Фестиваль «ТАШКЕНТ-JAZZ-2011»[1] и его счастливое
продолжение
Столичные
любители импровизационной музыки давно ожидали этого знаменательного события –
очередного джаз-фестиваля «ТАШКЕНТ-JAZZ-2011», который состоялся 23 05 11 в
Центральном Доме офицеров. В этот раз он был посвящён памяти Сергея Гилёва
(1944-2001). С этим незаурядным человеком было связано не только проведение
первого Ташкентского фестиваля джазовой музыки в 1968 году, но и создание в
узбекской столице джаз-клуба, которым он бессменно руководил более тридцати
лет. После ухода С. Гилёва в 2001 году его именем был назван Ташкентский
джаз-клуб, которым последние десять лет успешно руководит Владимир Сафаров.
Старейший
джазмен, руководитель легендарного ансамбля «Братья Сафаровы и друзья», а также
президент Ташкентского джаз-клуба Владимир Сафаров сделал всё возможное, чтобы
вечер памяти выдающегося музыканта, просветителя, педагога и организатора
джазовой жизни в Узбекистане вылился в настоящий феерический праздник.
Двери
столичного Центрального дома офицеров были открыты для всех поклонников джаза,
как в былые добрые времена. В программе фестиваля участвовали как седые
ветераны старейшего джазового коллектива Узбекистана «Братья Сафаровы и
друзья», основавших свой ансамбль в 1954 году – Геннадий (труба, саксофон,
аккордеон), Владимир (фортепиано, труба, аккордеон), Вячеслав (барабаны,
банджо), так и их совсем молодые сподвижники – двадцатидвухлетний лауреат
международного конкурса гитаристов «Гитар джемс» (Израиль, 2009) Андрей Галаян
и другие джаз-музыканты и выразительные яркие вокалисты, среди которых
большинство безукоризненно аранжированных песен представляла женская половина
большого музыкального семейства Сафаровых. Четыре дочери братьев Сафаровых
составили бэк-вокал ансамбля. Кстати, блистательно, артистично и легко вёл
программу фестиваля сын Владимира Ашотовича – Сурен Сафаров.
Ансамбль
за более чем полувековую деятельность сменил несколько составов и завоевал
множество концертных площадок на всей территории СНГ и дальнего зарубежья. Так
и в этот раз на высочайшем профессиональном уровне, сопутствующем Сафаровым во
все времена, прозвучали искромётные зажигательные и одновременно сложные
джазовые композиции: «Маршрут - 66» Бобби Троупа, «Повеселимся!» Джона
Хендрикса и «Когда святые маршируют» Джеймса Блэка. Часть произведений его
участники, как некогда на первом Ташкентском фестивале джазовой музыки,
исполнили скэтом – слоговой вокальной импровизацией – редкостным умением не только
для тех времён, но и в ХХI веке. Скет в исполнении братьев энергично раскрасил
своими блестящими импровизациями Лев Бугданов (саксофон-альт).
Программу
легендарного ансамбля украсила премьера современной авторской композиции для
гитары «Настроение» Андрея Галаяна, органично соединившей звучание национальных
инструментов, классические испанские мотивы и современный рок. Необычная
«смешанная» манера исполнения на гитаре молодого музыканта приворожила внимание
взыскательной публики. Благодарные слушатели, окончательно покорённые не только
несомненным композиторским талантом, но и виртуозной техникой исполнения
гитариста, то и дело «взрывали» зал бурными овациями.
Состав
участников всех джаз-ансамблей нынешнего Ташкентского фестиваля,
интернациональный, что, по словам Владимира Сафарова, внесло особую изюминку в
трактовку джазовых композиций. В концерте не было слабых второстепенных
номеров. Все участники внесли свою оригинальную лепту в праздничную атмосферу
музыкального вечера.
Традиционно
открывал программу фестиваля Образцово-показательный оркестр Министерства
обороны Республики Узбекистан под руководством заслуженного деятеля искусств
Узбекистана полковника Павла Макарова. Эстафету подхватили молодые музыканты
«Евразия», совсем недавно завоевавшие Гран-при на джаз-фестивале
«Бишкек-весна-2011» (руководитель и лидер ансамбля саксофонист Саимурат
Муратов), приверженцы джаз-рокового направления, акустик-ансамбль «Гольфстрим»
под руководством Юрия Овчарова (гитара, вокал), «Рэг-тайм-трио» под
руководством пианиста Геворга Севумяна, в составе аккомпаниаторов - Александра
Багдасаряна (ударные инструменты), Дмитрия Колокольникова (контрабас).
Коллектив
«Караван» (Булат Мустаев – саксофон, Улугбек Салихов – фортепиано, Рамиль
Исанбаев – бас-гитара, Иван Димов – ударные, Сабина Мустаева и Тамилла - вокал)
ещё раз продемонстрировал неистощимость импровизации, виртуозно исполняя блюзы
– «душу джаза» - с их характерным ритмическим стилем и своеобразной
эмоциональной экспрессией, используя «рифы» и «бэкграунд» - форму свободного
музицирования, начисто исключающую предварительную аранжировку.
На
фестивале выступил квартет Обида Джумаева с символичным названием «Шёлковый
путь». Музыканты из Бухары представили оригинальные сочинения, в которых, как
затейливый орнамент на златотканых коврах, переплетались восточные мотивы и
джазовые находки Глена Миллера, Дейва Брубека, Джорджа Гершвина и Дюка
Эллингтона.
С интересной
программой выступил недавно записавший первый альбом ансамбль «Мамули», лидер которого Нодари
Сирадзе (гитара, вокал) предложил зрителям свои композиции. Вокалиста ансамбля
со вкусом поддерживали братья Салахитдиновы - Аскар (гитара-соло) и Анвар
(гитара-ритм).
Звукорежиссёр
Александр Горбенко также представил на суд слушателей современную оригинальную
джазовую композицию на гитаре, предварив своё музыкальное выступление
воспоминанием о Сергее Гилёве, музыканте, обладающем яркой индивидуальностью,
прекрасной техникой игры на нескольких инструментах и незаурядным даром
импровизатора, вошедшем в десятку лучших контрабасистов мира и в «Энциклопедию
джаза» (Владимир Фейертаг, Санкт-Петербург, 2009).
Завершал
фестиваль ансамбль «Город солнца» - редкое сочетание содружества музыкантов
двух стран – Узбекистана и Казахстана: саксофонист и ударник – из Ташкента,
пианист и басист – из Шымкента. Руководитель ансамбля пианист Дмитрий Андронов
и басист Бахыт Мемеков передали из дружественной страны самые наилучшие
пожелания любителям имровизационной музыки столицы Узбекистана.
Вдова
Сергея Гилёва Нина Семизвонкина, осуществившая издание его рукописи «Беседы о
джазе» при финансовой поддержке доктора, создателя медицинского центра «АНиК»
Алексея Назарова, господина Джорджа Колбреннера (США), руководителя программы
по культуре и искусству Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане Барно
Тургуновой, родственников, друзей и соратников автора, презентовала всех
участников фестиваля раритетной книгой. Председатель Армянского ташкентского
национального культурного центра С.Г. Андриасов вручил ценные подарки
старейшему ветерану ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» - Геннадию Сафарову
(труба, вокал) и самому молодому музыканту-дебютанту в этом легендарном
джаз-ансамбле – Андрею Галаяну (гитара-соло).
Итоги
нынешнего джазового фестиваля в Ташкенте подвёл Владимир Сафаров:
«Джаз –
детище ХХ века – остаётся поныне послом мира и дружбы. Джаз формирует не только
эстетические взгляды, но и жизненные принципы. Не случайно им заболевают раз и
навсегда. Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости, экспромта,
единодушия и партнёрства, которые не делят зал на исполнителей и слушателей, но
объединяет их воедино. Джаз истинный, исполняемый с душой, становится основой
для объединения людей, склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий
братские, дружеские, чисто человеческие чувства. Скажу также, что мы – братья
Сафаровы – не считаем себя выдающимися исполнителями джаза, но мы любим эту
музыку и более полувека популяризируем её.
Последние 10 лет
работа Ташкентского джаз-клуба оживилась. Проводятся ежемесячные программы
«Джаз сквозь время», встречи с гостями столицы Узбекистана, участие джазовых
ансамблей нашей страны на международных джазовых фестивалях. В 2009 году открыт
веб-сайт: www. jazz.uz, который в первый же год своего существования занял второе
место в Интернет-фестивале национального домена uz.
В
джаз-клубе состоялись презентации трёх дисков ташкентских музыкантов: студии
«Детская дорога к джазу», «jazz-qurash» и джаз-ансамбля «Братья Сафаровы и
друзья».
Нынешний
джаз-фестиваль в узбекской столице ещё раз подтвердил пророчество самого знаменитого
исследователя джаза Джеймса Линкольна Коллиера: «Нет никаких сомнений, что и
век спустя – и даже через век – творения Армстронга, Паркера, Рейнхардта,
Эллингтона будут вызывать восторг в сердцах людей».
***
Прошло чуть меньше года с прошлого и
ровно 44 года со дня первого Ташкентского фестиваля джазовой музыки, когда жители
и гости узбекской столицы, любители лёгкой импровизационной музыки были приглашены на фестиваль «ТАШКЕНТ- JAZZ- 2012», посвящённый Международному дню джаза – 30 апреля, учреждённому Генеральной
Ассамблеей ООН и ЮНЕСКО на 36 сессии в Париже в конце 2011 г.
Музыкальный праздник состоялся 06 05 12 в в
большом зале Государственной консерватории Узбекистана. Фестиваль
был организован при участии представительства ЮНЕСКО в Узбекистане,
Ташкентского джаз-клуба и Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане.
Фестиваль был открыт провозглашением Послания директора Юнеско
г-жи Ирины Боковой по случаю Международного дня джаза. В нём говорилось: «Джаз
объединяет людей, культуры и мир. В этом заключается наше послание».
Программа фестиваля объединила
выдающихся мастеров-джазменов братьев Сафаровых, Геворга Севумяна, братьев
Исанбаевых, Булата Мустаева, Эдуарда Мусаэляна и совсем юных восходящих звёзд
«музыки безграничного творчества» -
ансамбль музыкальной школы имени Успенского «FUNNY JAZZ»,
кларнетиста Азиза Абидова (джаз-ансамбль «Братья Сафаровы и друзья», вокалистов
Бобура Уразалиева (ансамбль «Ташкент»), Верину (джаз-ансамбль «MAXIM. UZ», Сабину из джаз-ансамбля «Караван», а
также новые имена композиторов, которых
мы раньше знали только в педагогическом
или исполнительском амплуа. Так,
например, Алина Алибекова (рояль) и Герат Исанбаев (саксофон-тенор) из ансамбля «Ташкент» представили на суд
зрителей свои энергичные и одновременно лёгкие, свежие, как весенний ветерок
и капли дождя в начале мая, джазовые
композиции, вызвавшие в зале бурю овации.
Особый восторг у публики вызвала
интерпретация в стиле «этно-джаз
классического произведения Хуана Тизола
«Караван» в исполнении ансамбля братьев Сафаровых. Соло кларнета Азиза
Абидова неожиданно придало европейской теме армянский акцент: «Караваны ещё в
пути» (С. Капутикян») – тему возвращения «спюрка» - рассеянного по свету
армянства на свою историческую родину. Эта тема вначале прозвучала
прозрачным прологом в соло кларнетиста, и далее
музыканты её подхватили и развили в
проникновенный лейтмотив всей джазовой композиции.
Международный день джаза в этом году был отмечен концертами
во всём мире, от Маската до Москвы, от Еревана до Гаваны, от Парижа и Нью-Йорка
до нового Орлеана. Концерт, состоявшийся в
Ташкенте, показал неисчерпаемый потенциал джаза для укрепления
человеческого достоинства, уважения и мира. Всем участникам и гостям фестиваля
он запомнится радостным, объединяющим их эмоциональным моментом, когда можно
было проникнуться чудесными «звуками учащённо бьющегося сердца, затаённого
дыхания, неожиданной улыбки» (Майлз Дэвис).
Век джаза успешно продолжается…
2011/12
18 марта 1954 года
ансамбль братьев Сафаровых в Ташкенте в ДК пищевиков дал первый концерт,
посвящённый дню Парижской коммуны. Этот день считается днём рожденья ансамбля.
Багдасарова Г. Как
сорок лет назад, играет джаз… //Гармония, №№5,6 (138, 139),2008. С. 6-7;
О, этот джаз! //Гармония,
№№ 41, 42(174, 175), 2008.С.8
7:0 в пользу Владимира
Сафарова. //Гармония, № 5 (190), 2009. С.6
Комментариев нет :
Отправить комментарий