Пятнадцатого
марта 2021 года в узбекской столице ушёл из жизни музыкант-самородок Вячеслав Георгиевич Каграманян, многие годы радовавший жителей Ташкента
игрой на дудуке. Он родился 19 марта 1952 г. в многодетной семье профессионального
музыканта Георгия Бахшиевича Каграманяна в Баку. Его отец играл на нескольких национальных
инструментах: зурне, каманче, кларнете, а мама Елена Самсоновна Каграманян любила
за домашней работой напевать армянские народные песни. Отец, помимо основной
работы, играл на свадьбах и похоронах. Вячеслав, отслужив в рядах
Советской Армии в Риге, после демобилизации в Баку работал профессиональным фотографом, но не отказывался от
любого приработка, так как с детства был приучен к физическому труду.
В
конце февраля 1988 года произошли беспорядки на этнической почве в городах
Сумгаит и Баку Азербайджанской ССР. Они сопровождались массовым насилием в
отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением
имущества. Азербайджанские радикалы, спровоцированные националистами, врывались
в дома, избивали, насиловали и убивали мирных людей, не имевших возможности
оказать им сопротивление. Целью погромщиков становились также представители
русского и других народов. Итогом бакинской трагедии явился массовый исход
армянского населения из Азербайджана в Армению, Россию и Узбекистан.
В
советский период армянская диаспора Узбекистана еще более увеличилась, как за
счёт естественного прироста, так и в связи с миграцией отдельных семей и специальным
переселением из Армении. В 1970-х гг. только в крупных городах республики
(Ташкент, Самарканд, Коканд, Андижан, Бухара) проживало более 50 тысяч армян. Армяне внесли заметный вклад в развитие экономики,
искусства, культуры и просвещения республики. Имена наиболее известных из них
навсегда вошли в историю Узбекистана. Среди них народная артистка СССР,
выдающаяся певица и танцовщица Тамара Ханум (1906-1991); народные художники
Узбекистана В.Н. Еремян (1897—1963), О. К. Татевосян (1889—1974), Н.Г. Карахан
(1900—1970), Р.А. Агбальян, Р.П. Аванян (1932); музыкальный деятель А.Н.
Петросянц (создал в 1938 г. Узбекский оркестр реконструированных народных
инструментов); музыковед Т.О. Головянц; «хирург от Бога», «философ по жизни», доктор медицинских
наук, профессор А.Е. Аталиев; ташкентский джаз-ансамбль «Братья Сафаровы и
друзья» с более чем 60-летним музыкальным стажем и многие другие. По состоянию
на 1960 г. среди 207 научных работников Узбекистана армянской национальности
было восемь докторов и 54 кандидата наук, в 1967 г. — уже 12 докторов и 84
кандидата наук; десятки выдающихся спортсменов, чемпионов мира по боксу,
шахматам, футболу, а также руководители крупных производств Узбекистана, в
числе которых Александр Мелкумов, — поныне они учат патриотизму, любви к своему
народу и развитию собственной личности. Поддержание народных традиций в
армянской диаспоре Узбекистана — прекрасная в своей величавой мудрости школа,
способствующая развитию духовных ценностей.
После распада
СССР и образования независимых государств армянская диаспора республики стала
сокращаться, в связи с переселением в другие страны — прежде всего, Армению,
Россию, Украину, США, Францию. По данным 2009 года общая численность армян в
Узбекистане составляет около 70 тысяч человек (50 тысяч из которых граждане
Узбекистана). В основном, этнические армяне проживают в Самарканде, Ташкенте,
Бухаре и других крупных городах Узбекистана.
В нашей
республике функционируют несколько общественных объединений армянской диаспоры.
Деятельность этих организаций, в основном, направлена на разного характера
помощь представителям армянской диаспоры (в том числе юридическую и моральную),
сосредоточена вокруг изучения и распространения армянской культуры и языка. В
1989 году в Ташкенте появился первый в республике Армянский культурный центр
под руководством кандидата исторических наук, автора документальной книги
«Армяне в Средней Азии» Аркадия Агалумовича Григорьянца (1915-1998). Созданные
позже армянские центры, в их числе в Самарканде и Андижане, в 2001 году
объединились с ним в Армянский национальный культурный центр Узбекистана. С
2006 года выходит журнал узбекистанских армян «Деп Апага» — «В будущее»
(главный редактор – Георгий Сааков).
По
инициативе журнала работает клуб «Наш очаг», чьи литературно-музыкальные вечера
в Доме-музее Тамары Ханум стали популярны среди широкой общественности столицы.
При Армянском культурном центре действуют студии изобразительного и прикладного
искусства «Арвест», танцевального — «Эребуни», драматического — «Дар» («Век»).
Спортивная секция центра инициировала проведение турнира по мини-футболу среди
национальных культурных центров, а команда «Апага» трижды становилась
чемпионом. Сборная КВН культурного центра «Ташкентские армяне» прославилась как
чемпион высшей лиги КВН Узбекистана.
