среда, 20 мая 2020 г.

По горам Памира на мотоциклах



Один из первых путешественников по Памиро-Алаю оставил потомкам довольно мрачные путевые заметки об этом крае, ныне осаждаемом туристами. Венецианский купец Марко Поло, семь столетий тому назад побывавший на Памире, писал: “Поднимаешься в самое высокое, говорят, место на свете. На том высоком месте между гор находится равнина, по которой течёт славная река. Двенадцать дней едешь по той равнине, называется она Памиром; и во всё время нет ни жилья, ни травы, еду нужно нести с собою...”
В этом описании легко признать один из интереснейших участков высокогорного маршрута, которым прошли новосибирские мототуристы, участники всесоюзного соревнования на лучшее путешествие 1981 года. Это Алай: два гигантских хребта - Алайский и Заалайский - и широкая зелёная долина между ними с низкотравными альпийскими пастбищами, юртами чабанов, кошарами и единственной здесь стержневой рекой Алай, что в переводе с тюркского означает “Красная”.


Наш путь в международный альплагерь “Пик Ленина” проходил через Алайскую долину. Потом мы повернули к Заалайскому хребту, что тянется вдоль южной окраины долины. Этот хребет поражает тем, что он почти от самого подножия снежный, лишь внизу проступает скалистый цоколь. Отдельные пики снежными гигантскими шатрами возвышаются над долиной. В середине этой величавой стены из снега и льда - пик Ленина.
Алайская долина, как предполагают учёные, пережила не одно, а два оледенения. Ближе к подножию пика Ленина тропа, по которой мы ехали, вступила как раз в область древних ледниковых морен. Разительный контраст с полупустынной долиной, оставшейся внизу, позади нас, сразу же бросился в глаза. Киргизы называют эти места “чукурным ландшафтом” (от слова “чукур” - яма).
Чукуры защищают от ветра войлочные юрты, которые словно спустились сюда с вершин, белея снежными шатрами. Рядом под легким навесом от дождя теснятся овцы в кошарах. Сторожевые псы зорко охраняют их, пугая нас громким лаем. В сумерках дымят очаги, и юрты тогда становятся похожи на огнедышащие вулканы. Веками на поверхности древних морен в углублениях скапливалась вода. И поныне сохранилось здесь великое множество озёр прозрачной пресной воды. До глубокой осени обитают на этих бесчисленных ледниковых водоёмах утки, перелетая с одного озера на другое.


Вот вспыхнули на закате последними зарницами снежные вершины, и тотчас вместе с другими собратьями погас пик Ленина. Ранним утром он первым принимает рассвет нового дня, и хотелось увидеть это зрелище. Но нам не повезло. Наутро погода изменилась, пришлось выезжать из альплагеря в дождливый полдень. Промокшие до нитки, мы только к вечеру вернулись в Сары-Таш, откуда должны были выезжать из Алайской долины. В тот же вечер перевал Талдык на высоте 3655 метров отрезал нас от Алая. Это был наш последний перевал на Памире, и было отрадно, что именно там мы встретились с мототуристами из Кемерова. Ребята направлялись через всю Среднюю Азию и Кавказ в Ереван на Всесоюзный слёт молодых инструкторов по мототуризму. Мы пожелали друг другу счастливого пути.


Наш маршрут закончился далеко от Памира - в столице Казахстана - Алма-Ате. Путешествие охватило почти все древние караванные дороги в Афганистан, Индию и Китай, проходившие через Среднюю Азию. Ныне это благоустроенные автомобильные дороги, подарившие нам свыше четырех тысяч километров езды в неизведанное, ежеминутное переживание острой новизны жизни.

Гуарик  Багдасарова, участница мотопутешествия



Комментариев нет :

Отправить комментарий