не только в комфортных условиях для продуктивной работы, но и обмене полезных веществ. Театральному коллективу, как воздух, необходим обмен творческим опытом с зарубежными театральными деятелями. Совсем недавно Творческая группа Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана находилась на Международном форуме музыкального театра  «От практики — к совершенству» (в рамках празднования 85-летия Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии). Форум  проходил с 26 по 30 ноября 2018 года в Екатеринбурге.


           Творческая группа театра – заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков, солисты театра Рузанна Рахимова, Бабур Чулиев, солистка балета Гульмира Мамбекова во главе с директором театра Бури Ганиевым принимали  участие в программе основных мероприятий по направлениям: «Режиссёр в музыкальном театре»; «Театральный менеджмент»; «Завлит в музыкальном театре»; «Интерактивная лаборатория авторов и режиссёров  под руководством народного артиста РФ Кирилла Стрежнева».

Программа фестиваля включала «круглый стол» директоров музыкальных театров России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана.  Модераторы – генеральный директор Большого театра России Владимир Урин и директор, художественный руководитель Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. Обсуждались разные актуальные темы и проводились мастер-классы, связанные с развитием театра музыкальной комедии (оперетты) в современных условиях большой конкуренции и коммерциализации искусства. Были организованы просмотры мюзиклов «Яма» (С. Дрезнин, М. Бертенев), «Бернарда Альба» (М.-Д. Лакьюз), «Декабристы» (Е. Загота, К. Шебелян, А. Байбанова), «Весёлые ребята». Во время форума художественный коллектив посетил музей имени В. Высоцкого, посмотрел оперу «Царская невеста» (Н. Римский-Корсаков) в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета и мог сравнить её с постановкой ГАБТ им. Алишера Навои в Ташенте. Форум завершился творческим приношением артистов Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана коллективу Свердловской музкомедии по случаю его юбилея.


         По итогам минувшего года и международного форума в Екатеринбурге 12  января 2019 года состоялась церемония награждения "Эхтиром-2018" в области культуры и искусства от Министерства культуры Узбекистана. Солистка балета Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Гульмира Азизбековна Мамбекова удостоилась почётной  награды в номинации "Лучший артист балета — 2018". На церемонии награждения присутствовали: заслуженный деятель искусств Узбекистана Б. Расулов, народная артистка Узбекистана, заслуженная артистка Украины Зинаида Соловей, заслуженная  артистка Узбекистана и Татарстана Д. Миняева, заслуженный артист Узбекистана С. Артыков, а также главный  балетмейстер театра, заслуженная артистка Узбекистана Ф. Исаева,
 воспитавшие молодое поколение в лице Г. Мамбековой в духе преемственности лучших театральных традиций, заложенных с советских времён.


В эксклюзивном интервью сайту «Культура. Уз» Гульмира Мамбекова
рассказала, что балетом занимается с детства и любит  танцевать больше всего на свете. Выпускница Хореографического училища с 2007 года работает в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана и в данное время является одной из ведущих артисток балетной труппы театра.





           В её репертуаре все классические, современные, национальные и детские спектакли, такие как:  «Ханума» (Г. Канчели), "Принцесса цирка" (И. Кальман), «Цилиндр» (Эдуардо де Филиппо), "Весёлая вдова" (Ф. Легар), «Марица» (И. Кальман), «Сердце на ладони» (В. Баграмов, С. Мухамедов), «Здравствуйте, я ваша тётя» (Б. Томас), «Сильва» и "Баядера" (И. Кальман), «Снимается кино», или «А у нас во дворе — 2», «Слуга двух господ» (К. Гольдони), «Ловушка» (Р. Тома), «Очарован тобой» (Г. Нажидова), Это было в махалле» (Г. Нажидова), «Ах, водевиль, водевиль» (П. Григорьев), «Светофор» (Р. Шерезданов)  и др.
               

     Её педагог, заслуженная артистка Узбекистана Феруза Абдувалиевна Исаева, ведущая солистка балета Государственного Академического Большого театра имени А. Навои, на протяжении 20 лет является главным балетмейстером театра оперетты. В беседе со мной она  отметила, что Гульмира не только  дисциплинированная и  самоотверженная балерина, которая не останавливается на достигнутом мастерстве. Она принимает активное участие во всех общественных мероприятиях театра, а также в выездных мероприятиях и гастролях, в которых она несёт балетное искусство в народ, переданное ей её педагогом высокого класса. 



                В музыкальном спектакле  «The Musical» Гульмира Мамбекова подтвердила на практике своё стремление к совершенству: её танец даже в ансамбле отличался чётким пластическим рисунком, воздушностью, яркой эмоциональной выразительностью. Мы поздравляем коллектив Государственного театра  музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана и его  ведущую солистку  балета с радостным событием и желаем  совместного дальнейшего творческого процветания в жизни и культуре Узбекистана!

Гуарик Багдасарова









Комментариев нет :

Отправить комментарий