Армянские
церкви в Самарканде и Ташкенте — очаги духовности, в сотрудничестве с которыми
центр празднует Рождество, Пасху, старинные традиционные праздники: Тэарндарач,
Вардавар, Освящение винограда и День святых переводчиков.
Как
в далёкие военные годы Узбекистан распахнул двери своих домов 1,5 миллионам
эвакуированных граждан с территорий России, Украины и Белоруссии, временно
захваченных фашистами, так в конце 80-х - 90-ые годы ХХ в. после трагических
погромов армян в Баку и Сумгаите и сокрушительного землетрясения 1988 года в
Спитаке Узбекистан принял сотни беженцев с Закавказья.
Эксперты
отмечают, что для большинства беженцев одним из самых серьезных препятствий для
интеграции в общество является получение достаточного и постоянного дохода.
Хотя уровень безработицы в целом низок, и во многих регионах страны, особенно в
сельской местности, наблюдается нехватка рабочей силы, при доступе к
трудоустройству беженцы сталкиваются с многочисленными препятствиями. За более
или менее высокооплачиваемые рабочие места существует значительная конкуренция,
и часто таковые имеются только в больших городах или в столице. Беженцам сложно
конкурировать с местными гражданами или с русскоговорящими мигрантами, и часто
они предпочитают работать неофициально, несмотря на то, что многие «спюрки» («рассеянное
по свету армянство») имеют среднее специальное или высшее образование.
Беженцы
редко получают работу, которая соответствовала бы их профессиональным
навыкам. Наряду с этим существует и
проблема того, что беженцы, которые работают нелегально, не получают социальных
пособий и пенсий. Они не набирают трудового стажа, и часто им сложно доказать
наличие предыдущего опыта работы, что также влияет на перспективы получения
лучшей работы в будущем. Более того, если человек не может доказать, что он
имел оплачиваемую работу в течение определённого минимального времени, он не
может быть зарегистрированным в качестве безработного и, следовательно, не
имеет права на соответствующее пособие. Большая часть важных услуг, связанных с
трудоустройством, включая дальнейшую подготовку, субсидии для открытия
собственного дела и предоставление работы доступны только для
зарегистрированных лиц. На рынке труда также наблюдаются определённые тенденции
к дискриминации, и работодатели часто предпочитают нанимать местных граждан, а
не беженцев. Существует большое количество заблуждений, к примеру, в отношении
того, что беженцы не имеют права заниматься определёнными видами деятельности,
даже если на деле таковых ограничений и не существует. Также беженцы не всегда
могут продемонстрировать достаточное владение государственным узбекским языком.
Несмотря
на эти сложности, многие беженцы оставались в Узбекистане более десяти лет,
другие – навсегда и хорошо интегрировались в местное сообщество, благодаря
знанию русского языка – средству межнационального общения. Среди них были мои
близкие друзья - семейная династия художников Матевосян во главе с выдающимся
маринистом – Рафаэлем, «певцом Арала», семья Каграманян и многие другие армяне,
впоследствии внёсшие свою посильную лепту в национальное достояние республики.
Вячеслав
Каграманян вместе с детьми – дочерью и сыном - переехали в Ташкент в 1988 году.
В семье прибавились двое внуков. Он проживал отдельно от них в «однушке» в Яшнабадском районе узбекской столицы, но никогда не терял с ними связь. Жил он на самую маленькую, можно
сказать, нищенскую пенсию, но при этом, как утверждают его родные и соседи по
двору, умудрялся помогать более нуждающимся людям. Он очень любил жизнь,
окружающих людей и часто их радовал игрой на дудуке, которую соорудил сам
своими руками из абрикосового дерева, украсив его национальным орнаментом. Он не
переносил одиночества и не мог подолгу сидеть дома, поэтому всегда откликался
на любое приглашение принять участие в творческих встречах или самодеятельных
концертах. Его слушали в РКЦ Узбекистана и представительстве Россотрудничества
в Узбекистане. Он играл на творческих вечерах ЛТО «Данко» в Ташкентской и
Узбекистанской епархии РПЦ, Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои,
Государственном литературном музее Сергея Есенина и в музее Тамары Ханум на
музыкально-поэтических вечерах АНКЦ в Ташкенте. Мы с ним часто выступали в
общественных местах в жанре «мелодекламация»: я читала свои стихи из
лирико-эпического цикла «Первородина», а Славик аккомпанировал мне нежной игрой
на дудуке, и тогда слова приобретали особое проникновенное звучание и
сокровенный смысл. Публика всегда реагировала адекватно и бисировала нам в эти счастливые
моменты творческого единения с ней.
Двадцать
третьего марта 2021 года в музее узбекского композитора Сулеймана Юдакова
собрались активисты ЛТО «Данко» при РКЦ Узбекистана и приглашённые гости из ТО
«Арча». Они почтили память скромного одарённого
народного музыканта минутой молчания, тёплыми воспоминаниями и стихотворными
посвящениями. Говорят, душа покойного витает над землёй сорок суток прежде, чем
подняться в небеса: может, она услышит голоса преданных друзей, которые до
конца дней будут помнить Вячеслава Каграманяна.
