понедельник, 29 июля 2024 г.

"Когда в душе звучит мажорная струна" Виктора Игнатикова

 



         В  Национальной библиотеке имени А. Навои  в день, когда весь мир отмечал День писателя (3 марта 2015 г.),   состоялась творческая встреча с  талантливым, так называемым «поэтом внутреннего пользования»  Виктором Игнатиковым. В масштабе  республики его мало кто  знает, а в Ташкенте он известен как  дважды лауреат: смотра молодых талантов республики (1965) и международного фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд – 2013» в номинации «поэзия».

Виктор  Николаевич родился в Ташкенте в  конце первой половины прошлого века (1948).  Окончил  институт по гражданскому и промышленному строительству. Работал на освоении Каршинской, Голодной и Джизакской степей, на стройках Ташкента, Республики и сопредельных стран в качестве главного инженера проекта. Стихи пишет с детства.  Публикуется на сайте «Стихи.ру».  Его поэтический дебют успешно состоялся в  коллективном альманахе «Созвучие» ЛТО «Данко» (Т., 2014).

Он завсегдатай Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча» и частый гость  ЛТО «Данко» при РКЦ Ухбекистана, где радует любителей литературы и музыки новыми стихами, в которых непременно звучит  мажорная струна. В этом его природном оптимизме, лёгкости на подъём и коммуникабельности секрет не только его личного обаяния, но и творческого дара, которое он сумел не только  сохранить, но даже приумножить за последние годы.

Этот дух мальчишеской весёлости, несерьёзности, романтики присутствует как в его стихах, так и в прозе. Неслучайно его стихи вдохновили друзей из клуба «Арча»  Геннадия Арефьева, Гульнару Крым, Данию Рысаеву написать  прекрасные песни на его стихи. Они прозвучали на творческом вечере Виктора Игнатикова в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои. Вот одна из них, вошедшая в новый альбом Геннадия Арефьева:

 

Когда  в душе звучит мажорная струна,

Когда в груди столкнулись грозы всех стихий,

Когда в тебе бушуют осень и весна,

Нельзя молчать и не дарить свои стихи.

 

Когда Любовь зовёт в Страну Чудес,

И мысли вовсе не хотят стоять в строю,

И Откровение спускается с Небес,

Я эти строки сокровенные пою!

 

Не музыкант я и не очень-то поэт,

Но если Космос предлагает мне союз,

Готов впустить в себя я белый свет,

Во мне собрались и поют все девять Муз.

 

Я поднимаюсь в поднебесные края

И растворяюсь в необычных временах,

И к облакам плывёт гармония моя,

 Когда в душе звучит мажорная струна...

Ташкент, 26. 03. 13

 

    Человеческое сообщество всегда волновало, какие советы молодым писателям давал Антон Чехов, в каком режиме работал Клайв Стейплз Льюис, что вдохновляло писателей сто лет назад и что питает современных авторов?  Классик  XX столетия Габриэль Гарсиа Маркес, автор популярных романов "Сто лет одиночества", "Осень патриарха", "Любовь во время холеры" писал в своих дневниках: "Писательство — это ослиный труд. У меня такое впечатление, что по мере того, как идет время, мне становится всё труднее писать. Было время, когда я подумал: это из-за того, что иссякает способность выражения, но теперь полагаю, что дело обстоит как раз наоборот. Я думаю, дело в том, что возрастает чувство ответственности. Возникает ощущение, с каждым разом все более сильное, что каждое слово, которое ты пишешь, может встретить еще более широкий отклик, может воздействовать на еще большее число людей...

Мне, по крайней мере, внушает ужас мысль о том, что надо сесть за пишущую машинку. Я поглядываю на неё, кружу вокруг, говорю по телефону, хватаюсь за газету — тяну время, чтобы не остаться с машинкой один на один, но в конце концов,  это случается. Между пишущей машинкой и собой человек воздвигает поистине бесконечное множество препятствий.

Сначала, и довольно долго, я мог писать лишь в комнате, которую называл "горячей", всегда при одной и той же температуре. Дело в том, что начал я писать в тропиках, у Карибского моря, при температуре в тридцать градусов. Когда я приезжаю в страны, где чередуются времена года, я поддерживаю в комнате на протяжении всего года эту температуру... Кроме того, должна быть белая бумага почтового формата... Должна быть электрическая пишущая машинка с черной лентой. Исправления должны делаться только чёрными чернилами. Вот целый набор маленьких причуд, которые, конечно же, относятся к разряду препятствий, возводимых перед самим собой".

На просьбу к  Виктору  Игнатикову собравшихся  и заполнивших  читальный зал  Национальной библиотеки  любителей поэзии подробней рассказать  о себе и своём хобби, герой  творческого вечера охотно поделился  со слушателями своим свеженьким эссе «Шестьдесят семь». Это была не просто «исповедь хулигана» —  это был откровенный разговор по душам, полный искренности, самоиронии и доброго чувства к  творческим людям, весело и креативно перешагнувшим рубеж зрелости, судите сами:

            «Шестьдесят семь — это хорошо или плохо? Шестьдесят семь — это двадцатое простое число. А двадцать — это число круглое. Не юбилейное, конечно, но всё равно, значимое. 
            Не сказать, чтобы я был таким уж не целованным мальчиком, когда мне было двадцать, но огонь, воду, медные трубы и твердокаменный характер любимой тёщи ещё не прошёл. Когда мне было двадцать, я был изрядным шалопаем с гонором не по достижениям, цветником любимых девиц, вечными долгами и четырьмя хвостами за второй курс стройфака. Но это совсем другая история. 
            Шестьдесят семь — это двадцатое простое число. Ни с кем, кроме себя и какой-то непонятной, зачуханной, утконосой единицы,  не желающее делиться. В отличие от меня, готового без всякой жалости отдать последнее, лишь бы не слышать нытья менее удачливого товарища. Видимо, потому и сам я, переваливший в последнюю четверть (я надеюсь!) своей тормошной   жизни, не нажил ничего существенного, кроме трёх инфарктов, инсульта и больных ног.
            Шестьдесят семь — это двадцатое простое число. Только, какое же оно простое?! Если вычислить его числовой корень, то есть к шестёрке прибавить семёрку, получится чёртова дюжина, тринадцать. Во мне тоже есть что-то от чёрта, и потому тринадцать для меня число счастливое. В тринадцать лет я первый раз серьёзно влюбился, настолько серьёзно, что не спал ночами, писал сумасшедшие стихи, которые тщательно прятал от всех, и, главным образом, от своей пассии. В тринадцать лет я поднялся на первую свою вершину — двухтысячник Каржантау в окрестностях Ташкента.  За жизнь я побывал в тринадцати (тьфу, тьфу, тьфу!) серьёзных авариях и из всех тринадцати вышел без единой царапины. И наконец, моей половиной стала тринадцатая моя невеста. Видимо, первые двенадцать за период нашего общения успевали убедиться, насколько я несерьёзный, ветреный парень, и от греха подальше находили другого.  
            Если производное от шестидесяти семи — тринадцать — снова разложить на цифры и сложить, то получится четыре, число само по себе замечательное. Прежде всего, тем, что это первый квадрат целого числа после единицы. И единственный среди чисел равный результат от сложения и умножения двух одинаковых своих множителей. А если от тринадцати отнять четыре, то получится девять. Именно столько муз даже не приходят ко мне, а живут во мне. 
            Клио не даёт мне забыть, что в жизни случалось со мной или около меня, а Каллиопа помогает должным образом преподнести это восторженным читательницам.
            Терпсихора учит считать до трёх и кружить своих пассий в напевном вальсе, а Евтерпа наполняет этот вальс изумительными звуками арфы и горловым контральто.
            Полигимния подсказывает, как кружить головы экзальтированным дамам сладкими речами, а Эрато нашёптывает, как превратить эти речи в не менее сладкие стихи.
            Мельпомена  наглядно показывает ожидающиеся жизненные невзгоды, а Талия позволяет превратить эти невзгоды в фарс и выйти сухим из самой мокрой ситуации.
            А Урания напоминает, что я правнук Платона, да-да, Платона Ивановича. И даёт возможность смотреть на жизнь через призму накопленных знаний.
            И только сверхсовременная десятая муза — муза кино, у которой и имени пока нету, не нашла местечка в моём сердце. Ну, не терплю я тысячесерийную халтуру, в которой можно спокойно пропустить сотню серий и ничего при этом не потерять.
            Шестьдесят семь — это двадцатое простое число. Очень для меня значимое число. Хотя бы, потому что второго такого двадцатого простого числа в ряду чисел нет. И ещё потому, что мне сегодня шестьдесят семь. И я надеюсь, что впереди ещё хотя бы четверть жизни.
      Ташкент,  19.02 – 01.03. 15

Особенно тепло публика восприняла два биографических  стихотворения В. Игнатикова: «Тридцать восьмая параллель» и "Эдельвейсы». Цитирование первого  стихотворения заняло бы слишком много места в статье, а вот другое можно предложить на суд читателей. Наверняка это произведение  никого не оставит равнодушным и многих вдохновит написать музыку к этим певучим и свежим стихам, как  прозрачный  ароматный воздух на альпийских лугах:

 

 Тропка, тропка, в поднебесье вейся!

Друг-товарищ, не сочти за труд!

Видишь, словно звёзды, эдельвейсы

Под вершиной солнечной цветут?

 

Путь до них не очень-то и гладкий —

Кручи, скалы — жизнь не дорога!

Ты с утра оставь рюкзак в палатке

И шагай в альпийские луга.

 

Пусть вскипает кровь адреналином.

Пусть пугает грозных туч парад —

Будет для тебя твоя вершина

Лучшею из мыслимых наград!

 

Там, вверху, всегда сияет солнце,

Там, вершиной горной красоты,

Из под ног бегут до горизонта

Голубые горные хребты.

 

Там полёт души и ветра пенье,

И цветы, что лучше в мире нет!

Поклонись их пряному цветенью,

От меня им передай привет!

 

Я и сам бы вылез из берлоги

Да махнул бы к белым облакам…

Жалко только, не пускают ноги,

Жалко, не подъёмный я пока.

 

Я опять застрял на перепутье

Непонятных, не моих дорог.

Оплели, связали злые путы

И не выпускают за порог.

 

Жизнь-судьба — пустые разговоры —

Не спеши и громко не дыши...

Мне бы снова в голубые горы

Подышать романтикой вершин...

Ташкент, 12. 02. 13

 

Наша жизнь наполнена новыми открытиями, встречами и общением со старыми друзьями. Нас вдохновляет и спасает от  душевной хандры в текучке житейских проблем хорошая книга или музыка, новый спектакль и подобные творческие встречи с интересными людьми. В ответ  благодарные  слушатели отвечали  героям незабываемой творческой встречи кратким пожатием руки, букетиком весенних нарциссов. Руководство Национальной библиотеки Узбекистана имени А. Навои преподнесло  выступавшим  скромные подарки, а  Дания Рысаева от имени  благодарных поклонников торжественно прочитала   свои акростихи Виктору Игнатикову и Геннадию Арефьеву. Один из них завершался  призывными словами: «Вот вам пример — надо строить, надо творить и мечтать!»  Почему бы и нет, когда такие люди у нас в Ташкенте есть!

