суббота, 22 августа 2020 г.

Марина Цветаева: «Просто – сердце…»



                           
Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
Марина Цветаева


         Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 г. в старом доме-усадьбе в тихом Трёхпрудном переулке в Москве в праздник Иоанна Богослова. По гороскопу друидов Марина Цветаева – рябина. По восточному календарю она родилась под знаком Дракона – у древних китайцев это знак жизни, весеннего цветения. О своём дне рождения она писала:

Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.


А ещё она любила конец лета, переходную пору  к осени. Об этом свидетельствует её стихотворение «Август»:

Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных -
Август!- Месяц
Ливней звёздных!
        
На эти прекрасные стихи певица, поэт, композитор Елена Фролова написала музыку. Исполнило песни ТРИО «Трилогия»: Е. Фролова, Е. Галеева, Ю. Зиганшина. Об их исполнении народная артистка России, лауреат Государственной премии (Москва) Елена Камбурова говорит: 
- Ах, как было бы хорошо, если бы вы послушали эти песни так, как слушала их я... Закрыв глаза, не спеша, не раздваиваясь на что-либо, по известной причине отсутствия времени «нужного», как нам кажется, «для каких-либо важных дел». Но не проживаете ли вы истинно настоящую жизнь именно в те минуты, когда невидимая нить связывает вас с миром этих песен, с голосом Елены Фроловой, внутри которого вы сумеете расслышать звон маленького колокольчика...[1]


В своей автобиографии Цветаева писала о родителях. Отец – Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина), выдающийся филолог. На протяжении восемнадцати лет арендовал для семьи тарусскую дачу «Песочное» (1892–1912 годы), – на берегу Оки. Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша, любила и сама писала стихи. М. Цветаева считала, что от матери ей досталась страсть к стихам; от отца – страсть к работе и к природе – от обоих родителей.
Любимым её занятием с четырёх лет было чтение, с пяти лет – писание. В неполных шесть лет она – ученица музыкальной школы, потом – подготовительного класса IY  гимназии. Осень 1902 г.  уезжает с больной матерью на итальянскую Ривьеру – Nervi близ Генуи, где  впервые знакомится с революционерами и понятием «революции». Летом 1904 г. едет с матерью в  Германию в Шварцвальд. Летом 1906 г. возвращается  с ней в Россию. Мать по дороге умирает близ города Тарусы, не доехав до Москвы.
М. Цветаева продолжает образование в интернатах разных московских гимназий. Несколько лет проводит за границей – Париже и Дрездене. В 1910 году издаёт первую книгу стихов «Альбом». Летом 1911 г. в доме поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле знакомится со своим будущим мужем – 17-летним Сергеем Эфроном. В 1912 г она выходит замуж за С. Эфрона, от которого родит троих детей. В  1912 г. выходит вторая книга «Волшебный фонарь» и рождается её первая дочь Ариадна. В следующем 1913 году умирает отец.
В 1922 г. вслед за мужем М. Цветаева уезжает за границу, где проводит 17 лет, из которых  три с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции. Во всех зарубежных странах – Германия, Чехословакия, Франция – её охотно и много печатают. Именно за границей наступил расцвет могучего цветаевского таланта, несмотря на бытовые трудности, преследующие её всю жизнь. По словам современников, Цветаева обладала не только сверхчеловеческой энергией, но и такой же волей, чтобы, по возможности преодолев ненавистный быт,  садиться за свои рабочие тетради. И Цветаева это умела делать…  

