вторник, 1 декабря 2020 г.

Бомарше и Моцарт: премьера «Женитьбы Фигаро» в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

 


           В минувшую субботу 28 11 20 в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана состоялась феерическая премьера «Женитьбы Фигаро». Музыкальная комедия «Женитьба Фигаро» на протяжении многих лет пользуется огромным успехом благодаря композиции, динамичности и юмору, который не утратил своей свежести. Истинный секрет успеха – в захватывающей жизнелюбивой музыке Моцарта, злободневной комической драматургии Бомарше и, конечно, в характере главного героя: талантливый Фигаро потерпел крушение во всех своих общественных и творческих начинаниях, но он полон достоинства, созидательной силы, жизнелюбия, и главное — он влюблён.



          Главный режиссёр Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана Гульрух  Мухаметжановна Нажидова в эксклюзивном интервью сайту «Культура.Уз» откровенно рассказывает, как долго и ответственно они готовились к реализации мега-проекта в их театре, где впервые эта комедия была поставлена четверть века назад.

-  К таким полотнам как музыкальная комедия в двух действиях «Женитьба Фигаро» приходят режиссёры не сразу: для этого надо иметь достаточно большой багаж. Я десять лет вынашивала эту задумку, хорошо ознакомилась с российским кино - и театральным материалом с участием Александра Анатольевича Ширвиндта и Евгения Миронова в Московском академическом театре Сатиры и только теперь смогла его осуществить, накопив личный девятилетний постановочный опыт в ташкентском театре оперетты.

В нашей постановке мы использовали новый формат: в спектакле звучат оперные партии («живые голоса») В.А.  Моцарта и в одном только эпизоде – Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» в сопровождении нашего оркестра, которым управляет молодой талантливый дирижёр с академическим консерваторским образованием Гайрат Абраров. Богатая музыкальная часть – балетные номера и сложнейшие терцеты в оперных ариях Моцарта, характерные для колоратурного сопрано второй половины XYIII века, - органично соединена с живой, остроумной драматургией Пьера де Бомарше.

Это была командная коллективная работа одной творческой семьи, построенная на взаимопонимании и требующая от всех участников проекта полной самоотдачи. Художественная комиссия в составе представителей Министерства культуры Республики Узбекистан и театральных деятелей Узбекистана достойно оценила наш спектакль, над которым мы начали работать задолго до пандемии, продолжили репетиции в режиме on-line на карантине и смогли выпустить сейчас, благодаря нашим талантливым солистам, самоотверженному дирижёру оркестра.  Думаю, нам удалось подружиться с Амадеем Моцартом: надеюсь, спектакль понравится нашим столичным и зарубежным зрителям, потому что такой мега-постановки в Средней Азии и в России пока ещё не было на театральных подмостках. Тут можно говорить о двух шедеврах мировой культуры, соединённых в одном спектакле.



Дирижёр Гайрат Шавкатович Абраров, совмещающий работу в театре оперетты с преподаванием в ГКУз, подтвердил, что это было очень смелое решение:

- Играть Моцарта – это не только огромное удовольствие, но и большая ответственность, высший пилотаж для оркестра: у нас почти не было никаких отступлений от партитуры Моцарта. Над музыкальным материалом мы начали работу в конце февраля этого года и потом начались репетиции с оркестром, прерванные пандемией. За 10 дней до премьеры мы вспомнили и восстановили весь музыкальный материал, внося в него режиссёрские поправки. В первоначальном замысле Моцарта это должна была быть опера-буфф - «шуточная опера»: об этом нельзя забывать.



Для дирижёра очень важно было в оркестровке добиться взаимодействия текста Бомарше с музыкальной тканью оперы Моцарта, ведь именно вокальные партии, по его мнению, могут стать основой для воссоздания не только характерных персонажей спектакля, но и творческих портретов самих исполнителей. Этот опыт работы в театре Гайрат Абраров готов использовать в своей педагогической практике руководителя оперной студии в ГКУЗ и будущей концертной деятельности, возможно, с труппой театра оперетты. С коллективом у него сложились самые тесные дружеские отношения. В перспективе они вместе с режиссёром Г. Нажидовой хотят поставить на театральной сцене Кармен-сюиту Бизе-Щедрина в форме музыкального спектакля.



Разумеется, это не единственная оригинальная постановка, с которой театр оперетты выходит к зрителям в канун Нового 2021 года. Продолжается работа над детской музыкальной сказкой «Морозко»; в недалёкой перспективе - музыкальная постановка по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». К Новому году театр для взрослых зрителей поставит тематический концерт «Дед Мороз меняет профессию», который со временем должен перерасти в музыкальный спектакль «Иван Васильевич меняет профессию» по Михаилу Булгакову. А уже в новом 2021 году планируются следующие постановки: водевиль «Женитьба Гусара», лирическая комедия «Собака на сене» (Лопе де Вега), музыкальный спектакль «Счастливчик».