Дудукист
Вячеславу
Каграманяну
В столице нашей музыкант живёт.
Играет он красиво на дудуке.
Его дудук мотив простой поёт,
Чаруют сердце неземные звуки.
И, кажется, всё замерло кругом,
Не слышно птиц и шороха листвы.
Дудук напомнит песней нам о
том,
Что гости в этом бренном мире
мы.
Сыграй нам на дудуке, музыкант,
О том, о чём душа твоя
страдает,
Про Карабах и древний Арарат -
Пусть музыка сердца нам
исцеляет.
Жизнь состоит из радостей и
мук,
Но что бы ни случилось, умоляю,
Из рук своих не выпускай дудук,
Он Богом дан тебе, я это знаю.
Всегда друзей ты преданно любил
И горько плакал, если
предавали.
Армянского народа верный сын
С печальными и мудрыми глазами.
Пусть на висках твоих не тает
снег,
Душой своей ранимой вечно молод.
Талантом даришь ты тепло и
свет,
Когда нам больно, а на сердце
холод.
И хоть не знаменитый ты артист,
Но у людей простых почёт
имеешь.
Смущаешься, когда зовут на
«Бис!»,
Лгать в музыке и в жизни не
умеешь.
Пускай не армянин по крови я,
Тебя как брата «Джан» я
называю,
Когда дудук твой слышу - я
всегда
Перед тобою голову
склоняю.
(Александр Евсеев)
Мы
ташкентские армяне
Мы
ташкентские армяне.
В
зимней стуже не увянем.
Есть
и «Данко», и «Арцах» -
Вечна
музыка в сердцах.
Ну,
скажите же, недаром
Главджазист
у нас Сафаров.
Главхуд-музыко-поэт
Армануш
уж много лет.
Два
есть ангела творенья –
Два
Сааковых паренья.
А
меж ними свет-Гуарик,
Она
светит, как фонарик.
Славик-дудукист
играет,
Арарат
он прославляет.
Мы,
ташкентские армяне,
Данко
духом все воспрянем.
Славен
братский наш союз.
Он
во благо дружных муз.
(Александр
Курышев)
Песня дудукиста
Вячеславу Каграманяну
В осенней тишине на дудочке играет музыкант.
Он сделал её сам, вдохнув в свирель свой дух.
Дудук грустит, скорбит, поёт и плачет в его руках.
Он сердцу вторит, как другу друг, как брату брат.
- Ты издавна, мудрец, любимый мой, родной дудук!
Зачем ты плачешь, боли не тая, мой верный друг?
Быть может, ты, как я, тоскуешь по родной земле?
А может, ты, как я, за всё благодаришь свою судьбу?
Дудук запел, как зов далёкий пастуха в горах,
Как гимн ковчегу Ноя у подножия Арарат:
- Я буду плакать голосами покаянными
людей,
Чтоб не грешили и меньше лили слёзы из очей.
И радоваться звонко на радугу после дождей —
знамение завета между небом и талой землёй:
Плодитесь, размножайтесь, наполняйте очаги
Любовью, светом, крылатой музыкой души!
Армянский азиат второго поколенья, как ни суди,
играя на дудуке в осенней хмари, в заботе и тоске —
на Боткина в Ташкенте, Ереване, Степанакерте —
Он стал, как бог, почти бессмертным во плоти.
(Гуарик
Багдасарова)
Молчит дудук…
Памяти Вячеслава
Каграманяна
Весной цветущей мы
осиротели.
От боли слёзы по
щекам бегут.
Под звуки ранней
мартовской капели
В последний путь
от нас ушёл наш друг.
Дудук послушный
бережно сжимая
В своих руках, он
волшебство творил.
С ним плакала душа
его большая,
От тех невзгод,
что в жизни пережил.
Прервалась песня
нежная дудука,
Когда ушёл на небо
музыкант.
Мы потеряли
близкого нам друга,
Он щедро людям
свой дарил талант.
Но в памяти
навечно будет с нами
Его улыбка и
печальный взгляд.
Мы верим, где–то
там за облаками
Играет он мотив
про Арарат.
Был сыном он
армянского народа.
Ценил друзей,
любил своих родных.
Грустил о том, что
пролетают годы
И нам нельзя
вернуть обратно их.
Дудуку тайны
сердца доверяя,
Печаль и радость
разделял он с ним.
Играл он сердцем
душу обнажая,
Нам музыкой о
главном говорил.
В сердцах людей он
добрый след оставил,
Пройдя достойно
трудный путь земной.
Мы вспомним друга
добрыми словами,
Он вдохновлял нас
всех своей игрой.
Молчит дудук и не
споёт нам больше,
Не будет петь без
музыканта он,
И оттого душе
больней и горше,
Что нас покинув, в
вечность друг ушёл.
(Александр Евсеев)
Нам
будет его не хватать… Царствие небесное рабу Божьему Вячеславу...
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий