Академия Художеств Узбекистана, Творческое
объединение художников, Дирекция художественных выставок, Центральный выставочный
зал представили традиционную XXXY Республиканскую художественную выставку
«Художник и природа». Вернисаж открылся 25 декабря 2020 года в Центральном
выставочном зале АХУз в рамках проекта: «Пять инициатив» и акции «Природа
Узбекистана».
На церемонии открытия выступили председатель СХ Узбекистана Ибрагим Валиходжаев и член СХ Узбекистана, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Валерий Енин, поздравившие всех участников юбилейной экспозиции с наступающим праздником. Ибрагим Валиходжаев рассказал, что более тридцати лет назад началось движение узбекских «барбизонцев» - плэнеристов Узбекистана с традиционным отчётом — творческой выставкой в конце года. Ушли из жизни основатели — Юрий Чернышёв, Евгений Мельников, в этом году – к сожалению, ушёл от нас Хаким Каримович Мирзаахмедов, но их вклад ощутим и сегодня. В память о педагоге, талантливом пейзажисте, чьи работы находятся в различных музеях Узбекистана, Дирекция художественных выставок и его семья представили картины, выполненные старейшим мастером в последние годы. Среди них трогательный зимний пейзаж Хакима Мирзаахмедова с видом на сад «Хурма под снегом», выполненный в этом году.
Валерий Енин, преданный радетель традиционной выставки «Художник и природа» отметил, что в сложных экономических условиях, связанных с пандемией, узбекские художники нашли волю и возможность на карантине работать не покладая рук и достойно представить свои новые произведения на выставке и тем самым продолжить свой творческий путь. У каждого из них возникали проблемы с поездками на пленэр, у некоторых мастеров - были проблемы со здоровьем, но результат налицо. Менялась страна, но выставка продолжает существовать. Я очень рад, что молодые художники, кому сейчас значительно меньше лет, чем возраст традиционной выставки, равняются на старших мастеров и поддерживают реалистические традиции советского искусства.
Барбизонцы
выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами с
участием простых людей, занятых трудом. Эти замечательные живописцы создали
национальный реалистический пейзаж, что имело огромное значение в развитии не
только французского искусства, но и других национальных школ, вставших в XIX
веке на путь реализма. Значение барбизонцев заключается в создании
реалистического пейзажа и подготовке наравне с Коро появления импрессионизма.
Характерным приёмом барбизонской школы, предвосхитившим импрессионизм, было
создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в
ателье.
Изобразительное
искусство независимого Узбекистана на базе французской барбизонской школы и советского
искусства продолжает идти вперёд. Живой реалистический пейзаж продолжает жить и
отражать сегодняшний день: это образы наших современников, всё, что их окружает
и чем они живут: характеры-типажи, быт, различные проявления повседневной жизни
и меняющейся природы в разные времена года. Вы сами увидите, как художники
выражают своё личное отношение к современности в различных жанровых
композициях, многочисленных портретах, натюрмортах и пейзажах.
Валерий
Енин заверил посетителей юбилейной выставки: «Нынешняя обширная экспозиция,
благодаря заместителю директора Дирекции художественных выставок, искусствоведу
Людмиле Кодзаевой, в целом, наглядно доказывает преемственность и развитие
лучших реалистических традиций узбекистанской живописи, заложенных ветеранами
изобразительного искусства, чьё творчество мы обязательно покажем в будущем
году. Приятного просмотра всем вам!»
На выставке были представлены
произведения нескольких поколений художников из различных регионов Республики, преимущественно
отражающие красоту и разнообразие родной природы. Старшее поколение художников
– Римма Гаглоева, Искра Шин, Анвар Мирсагатов, Александр Батыков ещё раз
продемонстрировали зрителям высокое мастерство живописцев. Так, Александр
Батыков в двух зимних пейзажах с изображением плодов хурмы под первым снегом («Первый
снег. Хурма») и трёх любопытных сорок на снегу в другом зимнем этюде («Первый
снег. Яблоки») передал свой талант тонкого наблюдателя природы и жизни пернатых
и выразил в цветовых градациях свою нежную любовь к окружающему миру во всём
его разнообразии.
География путешествий, несмотря на карантин, обширна: в пейзажах отражена природа величественного Бельдерсая и камерного, с мягкими очертаниями предгорий, курортного Акташа, жаркой Сурхандарьи и Кашкадарьи, снежных вершин Чимгана и Камчикского перевала. Но как когда-то в стихотворении «Родина» народный поэт Узбекистана Александр Файнберг выразил свою любовь к укромным уголкам и аулам родного края, который он прошёл в молодости с теодолитом в руках вдоль и поперёк, будучи топографом: «Меж знойными квадратами полей // она легла до горного отрога — гудроновая старая дорога // в тени пирамидальных тополей..», - так и здесь на выставке наряду с величественными пейзажами В. Енина («Зимнее утро», «Озеро Иссык-Куль») и В. Трошиной («Аромат весны») зрителей покоряют своей неяркой красотой милые азиатские дворики и каналы Ташкента с отлогими заросшими ветлой берегами, питающие не одно десятилетие свежей влагой нашу столицу. Среди них выделяются монументальный осенний пейзаж «Бозсу» Анвара Мирсагатова, «Кишлак Тепар» А. Ибрахимова, «Сукок» Агзамходжаева в стиле примитивизма и одноимённый пейзаж в импрессионистической манере А. Турдалиева («Сукок»), вовсе не похожий на своего близнеца; камерные виды придорожных мазанок, окружённых пирамидальными тополями, в осенних огненных пейзажах «После дождя» и «Кишлак «Кадок» Э. Базарова; уютные дворики и дальние укромные уголки нашей бескрайней родины, напоминающие лёгкую летающую кисть Павла Бенькова, в импрессионистических светоносных пейзажах А. Каримова «Солнечный день», С. Юнусова «Байналминал», Х. Саттарова «Тополя»; Абдуллаева Н. «Первый ноябрьский снег», К. Умирзокова «Зимой»; Б. Вахабжонова «Зима в Уйчи» и камерных сочных этюдах З. Фармонова: «Первый снег», «Жаркий день», «Двор дедушки», Возможно, именно о таких забытых Богом местах и гудроновых дорогах с такой любовью говорил А. Файнберг: «Я в юности не раз ходил по ней // с теодолитом и кривой треногой. // Я пил айран в той мазанке убогой, // где и теперь ни окон, ни дверей».
Натюрморты Светланы Шин – «Ирисы», «Рыбки в саду» - отличаются оригинальной строгой композицией и лаконичным густым колоритом от аляповатых «Весенних цветов» Искры Шин, словно художница их писала произвольными ударами кисти по холсту, а вышел в итоге оригинальный букет летних ромашек. Чайные розы З. Гульметова не только поражают свежестью нежных лепестков, но одурманивают своим летним ароматом: трудно оторвать от двух цветочных натюрмортов взгляд. «В саду» Н. Мирсалиховой зрителей притягивают своим буйным сочным цветом, как утренняя заря, розовые флоксы. На выставке, разумеется, нет похожих натюрмортов, даже если они близки по теме: З. Исламшиков представил многопредметную композицию «Арбуз, цветы и фрукты», Ш. Курбонов - «Натюрморт с фруктами»: они оба достойны зрительского внимания и восхищения.
Из
жанровых композиций можно выделить работу В. Енина «Прогуляюсь с телефончиком»,
запечатлевшую юную узбечку, оживлённо болтающую с кем-то по телефону;
компактную групповую композицию «Беседу» А. Оринова. Среди немногочисленных парадных
портретов – «Восточная женщина» Х. Эгамбердиева, изображённая на фоне
исторической монументальной живописи в профиль во весь рост в национальном
наряде, с гордой прямой осанкой, смотрящая вдаль, в истоки культурного наследия,
словно ей нет никакого дела до не отпускающих с неё взгляда многочисленных
зрителей, столпившихся возле картины и горячо обсуждавших её. Х. Эгамбердиев не
лишён юмора: на выставке он также смело представил жанровую композицию
«Свидание»: на ней изображено окно курятника, в котором видны две головки –
петуха и курицы – почему бы и нет? Главное, художник изображает все предметы с
совершенным изяществом и пониманием тончайших законов изобразительного
искусства, поэтому его работы покорили как утончённых специалистов, так и
простых любознательных зрителей.
Художники
не обошли вниманием тему коронавируса. Я. Турсуметов на выставке представил
работу с изображением экзотической формы нового вируса и назвал её «Пандемия». Этот
же художник представил деревянный забор, облепленный красными гранатами, назвав
его просто «Огород». Другой художник изобразил на открытом айване многодетную
узбекскую семью в масках и призывно назвал групповую жанровую композицию:
«Сидите дома!»
Скульпторы представили
оригинальные композиции в разной технике. В. Попов – «Отражение» - вазон,
собранный из металлических прутьев. Известный мастер керамики Назира Кузиева
представила великолепного бычка с округлыми формами и выдвинутой вперёд рогатой
мордой, словно нападающего в корриде на тореадора и назвала свою композицию «Агония
любви». Л. Нестерович вырезала в цветном мраморе совершенно мирного быка и,
видимо, в честь наступающего года назвала его «Новой зарёй». Марина Бородина
наряду со своими коллегами по цеху снова удивила зрителей пластикой формы и
неординарным видением окружающего мира. В экспозиции была представлена графика
Анвара Мамаджанова, поражающая своей тонкостью и виртуозностью.
На открытие выставки, как на большой праздник, пришло много народу: живописцы, искусствоведы, блогеры, студенты художественных вузов. Всем после долгого карантина хотелось пообщаться друг с другом и обменяться мнениями – ведь в споре рождается истина. В целом, ХXXY традиционная выставка «Художник и природа» познакомила нас с новыми интересными произведениями. В большинстве из них мотивы природы воплощены в их первозданном состоянии. В других – преобразованы в яркие фантазийные композиции декоративного характера, как у Татьяны Ли в панно «Перцы» и «Гранаты». Но во всех экспонатах природа является первоисточником, основой, на которую нанизываются творческие замыслы. Выставка «Художник и природа», которая по традиции проводится в ЦВЗ АХУз, закрывает творческий год художников и скульпторов из разных регионов Узбекистана. По итогам работы жюри 15 января 2021 года по окончании выставки её лучшие участники будут награждены ценными подарками и почётными дипломами Академии художеств Узбекистана.
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий