вторник, 3 октября 2023 г.

65-ый Ташкентский международный кинофестиваль «Жемчужина Шёлкового пути»: секреты «важнейшего из искусств» из первых уст мастеров кино

 

Из всех искусств для нас важнейшим является кино.

                                            В.И. Ленин

Ташкент с 29.09.23 – 02.10.23 стал столицей мирового киноискусства. Встречи с кинематографистами России, Казахстана, Армении, Узбекистана, Греции, Франции, Великобритании, США проходили в Доме кинематографистов им. Алишера Навои, Ташкентском филиале ВГИКа им. С.А. Герасимова, Доме кино «Ренессанс», Киноконцерне «Узбекфильм», Государственном институте искусств и культуры Узбекистана им. Маннона Уйгура.

Мы выбрали площадку Ташкентского ВГИКа. Сюда был для всех киноманов вход свободный, а в Доме кинематографистов им. Алишера Навои (бывший «Панорамный кинотеатр»), прошёл слух по «сарафанному радио», исключительно для аккредитованных журналистов по особым пригласительным билетам и бейджикам. И ещё все желающие попасть на кинофестиваль столкнулись с одним неудобством: программа фестиваля и геолокация менялись несколько раз на дню. Так, например, в пятницу 29.09.23 народ шёл на творческую встречу с режиссёром и народным артистом РФ - Алексеем Учителем, а попал на мастер-класс российского режиссёра Александра Котта. Встреча с известной актрисой Натальей Варлей планировалась в Ташкентском филиале ВГИКа того же дня, а в конечном итоге состоялась с большим опозданием первого октября во второй половине дня. Таких изменений оказалось немало, в результате чего было много накладок, но не это было главным в насыщенной программе кинофестиваля, в которой важнейшую часть составляли мастер-классы ведущих кинематографистов СНГ и Европы.

 Впереди киноманов ожидали творческие встречи с режиссёрами и продюсерами из России: Алексеем Учителем, Ренатом Давлетьяровым, Нареком Мартиросяном, Владимиром Хотиненко, с нашим земляком -Джаником Файзиевым; а также мастер-классы в форме живого непосредственного диалога с актрисами Ларисой Луппиан, Елизаветой Боярской, Натальей Варлей.

В народе говорят, что режиссёр – это не профессия, а биография. Так можно сказать об Алексее Ефимовиче Учителе.  На кинофестивале его представил ташкентской публике Али Эргашевич Хамраев — советский кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР. Али Хамраев представил своего коллегу как очень ответственного режиссёра, который при всей его харизме на съёмочной площадке превращается в яростного тигра, требующего от актёров и всей съёмочной группы полной самоотдачи. 

В рассказе о себе Алексей Ефимович доверительно поведал, что Учитель — это не псевдоним, просто там, где родился отец режиссёра, фамилии давались в соответствии с профессией. В 1975 году он окончил операторский факультет ВГИКа, а после окончания стал работать на Ленинградской студии документальных фильмов. В 40 лет Алексей Учитель был удостоен звания «заслуженный деятель РФ», а в 50 стал народным артистом России. В своём карьерном росте творческий человек объединил несколько профессий: продюсера, режиссёра, сценариста, оператора, актёра. Кроме того, режиссер Алексей Учитель является основателем студии «Рок». Ему наиболее близки такие жанры, как драма, документальный, короткометражка. Он выпустил более 80 фильмов, среди которых есть такие запомнившиеся шедевры, как «Последний герой», «Двадцать лет спустя», «Цой», «Дурак», «Я буду рядом», «Дневник его жены» и другие. В перспективе мечтает снять игровой фильм о Дмитрии Шостаковиче.

Народный артист России, режиссер Алексей Учитель, поделился творческими планами в телесюжете «МИР-24»: «В скором времени я начну снимать большой фильм о Шостаковиче, это будет игровая картина, и там один из эпизодов должен произойти в Средней Азии. Я надеюсь, это будет в Узбекистане», – сказал Алексей Учитель. В каком бы жанре ни работал Алексей Учитель, он продюсирует главные темы: международное сотрудничество, социальная справедливость и мир без границ, то есть гуманистические идеи, объединяющие всё человечество. Обращаясь к студенческой молодёжи, Алексей Ефимович обнадёжил их, что вполне возможно в ближайшем будущем россияне будут снимать фильмы с участием выпускников Ташкентского ВГИКа – для этого надо самоотверженно учиться, чтобы стать высокими специалистами в избранной профессии.

Ренат Фаварисович Давлетьяров - советский и российский киноактёр, кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и директор фильмов, президент Гильдии продюсеров России. Ренат рассказал о своём сотрудничестве в качестве постановщика декораций на киностудии «Мосфильм» на картинах «Курьер» с Кареном Шахназаровым и «Асса» с Сергеем Соловьевым. С 1987 по 1989 годы продолжил работу на киностудии, выполняя функции заместителя директора фильмов, а с 1989 года стал директором картин. Работает в разных жанрах: в 2011 году дебютировал как режиссёр, сняв кинокомедию «Моя безумная семья!». В 2012 году вышла на экраны детективная драма «Стальная бабочка». Следующий фильм Рената Давлетьярова «Однажды», снятый по повести Юрия Короткова «Американка», стал фильмом открытия XXII кинофестиваля «Окно в Европу». В качестве продюсера выпустил на экран такие знаменательные фильмы, как: «Любовь-морковь», «Индиго», «Ирония любви», «А зори здесь тихие...», «Лётчик» и другие.  С некоторыми из них зрители познакомились благодаря семиминутному видеоролику – визитной карточке российского режиссёра и продюсера в Узбекистане.

Ренат Фаварисович на мастер-классе в просмотровом зале Ташкентского ВГИКа особое внимание обратил на следующие моменты:

- По наблюдениям учёных, потребление видеоконтента в мире растёт в геометрической прогрессии. Эта профессия очень востребована, но после окончания ВГИКа я призываю вас не останавливаться на достигнутом. Ничего не даёт в образовательном процессе студента и выпускника так много как практика. Кино – это 50 % творчества и 50 % практики. Надо знать новые технологии и другие прибамбасы, без которых вы не сможете создать хороший современный фильм – выразить себя и нашу современность, быть высоким профессионалом в кинематографе. Талант – это яркое явление. Он обязательно прорвётся. Кино не может существовать и развиваться без заполненного зрительного зала.

      Ренат привёл в пример испано-аргентинскую сатирическую комедию  «Главная роль» (ранее — «Официальный конкурс»), снятую Гастоном Дюпра и Мариано Коном. Главные роли в ней исполнили Антонио Бандерас, Оскар Мартинес и Пенелопа Крус. Премьера фильма состоялась в сентябре 2021 года на 78-м Венецианском кинофестивале. В диалоге главных героев Антонио Бандерас говорит, чтобы добиться успеха -   он просто учит слова наизусть.

- Актёру нужно знать наизусть слова, остальное сделает его органика. Если её нет – успеха не будет никогда. Киноартисту иногда приходится начинать без разгона с финала в съёмках – и он должен уметь в считанные минуты перевоплотиться в своего героя и предложенные обстоятельства здесь и сейчас, - продолжил серьёзный прямолинейный  разговор об актёрской профессии Ренат Давлетьяров.

В заключение откровенной и даже жёсткой беседы с целевой аудиторией Ренат дал несколько рекомендаций педагогам и студентам: заниматься кино – самая крутая профессия на свете; для этого необходимо широкое кинообразование и постоянная заинтересованность литературой, культурой вообще; акцентировать обучение надо на практике; актёрам необходимо чувствовать себя свободно в любой роли в кинореальности; надо органически чувствовать свет и уметь ходить по меткам… Многие другие ценные практические советы по тренингу – призывы и пожелания -  от педагога с большим опытом услышали в эти полтора часа студенты ВГИКа, главным из которых был его завет: «Надо любить кино!».



Нарек Мартиросян, 30-летний продюсер, знаком массовым зрителям по фильмам: «Хозяйка Медной горы», «Ужасное далёко», «Пальма» и «Пальма-2», «Мира», «Магия превыше всего», «Аритмия», «Т-34», «Громкая связь» и другим. Молодой продюсер с радостью и полной ответственностью выпустил в жанре семейного фэнтези экранизацию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказки Павла Бажова; «Мира» - о новом космическом погружении - однокадровую сцену падения метеоритов на Владивосток; в жанре «фэнтези»  - «Контакты» - о последствиях  инопланетного вторжения – успешный проект дебютанта Дмитрия Моисеева;  в короткометражном жанре - «Магия превыше всего»; семейном жанре - «Пальма» и «Пальма-2» и других киножанрах, о которых шла речь на его творческой встрече 30.09.23 со студентами Ташкентского ВГИКа.

Нарек Мартиросян предложил аудитории назвать известные им российские фильмы за последние 10 лет и вместе с ним разобрать их по киножанрам – так моментально студенты почувствовали себя вовлечёнными в единый образовательный процесс, в ходе которого модератор отвечал на самые разные интересующие вопросы нашу творческую молодёжь.  

В результате дискуссии её участники под руководством куратора пришли к выводу, что в современном мире люди отдают предпочтение  комедии, фильмам про войну и про победу, а также семейным фильмам – кино, которое привлекает к себе не менее трёх-четырёх членов одной семьи. Будущие продюсеры получили главный совет от своего чуть старшего коллеги: «Надо  делать кино, которое будет интересно массовому зрителю. Надо суметь рассказать свою историю так увлекательно, чтобы не было скучно и в конечном итоге получить положительную реакцию от зрителей».



Владимир Хотиненко, известный российский кинорежиссёр и сценарист по историческим и документальным фильмам, таким как: «Ленин. Неизбежность», «Демон революции», «Наследники», «Бесы», «Хроники смутного времени», «Гибель империи», «Мусульманин», «По ту сторону волков», «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя», «Пираты ХХ века. Ерёменко-Нигматулин» и многим другим разножанровым картинам.  




Владимир Иванович выступил 01.09.23 перед студентами Ташкентского ВГИКа и гостями-киноманами в паре со сценаристом и редактором Татьяной Яковлевой в неожиданном амплуа. Они рассказали о новых технологиях в современном кинематографе и показали фильм середины 60-х годов В. Хотиненко на эту тему.  

Владимир Хотиненко убеждён, что будущее кинематографа уже через 10 лет за искусственным интеллектом. «Кино всегда будет зависеть от новейших технологий. Для меня сейчас искусственный интеллект – самая актуальная тема», - признаётся В. Хотиненко. В настоящее время режиссёр работает над фильмом об инновационном значении искусственного интеллекта в кино: это откроет новые технологические возможности кинематографу и созданию художественного образа и, главное, художественной правды в кино и даст новый толчок его развитию. В заключение беседы российский режиссёр подвёл резюме: «Сегодня наша задача была не научить вас, а посеять в вашу молодую любознательную среду «разумное, доброе, вечное» - новые гипотезы и знания. Ничего не надо бояться – надо лишь своевременно подготовиться к совершенно новой реальности!»


     Джаник Файзиев, наш земляк, ныне российский и узбекский киноактёр, режиссёр кино и телевидения, сценарист и продюсер, лауреат Государственной премии Российской Федерации, был встречен на летней площадке Ташкентского ВГИКа бурными аплодисментами преимущественно студенческой молодёжью. Его фильмография: «Остановка по требованию»,

«Пятый угол», «Турецкий гамбит», «Август. Восьмого», «Легенда о Коловрате», «Вратарь Галактики» и многие другие шедевры современного кино. В качестве продюсера выпустил такие знаменательные эпохальные  фильмы, как «Ледниковый период», «Русские в городе ангелов», «Батальон», «Пограничный блюз», «Адъютанты любви», «Снежный ангел», сериал «Адмирал», «крепость Бадабер», «Доктор Лиза» и прочие незабываемые фильмы.

          Как актёр, снялся в фильмах: «Ждём тебя, парень (Узбекфильм)», «У самого синего неба (короткометражный, Узбекфильм)», «Берегись! Змеи! (Узбекфильм)»,  «Юность гения (Узбекфильм, Таджикфильм)», «Приключения маленького Мука (Таджикфильм)», «Мурка», «Монастырь» и многих других художественных лентах.



   Джахонгир  Хабибуллаевич к тому же является руководителем экспериментальной мастерской во ВГИКе и в своей речи отметил важность обучения в Ташкентском ВГИКе, готовящем истинных мастеров своего дела.  На него осыпался шквал вопросов студентов, на которые наш земляк отвечал «с чувством, толком, расстановкой», а иногда с нескрываемой иронией: «Я за любой «кипеж», кроме голодовки».

Если серьёзно, отвечая на вопрос о значении кинофестиваля, Джаник  Файзиев отметил его важность в образовательном и коммуникативном процессе: в изоляции, не может выжить ни экономика, ни культура -  Международный кинофестиваль помогает студентам «быстрее встать на ноги» в избранной профессии и формировать новое поколение, которое будет управлять кинематографом в течение ближайших 20-30 лет.

Будущее есть не только у коммерческого кино, но и телесериалов: у них есть целевая утренняя, дневная и вечерняя аудитория - они строятся по-разному, с учётом психологии зрителей. Кино предназначено для того, чтобы зрители получали удовольствие, но оно невозможно без наличия смысла.

На вопрос о текущих творческих проектах Джаник Файзиев скромно ответил, что он сейчас впал в спячку – созерцательное состояние очевидца нынешнего сложного исторического момента, чтобы понять, что же происходит на самом деле сейчас и потом сказать об этом в кино. «В настоящее время я с удовольствием продюсирую два-три комедийных сериала. Всё, чем я в жизни занимаюсь – делаю с великим удовольствием, чего желаю и вам», - на этой мажорной ноте завершил свой мастер-класс Джаник Файзиев.



Кинолюбители имели возможность в течение  работы фестиваля делиться своими впечатлениями о нём с друзьями в интернете. Так, узбекистанский писатель, автор нескольких исторических книг и киноман с большим стажем Владимир Фетисов, рассказал в интернет-группе «Наше родословие» о своих первых впечатлениях от творческой встречи с Александром Коттом на летней площадке единственного в мире филиала ВГИКа в Ташкенте (привожу вкратце):

- …Автор поразившей меня когда-то картины "Ехали два шофёра", знаменитой “Брестской крепости”, номинированной на Оскар душераздирающей трагедии "Спитак", популярной франшизы “Ёлки” (впрочем, по словам Александра Константиновича это, скорее не режиссёрский, а продюсерский проект), оказался удивительным рассказчиком. Собравшиеся на летней площадке, и в первую очередь студенты, узнали много нового и интересного “из какого сора” порой получаются фильмы, как надо работать с актёрами и детьми. Мы узнали, что непрофессионального актёра легче заставить плакать, чем улыбаться; узнали, что кадры, где киноперсонажи мигают, вырезают из фильма; как один и тот же диалог по-разному воспринимается, в зависимости от мизансцены. Александр Котт рассказал, как он будучи студентом ВГИКа проходил практику у Анджея Вайды. Посоветовал мастер будущим своим коллегам, снимая фильм, как можно глубже погружаться в материал. Так, говоря о периоде съёмок “Героя нашего времени”, он настолько изучил и эпоху, и автора произведения, что стал настоящим “лермонтоведом”, привёл много интереснейших фактов и о самом поэте, и о его злосчастной смертельной дуэли с Мартыновым.

И, ещё, интересно, что 25 лет назад свой дипломный фильм “Великан” – нам он был показан, - режиссёр снимал в Ташкенте, в Старом городе (где сейчас располагается рынок «Чорсу» - примеч. авт.). Причём, у него был выбор – снимать в Крыму или в Узбекистане, и дипломник ВГИКа  Котт

выбрал наш край. Было приятно. С тех пор Александр Константинович в Ташкенте не был и теперь страстно мечтает вновь увидеть узбекских актёров, занятых в притчевой короткометражке о бродячем актёре – «Великане» - в то далёкое время, в другой, по сути, стране. Рассказчика, буквально, засыпали многочисленными вопросами, а в конце встречи Александр Котт вручил студенческие билеты нескольким первокурсникам.

Последняя, - или, как сейчас говорят, «крайняя» работа мастера -  экранизация рассказа Гайдара “Чук и Гек”. К своему стыду, не видел, но теперь обязательно найду в сети и посмотрю вместе с внучкой.




 На 65-м Ташкентском международном кинофестивале «Жемчужина Шёлкового пути» мне также удалось пообщаться с известной советской и российской артисткой цирка, киноактрисой; заслуженной артисткой РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской - Натальей Варлей и российской актрисой театра и кино, заслуженной артисткой Российской Федерации - Елизаветой Боярской, но об этом я расскажу в другой раз.



 Фестивальные мастер-классы подарили любителям кино счастливую возможность увидеть и услышать талантливых, креативных деятелей кинематографа и понять для себя что-то новое в мире кино и в природе таланта.

 

Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий