воскресенье, 9 ноября 2025 г.

«Сказки Мельпомены» на сцене ГАРДТ Узбекистана

 

         Одному из старейших театров Узбекистана и ближнего зарубежья в 2024 году исполнилось 90 лет. К этой памятной дате был поставлен спектакль «Сказки Мельпомены», сценическая композиция по театральным рассказам и пьесе А. П. Чехова «Лебединая песня». С доброй чеховской иронией петербургский режиссёр Виктор Бугаков открывает перед зрителями мир театрального закулисья. На сцене разворачиваются сюжеты из жизни актёров, соединившие в себе яркие воспоминания главного героя. Новый спектакль «Сказки Мельпомены» подготовлен в рамках совместного проекта Государственного академического русского драматического театра Узбекистана и Театра-фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург). Премьера сценической фантазии по рассказам и пьесе «Лебединая песня» А.П. Чехова в постановке режиссёра из Санкт-Петербурга Виктора Бугакова состоялась 06.11.2025 на сцене ГАРДТ Узбекистана в рамках III Международного театрального фестиваля «Сердца четырёх», где свои лучшие спектакли представили драматические театры из Ташкента, Ферганы и Самарканда.

Несмотря на колотун в зрительном зале такой, что даже пальцы на руках и ногах не разжимались, – публика в верхней одежде высидела два часа от начала до конца спектакля и активно реагировала на захватывающее действие на сцене.  Актёры в лёгких сценических костюмах были, конечно, в худшем положении, чем закутанные зрители, но держались стойко и ещё даже смешили публику комическими сценками, шутками-прибаутками и остротами на злобу дня. В сценической речи актёров были щедро рассыпаны цитаты из европейской и русской классики.

         Сборник «Сказки Мельпомены» был опубликован в 1884 году под псевдонимом Антоша Чехонте. В сборник рассказов классика русской литературы Антона Павловича Чехова вошли «Сказки Мельпомены», а также другие рассказы из жизни служителей искусства. Русский писатель в своих ранних юмористических рассказах критиковал театр и высказывался о нём очень резко: «Современный театр – это мир бестолочи, Карповых, тупости и пустозвонства». Тем не менее, сборник был написан в духе Чехонте: легко, с любовью, с иронией, нередко с комизмом, в расчёте на занимательность.


         
— Театр захотел Чехова, и я сам писал инсценировку по его театральным рассказам. Этот выбор связан с тем, что у Русского драматического театра Узбекистана был юбилейный сезон, и мы решили сделать такой подарок театру к юбилею. Этот спектакль о театре, - рассказывает Виктор

Бугаков. – о театральном мире, нашей профессии, о людях, растворённых в этой профессии, их судьбах. Чехов в своих театральных рассказах говорил, конечно, об особенных людях. Об этом особом мире, который где-то подкидывает человеку искушения, а где-то, наоборот, делает человека красивее и глубже. Человек искусства – особая тема».

— Мне кажется, что Чехов как бы предвосхитил эру документального театра, потому что он был очень наблюдательным человеком, с какой-то врачебной точностью подмечающим тонкости в нашей жизни и беспощадно правдиво их передающим в своих произведениях. Вот и сегодня, мне кажется, в театре подошла та пора, где требуется то же самое, — отмечает Виктор Бугаков.


Спектакль интересен и необычной сценографией: этот мир словно поделён на закулисье с его актёрской жизнью и взаимоотношениями людей театра, и на зрительный зал, но не привычный, оживлённый и полный людей, а ночной — пустынный и магический. Зал откликается на обращения героев самым разным образом, то аплодируя, то пугая их необычным эхом. Эти приёмы завораживают, заставляя с напряжением ожидать, что же будет дальше...