 

2015

 ................................................

28 июля 2024 г. Виктор Игнатиков после продолжительной болезни, последствия перенесённого инсульта, ушёл из жизни. Одно из его последних стихотворений – «У аналоя...», посвящено его братишке Жене и написано в виде отзыва на стихотворение "Шестая свеча" Андрея Большакова[1]:

 *   *   *

У аналоя молча погрущу,

Перекрещусь на светлые иконы

И накануне подожгу свечу –

Я вновь к тебе, братишка мой, с поклоном.

Вздохну тихонько, истинно скорбя,

И помолюсь, в себе греховность руша…

Мне туго здесь на свете без тебя

И некому открыть смурную душу.

 

С тобой горела светлая заря,

Не в тягость были долгие дороги,

А без тебя уходят годы зря,

И не несут на свет больные ноги.

Мне далеко сегодня до весны,

И время жизни сократилось вдвое,

А ты приходишь в пасмурные сны

И будто манишь выйти за тобою.

 

Мой рваный путь к концу не больно лих,

И жизнь, сказать, по-прежнему убога.

Но я живу на свете за двоих,

Я нужен здесь, а не в раю у Бога.

Но мой к концу подходит долгий век,

Пора играть "Славянку" на заставе.

Когда-нибудь хороший человек

И за меня свечу в канун поставит…

 

      Ташкент, 11-13.04.2019. Дополнено 3.04.2024

Виктор Игнатиков

 

Дания Рысаева. «Ещё одна тяжёлая утрата... Как трудно осознать, что нет больше с нами Виктора Николаевича Игнатикова, светлого человека, талантливого Поэта, жизнелюба, оптимиста. ... Светлая память нашему другу»:

 

В ектор его интересов

                разнонаправлен! Однако,

И скусство, наука, туризм

                сдались на милость  атаке!

К ак очарованный кваркер[2],

                жизнь замесил свою круто,

Т еорию с практикой вместе!

                И не сойдет он с маршрута.

О блик обманчив – серьезен,

                но пошутить так умеет!..

Р авно стихами и прозой

                мастерски  с детства владеет.

 

И наче жить не способен,

                только всегда в самой буче!

Г оры его наши знают,

                знают пустыни и кручи,

Н ивой его вдохновенья

                стала родная стихира!

А х, раздвигаются стены

                до горизонтов в квартире!

Т ворчества радость прекрасна!

                Тяжки усилья, но сладки…

И скрой сверкнуть могут быстрой

                и вдруг сгореть мигом кратким…

К вантом, волной ли жизнь мчится?

                Как ей хозяином стать?..

О коло чтоб не крутиться,

                чтобы подачек не ждать ?.. 

В от вам пример – надо строить,

                надо творить и мечтать!

 

02.01.2013

 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

 

                       Памяти поэта Виктора Игнатикова

 

Свечу зажгите и давайте помолчим…

Пусть тишина его стихи нам дочитает.

В них был его неповторимый яркий мир,

В котором доброта всегда зло побеждает.

Я не общался, не был близким другом, но

Его уход, как все, воспринимаю с болью.

Нас стихотворное роднило ремесло,

Не все поймут сегодня, что это такое.

Теперь ушёл туда, куда живым нельзя.

Оставив на земле стихи и память светлую.

Давайте же минуту помолчим, друзья,

Доверив тишине прочесть то сокровенное,

Что он нам напоследок завещал в стихах,

Которые хранить в своей мы будем памяти,

А у меня сейчас лишь слёзы на глазах,

И губы шепчут слово горькое: "Прощайте!"

28.07.2024

Александр Евсеев (Саня ЛИРИК)

 

Андрей Евсеевич Слоним: «Ещё одна тяжкая утрата июля... Светлый и добрый, и весьма талантливый Человек ушел... Мир светлой душе его... Да пребудет память наша о нем чистой, светлой, долгой...

 Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана


[1] http://www.stihi.ru/2014/12/08/3563; http://www.stihi.ru/avtor/abdusik

 [2]  Очарованный кваркер - любитель очарованных кварков, почитатель очаровательных квартетов и знаток квакеров :)))))

воскресенье, 28 июля 2024 г.

Ушёл в последний путь фоторепортёр Рустам Шагаев

 


Портрет Рустама Шагаева автора Инны Сандлер

25 июля 2024 г. ушёл из жизни талантливый фотохудожник, фотодокументалист, публицист, член секции фотохудожников Академии художеств Узбекистана Рустам Шагаев.

Рустам Шагаев родился в Ташкенте. Окончил факультет журналистики ТашГУ (ныне НУУз). Работал фотокорреспондентом УзА. Энергичный, целеустремлённый, лёгкий на подъем, он всегда был в гуще событий, его камера постоянно находила интересные ракурсы происходящего, выявляла героев. Он был не просто фотограф – его репортажи, очерки и эссе помогали людям увидеть яркие и интересные аспекты происходящих событий в жизни Узбекистана. Автор многих фотовыставок и публикаций в республиканской периодической печати, он внёс весомую лепту в продвижение образа Узбекистана далеко за рубежом нашей страны. Его работы вошли во многие солидные иллюстрированные издания об Узбекистане: они рассказывают об её истории и людях, которые создают современный облик страны.

Он был оптимистом, часто шутил: «Меньше слов — дешевле телеграмма», - вспоминает о нём Евгений Скляревский. Дома собрал коллекцию живописи, которой может позавидовать любой музей. Фотографии Рустама «ушли в жизнь», бесконечно копируются, особенно его «Аскиячи», «Девушка с бешиком на голове»; «Голубки в Мазари-Шариф»; «Портрет Александра Файнберга», который бережно хранит в своей квартире жена поэта – Инна Глебовна Коваль.