Анна Александровна Саакянц (1932 — 2002) — литературовед, крупнейший специалист по творчеству Марины Цветаевой, составитель  двух  её наиболее полных сборников стихотворений, поэм, дневниковых записей «Просто – сердце…»  и «Час души»[2] - дополняет автобиографию поэта, в которой Цветаева основной акцент делает на своё творчество, важными биографическими подробностями. Несмотря на большую взаимную привязанность супругов, - отмечает А. Саакянц в предисловии к сборникам,  - они были очень разными людьми по своим убеждениям.
С начала революции по 1922 г. М. Цветаева живёт в Москве. Не приняв Октябрьский переворот 1917 г.,  расценивает его как катастрофу России и всего старого мира. Сергей Эфрон в 1918 г. с белой армией уехал на юг: с тех пор Цветаева до 1921 г. не получает от него никаких вестей. Зимой  1920 г. Марина теряет младшую дочь, умершую от голода в приюте.
В начале 30-х годов Сергей Эфрон изменил свои взгляды - от участия в белой армии в 1918 г. до решительного поворота в сторону Советской России. Он стал сотрудничать с НКВД в расчёте непременно вернуться на родину из-за границы. Осенью 1937 г. судьба семьи оказалась предрешена. С. Эфрон, замешанный в политическом убийстве, организованном НКВД, вынужден был покинуть Францию. Следом за ним летом 1939 г. в Россию вернулась Цветаева, «чтобы дать сыну Георгию родину» (М. Ц.) В августе того  же года в Болшево, где жила семья, была арестована  дочь Ариадна; в октябре – Сергей Эфрон.
Свою жизнь Марина Цветаева сравнивала с вокзалом: «Жизнь – вокзал. Скоро уеду. Куда  - не скажу», - писала она Б. Пастернаку в 1926 году. «Странноприимная» Москва с родной для Марины Москвой-рекой; возлюбленная романтически Германия с её могучим Рейном; «летейский город» Прага на медленной Влтаве; «древесное и речное» – река её жизни, трагически оборвавшейся над Камой… Спасительной постоянной пристанью  в скитальческой жизни Марины оставался лишь один незаменимый предмет, которому она посвятила циклическую оду «Стол»: «Мой письменный верный стол! / Спасибо за то, что шёл / Со мною по всем путям. / Меня охранял – как шрам…» (1933).
Марина Ивановна решила уйти из жизни 31 августа 1941 года. Когда началась война с гитлеровской Германией, Марина Цветаева попала в эвакуацию в татарскую Елабугу. Не чувствуя больше смысла жить и бороться за существование, потеряв последние душевные силы, она повесилась 31 августа 1941 года. Сергея Эфрона расстреляли  16 октября того же года в Москве. Сын Георгий погиб на войне в 1944 году. Дочь Ариадна умерла 26 июля 1975 г. в Тарусе, отмучившись 16 лет в лапах Гулага.
         О жизни Марины Цветаевой известно много, сняты фильмы, написаны книги. Но именно сейчас, по истечении отведённого времени, открываются её «главные сокровенные» документы, письма, записи. Эпистолярный роман М. Цветаевой с Рильке и Пастернаком – их переписка - был опубликован в Москве в 1990 году. Документальный фильм «Марина Цветаева. Роман её души» (2002 г.) знакомит зрителей с уникальным пражским архивом Марины Цветаевой и восстанавливает тот период её жизни, который, по словам поэта, «был лучшим и в творчестве, и по состоянию души»[3].  
Письма М. Цветаевой к  Константину Родзевичу (1923)[4],  «германскому Орфею» Райнеру Мария Рильке[5] (1926), Борису Пастернаку (1922-1935)[6] и другим людям открывают нам тайный жар её души, не менее жгучий, чем её любовная лирика «в диком творческом одиночестве». Поэзия  как высшее и вечное духовное начало, проявляющееся через её «носителей» – поэтов,  – главная тема в эпистолярной  перекличке Цветаевой – Пастернака – Рильке.  Мир подлинной любви  для Цветаевой – тот, в котором происходит слияние душ, а не тел. В одном из своих стихотворений 1922 г. она пишет:

В мире, где реки вспять,
На берегу - реки
В мнимую руку взять
Мнимость другой руки.

В переписке М. Цветаевой  с её адресатами происходит именно это касанье мнимых рук и губ – соприкосновение  «в слове» и  встреча «в духе», а значит, создаётся новая реальность бессмертной «души», а именно идеальная вечная любовь, в основе которой лежит  биографическая жизненная подоснова, связанная с реальным фактом, событием или переживанием героев. Рильке пишет Цветаевой четверостишие на форзаце «Дуинезских элегий»:

Касаемся друг друга. Чем? Крылами.
Издалека своё ведём родство.
Поэт – один. И тот, кто нёс его,
Встречается с несущим временами.

К великому сожалению, М. Цветаева так ни разу не встретилась при  жизни с  Рильке, хотя оба страстно мечтали об этом свидании. Она в атмосфере духовного общения с ним попросту проглядела  реального человека, который был уже тогда смертельно болен. Рильке  умер 29 декабря 1926 г. в женевской клинике Валь-Мон  от лейкемии. Смерть Рильке потрясла Цветаеву: от этого удара она никогда уже не смогла оправиться. «С тех пор, как его не стало, у меня нет ни друга, ни радости», - признавалась она в 1930 году. Пять лет спустя Цветаева заявляла: «Из равных себе по силе я встретила только Рильке и Пастернака» (письмо от 8 марта 1935 г.  Ю.П. Иваску)[7].
Безвременный уход Рильке, по мнению биографов М. Цветаевой,  во многом видоизменил дальнейшие  взаимоотношения Цветаевой с Пастернаком: они неумолимо замирали и охладевали. Эпистолярный роман Цветаевой и Пастернака мало-помалу уходил в прошлое. Уезжая в начале войны из Москвы  навстречу своей трагической гибели, Марина выделила из своего архива пакет с письмами Рильке, фотографиями и книгами с его дарственными надписями и одиннадцать писем  Бориса Пастернака. Письма она передала  А.П. Рябининой, завещая их опубликовать  через пятьдесят лет. Эти откровенные письма – признания в возвышенной любви к Поэзии и друг другу  - увидели свет только в 1990 году, когда в Москве вышла книга «Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года». С годами голос здравого смысла  взял верх над романтикой чувств: впоследствии Пастернак сдержанно отзовётся одной строкой в письме к  первой жене  Зинаиде Николаевне 25 сентября 1941 года: «В Елабуге повесилась Марина Цветаева, подумай, до чего довели человека…». В 1943 году, оплакивая смерть Цветаевой, Пастернак пишет:

Лицом повёрнутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Ещё на ней не подвели.

Поэтом Цветаева была в каждой своей строке – от  поэзии  до эпистолярной лирики. Она сдержала своё слово и  в «душности её быта», в «задушенности им»  - до последнего вздоха писала сильно и слабых стихов – добавим, и незначительных эпистолярных строк -  не давала. Незадолго до своей кончины она в 1938 г. молилась: «Господи, дай мне до последнего вздоха пребыть героем труда: Итак, с Богом!»[8]


В октябре 1986 года в Тарусе, где долгие годы любила пребывать на семейной даче Песочной на Оке близ города Тарусы Калужской губернии Марина Цветаева в летние месяцы, возникла славная традиция – разжигать  костёр в честь русского поэта Серебряного века. Эту эстафету продолжили  Москва, Новосибирск,  Елабуга, другие российские города. Автором идеи проводить цветаевские костры в Ташкенте  по российскому образцу была поэт Маргарита Тарсина, ныне проживающая в Канаде и часто посещающая свою родину – Узбекистан. Первый цветаевский костёр зажёгся  в Ташкентском доме композитора в 2002 году, и с тех пор эту традицию бережно соблюдают в ахматовском музее «Мангалочий дворик» при РЦНК в Ташкенте. На этот праздник приходят не только жители Ташкента, но также приезжают гости из России. Здесь учащиеся подготовительных курсов при РЦНК в Ташкенте читают лирику М. Цветаевой; ташкентские поэты -  посвящения ей; композитор, лауреат международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо"  Геннадий Арефьев исполняет свои  песни на её стихи. Очень хочется надеяться, что нынешние трудные времена из-за пандемии не нарушат  этой замечательной традиции: литературный Цветаевский костёр в уютном дворике РЦНК в Ташкенте в День рождения поэта 26 сентября (по ст. стилю) вновь  может обагрить наши сердца, озарить нашу жизнь и придать ей особый новый смысл.

Гуарик Багдасарова






[2] Указ. сочинения - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1988.
[3] Официальный сайт феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых - http://tsvetayevs.org/
[4] Константин Болеславович Родзевич (1895—1988) — участник гражданской войны; окончил в Праге юридический факультет Карлова университета. С 1926 г. жил во Франции. Герой «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца».
[5] Райнер Мария Рильке (1875 -  1926) – крупнейший немецкоязычный поэт ХХ в.
[6] Борис Пастернак  (1890 – 1960), русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго».
[7] Вступление к книге: Р.М. Рильке. Б. Пастернак. М. Цветаева. Письма 1926 года. – М.: «Книга». 1990. С. 34
[8] Цветаева М. Просто – сердце… - М.: Экспо-Пресс, 1998. С. 168

Комментариев нет :

Отправить комментарий