Действие происходит в театральном закулисье. Спектакль о жизни актёров, соединивший в себе яркие воспоминания главного героя-комикаВ асилия Васильевича Светловидова, старика 68 лет, играет превосходно заслуженный артист Узбекистана Олег Васильев. В этот раз  начало спектакля было несколько суховатым и затянутым, словно холод сковал движения и речь ветерана сцены, но когда появился его напарник – суфлёр, тоже пожилой человек, примерно его возраста, Никита Иваныч (заслуженный артист РУз Фируз Максудов) – то огонёк жизни пробежал по сцене и ожила задушевная беседа двух старых коллег, которые вспоминали разные смешные байки и грустные  истории из их сценической жизни.

Каждую историю одушевляли и одухотворяли актёры.

Антрепренёр – Кузьма Алексеевич Индюков (Аскар Урманов). Лёгкий, пластичный, комичный и омерзительный тип. Его скупость не имеет границ и часто переходит в мошенничество по отношению к актёрам, которым он  вечно недодаёт гонорар и пьёт, и ест при этом часто за их счёт, но  он словно этого не замечает и продолжает измываться над артистами. Он присутствует во всех сценках и тем самым скрепляет их одной идеей: антрепренёр  не служит Мельпомене, а только пользуется её дарами в лице своих подчинённых.

Молодая актриса, преданная святому искусству, Клавдия Матвеевна Дольская-Каучукова (Екатерина Белова) в закулисной истории «Антрепренёр под диваном» проявила свою независимость по отношению к директору, спрятавшемуся в её гримёрной от кредитора Прындина. Сперва Индюков обещал актрисе повысить гонорар: «Семьдесят пять рублей, только не гоните! — прошипел он, задыхаясь. — Ещё полбенефиса прибавлю!», а потом, узнав, что он обознался и опасность его миновала, - ничего не дал из обещанных денег – только  скудный обычный гонорар. — Как это низко! — возмутилась актриса. — Низко! Мерзко! – и швырнула ему в лицо свой нищенский гонорар.


В каждой сценке присутствуют завязка, кульминация и развязка. Очень много в них зависит от деталей сценического поведения актёров. Так, в сценке «Юбилей» трагик Тигров в исполнении Валерия Юлдашева из конченого пьяницы, потерявшего дар речи и всё время мычавшего, превращается в мнимого трезвенника, разделяющего с коллегами  корпоративную вечеринку: «В гостинице «Карс» происходило скромное торжество: актёрская братия давала обед трагику Тигрову в честь его двадцатипятилетнего служения на артистическом поприще». Перед цеховыми собратьями трагик хвастался пачкой трактирных счетов, доказывавших, что его имя гремело в 36 российских городах, где он гастролировал за четверть века. При этом жаловался антрепренёру, что если актёры по целым месяцам жалованья не получают, то им не до экспрессии и, конечно, с удовольствием нарушал сухой закон для себя и был готов продать свой альбом с трактирными счетами за три целковых некоему Дергачёву.

         В этой галерее комических героев особое место занимает Федя Гребешков, театральный парикмахер. Его с увлечением и со всем живым азартом играет Игорь Бухаидзе. Он сумел найти тот золотой ключик к своему персонажу, когда любой шаг, жест, интонация, мимика лица вызывают в зале смех, и вместе с тем актёр не переигрывает и с лёгкостью воплощает на сцене живого неподражаемого человека, не похожего на стандартного театрального комика.  У Чехова этот рассказ называется «Средство от запоя», в другом случае – «Битая знаменитость». Суть интермедии заключается в том, как парикмахер народными средствами «изгонял беса» из именитого местного трагика Тигрова: «Чтоб запой из него выгнать, надо во всех органах и суставах тела переворот произвесть». Парикмахер заставил пьяницу выпить полуштоф, в котором перемешал селитру, нашатырь, квасцы, глауберову соль, серу, канифоль и другие «специи», продаваемые в москательных лавочках, -  и таким образом вылечил, правда, ненадолго  трагика Тигрова от запоя и тем самым спас  репутацию провинциального театра, в котором гастролировал трагик. Позднее «гримировал комика Гребешков, причём так почтительно касался к его голове, что вы не узнали бы в нём прежнего заушателя».