Евгений Мельников. Рузы Чарыев в саду. Из коллекции Рустама Шагаева.

Его искусство фотографии знакомо людям по немалому числу его персональных выставок: «Дети — наше будущее» и «Афганский дневник», «Жемчужина Востока» и «Узбекистан: традиции и современность», «Махалля». Фотовыставка «Профессия — репортёр», открытая 10.03.13 в ТДФ,  посвящённая 60-летию журналиста, стала крупным событием для любителей фотографии, фотодокументалистики в целом. Рустам Шагаев отобрал для неё 60 фотографий из богатейшего архива журналиста, созданного за сорок лет работы. На его фото были запечатлены Узбекистан, Афганистан, Вьетнам, Сирия и Франция, где он успел побывать в творческих командировках. Также в экспозиции была представлена часть уникальной коллекции живописи и графики, собранной Рустамом Шагаевым.  Всё началось в 1970 году, когда он подружился с художником Рузы Чарыевым. Тот подсказал ему заняться коллекционированием живописи и графики. И он послушался этого мудрого совета, помогал художникам в подготовке каталогов, буклетов и книг — а в обмен собирал их работы.


На персональной выставке Р. Шагаева "Профессия - репортёр"  с Инной Коваль, Олегом Бордовским, Светланой Клокотовой.

В самый жаркий день «чилля» -  25 июля 2024 года - фоторепортёр Рустам Шагаев ушёл в последний путь, оставив богатое художественное наследие фотожурналистики, которое всегда будет напоминать о нём – большом и неравнодушном художнике, влюблённом в Узбекистан. Светлая память нашему соотечественнику и коллеге… Будем помнить…


С телерадиожурналистом, рук. сайта "Культура.Уз"  Борисом Бабаевым на выставке "Профессия - репортёр" в ТДФ - 10.03.13

Читайте о персональной выставке Рустама Шагаева «Профессия-репортёр» в моём репортаже «ЖИВОЕ ДЫХАНИЕ ПЛАНЕТЫ ЛЮДЕЙ, или МУЗЫКА НЕБЕСНЫХ СФЕР»[1]

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

 



[1] Близкое эхо

понедельник, 11 марта 2013 г.

Живое дыхание планеты людей, или музыка небесных сфер

http://guarik-guhar.blogspot.com/2013/03/blog-post_11.html


воскресенье, 7 июля 2024 г.

Заключительный вокально-поэтический вечер в епархии: "Взметнись, душа, оковы разорвав..."

 


        В минувшую пятницу – 05.07.24 – любители классической музыки и поэзии собрались в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ. Здесь состоялся завершающий концертный сезон вокально-поэтический вечер отдела по культуре "Сретенье": "Взметнись, душа, оковы разорвав...". По сути своей, это была генеральная репетиция программы предстоящей уже восьмой поездки группы ведущих солистов ГАБТ им. А. Навои во главе с режиссёром-постановщиком театра, заслуженным деятелем искусств  Узбекистана – Андреем Слонимом в Екатеринбург и Алапаевск. Там 17-18 июля должна проходить ежегодная международная акция «Царские дни», посвящённая памяти казнённой большевиками в 1918 году семьи императора Николая II в Епатьевском доме в Екатеринбурге.

   Программа концерта, по благословению  митрополита Ташкентского и Узбекистанского  Викентия, была нацелена на раскрытие в различных произведениях порыва души к свету и её борьбы с различными препятствиями, искушениями, искривлениями принятых устоев. В программе прозвучали лучшие произведения мировой оперной классики, романсовая лирика, песни. В вечере были заняты ведущие солисты ГАБТ имени  Алишера Навои - Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Анжилика Мухаметзянова (лирико-колоратурное сопрано), Бекзот Садыков (тенор), Марина Полякова (драматическое сопрано), Галина Голубкова (сопрано). Весь вечер за роялем была музыкальный руководитель и концертмейстер - дипломант международных конкурсов Людмила Слоним. Вёл концерт автор проекта и композиции, режиссёр и ведущий – заслуженный деятель искусств  Республики Узбекистан Андрей Слоним.



          Прологом ко всей программе вечера послужило стихотворение Андрея Слонима в авторском исполнении «Взметнись, душа, оковы разорвав…». Дуэт Анжилики Мухаметзяновой и Анастасия Юдиной на тему «Хочу молиться…» автора музыки и стихов митрополита Серафима (Чичагов) настроил публику на возвышенный духовный лад. Душа открылась для восприятия духовной музыки, которую несли людям в самозабвенном исполнении артисты ГАБТ им. А. Навои.




         Романс Александра Алябьева (стихи А. Бистрома из И.- В. Гёте) «Я вижу образ Твой…» в исполнении А. Юдиной соединял небо и землю. «Бедный певец» Михаила Глинки (стихи В. Жуковского) в эмоциональной интерпретации   Галины Голубковой стремился попасть как можно «скорей, скорей в обитель мира». Романс Сергея Рахманинова на стихи М. Давидовой «Я жду тебя!» в непосредственной подаче Марины Поляковой свежо напомнил зрителям о муках ожидания возлюбленного : «Я жду, терзаясь и любя, / Считаю каждые мгновенья! / Полна тоски и нетерпенья, / Я жду тебя!» Анастасия Юдина, исполняя романс Людмилы Слоним на стихи Александра Блока «Когда в листве сырой и ржавой…» отобразила вокалом взлёты и падения начала ХХ века.


