Жизнь – без начала и
конца.
Нас
всех подстерегает случай.
Над
нами – сумрак неминучий,
Иль
ясность божьего лица.
А. Блок. Возмездие. Пролог.
Перед
началом премьерного спектакля 12 03 21 в фойе Государственного театра
музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана было особенно празднично. Играл камерный
ансамбль лёгкие классические вещи: зрители сидели притихшие, меньше, чем
обычно, суетились в ожидании начала спектакля и предвкушали удовольствие от
новой встречи с полюбившимися артистами. Три солиста оперетты – Наргиза
Баратова (Мишлин), Бабур Чулиев (Доминик), Валерий Климов (Клуд) и в придачу к ним солист балета Айдос Нурманов (Деде Шапокляк) должны были анекдотический
сюжет превратить на театральной сцене в захватывающий детектив благодаря
фантазии и атомной энергии режиссёра-постановщика Н.В. Салиховой.
Наталья Салихова пришла в
Театр музыкальной комедии (оперетты) в 19 лет после окончания в 1997 году
актёрской студии при этом театре. Незаурядные актёрские способности и талант
Натальи Салиховой были замечены художественным руководством театра, и она была
зачислена в труппу театра солисткой-вокалисткой. Зрители хорошо помнят её яркие
характерные роли в музыкальной комедии «Аршин мал Алан», где она играла в
народном духе служанку Телли; Милицу в оперетте «Весёлая вдова»; лукавую и
обворожительную сваху Хануму в одноимённой
грузинской музыкальной комедии; знатную леди «Миссис Айнсфорд-Хилл
в мюзикле «Моя прекрасная
леди» и во многих других спектаклях богатого репертуара Государственного театра
музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.
В
2006 году Наталья Салихова окончила Ташкентский государственный педагогический
институт им. Низами, но на этом не остановилась. В ноябре 2018 года студентка
4-го курса факультета «Режиссёр эстрады» Государственного института искусств и
культуры Узбекистана представила на суд зрителей свою выпускную работу — «Ах,
водевиль, водевиль» по пьесе Петра Григорьева «Дочь русского актёра» (Максим
Дунаевский, Леонид Дербенёв) на сцене родного театра. За последних два года
репертуар театра обогатили ещё две постановки Натальи Салиховой: «Золушка» и «Морозко»— музыкальные
сказки для детей.
Весной
этого года Наталья Салихова смело берётся за современную комедию «Счастливчик»
Марсель Беркье-Маринье». Я побеседовала с режиссёром-постановщиком Н.В.
Салиховой: «Какими средствами театральному коллективу удалось банальный
анекдот превратить в феерическую супермузыкальную комедию?»
Наталья
Владимировна с удовольствием поделилась своими режиссёрскими находками с
пользователями сайта «Культура.Уз»:
-
Театр — это жизнь… Театр — это люди, судьбы, взлёты и поиск новых форм. История
театра — это традиции, а традиции – это то, чем мы богаты сегодня. Руководство
нашего театра продолжает работать в четырёх направлениях: классический,
современный, детский и национальный репертуар.
Пьеса
Марсель Беркье-Маринье, дочери известного французского шансонье, – это комедия
положений. Она открывает особый род любовного треугольника: муж, любовник и
выигрышный лотерейный билет. Последний, разумеется, манит — округлостью суммы
(шесть миллионов франков) и заставляет ломать копья и молоть языками. Для дамы
подмена её большим кушем, когда именно он воспринимается с нескрываемым
эротическим восторгом, должна быть обидной. Но женщина из всего способна
извлечь пользу, даже оставаясь посторонней в приступах золотой лихорадки.
Героиня следит за тем, кто и как хочет присвоить билет, и выводит из этой
комической ситуации решение остаться с мужем-неудачником. Она соображает, чем обернётся
любовная лихорадка и из двух «зол» выбирает недотёпу-мужа. Ну, а деньги тем
временем уплывают: владельцем вожделенной суммы становится единственный, кто в
пластике спектакля её достоин, — вор с гибким девичьим телом (Деде Шапокляк,
солист балета).
Неожиданная
интрига постановки Натальи Салиховой заключается в том, что, в конце концов,
главная героиня заполучает не только своего мужа, но и весь лотерейный выигрыш.
Её рассеянный забывчивый муж Клуд забывает переложить деньги из чемодана в сейф
и тем самым спасает их от грабителей. Его наивная вера в удачу и преданность
легкомысленной супруге вознаграждается с лихвой.
Женский
текст оказался близок мировоззрению Н. Салиховой: он полон мыслей об
индивидуальном счастье, и оно кажется возможным, когда веришь в счастливый
случай. Три персонажа верят в него, каждый по-своему: здесь нет проигравших,
даже незадачливый любовник Доминик. Его
правдоподобно играет Бабур Чулиев. Актёр в образе любовника моментально
переходит от головокружительной страсти к замужней особе к нескрываемой
ненависти, от восторга к отчаянию: он потерял в одночасье свой счастливый
лотерейный билет и любовницу вместе с ним, к которой он моментально охладел и,
скорее всего, избавился от ложных иллюзий себе же во благо. Влюблённая брачная
пара в этой буффонаде, которую убедительно играют Наргиза Баратова и Валерий
Климов, остаётся вместе, когда понимает, ведь их счастливый лотерейный билет -
это Любовь!
По
мнению режиссёра-постановщика Н. Салиховой, музыкальная детективная история, с
неожиданными поворотами, шутками и несложными подтекстами, элементами клоунады
представляет особый интерес для зрителя. Лёгкая, вселяющая веру в лучшее
ироническая семейная комедия – пожалуй, самый верный способ отвлечься от
повседневной рутины и насладиться французской музыкой, разнообразными
этническими танцевальными номерами в замечательной постановке заслуженной
артистки Узбекистана Ферузы Исаевой и великолепной игрой актёров, которые легко
и непринуждённо проживают на сцене своих незадачливых героев.
Зрители
уходят из театра с верой в Любовь: «Деньги приходят и уходят - не в них счастье,
а любовь остаётся». Каждый из зрителей под воздействием музыкальной комедии
почувствовал себя потенциальным «Счастливчиком» и ощутил на себе острые стрелы
Купидона из популярной песни Александра Зацепина:
И
страдаем мы от любви,
И
смеется он, и хохочет он,
Злой
шутник, озорник Купидон.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий