Ансамбль Omnibus, созданный в Ташкенте летом 2004 года
группой молодых музыкантов, объединенных общей идеей играть музыку, никогда
ранее не звучавшую в Центральной Азии, вот уже несколько лет представляет широкий
спектр феноменов и процессов в современной музыке во всем мире. Эта идея
получила отражение в названии ансамбля: omnibus - от латинского "способный
двигаться во всех направлениях" или " служить для всех".
Ансамбль Omnibus был и остается единственным в регионе музыкальным коллективом,
деятельность которого сосредоточена на развитии и пропаганде современной
музыки. Коллектив представил более 100 концертных выступлений с уникальными
программами. Основу репертуара составляют произведения композиторов, ставших
ключевыми фигурами в музыке XX и XXI столетий: Малера,
Айвза, Веберна, Берга, Стравинского, Кейджа, Вареза, Мессиана, Берио, Булеза,
Хубера, Холлигера, Денисова, Шнитке, Губайдулиной, Крамба, Райли, Райха, Заппы
и других.
С самого начала своего существования ансамбль остаётся
негосударственной общественной организацией. Репетиционное помещение и
концертный зал безвозмездно представляются Ансамблю Omnibus театром Марка Вайля
"Ильхом". Помещение для Центра cовременной музыки безвозмездно
предоставлено Институтом Гёте в Ташкенте. Все музыканты ансамбля работают в
различных государственных оркестрах. В Ансамбле Omnibus они работают в
свободное время на общественных началах.
В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана
концерт ансамбля Omnibus под
управлением дирижёра Алибека Кабдурахманова начался не без курьёза, с небольшим опозданием. Дело в том, что
сперва в зал впустили зрителей с
пригласительными билетами от Института Гёте в Ташкенте и галереи Art and Fact. Немногочисленные
счастливчики заблаговременно заняли треть партера. Только потом в узкую входную
дверь просочились все остальные
«бессребреники», жаждущие новых эстетических впечатлений от самого
популярного среди молодёжи, смело
и свободно экспериментирующего музыкальные формы ансамбля Omnibus. Ансамбль Omnibus без года десять лет радует слушателей стилевым
разнообразием: от инструментальной академической музыки до электро-хауса и
альтернативного рока, от фольклора до джаза, от музыки барокко до клубной
электронной музыки.
Но главное чудо ожидало
слушателей с выходом на сцену одного из интересных представителей артистической
молодёжи Узбекистана - лауреата международных конкурсов и фестивалей - Андрея Галаяна.
Организаторы концерта, предвидя ажиотаж, поставили дополнительно 60
стульев в проходе – зал вмиг заполнили
любители камерной академической музыки. И уже спустя минут десять все собравшиеся,
забыв предконцертную нервную сутолоку, в полной тишине благоговейно внимали аккордам прелюдии и Лура для
скрипки соло из баховской партиты №3 в переложении для гитары К. Ямашиты.
И.С. Бах (1685-1750), величайший мелодист, отец громогласной полифонии в знаменитых фугах
и хоралах для органа («Искусство фуги»), в камерной струнной музыке раздумий предстал слушателям в новом качестве
в одноголосном изложении, в своей, как говорит Ж. Тьерсо, «мелодической
наготе» – утончённым лириком,
раздумчивым философом, горным свежим ручейком. Молодой солист Андрей Галаян на
глазах у зрителей с нежной любовью извлекал из
гитары ранние творческие идеи
немецкого композитора – дух
коллективизма, приветливую общительность, вечно молодую радость жизни,
воплощённые в музыкальные жизнерадостные образы. Они текли со сцены в зал завораживающе
легко, то медленно, то быстро, но их русло, вероятно, было более глубоким. «Провидец
тайн и глубин человеческой душевной жизни» (В. Стасов), как двести лет
назад, через нашего современника-проводника дарил слушателям высокие мысли и художественную радость. В
воздухе непроизвольно рождались «белые» стихи:
Мерный
прибой мелодической волны искрит
смыслом глубинным, звучанием струнным.
Мечты, покинувшие меня в сутолоке дней,
вернулись и расцвели первоцветом в вечерних сумерках.
Исповедальны скользящие книжные, нотные знаки.
Глиняные цветы в руках оживают, как люди,
Богом созданные. Что бы значило это?..
Возрождение жизни!…
Музыкальные
гении 19 в. – Бетховен, Брамс, Вагнер,
Лист, Франк, корифеи русской музыки – Глинка, Римский-Корсаков, Танеев
благоговейно склонялись и учились на опыте великого немецкого предшественника.
Его концепции, приёмы, мышление животворно сказываются в произведениях
выдающихся мастеров современности – Шостаковича, Регера, Хиндемита, Онеггера,
Вилла-Лобоса и других.
Наследие Баха давно стало достоянием человечества и
в наши дни оказывает могучее эстетическое и нравственное воздействие на
композиторов современности и простых людей, жадно тянущихся к культуре и
знанию, к свету и художественной красоте. Программу органично продолжили «Три концертных танца» латиноамериканского
композитора Лео Брауера (1939
г .р.); Большой
концерт для гитары и струнного оркестра ор. 30, Россиниана №5 ор. 123 итальянского композитора Мауро Джулиани
(1781-1829). Дважды солист Андрей Галаян
оставался на сцене один на один с публикой и дважды он играл солирующую партию
в камерном ансамбле «Омнибус». Не каждый музыкант способен так быстро и легко психологически перестроиться - одинаково
виртуозно и самозабвенно играть соло и
потом в оркестре или ансамбле. У Андрея Галаяна накоплен достаточно большой
опыт исполнителя-солиста не только
с камерным ансамблем «Омнибус», но
и заслуженным коллективом Национального симфонического
оркестра Республики Узбекистан, и
ташкентским джаз-ансамблем «Братья Сафаровы и его друзья». Во всех
случаях он всегда бывает собран, открыт
для публики и виртуозен, а потому неожиданно нов и свеж в интерпретировании как
академической классики, так и композиторов
современности, и собственных сочинений. К этой внутренней свободе исполнения Андрей Галаян шёл
тернистым путём с раннего детства.
Андрей
Галаян родился 29 сентября 1988 года в простой семье служащих в Ташкенте. Его
воспитывала мать без участия отца. В
2010 году она не справилась с тяжёлой болезнью и ушла из жизни. В настоящее
время Андрей живёт со старшей сестрой и
племянницей и является их единственным кормильцем. Исполнителем-виртуозом
Галаяна сделала его целеустремлённая натура и любовь к простому музыкальному
инструменту. В его руках гитара способна с помощью своего необыкновенного
звучания передать не только собственный душевный настрой исполнителя, но и дух
великих мастеров различных музыкальных
эпох.
Андрей
учился в детской музыкальной школе № 1 у преподавателя С.А.Ушакова. В 2004 г . он поступил в
музыкальный колледж им. Хамзы в класс преподавателя В.А. Цветкова, который
закончил в 2007 году. Тогда же он поступил в Государственную консерваторию
Узбекистана на кафедру эстрадного исполнительства к преподавателю П. М.
Концыпко, который в настоящее время работает в Ташкентском эстрадно-цирковом
училище. В качестве педагога для Андрея его сменил С.А. Янкин. Параллельно
Андрей брал уроки у преподавателя консерватории Е.Р. Конновой.
Поступление
в консерваторию не прервало творческой и дружеской связи Андрея с В.А. Цветковым, которого он по сей день считает
своим наставником. Андрей в 2008 году стал лауреатом 3-й премии международного
конкурса гитаристов: "Guitar Gems"- Нетания, Израиль.