Ну, а в преддверии холодной зимы зрители насладились музыкой Моцарта и бессмертными остротами Бомарше, откровенно смеющегося над неистребимыми человеческими слабостями. Действие происходит в течение одного «безумного дня» в замке графа Альмавивы. Его превосходно, в шутовской манере, играет заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков. Домочадцы за это короткое время успевают сплести головокружительную интригу со свадьбами, судами, усыновлением, ревностью и примирением.



Сердце интриги – Фигаро, домоуправитель графа. Молодой актёр театра Валерий Климов с хорошими вокальными данными и широким репертуарным диапазоном в течение спектакля правдоподобно показал разные свойства человеческой натуры – от возвышенной влюблённости до безрассудной ревности. Именно из-за любви на долю его персонажа выпадает «безумный день», в течение которого ему предстоит плести интриги, выкручиваться на суде, обрести потерянных родителей, испытать предательство друга, мнимую измену молодой жены Сюзанны.  Наталья Лапкова отлично справилась с не менее главной, содержательной, ролью невесты Сюзанны и её сложными вокальными партиями в музыкальной комедии: без неё не обходится ни одно событие в замке. Оба героя проходят через все перипетии судьбы, но при этом не теряют веру ни в любовь, ни в самих себя.



          Главным героям помогают в этом поединке больше с комическими, чем серьёзными, житейскими обстоятельствами их дворцовое окружение: графиня Розина – Олеся Зварцева даже в самых смешных ситуациях без сучка и задоринки не теряет своё родовое достоинство и держит прямо голову и аристократическую осанку, а главное, изумительно поёт самые простые и сложные арии, включая знаменитую Каватину Розины из оперы «Севильский цирюльник». Юный Керубино, безутешно влюблённый в графиню, - Бабур Чулиев - смешон всегда – от походки до мимики – в женском и мужском парадном одеянии. Марселина – Тамара Мадонова и её спутник жизни Бартоло – Феруз Сафаров гибко действуют по обстоятельствам и поэтому всегда правы в любом обличье. Антонио - заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов - немногословен, но его реплики вносят сумятицу и путаницу в дворцовый этикет и запутывают всех действующих лиц. Барбарина - Ифода Алижанова, Дубльмен – Хабиб Рахматов, Судья - Константин Морозов – без них спектакль не был бы таким живым, смешным и полноценным. Артисты хора и балета театра придали особый лиризм и исповедальный характер спектаклю.



           Эту оперу Моцарт написал в 1786 году, но история её создания настолько любопытна, что начинать её нужно с 1782 года, и не с Вены, где творил великий Моцарт, а с Парижа, где жил и работал драматург, политик, великолепный часовщик и купец Пьер Огюстен Карон де Бомарше. Бомарше уже сделал себе имя как драматург прекрасным «Севильским цирюльником», все главные герои которого действовали и в новой пьесе. Герои были те же, только вот этого антиаристократического пафоса в «Цирюльнике» не было ещё и следа. Противопоставление живого и энергичного слуги его далеко не глупому, но всем мешающему и распутному господину так явно указывало на всё более обостряющиеся общественно-политические отношения в самой Франции, что автор и его пьеса были обречены на неприятности.



Русская императрица Екатерина II просила запрещённую пьесу для постановки в России, англичане предлагали самые выгодные условия, но все получили отказ. Французский король запретил пьесу, значит, пьеса будет поставлена во Франции — и точка! Многие историки считают, что этот трагикомический поединок сделал для крушения французской монархии больше, чем энциклопедисты и хронический голод среди французского населения. Бомарше вышел победителем в этой борьбе. Так великолепный Фигаро победил всех своих врагов не только на сцене, но и в жизни. «Женитьба Фигаро» с бешеным успехом прошла в «Комеди Франсез», а потом пьеса побила все рекорды по количеству спектаклей, по сборам, по количеству увидевших её зрителей... Достаточно сказать, что эта была первая в истории театра пьеса, которая принесла своему создателю настоящее богатство. А по воздействию на умы современников она не имеет себе равных до сих пор!



Премьера музыкальной комедии «Женитьба Фигаро» имела большой успех и в этот раз и завоевала полный восторг у ташкентских зрителей. Они стоически выдержали низкую температуру помещения старейшего столичного театра оперетты и единодушно аплодировали после спектакля вышедшим на поклон артистам, художнику-постановщику Наталье Глубокиной за  выразительную романскую сценографию, художнику по костюмам  Захро Касымовой за прекрасные дворцовые костюмы в стиле XYIII века и, конечно, режиссёру-новатору Гульрух Нажидовой, и вдохновенному дирижёру Гайрату Абрарову. Надеемся, эту музыкальную комедию-«буфф» ожидает долгая успешная сценическая жизнь в нашей стране и ближнем зарубежье.

 

Гуарик Багдасарова

Фото Баходира Эргашева

Комментариев нет :

Отправить комментарий