   Бекзот Садыков со свойственной ему страстностью исполнил монолог лирического героя романса Сергея Рахманинова на стихи Г. Галиной «Как мне больно!..», в котором есть такие слова: «Как мне больно, /  Как хочется жить… / Как свежа и душиста весна! / Нет! не в силах я сердце убить
В эту ночь голубую без сна». Анжилика Мухаметзянова сентиментально преподнесла страдания влюблённой героини, горюющей о несостоявшейся встрече с любимым в романсе Модеста Мусоргского на стихи В. Курочкина: «Но если бы с тобою я встретиться могла…» из цикла «Юные годы». В этот вечер ведущие солисты ГАБТ им. А Навои представили ещё много русских романсов, подкреплённых поэзией Серебряного века, так что на концерте царила романтическая атмосфера конца
XIX - начала ХХ веков.


Зрители тепло встретили мелодекламации, подготовленные Андреем (декламация) и Людмилой  (музыкальное сопровождение) Слонимами: стихотворения в прозе И.С Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» (музыка Антона Аренского); «Чеховский домик» Юрия  Левитанского (музыка Дм. Шостаковича). Стихи в музыкальном сопровождении звучали совершенно по-новому, проникая в сердца людей.

          Программа вечера была обогащена отрывками из классических опер: «Пиковая дама» П.И. Чайковского; «Руслан и Людмила» Михаила Глинки; «Сельская честь» Пьетро Масканьи; «В бурю» Тихона Хренникова; «Тоска» Джакомо Пуччини; «Снегурочка» П. Чайковского. Эту часть программы дополнили сатирический моноспектакль «Гопак» в ярком гротескном исполнении Марины Поляковой; «Вокализ»  Сергея Рахманинова и русская народная песня «Травушка-муравушка» в исполнении Анжилики Мухаметзяновой в ансамбле с Людмилой Слоним.

Вокально-поэтический вечер в епархии многим страждущим зрителям в какой-то мере дал понять «законы мироздания», всеединство человека и  Бога, и определить  собственную картину мира. Однако стихотворение Андрея  Слонима «Опять вопрос… Вновь в поисках ответов», прозвучавшее уже под занавес, подвело неожиданный итог тому, что было заявлено в начале вечера: душа наша никогда не успокоится в её порывах к свободе и свету, поисках высокого смысла наших терзаний и стремлений к идеалу. Как сказал «трагический тенор эпохи» Александр Блок: «И вечный бой, / покой нам только снится…»

После двухчасового концерта благодарные зрители подходили к Андрею Евсеевичу и Людмиле Васильевне Слонимам и желали им и всей  группе ведущих солистов ГАБТ им. А. Навои успешной поездки на Урал, творческой энергии и вдохновения для участия в «Царских музыкальных вечерах»: вокально-поэтические концерты пройдут уже очень скоро – 17 и 18 июля  этого года в Алапаевске и Екатеринбурге. В добрый путь!..

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана

Фото   Ольги Афониной и Светланы Руденко

 

 

суббота, 6 июля 2024 г.

«Праздник, который всегда с тобой»: Франция в фотообъективе Бобура Алимходжаева

 


                В Ташкентском доме фотографии при АХУз  03.07.24 открылась персональная фотовыставка Бобура Алимходжаева, организованная  Посольством Франции в Узбекистане в партнёрстве с Государственным заслуженным ансамблем народного танца «Бахор» имени М. Тургунбаевой и с Академией художеств Узбекистана. Будучи во Франции несколько раз по служебным делам, фотохудожник приглашает нас в отснятых 44-х фотокартинах пройтись с ним по улицам Парижа и ещё полюбоваться достопримечательностями городов Бурж и Вуарон во Франции. Для художника Париж весь «пропитан искусством». Гуляя по выставочному залу ТДФ, я вспоминала страницы книги американского писателя Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» и вот почему.   


                                                                                           

Книга воспоминаний американского писателя Эрнеста Хемингуэя о его жизни в Париже сопутствовала экскурсии по фотовыставке, потому что, прежде всего, экспозиция была без политики – о значимости окружающей природы, красоте архитектурных сооружений и монументальных памятников, и мирных жителей, радующихся каждому мгновению жизни в гармонии с природой и  историческим обликом городов, в которых они обитают, гуляют, признаются в любви. В книге Хемингуэя описываются первые литературные опыты молодого писателя и его жизнь с первой женой Хедли в 1920-х годах. Идея написать автобиографическую книгу о парижском периоде жизни возникла у Хемингуэя ещё во Франции, а подтолкнули его к возобновлению работы обнаруженные записки, которые он считал безвозвратно потерянными. В августе 1956 года Хемингуэй со своей последней женой Мэри Уэлш Хемингуэй, совершив путешествие по Европе, на обратном пути побывал в Париже. Там писателю вернули два небольших чемодана, которые он забыл в подвале парижского отеля «Риц» ещё в 1928 году. Среди прочих вещей в них находились тетради, в которых Хемингуэй описывал свою жизнь во Франции. Неожиданная находка обрадовала писателя, и он решил продолжить эту работу. Известно, что над последними главами воспоминаний, получивших название «Праздник, который всегда с тобой», писатель работал с осени 1957 по весне 1958 года. Основная идея этой книги заключается вот в этих словах её автора: «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж -- это праздник, который всегда с тобой» - из письма Эрнеста Хемингуэя другу (1950 г.).

          Детство Бобура Алимходжаева прошло в Ташкенте, в махалле «Дом художников» - там, где жили такие светила изобразительного искусства, как Чингиз Ахмаров, Жавлон Умарбеков, Баходир Джалалов и скульптор Дамир Рузибаев, оказавшие особенное влияние на формирование мировоззрения подростка. Бабур окончил Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, увлёкся импрессионизмом. Он изучал работы французских импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Огюста Ренуара. Как могли живописцы Клод Моне и Эдуард Мане запечатлеть свои мимолётные впечатления от созерцания живой природы, как  Эдгар Дега передал элегантность и пластическую красоту танца, как  Огюст Ренуар, «живописец счастья», проповедовал эмоциональность, мимолетность, быстрый живописный набросок (знаменитый «Портрет Жанны Самари»), создаваемый по первому впечатлению – все те задачи, вокруг которых были сосредоточены поиски всех художников-импрессионистов, - так и  Бобур Алимходжаев  в художественной фотографии следовал этим заветам своих далёких заморских кумиров.

          Для этой цели Бобур использовал плёночную камеру для некоторых своих фотографий, чтобы лучше «отразить реальность». У него палитра ярких цветов чередуется с чёрно-белым монохромом и определяет чувство меры фотохудожника, замедляет наш шаг на выставке и формирует калейдоскоп настроений и ощущение присутствия в избранных местах нашего совместного путешествия. На выставке в ТДФ можно замереть и долго наблюдать знаменитую Эйфелеву башню в особом вечернем освещении – символ Парижа. Другое фото приглашает нас пройти в музей Родена и поклониться создателю «Мыслителя» и «Поцелуя». Отель Бирон, очаровательный особняк, окружённый прекрасным садом недалеко от Площади инвалидов в Париже хранит самые прекрасные произведения Огюста Родена, одного из величайших скульпторов конца XIX и начала XX веков. Именно в сказочном цветочном и зелёном парке этого особняка ждёт посетителей главное произведение Родена. В «Мыслителе» Родену удалось передать сильные эмоции, что очень сложно достичь скульптуре.  Благодаря фотоснимкам Бобура, мысленно мы уже переступили порог этого райского скульптурного сада, состоящего из клумбы и розария, занимающего три гектара.




          «Музей Оранжери» на одном из фотоэкспонатов приоткрывает для зрителей волшебное место. Большинство посетителей Музея Оранжери первым делом спешат попасть в Сикстинскую часовню импрессионизма, чтобы в строгой тишине полюбоваться огромными панорамными фресками «Кувшинок» Клода Моне, его  знаменитой картиной «Водяные лилии». Однако было бы неправильно оставить без внимания и произведения других талантливых художников, среди которых можно встретить полотна Пабло Пикассо, Анри Руссо, Поля Гогена, Амедео Модильяни, Мориса Утрилло, Хаима Сутина, Мари Лорансен, Анри Матисса, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна и Альфреда Сислея. Музей Оранжери - это мост в XX век, которого всегда не хватало Парижу и нам с вами, перешагнувшим ХХ век и ныне живущим в начале третьего тысячелетия, которое до конца мы не поняли и не признали.

 





«Музей Орсэ» также привлекает внимание фотохудожника. Музей изобразительных искусств находится в Париже на левом берегу Сены, одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи и скульптуры. Именно здесь можно увидеть серию работ Эдгара Дега, иллюстрирующих искусство балета. На фотовыставке художественный образ Парижа дополняют фасады и интерьеры Центра Помпиду; музей Пикассо; католические уединённые костёлы и кафедральные соборы; городские парки и кафешки; уличные незатейливые сценки с массой людей в непостановочных стихийных кадрах живой жизни парижан.

На вопрос, что привлекает автора персональной выставки в его увлечении фотографией, Бобур искренне и многозначно отвечает: «Красота!». Этой Красотой он хочет поделиться со всеми с помощью фотообъектива. Зрители поневоле влюбляются в Париж и его красивые окрестности, и им уже тоже хочется побывать в этих местах по следам фотографа-любителя, чтобы приобщиться к празднику, который может остаться с ними навсегда. Спешите! Выставка в ТДФ продлится до 12 июля 2024 года.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана




вторник, 2 июля 2024 г.

Феерическое закрытие 51-го театрального сезона в ГТМК (оперетты) Узбекистана: «Мы говорим вам: “До свидания!”»

 

        В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана      30 июня 2024 года состоялся Гала-концерт «Оперетта правит бал», посвящённый закрытию 51-го театрального сезона. Заключительный театрализованный концерт начинался в 17-30, но уже к пяти часам вечера народ стянулся к главному входу театра и активно осаждал в живой очереди кассу, чтобы приобрести оставшиеся билеты на свободные места. Был полный аншлаг, несмотря на духоту в зрительном зале: отдышаться можно было только во время антракта в фойе, где на всю мощность работал кондиционер. Зрители громом аплодисментов встретили руководство и ведущих солистов театра, вышедших перед концертом на авансцену. Главный режиссёр театра Руслан Шерезданов обратился с краткой речью к поклонникам оперетты:

          - Дорогие наши зрители! Сегодня мы видим ваши сияющие лица и глаза и осознаём, что вся наша команда - руководители и артисты Театра оперетты - весь год работала не зря. Минувший 51-ый сезон прошёл в жёстком графике и стремительном насыщенном темпе. Вы следили за нашими премьерами: мы создали и показали на этой сцене много новых спектаклей. Это были экспериментальные работы, классические оперетты,  национальные и детские музыкальные спектакли, международные фестивали и гастрольные поездки и приёмы дорогих гостей из России и других стран СНГ.

          На нашей сцене был поставлен экспериментальный мюзикл «Человек Амфибия» театрального режиссёра, народного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, Георгия Исаакяна. Солисты нашего театра, ведущие мастера сцены, заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков и Диана Шерезданова, побывали с гастролями в Караганде (Казахстан) на XII Открытом фестивале оперетты и мюзикла «DosStar». Наш театр участвовал со спектаклем «Ребёнок напрокат» (А. Эргашев, Ж. Летраз) в VIII Фестивале музыкальных театров России и ближнего зарубежья  «Видеть музыку», который проходил в  Москве,  также принял участие в мероприятиях, посвящённых  празднованию 65-летнего юбилея Новосибирского музыкального театра. В этом праздновании приняли участие театры из России, Узбекистана, Азербайджана и Белоруссии. В апреле этого года прошли гастроли Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях, где состоялись показы музыкальной комедии «Олтин девор» (А. Икрамов, Э. Вахидов).C 26 по 28 апреля 2024 года при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана в рамках празднования 50-летия театра прошёл II Международный форум музыкальных театров «OPERETTA.UZ»,  в котором приняли участие представители музыкальных театров Беларуси, Азербайджана, России и Казахстана.

В новом 52-ом театральном сезоне театр примет участие в Пятом юбилейном Всероссийском театральном фестивале новых музыкальных проектов «Другие берега», который пройдёт в Новосибирске осенью 2024 года. В ноябре 2024 года мы примем участие в Девятом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку», который состоится в Москве. Наш театр также планирует международные гастроли в Беларусь и Азербайджан.

          Каждый из вас догадывается, сколько труда надо внести в представление, чтобы вы, наши зрители, не разочаровывались в своих ожиданиях и уходили из театра с позитивным настроением и желанием прийти сюда ещё не один раз. Мы всё делаем только ради вас!.. Мы ещё не раз вас удивим новыми творческими проектами и звёздами мировой оперетты, которые будут приезжать к нам, и будем продолжать радовать вас весь следующий сезон. Сегодня в честь закрытия 51-го театрального сезона мы для вас собрали интересный музыкальный букет и надеемся, что вы получите максимальное удовольствие от нашего заключительного концерта. Мы желаем вам приятного вечера! С праздником! Всех благ!

В программе концерта прозвучали знаменитые произведения Иоганна Штрауса, Имре Кальмана, Франца Легара, Джакомо Пуччини, Вольфганга Моцарта, а также лучшие сцены и дуэты из спектаклей текущего репертуара, в котором приняли участие ведущие мастера сцены, солисты и артисты балета и хора театра.

Про этого композитора говорили, что настоящую музыкальную комедию он подменил мелодрамой, что отнял у оперетты простодушное веселье старой Вены. Он заставил своих героев и своих слушателей плакать и не прогадал: за пять лет его «Весёлая вдова» прошла 18000 раз, а это значит три с половиной тысячи представлений в год — рекорд, достойный книги Гиннесса. В 2020 году исполнилось 150 лет со дня рождения венгерского композитора и дирижёра, создателя жанра новой венской оперетты Франца Легара (1870-1948). Пролог из оперетты «Весёлая вдова» Франца Легара реализовали на сцене ведущие солисты: Рузанна Акубжанова, Сардор Норматов, Атабек Тажибаев, хор и балет театра. Остроумные Куплеты Негоша из оперетты «Весёлая вдова» воплотил на сцене Феруз Сафаров. Дуэт Ганны и Данило из оперетты «Весёлая Вдова» непринуждённо спели Елена Баронина и Валерий Климов. Свою изюминку раскрыла зрителям Диана Шерезданова в сопровождении балета театра, исполнив Арию Джудитты из оперетты «Джудитта» Ф. Легара.

Эти яркие образы на сцене помогал воплощать солистам театра влюблённый в свою профессию лауреат международного конкурса симфонических дирижёров – Бобомурод Худойкулов. Для самого молодого дирижёра в Узбекистане каждый спектакль и концерт – уникальная школа: он умеет слушать и слышать солиста и работает по принципу немецкого дирижёра Ганса фон Бюлова: «Хороший дирижёр держит партитуру в голове, а плохой - голову в партитуре». С его приходом в театр классическая музыка заиграла новыми современными гранями и словно взорвала изнутри волшебством странный, многоликий и прелестный жанр оперетты! Публика аплодировала симфоническому оркестру и двум дирижёрам – Бобомуроду Худойкулову и  Сухробу Раджабову отдельно после концерта, одаривая их и оркестрантов букетами летних цветов.

В ходе программы солисты театра нередко демонстрировали своё честолюбивое желание и технические возможности превозмочь самих себя. Олеся Зварцева (сопрано) вынесла на сцену боль и страдание, выразительно исполнив Арию Флории Тоски из оперы «Тоска» Дж. Пуччини на итальянском языке, передав зрителям в одной арии великую историю любви певицы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси и предательства начальника полиции Скарпиа. Не менее драматично в её преломлении прозвучала на итальянском языке Ария Чио-Чио-Сан из «монооперы» «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, как часто называют специалисты это произведение из-за нечеловечески прекрасной музыки «только одной партии для одной великой певицы».

Как всегда, была неповторима, вдохновенна, легка в движении и гибка в пластическом рисунке артистичная Рузанна Акубжанова. Пышные габариты ведущей солистки не мешали ей быть на высоте и легко брать самые высокие ноты в «Вальсе Джульетты» из оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и достаточно хорошо известной любовной песне-вальсе "Поцелуй" для сопрано и симфонического оркестра композитора ХХ в. - Луиджи Ардити.

Российский театровед А. Владимирская в своей книге «Оперетта. Звёздные часы» отмечает: «В опере музыка несёт на себе всё; в оперетте же она подключается время от времени, выступает в самых разных функциях: то как легкая ретушь эмоций, то как ритмическая сетка танца, то как мощный рычаг, выносящий к зрителю вал чувств. Какой это экзамен для актёрской техники, искренности и темперамента! Отсюда — резкие перепады сценических «температур». Мгновенные броски от драматического напряжения, романтической приподнятости до вакхического упоения или безумствующей буффонады». Заключительный театрализованный концерт в ГТМК (оперетты) Узбекистана прекрасно воплотил всю богатую палитру лёгкого жанра и ещё раз подтвердил: «Оперетта не умирает!»

На сцене ярко проявили себя преимущественно молодые и уже признанные ведущие солисты. Среди них: Бабур Чулиев, великолепно исполнивший песню на итальянском языке из репертуара Андреа Бочелли –«Love In Portofino» («Я нашёл свою любовь в Портофино») и «Арабское танго» из репертуара Батыра Закирова; Регина Зарипова и Валерий Климов, подарившие зрителям Дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан» В. Моцарта; Шерхон Нурушев - Арии Тахира из оперы «Тахир и Зухра» (Т. Джалилов, Б. Бровцын) и Елена Баронина (Ф. Реймонд. Чардаш Юлишки из оперетты «Маска в голубом»; «Bessame Mucho» - Елена Баронина и хор театра) в сопровождении оркестра под управлением дирижёра Сухроба Раджабова, открывшие новые краски в классических партиях и хитах нашего времени.

Другие участники программы, более зрелые, уверенно чувствовали себя на сцене в различных острохарактерных, комедийных и сатирических партиях: это заслуженный артист Узбекистана Суръат  Артыков и ведущая солистка, мастер сцены, кавалер ордена «Дустлик», Наталья Салихова, в искромётной комедийной Сцене и дуэте Прони и Голохвастого из музыкальной комедии «Любовный вертеж» (В. Ильин, В. Лукашов); трио ведущих солистов театра: Диана Шерезданова, Суръат Артыков и Валерий Климов, совершенно в классическом стиле лёгкого жанра представивших Сцену и терцет Мариетты, Филиппа и Наполеона из оперетты «Баядера» Имре Кальмана. Успех этого творения венгерского композитора обеспечила музыка, сочетающая  восточные мотивы с современными автору танцевальными мелодиями (фокстроттустепшимми, вальс-бостон, джаз), что дало выступавшим солистам  искромётно выразить себя в вокале и хореографии. Зрители долго аплодировали Фирдавсу Садиллоеву в сопровождении хора театра, совершенно по-новому исполнившему «Ноктюрн» А. Бабаджаняна в вольной джазовой интерпретации оркестра под руководством дирижёра Бобомурода Худойкулова. Этому же солисту и хору принадлежит обновлённая трактовка Песни из к/ф «Крестный отец» «Parla Piu Piano», высоко оценённая зрителями возгласами «Браво!». Надолго запомнятся зрителям Песня из репертуара Б. Закирова «Я встретил девушку»: её исполнил заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков и ведущая солистка балета театра – непревзойдённая Гульмира Мамбекова; а также Русская народная песня «Дорогой длинною» в исполнении Дианы Шерездановой и артистов балета в духе цыганских напевов и танцев. Популярная в народе песня на основе русского романса, написанная Борисом Фоминым (музыка) и Константином Подревским (слова), также существует как вариант текста Павла Германа. Романс был написан в 1924 году и очень скоро завоевал необыкновенную любовь и стал весьма популярен среди русских эмигрантов. Самые ранние записи этой песни были сделаны Александром Вертинским (1926) и Тамарой Церетели (1929): она остаётся очень популярной в России и в нашей стране с 20-х годов прошлого века, благодаря душевности стихов и широкой распевной мелодии. 

Программу украсили Сцена и дуэт Телли и Велли из музыкальной  комедии «Аршин малалан» У. Гаджибекова (Зинаида Тупикова и Феруз Сафаров) и Ария Аскера из музыкальной комедии «Аршин малалан» - Бабур Чулиев,  дирижёр Сухроб Раджабов. Наши артисты нисколько не уступали в национальной трактовке комедийных сюжетов и партий, выписанных  первоначально Узеиром Гаджибековым, и в будущем сезоне готовы показать легендарный спектакль на гастролях в Баку на  сцене Азербайджанского государственного академического музыкального театра.

Нынешнее руководство театра придаёт большое значение обменным гастролям. Их было немало в минувшем сезоне! Зрители, благодаря международным фестивалям музыкального искусства, проходящим в Ташкенте и ближнем зарубежье, знакомятся с новыми вокальными и хореографическими школами, с иным уровнем режиссуры и декорационно-оформительского искусства. Всё это только подогревает интерес к оперетте – «этой взбалмошной «падчерице муз» (А. Владимирская) даже у скептиков.

Уже под занавес Ифода Алижанова и Феруза  Мирзалиева исполнили песню о цветущем Ташкенте «Гузаль Тошкент» на узбекском языке в сопровождении оркестра под управлением дирижёра Бобомурода Худойкулова и красочной видео-панорамы современной узбекской столицы.

Завершила программу праздничная «Карамболина» из последних шедевров Имре Кальмана - оперетты «Фиалка Монмартра». Её весело и красочно исполнили все участники - солисты, хор и балет театра. Концерт, завершающий 51-ый сезон в ГТМК (оперетты) Узбекистана,  продемонстрировал весь арсенал театра, все его богатства, каждое из которых было представлено в концентрированном виде. Это был праздник веселья, любви, добра и красоты, который надолго останется в сердцах зрителей как  победный звон звёздных часов минувшего сезона.

Осталось сказать, что проводниками этого волшебного праздника были: ведущие  - Диана Шерезданова и Бабур Чулиев; постановка танцев – главный балетмейстер, заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева; главный хормейстер – Яна Карабанова; режиссёр-постановщик – Руслан Шерезданов. Публика в финале концерта устроила артистам оперетты и организаторам праздника долгую овацию стоя.

 Гуарик Багдасарова, искусствовед, член Союза журналистов Узбекистана

Фото предоставил ГТМК (оперетты) Узбекистана