О значении
учителей и наставников в нашей жизни я вспомнила в преддверии их
профессионального праздника в Узбекистане, когда возвращалась 26. 09. 21 с ХХ
Международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд» электричкой
по маршруту Ходжакент-Ташкент. Наш вагон был переполнен участниками и
победителями фестиваля, создавшими особую праздничную певческую атмосферу на
радость всем пассажирам, но только в первые минуты до конфликта, происшедшего в
вагоне. «Арчата» школьного возраста вместе с их молодым запевалой Надиром Хановым под аккомпанемент его гитары,
скрипки Лилии Закировой, бубна Марии
Денисовой слаженным ансамблем без перерыва, одну за другой исполняли песни современных авторов: «Я свободен» - стихи Маргариты Пушкиной и Валерия Кипелов, музыка – Сергея Маврина и Валерия
Кипелова; а также советских композиторов: «Офицеры» Олега
Газманова; знаменитая песня «Катюша» военных лет Матвея Блантера на стихи Михаила
Исаковского и популярная песенка на узбекском языке незнакомого мне
композитора, - так что её подхватили
многие пассажиры, знавшие государственный национальный язык Республики
Узбекистан. Плавно по вагону пролетали молодые звонкие голоса, открывая новые неизведанные
духовные дали пассажирам:
Я свободен, словно птица в небесах!
Я свободен, я забыл, что значит страх!
Я свободен, с диким ветром наравне!
Я свободен наяву, а не во сне! «Я свободен!»
В этом же вагоне ехали
школьницы – восьмиклассницы из ташкентской 190-й частной школы с их молодым куратором
Наргизой Ахмеджановой, свободно владеющей узбекским и русским языками, как
впрочем, её подопечные воспитанницы. Неожиданно для всех пассажиров, и прежде
всего, ансамбля «Арчата», призёров ХХ Международного фестиваля авторской песни
и поэзии «Осенний аккорд» - 2021, девочки-подростки из 190-й школы повели себя
совершенно неожиданно - очень неадекватно. Они намеренно, заткнув свои уши холеными
пальцами, стали истеричным визгом и портативными колонками, направленными на
«арчат», заглушать их голоса дешёвой попсой, механично идущей из динамика, в
частности, клипом 2020 года в исполнении Розы Барбоскиной: «Я люблю,
ненавижу, / у меня срывает крышу. / Это всё, потому что в голове моей психушка».
Несколько
пожилых узбеков подошли к ярым адептам попсы и их куратору и попросили не
срывать по-хамски классическое выступление «арчат», но не тут-то было. На
поклонников советских и современных эстрадных песен обрушился водопад нецензурной
брани и оскорблений, а также совершенно неуместные выкрики куратора в защиту
прав человека: «Дескать, если кому-то не нравится пение ваших ребят – то они
обязаны замолчать», другими словами, совершенно по-американски: «Ради
демократии эту демократию попрать!». Солист Нодир Ханов, чтобы прекратить
разгорающиеся страсти и бессмысленное противостояние культуры с бескультурьем,
набирающее градус межнациональной розни (по-другому этот конфликт не назовёшь
никак!), дал знак «арчатам» поймать тишину. Дальше пассажиры ехали в
переполненном душном вагоне в полной тишине, и только равномерный стук колёс усугублял
душевную опустошённость разобщённых людей одного современного молодого поколения
из одной постсоветской страны, с общей историей и общечеловеческими идеалами,
но словно с двух разных планет. Все участники конфликта вышли на одной станции
«Салар», оставшиеся пассажиры ещё долго обсуждали случай в электричке, опоздавшей
на целый час прибыть на конечную станцию, и уходили с «Южного вокзала» с
глубоким осадком в душе.
Этого конфликта могло бы не произойти, если бы подростками из 190-й школы Мирзо-Улугбекского района Ташкента руководили достойные учителя и истинные наставники, борцы за дружбу и духовное единение 130 наций и народностей в нашей стране, столицу которой, благодаря нашим отцам и дедам, за рубежом всё ещё воспринимают как «столицу дружбы и тепла», несмотря на рост подобных конфликтов на бытовой и межнациональной почве, к великому сожалению, преимущественно в подростковой среде.
Пожалуй,
можно сказать, что в Узбекистане День учителей и наставников выходит за рамки
профессионального праздника. Издавна на Востоке глубокое почтение всегда
выказывалось мудрым аксакалам. Сегодня мы называем их наставниками, учителями.
Этот праздник посвящается всем тем, кто вложил в нас знания и умения, помогал добрым
советом, жизненным опытом. В Узбекистане День учителей и наставников отмечается
первого октября и является выходным. В преддверии праздника активно проходят
мероприятия в школах и вузах: праздничные спектакли, капустники, утренники,
концерты… Многие выпускники в этот день устраивают встречи и поздравляют своих
учителей.
Второго
октября 2021
года Народный
камерный хор «Мелодия» и корейский хоровой коллектив «Чинсен» («Дружба») дали
концерт в честь Дня учителей и наставников в Центре культуры Юнус-Абадского
района Ташкента. В первой части программы выступил ансамбль «Чинсен» («Дружба»).
Они исполнили песню «Пяксе Сиди». В этой простой незамысловатой песне
исполнители призывали под ритм музыки хлопать в ладоши 100 раз и мечтали
прожить 100 лет в любви и счастье. Вторая песня «Нэ наига отэсо» оказалась
близка слушателям своим общечеловеческим содержанием, которое можно выразить
пушкинскими словами: «Любви все возрасты покорны». Танцевальная группа «Сянури»
исполнила танец «Пидульги» («Голуби»). Танцовщицы вышли на подиум с большими
шёлковыми красными веерами. В их гибких руках с первых пластичных движений
красочные веера превратились в голубей мира: это было очень впечатляюще.
Зрители долго аплодировали корейским самодеятельным артистам за их великолепную
вокально-танцевальную программу, призывающую к миру во всём мире и дружбе
народов.
Народный
камерный хор «Мелодия» вышел к публике под грохот аплодисментов в новых
сценических костюмах цвета голубого неба с солнечными блёстками. Репертуар
народного коллектива «Мелодия» включает больше 200 песен на 12 языках, многие из
которых прозвучали в концерте. Хоровой коллектив репетировал даже во время
пандемии, соблюдая все меры безопасности. Полуторачасовой концерт вела Любовь
Разумкова, совмещая краткие преамбулы в стихах и прозе к каждому номеру и
интересные истории из жизни хорового коллектива. Весь праздничный вечер за
роялем одухотворённо концертировала Татьяна Алдунгарова.
В
программу концерта вошли как знакомые песни из старого классического репертуара:
«Дружба» (муз. В Сидорова, слова А.
Шмульяна), «Как молоды мы были» (Муз. А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова), «Чёрный
кот» (Муз. Ю. Саульского, слова М. Танича), «Осень» (Муз. В Козина, слова Е.
Белогорской), «Я не могу иначе» (Муз. А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова), «Листья
жёлтые» Р. Паулса на стихи Я. Петерса / И. Шаферана, попурри «Вальса звук
прелестный», так и впервые исполненные «Воспоминания о школе» Игоря Крутого,
«Никогда я не был на Босфоре» Г. Помаренко на стихи Сергея Есенина и другие
премьеры новых песен.
Ведущая
программы Любовь Разумкова рассказала зрителям, что Сергей Есенин (1895-1925) не
сразу нашёл своё литературное кредо: он бросался из одного направления в
другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем,
облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В
конце концов, он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я
не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Любовь Разумкова напомнила
зрителям о приезде 25-летнего Сергея Есенина в Ташкент и Самарканд в мае 1921
года. С тех пор он навсегда прописался в нашем городе в сознании узбекистанцев.
Лирическая песня из стихотворного цикла «Персидские мотивы» в обработке
Александра Скрипина особенно тронула слушателей в преддверии Дня рождения
русского поэта – третьего октября.
Накануне
концерта – 30 09 21 – День рождения С. Есенина отмечали в «Мангалочьем дворике
Анны Ахматовой» при «Русском доме» в Ташкенте. Ахматовцы читали стихи великого
русского поэта и свои посвящения ему. Лауреат международного фестиваля
авторской песни «Чимганское эхо» Геннадий Арефьев под гитарный аккомпанемент проникновенно
исполнил свои песни на стихи Сергея Есенина. В программе концерта второго
октября песня Г. Пономаренко на стихи автора «Персидских мотивов» в обработке
А. Скрипина впервые прозвучала в хоровом исполнении. Это было совершенно
необычно и придало камерной исповедальной песне особый размах и коллективный
масштаб её духовного воспроизведения. Зрители горячо реагировали на такие
успешные вокально-музыкальные эксперименты дружной овацией и возгласами «Браво».
Строгий на вид и требовательный бессменный художественный руководитель и дирижёр Александр Геннадьевич Скрипин за 20 с лишним лет изучил способности и вокальные возможности каждого участника хора и поэтому включил в программу наряду с коллективными номерами выступления дуэта Людмилы Декановой и Людмилы Саутиной. Солистки исполнили эстрадную песню «Осенние листья» Б. Мокроусова на стихи М. Лисянского так, что многие зрители с места подпевали им знакомые слова полюбившейся песни. Трио - Диляра Джиянбаева, Мансур Шерназаров, Геннадий Ли – песней «Куда уходит детство» (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенёва) из кинофильма «Фантазии Веснухина» (1977) заставили взрослую публику вместе с артистами снова задуматься:
Куда уходит детство,
В какие города,
И где найти нам средство
Чтоб вновь попасть туда?
Оно уйдет неслышно,
Пока весь город спит,
И писем не напишет,
И вряд ли позвонит.
Припев
И зимой, и летом
Небывалых ждать чудес
Будет детство где-то,
Но не здесь.
И в сугробах белых,
И по лужам у ручья
Будет кто-то бегать,
Но не я.
Солистка
Марина Тангриева вдохнула новые эмоции в популярную песню «Подорожник-трава» С. Муравьёыва на
слова М. Танича, и она зазвучала по-новому, заразив публику надеждой и
оптимизмом:
От
тебя – до меня –
Ждать
и не дождаться
От
меня - до тебя –
Только,
только,
Только
позови!
Ни
одно выступление хора и солистов не осталось без горячего отклика зрителей, так
как все участники выкладывались по полной программе. Со сцены к зрителям
мелодичным потоком шла позитивная энергетика не только от стройных голосов, но
и вдохновенных сосредоточенных одухотворённых лиц певцов, так что многим
зрителям хотелось присоединиться к этому коллективному феномену, излучающему
гармонию с людьми, природой, самими собой. Их выступление, по мнению зрителей, в
частности, Марины Владимировны Касымбаровой, руководителя Ансамбля славянской
песни "Калинушка", осталось прежним – «на высоком уровне, душевным и
приносящим всем радость». На «Бис» Народный камерный хор «Мелодия» исполнил
песню «Дружба». Зрители ещё долго не расходились, одаривая самодеятельных
артистов букетами осенних цветов, и фотографировались с ними на память. День
учителей и наставников в Ташкенте запомнится надолго, так как он был озвучен старыми
и новыми песнями о главном – любви, дружбе и добре, без чего немыслимы настоящее
и будущее нашей страны.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий