В минувшую среду 23.07.25 в Ташкентском творческом объединении авторской песни и поэзии «Арча» прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого с участием бардов и поэтов.
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Выпускник актёрского отделения Школы-студии МХАТ, он проработал недолго в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Московском театре миниатюр, а с 1964 по 1980 годы – в Театре драмы и комедии на Таганке, куда билетов было не достать, не простояв длинной очереди в кассу, как в мавзолей В.И. Ленина. Здесь он сыграл более 20 ролей, каждая из которых становилось событием в культурной жизни Москвы, особенно его шекспировский Гамлет со знаменитым монологом «Быть или не быть?» и Хлопуша в есенинском «Пугачёве». Он за свою недолгую творческую жизнь успел сняться в 30 художественных и телевизионных фильмах, озвучил роли в восьми радиоспектаклях, написал более 600 поэтических произведений. Умер поэт, актёр и бард 25 июля 1980 года. В 1987 году был удостоен звания лауреата Государственной премии (посмертно).
Владимир Высоцкий был нашим современником. Его
творческая позиция сформировалась в 60-70 – ые годы ХХ века, время трудное и
противоречивое. Его поэзия опровергает бездумное словесное клише «эпоха
застоя», которым после развала бывшего Союза обыватели окрестили 70-ые годы
прошлого века. Именно в «годы застоя и безгласности» во всю силу во дворах
из окон домов звучал надрывный голос Владимира Высоцкого, записанный на
магнитофонные кассеты миллионами почитателей. В Политехническом музее в Москве тихо
и проникновенно пел под гитару Булат Окуджава. На заводах, фабриках и столичных
вузах, спортивных стадионах декламировали свои стихи Роберт Рождественский,
Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский. Творчество било
кастальским ключом и вопреки запретам и давлению сверху заряжало народные
массы высокой нравственностью и патриотизмом.
Среди кумиров той поры самым популярным и востребованным
в народе и напрочь отвергнутым тоталитарным цензурным режимом оставался
Владимир Высоцкий. В этом противостоянии заключались триумф и человеческая
драма творца-песенника: ощущение собственной зрелости, что подтверждало
массовое понимание и признание поэта, и официальное
игнорирование творца. Высоцкий, разумеется, страдал оттого, что его не
печатали, не показывали на ТВ, не записывали на радио и признавался в этом в
своих прямодушных стихах:
Его поэтика была сформирована индивидуальным ощущением
массовости аудитории, к которой он обращался с детским простодушием и
гражданским доверием к людям и при этом, к счастью, слышал их отклик. Он
был абсолютно правдив в своём творчестве. Поэзия Высоцкого и сорок пять лет спустя после его ухода и радикальной смены
политического режима волнует читателей коллективным портретом исторической
советской эпохи без всякого пафоса и лозунговой помпезности. Многие тексты,
даже те, которые опирались на выдумки и поэтическую фантазию, пригвождены к
правде жизни, житейским обстоятельствам – отсюда такое доверие к ним и в наше
время у молодёжи, не нюхавшей пороха и не знавшей ни романтизма, ни
тоталитаризма минувшей советской эпохи. Поэзия Высоцкого построена на монологах
и диалогах различных социальных персонажей с их неповторимой устной речью,
интонацией произношения, живым звуком словотворчества. В этой устной форме
поэзия Высоцкого благодаря магнитофонным лентам раз и навсегда вступила
в нашу жизнь и пульсирует по сей день поверх всяких законов и навыков классической
литературы и подцензурного печатного слова.
