понедельник, 23 июня 2025 г.

Новой премьерой «Севильский цирюльник» ГТМК (оперетты) Узбекистана завершает 52 -ой театральный сезон

 


         В ГТМК (оперетты) Узбекистана 7 и 21 июня 2025 г. стояло особое оживление в фойе и в зрительном зале на премьере оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Среди гостей было много артистов ГАБТ им. А. Навои и простых неискушённых любителей оперетты. Новую премьеру открывала знаменитая увертюра Россини к опере «Севильский Цирюльник». Она отличается своей жизнерадостностью, виртуозностью и узнаваемым мелодическим рисунком.

Что может быть более весеннего, чем бурлящая заразительными ритмами музыка Россини? Баловень Европы, как писал о Россини Пушкин, никогда не унывал, даже после провала «Севильского цирюльника» в 1816 году. И не ошибся – успех всё равно пришёл. И какой успех! С тех пор жизнерадостный, плутовской сюжет о Фигаро неразрывно связан с именем Россини. «Севильский цирюльник» - одна из последних комических опер и самая знаменитая в истории этого жанра! Потом у Россини будут не менее знаменитые оперы «Золушка», «Итальянка в Алжире», наконец, «Вильгельм Телль». Но в наступившую эпоху романтизма жизнерадостный итальянец как-то не вписался. Перестав мало-помалу писать оперы, Россини перешёл на романсы и… кулинарию. Свои рецепты он ценил не меньше опер! Он проживёт ещё тридцать лет, навсегда оставшись в вечной весне, которая бъёт ключом в его неугомонной музыке вот уже двести лет.

Трилогия «Фигаро» Бомарше состоит из трёх отдельных пьес: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Преступная мать». Главный герой всех трёх — Фигаро.  История оперных Фигаро началась, кстати, в Петербурге. Здесь итальянский композитор (на службе у Екатерины II) Джованни Паизиелло написал первую оперу на сюжет Бомарше — «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».  Когда-то она была сверхпопулярна, но сейчас ставится крайне редко. Бурный успех оперы Россини на тот же сюжет положил конец её сценической истории. Так что теперь публика знает только двух оперных Фигаро. "Свадьба Фигаро" Моцарта и "Севильский цирюльник" Россини, хотя они и основаны на пьесах Бомарше, имеют разные акценты и музыкальный стиль.

Ташкентская публика познакомилась близко с домоуправителем графа Фигаро 28.11.20 на премьере комической оперы В.А. Моцарта «Женитьба Фигаро» в ГТМК (оперетты) РУз. в постановке режиссёра Гульрух Нажидовой. Музыкальная комедия «Женитьба Фигаро» на протяжении многих лет пользуется огромным успехом благодаря композиции, динамичности и юмору, который не утратил своей свежести. Публика настолько полюбила этот персонаж, что главный режиссёр ГТМК (оперетты) РУз Руслан Шерезданов решился поставить музыкальный спектакль, оперу- буффу в двух действиях «Севильский цирюльник» Россини. Хронологически опера Россини предшествовала «Женитьбе Фигаро» Моцарта и была не менее значительна по музыкальному богатству, сложности вокальных партий, разнообразию комических характеров. Почти полгода коллектив Театра оперетты вместе с главным дирижёром Сухробом Раджабовым и молодым дирижёром Бобомуродом Худойкуловым работали над музыкальной частью, чтобы донести до зрителей всю красоту музыки Россини, давшей «вторую жизнь» шедевру драматурга.

О новой премьере мы поговорили с главным режиссёром ГТМК (оперетты) Узбекистана - Русланом Шерездановым, «консерватором» в хорошем смысле слова, приверженцем классики, и авангардистом, реформатором по своей молодой неукротимой натуре, глядящей вперёд в будущее театра.

- Руслан! Поздравляю Вас с очередной премьерой в этом году! Чем был продиктован выбор оперы «Севильский цирюльник» Россини на сцене Театра оперетты?

      - Сегодня вторая премьера оперы Джоакино Россини «Севильский цирюльник». Шедевр Дж. Россини обошёл все сцены мира, арию Фигаро узнают даже дети, а фразы «Фигаро здесь, Фигаро там…» и «Как бомба, разрываясь, клевета всё потрясает»  - стали крылатыми выражениями в народе…  

Наш театр впервые взял на себя такую ответственность – поставить этот мировой шедевр. У нас уже несколько лет идёт «Женитьба Фигаро» Моцарта. Почему бы не поставить, подумал я, первую часть – «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше? Возможно, в будущем мы поставим и третью часть трилогии «Фигаро» французского драматурга.

         Во -вторых, это опера-буффа, что соответствует основному жанру  нашего театра музыкальной комедии. И, наконец, в-третьих, это большая школа мастерства для артистов нашего театра.

         В нашей версии спектакля в классическом стиле мы с полным правом отказались от музыкальных речитативов и по мнению простых зрителей он стал даже ближе, понятней людям, привыкшим к тому, что у нас на сцене артисты говорят, танцуют и поют.  Мы не обладаем такими ресурсами, как ГАБТ им. А. Навои, но мы сделали всё, что могли, и каждый зритель в музыкальной комедии найдёт неподражаемую изюминку, которая присутствует только в нашем театре.

         - Какое значение Вы придаёте творческому содружеству с ГАБТ имени А. Навои?

         -  Сегодня в спектакле у нас играют молодые солисты: Диёра Матназарова, Хасан Игамбердыев, Сардор Норматов, Жавлон Хатамов. Наше творческое и трудовое содружество с артистами и музыкантами Большого театра Узбекистана обогащает наши спектакли хорошими профессиональными голосами и даёт импульс для работы над собой молодым солистам Театра оперетты. Так, в премьерном спектакле занят солист-стажёр Большого театра имени А. Навои  - Жафар Ризаев в главной роли Фигаро. Его успешный дебют состоялся у нас  в оперетте «Весёлая вдова» Франца Легара, где он пел партию Графа Данило. У него получилось это очень здорово! С нами также сотрудничает ведущий солист ГАБТ имени А. Навои Бекзот Садыков. Они у нас поют все главные партии.

         Половина нашего оркестра работает в Большом театре: это тоже способствует высокому профессиональному уровню музыкальных спектаклей: на самом деле хороших музыкантов мало, так что мы только приветствуем сотрудничество артистов и музыкантов разных театров в едином творческом коллективе.

         Хотелось бы, чтобы наш эксперимент оправдал себя и чтобы зрители полюбили наш спектакль «Севильский цирюльник». Так что мы будем и дальше развиваться и, возможно, в будущем прикоснёмся ещё к какому-нибудь оперному шедевру.

…Вот после первых минут действия в зрительный зал врывается яркий молодой красавчик Фигаро (Жафар Ризаев), пока ещё не обременённый любовной страстью и желанием устроить личную семейную жизнь, но готовый сосватать любого за умеренную плату. Этот сообразительный и весёлый парикмахер — из оперы Россини «Севильский цирюльник» - сразу очаровал  не только партнёров по  сцене, но и всю публику разом и держал в этом состоянии влюблённости и восторга весь зал до финала спектакля. Такая редкость у опереточных актёров - голос, внешность, точное попадание в образ и характер и настоящая опереточная лёгкость в исполнении. Браво!

Своей личной жизни у Фигаро, по-видимому, нет, но он не унывает и действует в интересах старого знакомого графа Альмавивы (Хасан Игамбердыев). А интересы графа заключаются в том, чтобы жениться на хорошенькой и богатой красавице Розине (Диёра Матназарова), которую держит под замком старый доктор Бартоло (Сардор Норматов). Благодаря изобретательному и верному Фигаро всё у него получается. В этой опере у Фигаро только одна ария. Но зато какая! Эта знаменитая Каватина в первом действии — просто фонтан энергии.


   Артисты на сцене так хорошо сыгрались, так здорово дополняли друг друга, что я бы никого не стала превозносить или умалять в вокальном и пластическом мастерстве.
На место масок старой оперы пришли живые люди. Они выходили на сцену и тут же включались в действие как по мановению дирижёрской палочки, словно прирождённые персонажи спектакля: чопорный учитель музыки Дон Базилио (Жавлон Хатамов) полностью раскрывается в Арии Базилио о клевете. Да и весь образ дона Базилио отнюдь не условная комическая маска. Это не мелкий негодяй, клеветник, доносчик, но идеолог подлости. Поэтому смех Бомарше за кулисами, сопровождающий весь спектакль, не только беззаботно радостен и светел, порой он звучит и обличительно.

Все персонажи оперы, хотя генетически связаны с традицией, показаны в новом свете. Так, Розина (Диёра Матназарова) не «мнимая простушка», какой она предстает у композитора Паизиелло, предшественника Россини, а девушка, борющаяся за своё счастье. Россини подчеркнул новую функцию образа, написав партию героини для меццо-сопрано: обычно контральто и меццо-сопрано поручали роли страстных, порывистых натур. Об этом свидетельствует Каватина Розины, в которой героиня комментирует своё отношение  к происходящему. Розина в опере Россини стала более чувствительной и менее «себе на уме», поэтому сразу располагает зрителей к себе и своей сложной ситуации.

Доктор Бартолло пожалуй, самый пародийный персонаж в пьесе Бомарше и в опере Россини, но как комедийно его сыграл Сардор Норматов, с каким тактом, без дешёвых клоунских трюков, так что по отзывам публики заверяю, что его судьба вызвала даже сочувствие в некоторых зрителях, особенно полюбивших его за то, что обманутому опекуну остаётся лишь смириться: в этом ему помогает немалое приданое Розины, от которого великодушно отказывается счастливый граф, добившийся руки и сердца своей возлюбленной.

Терцет Розины, Альмавивы и Фигаро: перелом действия, «сбрасывание масок» и «выход на финишную прямую» - все разногласия преодолены: Альмавива, наконец, становится самим собой, в течение всей пьесы он постоянно меняет «маски»: для Розины он бедный Линдор, для Бартоло то пьяный солдат, то дон Алонсо.

Гениальная музыка открыла новые пути в истории жанра, в ней сочетаются дерзкая буффонада, лирика, драматизм, искрящееся веселье и сатира. Богатство, многообразие красок отличают образы всех персонажей, включая прислугу - Берту (Наргиза Баратова, меццо-сопрано)  с её характерной арией о неудавшейся женской судьбе во втором действии; слугу  графа Альмавивы Фиорелло (Шерхон Нурушев), офицера – Сарвара Солиева и его отряд, выполняющий в спектакле по необходимости обязанности хора;  даже безмолвного глухо-немого слугу Амброджио (Айдос Нурманов).  Слуга Доктора Бартоло не является центральным персонажем, но часто взаимодействует с  хозяином, помогая ему в его попытках удержать Розину. Амброджио, как правило, изображается как несколько простоватый и не слишком сообразительный слуга, что добавляет комического эффекта в сценах с его участием.

 Россини щедро использовал в музыке народную песенную и танцевальную мелодику, жанрово-бытовые формы. Опера богата ритмами танца — от старинного итальянского танца сальтарелло до более позднего вальса. В финале проходит мелодия русской народной песни «Ах, зачем было огород городить»: Россини использовал музыку собственной кантаты «Аврора», посвященной вдове великого русского полководца М. Кутузова. «Севильский цирюльник» — лучшая из комических опер Россини и едва ли не лучшая комическая опера XIX в. до «Фальстафа» Верди. Вскоре она была поставлена в других городах Италии, а затем и на других сценах Европы, сделавшись одной из самых популярных. В ней выступали крупнейшие певицы и певцы мира – от П. Виардо-Гарсиа, Дж. Рубини, А. Тамбурини, Л. Лаблаша до наших современников.


Зрители от души смеялись на представлении «Севильского цирюльника» без насмешки над чем-то или кем-то, без тени сарказма или злорадства, а просто оттого, что им весело, от неутомимой энергии утверждения жизни, от наслаждения звучанием текста и музыки – не издеваясь над человеческими глупостями и слабостями, а восхищаясь находчивостью, энергией и солнечной радостью жизни, излучаемой со сцены. Публика единодушно аплодировала после спектакля вышедшим на поклон артистам, художнику-постановщику Наталье Глубокиной за выразительную романскую сценографию, художнику по костюмам Захро Касымовой за прекрасные дворцовые костюмы в стиле  барокко XVIII века, отличавшиеся изысканностью, роскошью и декоративностью; хормейстеру Яне Карабановой; балетмейстеру-постановщику, заслуженнной артистке РУз – Ферузе Исаевой и, конечно, режиссёру-постановщику Руслану Шерезданову, и вдохновенному дирижёру оркестра Бобомуроду Худойкулову. Надеемся, эту музыкальную комедию-«буффу», как «Женитьбу Фигаро», ожидает долгая успешная сценическая жизнь в нашей стране и ближнем зарубежье.

 Теперь, по заверению главного режиссёра ГТМК (оперетты) РУз Руслана Шерезданова, «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» составят одно целое в репертуаре театра как две части неразделимой трилогии Бомарше, свидетельствующих об органическом родстве этих произведений. Показателем высоты этих шедевров служит и их общечеловеческое значение, их надвременная и наднациональная проблематика: мы слушаем оперу итальянского композитора об испанцах, написанную по пьесе французского драматурга, – и не ощущаем при этом никакого противоречия или несоответствия каких-то составных частей этого гениального целого.



 После спектакля я попросила поделиться своим впечатлением о премьере оперы «Севильский цирюльник» народного артиста Узбекистана, оперного певца, ведущего солиста Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои и профессора ГКУз - Нурмумина Султанова. Нурмумин  Султанов неоднократно выступал на оперных и концертных сценах Италии, Франции, Германии, Испании, Польши, Греции, Турции, России, Казахстана и Киргизии. Султанов обладает лирическим голосом красивого тембра и яркого наполнения, что позволяет ему с успехом исполнять широкий круг ведущих теноровых партий. В его обширном репертуаре среди других мировых оперных шедевров достойное место занимает партия Графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини. Вот что он сказал:

-  Я не ожидал такого эстетического воздействия от спектакля, в котором, в основном, заняты молодые солисты ГТМК (оперетты) Узбекистана. Я сам пою в этом спектакле Графа  Альмавиву около сорока лет и знаю все трудности вокальных партий в этой опере  изнутри. Я его пел и на русском, и на итальянском языках на разных сценах мира.

Сегодня я получил большое удовольствие от премьеры: всё очень мило. Действие спектакля развивается легко, стремительно. Время быстро пролетело, как один миг, потому что очень импульсивный спектакль. Актёры словно порхают на сцене, нет ощущения тяжести или вялой текучести действия. Лирическому тенору Графу Альмавиве надо немного подтянуться: у него очень сложные арии, но начало положено.... Восхитительна Розина, моя ученица, Диёра Матназарова. Она напомнила мне нашу молодость и начинающую тогда народную артистку Муяссар Раззакову, оперную певицу, исполняющую партии колоратурным сопрано. У этой молодой певицы большое будущее. И, конечно, блистательно играл в спектакле Жафар Ризаев главного героя – Фигаро. Меня также восхитила потрясающая постановка режиссёра Руслана Шерезданова и музыкального руководителя – главного дирижёра Сухроба Раджабова и второго дирижёра Бобомурода Худойкулова, сумевших создать воздушный спектакль. В целом, очень здорово! Я всех поздравляю с премьерой!

 

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото предоставили ГТМК (оперетты) Узбекистана и Т. Грушина

Комментариев нет :

Отправить комментарий