В Израиле участники конкурса
подходили к Андрею и спрашивали: «А как вы играете пианиссимо? Неужели в
Ташкенте обучают этому?» Играя на сравнительно простой и недорогой гитаре с
ограниченными возможностями, он покорил
международное жюри виртуозностью исполнения репертуара из классических
произведений и переложений для гитары всех стилей и времён: И.С. Бах, Ф. Сор,
Ф. Шопен, Ф. Таррега, .А. Пьяццолла.
Это
не удивительно, потому что А. Галаян часто выступает с концертами в Республике
и много времени отдаёт своему музыкальному развитию. Он убеждён, чтобы стать
хорошим гитаристом, необходимо, прежде всего, быть отличным музыкантом, знающим разные
инструменты. Поэтому Андрей ещё в Республиканском музыкальном колледже имени
Х.Х. Ниязи дополнительно освоил игру на домбре. В свободное время он исполняет на фортепиано произведения любимых
композиторов – И.С. Баха, С.В.
Рахманинова, А.В. Скрябина, А. Бабаджаняна.
Что
нового внёс в интерпретацию струнной музыки
Андрей Галаян?
Возможно, особую нежную
чувствительность, душевную
проникновенность погружения в национальный характер музыки. Исполнитель
использует, главным образом, ногтевой способ извлечения звука, считая, что этим
достигается наиболее красивое и
выразительное звучание инструмента. Ногтевой способ предоставляет ему наибольшие технические, а значит,
художественные возможности. Музыкант виртуозно владеет всеми приёмами
извлечения звуков, а главное, он умеет грамотно и согласованно играть с
симфоническим оркестром и камерным ансамблем, прислушиваясь к указаниям
дирижёра, поэтому достигает высочайшей гармонии звучания, полного обаяния,
задушевности и простоты.
К
настоящей победе на музыкальном Олимпе
Андрей шёл нелёгким путём. По окончании консерватории в 2011 г .
Андрей Галаян преподаёт (класс «Гитара»)
в Ташкентской музыкальной школе №
5, выступает с концертами с
известным в узбекской столице
оркестром народных инструментов «Согдиана», ансамблем «Омнибус», на корпоративных вечеринках, даёт частные
уроки игры на гитаре.
Концертные
программы, которые готовит Андрей, весьма интересны. Проблема в том, что ему,
бывает, негде играть. Поэтому
приглашение в ансамбль «Омнибус» в качестве солиста для него счастливый случай.
В творческих планах Андрея - участие в
престижных международных конкурсах. У него, по мнению его наставника В.А.
Цветкова, есть способность и желание концертировать. Ему необходим хороший дорогой
инструмент. Приходится ради этой цели иногда даже подрабатывать в ресторане.
Но
при этом Андрей Галаян легко отзывается на приглашения искренних любителей
музыки для гитары: он часто и совершенно бескорыстно играет в костёле, клубе
поэзии и авторской песни «Арча»,
общественном клубе-музее имени А. Ахматовой, Армянском национальном
культурном центре, 6-ой музыкальной школе на Чиланзаре. Их дуэт с учителем В.А.
Цветковым украсил вечер презентации моей
поэтической книги «И я причастна…» в Русской гостиной» (Ресурсно-информационном
центре имени Л.Н. Толстого) в июне 2011 года. На презентации моей новой книги поэзии,
прозы, публицистики «Есть лишь путь» в октябре прошлого года в Государственном
литературном музее Сергея Есенина Андрей Галаян, один из моих документальных
героев, представил на суд слушателей свою
новую джазовую композицию для гитары, вызвавшую бурю овации.
Им
движет желание дарить людям радость музыкой, ну, а средством дарения и самовыражения служит его гитара. Он выражает любовь к «королеве инструментов», как называют гитару испанцы, не
только своей виртуозной игрой, но и стихами
Федерико Гарсиа Лорки (перевод М. Цветаевой):
«Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от нее
молчанья,
не проси у нее
молчанья!
Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра под снегами — плачет,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!»
Гуарик Багдасарова, искусствовед,
guarik-guhar.blogspot.com
I couldn't refrain from commenting. Well written!
ОтветитьУдалитьFeel free to surf to my page payday loans