В 1988 г. в Москве вышло наиболее объёмное
«Избранное», с наибольшей полнотой представляющее творчество Вл. Высоцкого. Во
вступительном слове к этому сборнику стихов Булат Окуджава, которого Высоцкий
называл своим «духовным отцом», анализирует творческий путь автора. Он начинал
с примитива, писал для узкого круга друзей, учился у жизни и литературы и дошёл
до высоких литературных образцов и пришёл к самой широкой аудитории,
«предельному выражению себя». Стихи, гитара, интонация – это жанр, в котором он
совершенствовался изо дня в день. В его поэзии «всё стало подлинным – и
страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал плотным, метафоричным», – отмечает
родоначальник движения авторской песни в советской стране и советует судить о
Высоцком «по удачам и достижениям, по тому, что очаровало нас в шестидесятых и
продолжает с нарастанием волновать и сегодня».
«В песенных текстах Высоцкого, - отмечает
Н. Крымова в послесловии к этому наиболее полному сборнику стихов всенародного
кумира ХХ века, - есть своя драматургия». Он живёт импровизационно в своих
стихах и при этом работает над созданием аудитории и после своего ухода в
иной мир. В песнях Высоцкого, по мнению Н. Крымовой, в отличие от Б. Окуджавы,
выступил не один человек, а множество самых разных людей. Каждый его герой со
своей биографией и своей манерой общаться и оценивать окружающее, потому что
Высоцкий был «всепереживающей личностью, художником», сумевшим побывать в чужой
шкуре каждого и всех своих современников в целом.
Владимир Семёнович много выступал по всей стране и за
рубежом. Высоцкий посещал Узбекистан с гастролями пять раз: в 1973, 1976, 1977
годах, а также дважды в 1979 году. Во время гастролей по Узбекистану Высоцкий
дважды побывал с концертами в Ташкенте — в Доме знаний и Юбилейном дворце.
Впервые бард выступал в узбекской столице в сентябре 1973 года в составе труппы
Театра на Таганке, где участвовал не только в спектаклях, но и в сольных
концертах. "Эта поездка была совершенно изумительной, поездка счастья,
какого-то великого абсолютно искусства, добра и, конечно, таланта Владимира
Семёновича" — с радостью вспоминает режиссёр театра на Таганке. По словам
В.С. Спесивцева, это были в прямом смысле гастроли со слезами на глазах. В
городе — сорокоградусная жара, а актёры вынуждены играть в костюмах из толстой
шерсти. Однажды один из руководителей колхоза спросил у Высоцкого, всё ли ему
понравилось на гастролях или были какие-то минусы. Высоцкий тогда ответил:
"Конечно, были! Как пережить ваше гостеприимство?"
Его друг и коллега по театру на Таганке Вениамин
Смехов вспоминает в очерке "Гастроли и скорости" в книге
"Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути" (М., 1988) о гастролях 1973
года в Ташкенте: о двукратном "таганском десанте" в Самарканде;
о знакомстве артистов Таганки с архитектурой эпохи Тимура, Улугбека на
площади Регистан и в некрополе Шах-и-Зинда в Самарканде; об исторической
встрече в Ташкенте Владимира Высоцкого с двумя генералами в лётной форме на
спектакле "Добрый человек из Сезуана" — Иваном Кожедубом и Алексеем
Микояном и узбекской кинозвездой осетинских кровей — Бимбулатом Ватаевым.
Общественный директор ахматовского музея А.В. Маркевич
в своей книге «Грани памяти» (Т., 2015) рассказала о своей незабываемой
творческой встрече с Владимиром Высоцким в 1973 году в
Театрально-художественном институте им. А.Н. Островского в Ташкенте, где он
перед студентами читал монолог Хлопуши из поэмы "Пугачёв" С. Есенина.
Заведующий
отделом Современной истории и международных исследований Института истории АН
РУз Равшан Назаров часто вспоминает, как в Москве с его участием отмечали 50-ую
и 70-ую годовщину со дня рождения Владимира Высоцкого на Ваганьковском
кладбище, когда тишину некрополя синхронно нарушили десятки магнитофонных
записей Владимира Высоцкого, поющего на разрыв аорты свои песни.
Поклонники творчества Высоцкого Тимур Валитов и
Роза Халимова вспоминают инцидент, произошедший на гастрольном концерте
Владимира Семёновича в Ледовом дворце в Ташкенте в 1979 году. Программа
концерта проходила в двух частях. В первом отделении пел ансамбль "Красные
маки", а во втором – Владимир Высоцкий. Несмотря на то, что ансамбль
«Красные маки» был широко известен - все ждали выхода Высоцкого. При выходе на
сцену любимого артиста весь зал встал и осыпал своего кумира овациями. Когда во
второй половине представления неожиданно отключилась электронная аппаратура:
долгожданный концерт мог бы быть сорван. Владимир Высоцкий взял в руки
«семиструнку» и объявил, что он продолжит концерт без микрофона и допел до конца
все запланированные песни из уважения и любви к зрителям. Пока он пел — в
огромном ледовом дворце стояла звенящая тишина, и любимого артиста было слышно
отовсюду.
Гастроли в июле 1979 года были последним визитом
Владимира Высоцкого в Узбекистан, когда он пережил клиническую смерть. Высоцкий
прилетел в нашу страну 20 июля 1979 года и на следующий день уже выступал в
городе Учкудук, где дал четыре концерта в течение дня. Первый из четырех
концертов начинался в 16 часов в ДК «Современник», последний заканчивался ближе
к полуночи. Поэт отработал полноценный восьмичасовой рабочий день с гитарой в
раскалённом 40-градусной жарой городе в пустыне. Ночью он поехал в гости к
Анатолию Ивановичу Кацаю, занимавшему высокий пост в Навоийском
горно-металлургическом комбинате, в структуру которого входили рудники в
Зарафшане и Учкудуке. Там он фактически дал ещё одно выступление в
честь дня рождения хозяина - одного из организаторов приезда Высоцкого в
Узбекистан – уже, правда, в непринуждённой обстановке друзей. Из Учкудука
Высоцкий переезжает в Зарафшан. Там вместе со Всеволодом Абдуловым и Еленой
Облеуховой он даёт пять концертов, почти все в открытом летнем кинотеатре,
в адскую жару, на диком ветру, поднимающему тучи азиатской пыли.
В следующем городе гастрольного маршрута по
Узбекистану - Навои - Высоцкий выступал на сцене Дворца культуры «Фархад».
Он уже был здесь во время первого приезда с Театром на Таганке в 1973 году.
Между песенными номерами артист больше обычного разговаривал с публикой о своих
творческих планах, заглушая возникшие серьёзные проблемы с горлом и сердцем. По
словам очевидцев, залы были переполнены, реакция публики была очень живой, и
зрители хорошо понимали и реагировали на все острые шутки Высоцкого. Из Навои
путь лежал в Бухару и Самарканд. До Самарканда Высоцкий так и не доехал. Но
именно в этом городе в 1988 году появилась одна из первых в Союзе улица
Высоцкого. К сожалению, в 1996 году она получила уже другое название. В Бухаре
произошёл драматичный эпизод, который называют «клинической смертью» Высоцкого.
Этот эпизод из гастрольной жизни артиста многократно описан и лёг в основу
сценария фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой...".
Художественный фильм вышел в России в 2011 году и одновременно был показан на
большом экране в узбекской столице. Очевидцы утверждают, что истинная дата
происшествия другая, но тоже символическая – 28 июля - ровно за год не до
смерти, а до похорон Владимира Семёновича.
Легенда авторской музыки, актёр театра и кино Владимир
Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат в лучшей десятке
фильмов — «Вертикаль», «Короткие встречи», «Вершина», «Я родом из детства».
После смерти артиста возле Театра на Таганке несколько дней стояли люди: с
Высоцким пришла проститься вся Москва. Говоря о причинах такого раннего ухода
барда из жизни, режиссёр В.С. Спесивцев замечает, что виной тому, вопреки
распространённому мнению, не алкоголь и не наркотики, а "ритм, в котором
он жил и глубина его жизни". По его словам, Высоцкий давно уже перестал
быть просто исполнителем песни и актёром, превратившись в символ той эпохи, о
которой всё чаще теперь вспоминают с ностальгией.
В Ташкенте ежегодно отмечают день рождения и день
памяти любимого артиста. Многим запомнился вечер памяти Владимира Высоцкого в
2015 году в музее "Мангалочий дворик Анны Ахматовой" при Российском
центре науки и культуры в Ташкенте. Поклонники таланта Высоцкого отметили 35-ю
годовщину со дня кончины поэта и музыканта исполнением его песен и
стихотворений. В вечере приняли участие представители Россотрудничества в РУз,
общественных и научных организаций, поэты и писатели, преподаватели и студенты
вузов республики. "В его творчестве нельзя отдельно выделить одно
направление. Военные, лирические, юмористические песни Высоцкого — всё остаётся
нам близко, всё понятно, всё трогает за душу", — поделился с гостями
узбекистанский поэт Николай Ильин. Директор ахматовского музея, искусствовед и
поэт Альбина Маркевич, выразила мысль, что Узбекистан оставил след в душе поэта
и оказал значительное влияние на его творчество, так как Высоцкий часто черпал
вдохновение из восточной поэзии.
В Ташкенте в январе 2018 г. прошла Неделя Владимира
Высоцкого, посвящённая 80-летию со дня рождения поэта, актёра, композитора.
Творческие встречи с участием местных бардов и концерты прошли в Государственной
консерватории РУз, «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой», ТО авторской песни и
поэзии «Арча». Неделя Владимира Высоцкого завершилась 30 января 2018 года
концертом "Мир вашему дому" в Государственном академическом русском
драматическом театре Узбекистана. Это было время счастливых встреч с
единомышленниками и друзьями! Его песни пели миллионы. Его слушают и поют до
сих пор:
Первый канал представил телеверсию церемонии вручения
премии Фонда Высоцкого "Своя колея", которая состоялась 20 января
2020 года в театре "Градский Холл". Ежегодная премия «Своя колея»
была учреждена в 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого,
Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы. В 2025 году
лауреатами премии Фонда Высоцкого "Своя колея" стали многие герои
СВО. Лауреатами премии становятся люди разных профессий, кто не изменяет своим
убеждениям; кому сегодня Владимир Высоцкий захотел бы посвятить песню; чья
жизнь и творчество созвучны темам его поэзии. На торжественном вечере по
традиции звучат песни Высоцкого в исполнении известных музыкантов, актёров,
деятелей культуры и искусства. Первый канал российского ТВ 25 июля 2020 г.
предлагал посмотреть специальную передачу памяти Владимира Высоцкого:
«Уйду я в это лето». На канале «Россия-1» выступил Никита Высоцкий с рассказом
«Об отце и не только…»; на канале «Культура» - Дмитрий Певцов: «Баллада о
Высоцком».
В этом году Первый канал 26.07.25 снова показал российский
биографический фильм режиссёра Петра Буслова «Высоцкий. “Спасибо, что живой”»
(2011) о драматичном периоде жизни Владимира Высоцкого, о его гастролях в
Узбекистане в июле 1979 года, и документальную ленту «Владимир Высоцкий. “И,
улыбаясь, мне ломали крылья”», посвящённую памяти Владимира Высоцкого. На
телеэкране в этот день можно было увидеть фотографии и редкие кадры
кинохроники, которые рассказали о Высоцком новые истории, а также вспомнить
фильмы с его участием, посмотреть интервью его близких, друзей и коллег и,
конечно, послушать его песни. И снова у экранов телевизоров собрались взрослые
и молодые люди, чтобы ещё раз услышать, освежить в памяти всю боль, все
тревоги ушедшей эпохи и ещё раз ощутить, что настоящий художник, однажды придя
в мир, навсегда остаётся живым не в памятнике, а в несокрушимой
рукотворной зоне свободного творчества:
Комментариев нет :
Отправить комментарий