И ОТЧЕКАНИВАТЬ НА КАМНЕ СВОИ РАДОСТИ"
(народная притча).
На фото: в центре председатель Узбекской национальной культурной автономии "Узбекистон" в Новосибирске Ихтиёр Умирзаков ,слева музыковед Евгения Перцитер,справа поэт и журналист-искусствовед Гуарик Багдасарова и её подруга Елена Гракова |
Догорят наши письма,
И будет заветный сентябрь.
Отшумят перемены
И всех нас минуют печали.
Горьковатый покой
Разольют по сердцам
Свет над садом отцветшим
И осенний букетик в бокале.
Мы залечим обиды,
забудем, как прячут глаза.
Соберёмся все вместе
и сдвинем весёлые вина.
И с улыбкою вспомним,
как мы в суете позабыли,
Что живём друг для друга
и счастье наше - в друзьях.
24 09 05
Воспоминание о лете
(посвящение сыну)
Зелёный мяч летает в облаках.
И волны пенятся у берега беспечно.
Песочные часы в босых ногах
Отмеривают знаки Вечности.
Новорождённый день безмерно щедр.
И мы познали все его знаменья:
Лучистость глаз, и лучезарность сфер,
И силу неземного притяженья.
Зелёный мяч летает в облаках.
И волны пенятся у берега беспечно.
И мчимся мы туда на всех парах,
Чтоб снова окунуться в детство
В АКАДЕМГОРОДКЕ
«Время идет - человек остается.
Время уходит - и нет никого.
Нет человека - лишь облачко вьется:
след от дыханья и речи его».
Руслан Дериглазов
В центре Академгородка |
1.
Здесь так легко не разлучаться,
И трудно так не отозваться вдвоём
На дождь и листопад, что невпопад
Кружит и дразнит безрассудством.
И так нелепо оглянуться средь бела дня,
И не окликнуть, не назваться никогда.
В пальто сиротно запахнуться, слезу роня,
И потеряться, раствориться навсегда.
2.
Ах, зачем я вернулась в Новосибирск?
Ни работы здесь, ни квартиры нет.
И сынок повзрослевший реже звонит:
У него то работа, то «диссер горит».
Вот зачем я вернулась в Новосибирск!
Здесь родство не по крови – по духу в чести.
Здесь общаются в горести и в любви,
И добром измеряется доброта,
И в простых посиделках – огонь бытия.
Вот зачем я вернулась в Новосибирск!
Чтоб прощенья у тех, кто почил, – попросить.
Чтобы память проснулась и ожил мой стих.
Чтобы сердце запело, немоту искупив.
Чтобы жизнь загудела, меня воскресив.
Вот зачем я вернулась в Новосибирск!
Чтобы старых друзей навестить и простить,
Чтоб живое живым искупить, обрести.
Чтобы жить и любить – смочь беду отвести
И навеки с собой дар судьбы увезти.
27. 09. 10.
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ БЕЗ ГРАНИЦ
"Жизнь вечна, если пребыла хоть один раз...
Наша жизнь, разумеется, никогда не может быть полностью бытием, но она может быть жизнью, проживаемой в свете бытия"
М. Мамардашвили.
В Доме учёных СО РАН 24 сентября 2010 года состоялась творческая встреча ташкентского поэта, писателя, журналиста-искусствоведа Гуарик Багдасаровой с научной общественностью и творческой интеллигенцией новосибирского Академгородка. На вечере автор трёх книг - двухтомника «Близкое эхо» (поэзия, проза, публицистика) и диалогов любви в письмах «Жизнь в свете бытия» познакомила публику со стихотворными циклами: «Моя Первородина» (Армения), «Мои акварели» (Ташкент), «Москва Первопрестольная, «Под сенью северной Пальмиры (Санкт-Петербург), «Возвращение на круги своя» (Ташкент), а также произведениями её любимых поэтов – А.С. Пушкина, Н. Гумилёва, Г. Эмина, С. Капутикян, Э. Бабаева, М. Мурадовой, А. Файнберга, А. Городницкого, В. Баграмова, Б. Ахмедова, А. Кирдянова.
В основе творчества Г. Багдасаровой положены впечатления от её духовно насыщенного периода жизни в новосибирском Академгородке (1975-1985) после окончания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и работы старшим редактором общественно-политического вещания Новосибирского областного радио. После отъезда на родину в Ташкент она часто приезжала в Академгородок, принимала участие в музыкально-литературных вечерах из цикла «Пространство Поэзии» в Абонементе художественной литературы НГУ.
Большинство героев её очерков, эссе и стихов этого творческого этапа имели отношение к новосибирскому Академгородку: это легендарный кардиохирург Е.Н. Мешалкин (1916-1997), учёный, поэт и художник Л.В. Фирсов (1926-1981), многонациональные художники, оставившие благородный след в Выставочном зале ДУ СО РАН и сердцах новосибирцев – народный художник России Н.Д. Грицюк (1929-1976), А. Поздеев из Красноярска, Г. Новикова из Иркутска, Б.А. Смирнов –Русецкий и В.Л. Яснопольская из Москвы, Г. Гуркин с Алтая , выдающиеся русские мастера живописи и акварели Р.Р. Фальк (1886-1958) и З.Е. Серебрякова (1884-1967), К. Богаевский (1872-1943) и М. Волошин 91877-1932), армянские и грузинские живописцы и графики – А. Акопян, Вл. Айвазян , Е. Асламазян, Г. Григорян (Джотто) и Диана Уклеба, Нико Пиросманашвили (1862-1918), а также молодые современные художники-акварелисты из Академгородка Н. Кравчук и Н. Андреева и многие другие.
В программе приняли участие сибирские друзья ташкентского автора. Они показали видеофильм о путешествии ведущего сотрудника научной библиотеки НГУ и одного из организаторов Цветаевского дома в Новосибирске Ю.В. Лихачёвой (режиссёр и оператор Елена Юдина) в Армению в декабре 2007 года, в котором прозвучали стихи из цикла «Армения» Осипа Мандельштама, посвящённые древней стране «Наири» («Стране рек») и впоследствии переведённые на армянский язык.
На экране открылась Армения, увиденная глазами сибирских друзей, - в этом сказалось поэтическое очарование получасового любительского фильма. Его авторы в эстетической форме передали обаяние неподдельной любви и интереса к древней христианской культуре армянского народа, тогда ещё «не осквернённой Византией», как сказал русский поэт О. Мандельштам. Авторы фильма сумели трогательно и буднично показать, как переплетаются вековые национальные традиции с современностью на самом высоком - религиозном - и самом обыденном – бытовом – уровнях. Герои фильма – простые труженики села, представители городской армянской интеллигенции - наряду с понятиями «патриотизма», «соборной памяти» чтут дружбу народов и верны завету, провозглашённому армянским поэтом и мыслителем 20 века Ованесом Туманяном: «Только Россия спасёт Армению». Этот завет принял особую актуальность на рубеже 20-21 веков после трагических событий в Сумгаите и землетрясения в декабре 1988 года. Эта тема прозвучала на вечере в переводе Г. Багдасаровой «Диалога с внутренним голосом» С. Капутикян:
«Мать Тереза!
Всякий раз Божественный образ побуждает меня
Смотреть на себя извне,
Чтобы чувствовать себя не собой, а целым народом,
Шагающим сквозь тысячелетия в сегодняшний день и грядущий.
Это чувство даёт мне силы подняться опять,
Снова жить и творить и ещё раз поверить в чудо!
Гора Арарат – живой наш символ –
Был, есть и будет вовеки веков, -
Арарат, что принял Ноев ковчег
Во времена библейского потопа».
Программу вечера украсили музыкальные произведения П. И. Чайковского («Октябрь». «Времена года»), Ж. Массне («Элегия»), Ф. Листа («Ноктюрн») и любимая всеми мелодия песни "Жду тебя" Мишеля Легрена из кинофильма «Шербургские зонтики» в исполнении музыковеда Евгении Перцитер. Сибиряки тепло восприняли как традиционные, так и экспериментальные этнические джазовые композиции в записи старейшего полувекового ансамбля «Арцах» братьев Сафаровых и их друзей в Узбекистане.
На вечере также выступили новосибирские поэты и любители стихосложения Пётр Корытко, Ирина Луканёва, Александра Зазуля, Галина Займулина и другие.
Слова признательности и добрые пожелания в адрес литератора из Ташкента Г. Багдасаровой высказал председатель Узбекской национальной культурной автономии «Узбекистон» в Новосибирске Ихтиёр Умирзаков. После окончания Физико-математической школы и физико-математического факультета НГУ он 30 лет служит процветанию СО РАН, верный заповеди М.В. Ломоносова: «Российское могущество будет прирастать Сибирью». К этому лозунгу сейчас можно справедливо добавить: «… и узбекистанской миграцией, в частности».
Организаторы творческой встречи в музыкальном салоне Дома учёных СО РАН заместитель директора по связям с общественностью и культурно-просветительской работе Т.Б. Бальбурова и администратор концертно-театральной деятельности О.Н. Рукавишникова заверили гостей, что и впредь рады будут принять у себя людей творческих профессий со всех уголков СНГ, готовых поделиться своим художественным опытом осмысления непростого современного бытия с его новыми для нас непривычными социальными реалиями.
Они связаны с товарно-рыночными отношениями, глобализацией культуры, проблемами одиночества, отчуждения и неприсобленности к ним многих творческих людей.
В наше время появились такие острые полярные психологические вопросы как «периметр безопасности» и «абсолютной интимности», вызванные противоречивой ситуацией, в которой мы все сейчас находимся. С одной стороны, наше межличностное расстояние нарушено вторжением в частную жизнь как со стороны СМИ, так и посторонних людей на улице и в общественном транспорте. Нарушена некая психологическая защита - необходимая оболочка вокруг каждого из нас. Нас могут толкнуть, оскорбить, обидеть всуе и не извиниться при этом.
С другой стороны, мы абсолютно обнажены посредством того же ТВ, рекламы, «жёлтой прессы», индустрии развлекательных услуг и при этом не стали ни на йоту друг для друга значимыми персонажами и никак не реагируем на эту массовую критическую ситуацию падения морали и, в целом, культуры. Все расстояния упразднены, а духовной близости не прибавилось во взаимоотношениях людей.
По-прежнему остро стоит проблема, связанная с правами писателей, которые совершенно не защищены. Этот вопрос широко обсуждается в региональной прессе, в частности, в альманахе «Голоса Сибири» (Кемерово, 2008 г.). Мастера слова обращаются к читателям с признанием: «Мы сами себе и творцы, и защитники. По сути, мы брошены на произвол судьбы и при всей востребованности дара и в кино, и на ТВ, мы не имеем статуса даже простой уборщицы. Мы в социальном плане рассматриваемся как любители. Если бы Бродский жил ныне здесь, то он бы получал минимальную пенсию как безработный, т.е. считался всё тем же бродягой и бомжем.
Получается, что мы находимся в том времени, когда поэтический, писательский труд называется тунеядством. Мы из тех времён ещё не вышли. Поэтому у СП РФ существуют чёткие задачи работать над повышением писательского статуса в обществе, стимулировать экономический потенциал литфондов и всячески укреплять связи между писателями и читателями. Такую функцию призваны выполнять международные литературные фестивали.
Нынешняя творческая встреча в новосибирском Академгородке, по своей сути, стала отголоском традиционных литературных фестивалей. Такие культурно-массовые мероприятия, пусть даже в камерной атмосфере Музыкального салона Дома учёных СО РАН, координируют творческую деятельность, заставляют работать над повышением писательского статуса в обществе, особенно в провинции, укрепляют связи между писателями и читателями, аккумулируют в себе творческую энергию молодых литераторов и наводят устойчивые литературные мосты между регионами и странами.
Только единение искусством на духовной основе может по-настоящему сблизить людей. Об этом в своё время говорил Д.С. Лихачёв, не представлявший себе 21 век без гуманитарного образования и просвещения. Только международные и межличностные культурные связи, в понятие которых обязательно входят научные контакты, могут в будущем связать людей не по происхождению, национальной и этнической принадлежности, а на более общем основании - разумному обустройству мира и совместной жизни на основе «культурных универсалий», обобщённых гуманитарных ценностей и нашей, приобретённой благодаря им, способности облагораживать собственное существование по некоему идеальному образцу.
Творческий вечер в Доме учёных СО РАН завершился дружеским банкетом и обменом книг и памятных подарков в честь гуманитарных межчеловеческих культурных связей без границ.
Прогулка по заветным местам | Ботсада СО РАН |
Гухар Саруханова,
д.тел 253-14-06, моб 354-10-17
Прекрасные фотографии, интересный, познавательный материал. Успехов!
ОтветитьУдалитьГуарик, поздравляю с Днем Учителя, с Днем Наставника! Удачи во всем. Успеха в ведении блога! Новых творческих исканий!
ОтветитьУдалитьМилая Гуарик! Я прочитала о встрече! Спасибо! Я рада, что встреча удалась, удалась на славу! Действительно, было общее поле радости и единения. Такая чудесная атмосфера! Замечательно, что тебе удалось собрать таких людей, которые вместе так гармонично «звучали». В твоих новых стихах и в тексте чувствуется воодушевление, с которым ты уехала из Сибири и которое ты привезла в Узбекистан.
ОтветитьУдалитьСегодня случайно прочитала текст, , в чем-то созвучный твоим настроениям. Он посвящен тем болезненным, ужасным, несправедливым явлениям, что происходят сейчас на Земле. В конце автор задает вопрос – что может сделать культура? А дальше цитирую:
«… Человеческая психика, человеческая воля тайным и сложным образом соединяется со всеми процессами земли. Недаром один из древних полагал, что неосторожное, в гневе произнесенное слово. Способно погасить звезду небесную.
Что может сделать культура, чтобы остановить попрание справедливости? Ведь она сама подвержена тлению и разложению. Множатся те ее формы, которые воспевают насилие, безудержное потребление, растление и святотатство. Культура распада и насилия занимается попранием справедливости.
Но мы не должны отчаиваться. Великая мировая культура составляет могучую ноосферу Земли, которая регулирует и гармонизирует отношения человеческих идей и представлений с миром материальным, миром машинным, с живой и неживой природой, самим звездным мирозданием. Культура Гомера и Фидия, Шекспира и Достоевского, Баха и Стравинского, Навои и Омара Хайяма является величайшей гармонизирующей силой, школой, где вольно или невольно берут уроки технократы и политики, военные и ученые.
Мы, деятели современной культуры, продолжаем проповедь наших великих предшественников. Мы не можем остановить войны или заставить могущественные корпорации прекратить вырубку лесов и загрязнять океаны. Но мы можем объединиться и, объединившись, многократно усилить свое культурное поле, свое присутствие в современном мире. И этим усиленным полем, самим фактом своего присутствия в современном человечестве заставить помедлить стрелка, положившего палец на спусковой крючок, остановить взрывника, бездумно подрывающего лесистую гору…
Мы не обращаемся с увещеваниями к миру. Продолжая писать свои стихи и романы, сочинять симфонии и песни, создавать религиозные и философские трактаты, исполненные надежды, объединенные в этих трудах заботой о нашей матери-земле. Мы восстановим божественный принцип справедливости, без которого невозможно бытие».
Алла, с самыми добрыми чувствами.
P.S. Продолжу в другой раз! Я так рада, что мне удалось достать книгу Э.Толле, ведь месяц тому назад я не могла найти ее ни в одном из наших магазинов. А накануне вечера зашла в новый магазин – смотрю, стоит!!! Я тебе писала об Э.Толле. Помнишь, я присылала заметку о саммите с нобелевскими лауреатами и Далай-ламой и Э.Толле? В предисловиях к книге написано, кто он и т.д.
Алла Победина
Гуарик, милая, какая ты молодец! Ты делаешь такое большое дело - объединяешь людей! Люди об этом мечтают всегда.
ОтветитьУдалить"Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Железом спаяно быть может лишь и кровью.
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там посмотрим, что прочней!"
Это Ф. Тютчев, но, кажется, это перевод с чего-то древнего. Т.е., люди об этом мечтают всегда. Но больше всего они боятся того, чего больше всего хотят. Все хотят искренности от других, но искренность предполагает доверие к собеседнику, а довериться-то как раз и страшно: а вдруг не так поймут?
Искренность - искра - то, от чего разгорается пламя, появляется тепло и свет, в том числе в отношениях. А доверие - что-то эфемерное, что не увидишь, не пощупаешь... Научиться объединять это - чудесно! Я это делаю в индивидуальной работе с людьми, а ты в гораздо больших масштабах. Удачи тебе, Гуарик!
С уважением
Таня Братышева