Зрителям надолго запомнится история, связанная с халатом, по мотивам чеховского рассказа «Месть», когда два актёра не могли поделить между собой этот важный бутафорский элемент. Комик Мушкин (Александр Попов) пытается под высоким предлогом: «Но подумайте, как приятно жертвовать для искусства!» выпросить у актрисы-бенефициантки Софьи Денисовыа Уныловой, инженю (Мария Вострейкина), для вечернего представления богатый халат. Она отказывает. В отместку комик прикрепляет к кассе дощечку с надписью, что «все билеты проданы», и молодая актриса в свой бенефис оказывается перед пустым залом.



 О премьерном спектакле мы поговорили с заведующим литературной частью Государственного академического русского драматического театра Узбекистана (Ташкент) Владимиром Леонидовичем Островским.     

- Что нового внёс в репертуар ГАРДТ Узбекистана спектакль «Сказки Мельпомены»?

- Наш театр в рамках Международного фестиваля «Сердца четырёх» представил спектакль «Сказки Мельпомены» Антона Павловича Чехова. Как собирался этот спектакль? Меня удивила композиция этой инсценировки. Спектакль начинается и заканчивается «Лебединой песней», в котором заняты два человека – актёр-трагик Василий и его суфлёр Никита, всю свою сознательную жизнь посвятившие  себя служению театру. Получается в итоге замкнутый круг. Репетиции проходили во время затянувшегося капитального ремонта нашего театра – и в холод, и в жару. В итоге получился интересный спектакль, несмотря на эти бытовые трудности. Я считаю: актёры совершили подвиг, выпустив этот спектакль. На мой взгляд, это очень оригинальное зрелище. По мнению режиссёра, это произошло во многом благодаря тому, что в ходе репетиционного периода сложился настоящий ансамбль, где люди хорошо понимают друг друга, чувствуют и подключаются друг к другу на тонких связях.

         Режиссёр Виктор Бугаков связан с театром «Балтийский дом». Он работает актёром в БДТ и преподаёт в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Человек очень интересный, образованный, с творческой фантазией.  Не так давно, летом, мы наш спектакль представляли в «Балтийском доме» в Санкт-Петербурге, где он был тепло принят нашими северными друзьями. Мы надеемся, что Виктор Бугаков ещё раз приедет к нам и поставит у нас новый спектакль.

Спектакль необычен уже тем, что в его основе лежат пьеса «Лебединая песня» и целая россыпь рассказов знаменитого писателя, который правдиво, с неповторимой чеховской доброй иронией рассказывает о людях театра, прежде всего, актёрах. Об их особой ранимости и душевности, о том, как на эмоциях они могут затеять интриги и искренне в них раскаяться. Судьба актёров неоднозначна, считает один из основных героев постановки комик Светловидов, многие годы отдавший сцене. Они и кумиры зрителей, и рабы чужой игры одновременно. Люди этого призвания всегда особенные. Удивительно, насколько узнаваемы и актуальны чеховские герои в наше время! Это потому, считает режиссёр спектакля, что Антон Чехов был писателем, опередившим своё время. И сегодня он понятен, как никогда ранее, по многим  совпадениям с нашим временем.

Создателям спектакля удалось показать мир, полный событий, эмоций и погружения в загадку человеческой личности. Каждый из персонажей несёт свою собственную жизнь, взгляды и отношения. И всё это — про театр, его ценности и сложности. Именно театральная тема, как отметил российский режиссёр, была выбрана для премьерной постановки не случайно. Многие участники спектакля «Сказки Мельпомены» были отмечены дипломами и призами зрительских симпатий и экспертной группы Международного театрального фестиваля «Сердца четырёх»: Екатерина Белова; Игорь Бухаидзе; Александр Попов; заслуженные артисты Узбекистана Олег Васильев и Фируз Максудов.

         «Сказки Мельпомены» ещё долго будут радовать зрителей творческим откровением о театральном мире и откроют для нас с вами современное звучание чеховского слова на сцене Русского академического драматического театра Узбекистана.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото предоставил ГАРДТ Узбекистана

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий