В Русском доме в Ташкенте
при поддержке Государственного молодёжного театра Узбекистана третьего октября
2025 г. прошла литературно-музыкальная встреча, посвящённая 130-летию со дня рождения
Сергея Есенина — поэта, чьё творчество стало символом русской души и её
неповторимой красоты.
В приветственном слове
руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане Ирина
Старосельская поздравила присутствующих с юбилеем русского поэта Сергея
Александровича Есенина. Спикер, в частности, заверила, что скоро в Ташкенте откроют
ему памятник , благодаря спонсорству российского мецената. Осталось только
доставить готовый монумент в узбекскую столицу, чтобы его установить в
выбранном месте и открыть в торжественной обстановке. Это будет очень знаковое
событие. «В Ташкенте будет стоять и радовать людей ещё один памятник великому
русскому поэту», - сказала Ирина Александровна.
«Интересные факты из жизни Есенина»
подготовили курсанты Российского центра науки и культуры в Ташкенте. Сергей
Александрович Есенин — один из величайших русских поэтов ХХ века, родился третьего
октября 1895 года в селе Константиново
Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье. Жил с матерью и бабушкой,
так как отец работал в Москве. Учился в земском училище и учительской школе,
начал писать стихи в юности. Известен как представитель
"новокрестьянской" поэзии – «певец уходящей париархальной
крестьянской России» - а таже литературного
течения русского авангарда «имажинизма» (1918-1925), которое провозглашало
образ (метафору) главной целью и смыслом творчества, а также уделяло внимание
эпатажу и анархическим мотивам в искусстве. Основными представителями
направления были Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Вадим Шершеневич. В
последние годы жизни Сергей Есенин отрёкся от стремления к эпатажу,
скандальности и анархическим мотивам, включая частые дебоши и вандализм, в
угоду исповедальной поэзии, в которой «буйство глаз и половодье чувств»
сочеталось с «половодьем мысли». Он автор 30 прижизненных сборников: «Радуница»,
«Голубень», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», «Страна Советская» и др. По
официальной версии, поэт трагически ушёл из жизни в возрасте 30 лет: в ночь на
28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь
самоубийством. В Ташкенте в 1988 г. был открыт Государственный литературный
музей Сергея Есенина. В уютном музее собрано более трёх тысяч экспонатов,
многие из которых переданы музею друзьями и родственниками поэта. Экспозиция
ташкентского музея Есенина занимает второе место по значимости после музея на
родине поэта. В лекционном зале регулярно проводятся чтения произведений Сергея
Есенина и современных поэтов, проходят художественные выставки и презентации
книг.
Не
жалею, не зову, не плачу,
Всё
пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья
золотом охваченный,
Я
не буду больше молодым.
…………………………………
Все
мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо
льётся с клёнов листьев медь…
Будь
же ты вовек благословенно,
Что
пришло процвесть и умереть. -
- эти стихи С. Есенин написал в знаменательном
для него 1921 году, когда он весной в
мае смог посетить Ташкент и Самарканд в Туркестане, впечатления от которых он
обогатил поездками на Кавказ в 1919, 1923-1925 годах и окончательно обобщил их в своём самом лирическом цикле из
15 стихотворений «Персидские мотивы». Специалисты этот стихотворный цикл по
праву называют вершиной мировой лирической поэзии, отличающейся завершённостью
и красотой формы. Русского поэта, приехавшего в Ташкент на три недели к другу
А. Ширяевцу, чтобы познать до конца влекущий своей сказочной экзотикой Восток,
здесь пленяет красота южной природы,
особая неторопливая душевная атмосфера в азиатских чайханах. На Кавказе поэту
легко и сладостно с его возлюбленной, прототипом которой была школьная
учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян из Батуми, но думы о родине не покидают
его:
Шаганэ,
ты моя Шаганэ!
Там
на Севере девушка тоже,
На
тебя она страшно похожа.
Может,
думает обо мне…
Шаганэ,
ты моя Шаганэ. –
Эти
и многие другие стихи русского поэта Сергея Есенина прозвучали на
музыкально-литературном вечере в Русском доме. Руководитель клуба «Наше родословие» Галина Воротникова поделилась своим
отношением к поэту из российской глубинки как тонкому знатоку русской
деревенской природы; человеку, близко чувствующему чужую боль, и прочитала
наизусть знаменитую «Песнь о собаке», в которой автор, пожалуй, как никто в
мировой поэзии, так полнокровно раскрыл тему любви ко всему живому в мире. Выступавшая
посетовала на то, что, к великому сожалению, на свою беду, «талантливейший поэт
не обладал инстинктом самосохранения». Тему милосердия «к братьям нашим
меньшим» продолжил Хафиз Бичурин,
прочитав редко декламируемое стихотворение Есенина «Ах, как много на свете
кошек». Артист Молодёжного театра Евгений Москвичёв профессионально перевоплотившись
в образ поэта, донёс до слушателей «Письмо матери» - стихотворение, созданное
за год с небольшим до смерти поэта. Это была своеобразная исповедь человека,
давно покинувшего родной дом, но не разорвавшего с ним духовной связи,
вспоминающего о матери и родной земле. Молодой солист театра Отабек Неъматов
преподнёс всем неожиданный приятный сюрприз - он прочитал наизусть известное
стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» на узбекском языке.
Сегодня мы точно не знаем имени переводчика, но нам известно, что ещё при жизни
Есенина к середине 1920-х годов его произведения переводились на более чем 10
языков, а в настоящее время известны издания на 150 языках.
Ведущий
солист и режиссёр Молодёжного театра Узбекистана, талантливый актёр драмы и
кино, Анвар Картаев, он же модератор встречи в Русском доме, проникновенно
прочитал стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Оно прозвучало как
завещание поэта нам, современникам нового времени, которых не может не
волновать вечная тема жизни, любви и смерти:
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
1924
Известный в Ташкенте чтец-декламатор, дипломант международных фестивалей авторской песни и поэзии в номинации «Выразительное поэтическое чтение» Елена Алексеева-Тюрк подвела черту судьбе поэта стихотворением Геннадия Розенталя «Памяти Сергея Есенина» («Пронеслась жизнь лихая поэта…»).
Автор этих строк прочитала стихотворение С. Есенина «На Кавказе» и рассказала романтическую историю, связанную со знакомством Сергея Есенина в Батуми в конце декабря 1924-го – начале января 1925 г. с учительницей математики армянской школы Шаганэ Тальян, ставшей героиней трёх стихотворений из лирического цикла «Персидские мотивы»: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Ты сказала, что Саади…», «Никогда я не был на Босфоре».Нередко
исследователи творчества С. Есенина недооценивают значение его путешествий на
Кавказ, о котором он писал в стихотворении «На Кавказе»:
Издревле
русский наш Парнас
Тянуло
к незнакомым странам,
И
больше всех лишь ты, Кавказ,
Звенел
загадочным туманом…
Сергей
Есенин посетил кавказские города и посёлки в 1920 году, включая Пятигорск,
Кисловодск, Ессентуки, а также проезжал через Минеральные Воды. Поездка
проходила по маршруту Москва — Северный Кавказ — Баку, и в ходе её Есенин с
другом Анатолием Мариенгофом останавливались на Кавминводах. Из Баку по
приглашению друга, журналиста Льва Повицкого, Есенин едет в Батуми, где состоялось
его знакомство с армянской учительницей Шаганэ Тальян (1900-1976).
Шаганэ
Нерсесовна, по просьбе исследователя жизни и творчества Сергея Есенина – В.Г.
Белоусова, поделилась с читателями воспоминаниями о русском поэте в своей
автобиографии 1959 года: «Однажды в конце декабря шёл сильный снег – явление
редкое в Батуми. Есенин приехал на санях оживлённый, весёлый, и мы отправились
кататься по Махинджаурской дороге. Мы впервые ехали на санях, и, наверное,
Есенин хотел показать нам, мне и сестре, всю прелесть этой езды. На полдороге
он извинился, попросил разрешения сесть на козлы: гнал коня, смеялся, веселясь,
как ребенок…» Перед отъездом в Москву он оставил своей возлюбленной рукописные
стихи-посвящения с дарственной надписью, книгу стихов «Москва кабацкая» с автографом:
«Дорогая моя Шаганэ! Вы приятны и милы мне», фотографию. В Батуми, кроме
«Персидских мотивов», Сергей Есенин написал поэму «Анна Снегина».
Из воспоминаний редактора газеты
«Бакинский рабочий» Петра Ивановича Чагина мы знаем, что прожив в
Батуми около двух месяцев, Есенин уехал в Тбилиси, где встретился с известными
грузинскими поэтами и особенно подружился с Тицианом Табидзе. Как когда-то для
Пушкина, Лермонтова, позднее
Мандельштама, Кавказ для Есенина оказался новым источником вдохновения. По
воспоминаниям жены Тициана Табидзе - Нины – Есенин собирался даже остаться
навсегда жить в этом красивом городе. Но не случилось… Кавказ, буквально,
«сразил» Есенина не только красотой гор и прозрачными чистыми родниками, но и
атмосферой огромной человеческой доброты. В Дагестане, Азербайджане, Грузии Есенин создал сотни великолепных произведений,
включая «Балладу о двадцати шести». Она была
написана в Баку в 1924 году за одну ночь по просьбе редактора газеты «Бакинский
рабочий» Петра Чагина к шестой годовщине памяти 26 бакинских комиссаров,
которые были расстреляны англичанами в 1918 году. Эти острые социальные произведения сделали его классиком русской-советской
литературы.
Важной частью мероприятия стала художественная выставка «Живите так, как вас ведёт звезда…», посвящённая поэту и его творческому наследию. Гости смогли не только услышать стихи, но и прикоснуться к образам, рождающимся из его поэзии в живописи и художественном воплощении. Атмосфера встречи была по-настоящему тёплой и душевной. В этот день Русский дом в Ташкенте вновь стал местом единения, где звучали слова, близкие каждому, кто хранит в сердце любовь к русской литературе и культуре.
Гуарик Багдасарова,
искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото автора и др.
[1] Есенин
С. Собрание сочинений в шести томах –
Художественная литература. Москва, 1977. Т. 1. С. 57
Комментариев нет :
Отправить комментарий