среда, 11 декабря 2019 г.

Почему ретровыставка «ALMA-MATER» в АХУз вызвала всеобщий интерес у специалистов и простых зрителей?



         В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана вторую неделю проходит ретроспективная выставка «Альма-Матер» произведений художников Узбекистана – выпускников российских художественных ВУЗов. Организаторами уникальной обширной, мощной по обилию талантов и стилистическому разнообразию, экспозиции выступили Представительство Россотрудничества в Узбекистане, Объединение выпускников российских (советских) вузов Узбекистана, Дирекция  художественных выставок,  Академия художеств Узбекистана.




         В торжественной церемонии открытия 29 ноября 2019 г. приняли участие представители Российского центра науки и культуры в Ташкенте, председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нуритдинов, председатель объединения выпускников российских (советских) вузов Сайёра Ходжаева, искусствовед, куратор выставки Эльмира Ахмедова, заслуженные деятели искусств Узбекистана, соотечественники, СМИ. В сопровождении струнного квартета гости смогли ознакомиться с многозначительной художественной экспозицией. 




В экспозиции представлено свыше 200 произведений живописи, скульптуры, графики из фондов Дирекции художественных выставок и авторских произведений известных художников Узбекистана. В разные годы ХХ  века они получили образование  в лучших художественных ВУЗах Санкт-Петербурга – в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, ныне Всероссийской Академии художеств,  Высшем художественно-промышленном училище им. В. Мухиной  (б. Штиглица);   в московских художественных ВУЗах - Государственном художественном институте им. В. Сурикова, Московском художественном училище им. М. Калинина (б. Строгановское), во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИКе), Московском художественном училище им. 1905 года и других российских художественных учебных заведениях. Это созвездие имён, определявших пути развития отечественного искусства на протяжении целого столетия и заложивших основу школы  современного изобразительного искусства Узбекистана.






Станковые формы изобразительного искусства, возникшие в творчестве художников-узбеков  лишь в конце 20-х, начале 30-х годов прошлого века, благодаря мощному процессу культурного взаимодействия  и профессионального художественного образования получили своё  широкое развитие.  Первые педагоги Туркестанской народной художественной школы, организованной в  1919 г. в Ташкенте, - С. Юдин, И. Казаков, А.Н. Волков, И. Головин, А. Исупов. Основатели Самаркандской художественной школы - О. Татевосян, В.  Еремян, Г. Никитин, с 1929 г. -  П. Беньков  и З. Ковалевская  - все они получили профессиональную подготовку в художественных студиях Москвы и Петербурга,  во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, в Пензе и Казани.


Эстафету продолжили художники военного и послевоенного поколения, окончившие  Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Репина – Р. Ахмедов, В. Зеликов, Н. Кузыбаев, Т. Оганесов, М. Саидов,  В. Жмакин, В. Соседов, В. Нечаев. Их старшие коллеги:  П. Ган, А. Гольдрей стали педагогами Ташкентского художественного училища и Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского, ныне Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзода.   


         В наши дни   процесс  художественного образования продолжают выпускники российских ВУЗов: академики  С. Абдуллаев, Б. Джалалов, Н. Ахмедова, Г. Кадыров, С. Рахметов, Дж. Умарбеков, педагоги Г. Артыков, З. Рахимова, А. Хатамов, С. Ахмедов.  


       Искусство Узбекистана, начиная с 20-х годов прошлого века и по настоящее время, развивалось в тесной связи с художественной жизнью Москвы и  Ленинграда – Санкт Петербурга. Русская художественная культура, художники России сыграли главную роль в воспитании первых узбекских художников. Этот процесс длился в течение всей второй трети ХХ века и захватил  все последующие десятилетия. В нем проявилась прочность экономических и культурных связей Средней Азии с Россией, традиции, имеющие вековые корни. Художественные ВУЗы  России - «Альма-Матер»  многих узбекских художников - внесли неоценимый вклад в  славную историю изобразительного искусства Узбекистана, «полную художнического энтузиазма, отмеченную плеядой неповторимых творческих индивидуальностей» (Р.Такташ).  В эти дни любители  изобразительного искусства воочию могут убедиться в этом, побывав на мега-выставке в АХУз.


            На выставке представлены произведения живописи, скульптуры и графики народных художников СССР, народных художников Узбекистана, заслуженных деятелей искусств Узбекистана, профессоров художественных вузов. Выставка охватывает период с 40-х годов прошлого века до наших дней, в ней экспонируются работы последователей русской реалистической школы. При всём обилии выдающихся имён зрелых мастеров, зрителей на выставке не покидает ощущение молодости и новаторства. Молодость опирается на диктат индивидуального восприятия жизни и  субъективное хитроумное  изобразительное построение. Эти молодые художники  в своё время рисковали в выборе содержания и построения художественной формы. Они сомневались, будут ли узнаны и признаны зрителем. Время  вынесло свой вердикт: они и сегодня такие разные и непостижимо сложные, полемически интересные, потому что они - художники. Они не претендовали на роль трибуна или  вождя в современном искусстве, но они стали ими. В своих работах они смогли приблизиться  к человеку и его проблемам, к его многочисленным связям с миром,  сугубо личным и социальным.






Ничего подобного жители и гости узбекской столицы не наблюдали уже давно. Счастливые зрители, кто впервые  попал на вернисаж, приходят в выставочный зал повторно, чтобы после торжественного шумного открытия ещё и ещё раз один на один в полной тишине насладиться работами художников и унести отсюда свет и боль, поиск и неистребимый оптимизм, первозданную красоту творений выдающихся создателей.
Среди таких почитателей в серый будний день 10 12 19, когда на улице непрерывно вторые сутки моросил дождь, на выставке долго рассматривал живописные полотна Баходыра Джалалова  художник, приехавший из Ташкентской области, преподаватель Детской музыкальной школы, Бахтияр Юсупов. Он уже привозил на выставку группу своих учеников, а теперь приехал один и не перестаёт удивляться количеству и качеству талантливых произведений на выставке. Некоторые экспонаты он помнит с юности по музейной экспозиции, Всесоюзной выставке живописи молодёжи (1979) и Республиканской выставке «Показывают молодые» (1980), проходивших  в этом же выставочном зале, в частности произведения Б. Джалалова, Д. Умарбекова, Г. Абдурахманова, В. Ахунова, Ч. Ахмароова и многих других.

         Б. Юсупов подчеркнул взаимосвязанность экспозиции молодых и старых мастеров, подчёркивающая преемственность лучших традиций реализма  в живописи и скульптуре, и пожелал, чтобы как можно больше людей смогли посмотреть эту уникальную выставку, чтобы выставочный зал никогда не пустовал ни в праздничные  дни открытия вернисажей, ни в будничные дни работы.

         Объединение выпускников российских (советских) вузов Узбекистана выразило благодарность Представительству Россотрудничества в Узбекистане за всестороннюю помощь и поддержку в организации данного мероприятия. "Эта масштабная выставка имеет огромное значение, - отметил руководитель РЦНК в Ташкенте В.Н. Шулика, - она демонстрирует исторический срез, преемственность поколений, общее влияние и взаимопроникновение художественной культуры России и Узбекистана". 
         Спешите на выставку: она продолжит работу до конца 2019 года!

Гуарик Багдасарова, искусствовед,
выпускница журфака МГУ им. М.В. Ломоносова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина



Фото автора и Константина Костецкого

Комментариев нет :

Отправить комментарий