воскресенье, 5 января 2014 г.

Разнообразные лица – в столице дружбы и тепла



«…лицА  необщим выраженьем…»
Е. Баратынский.
Ушёл в Лету 2012  год, но мы входим  в Новый год синей  Лошади (31 01 14) с добрыми непреходящими воспоминаниями о событиях художественной жизни в узбекской столице, возможно, потому, что искусство долговечней  человека. В фойе ташкентского Дома фотографии до конца старого года  работала знаменательная фотовыставка портретов («Лица») Станислава Магая под оригинальным названием «Плавильный казан». Почти всю декаду она привлекала к себе не только  долгожительством экспозиции, но и многонациональным разнообразием фотомоделей. На этих фотографиях перед нами предстали во всей красе и почёте  далеко не самые известные  граждане  узбекской столицы. Их  заслуга  – в генетической памяти, которую они бережно сохранили в себе и достаточно ярко -  во  внешнем природном облике.
Фотомоделями  для выставки послужили избранные 30 молодых  жителей Ташкента сорока  национальностей из тех самых ста тридцати, которые наряду с титульной нацией сделали по праву наш город «столицей дружбы и тепла».  Мы внимательно вглядывались в эти лица: «У блуждающих душ, – говорят на Востоке, - нет дома, куда они могут вернуться».  У этих людей он есть –  Узбекистан, зато нет  национальных приоритетов.
Глядя на них в начале третьего тысячелетия, в эпоху глобализации науки и культуры,  больших  социальных перемен,  мирового финансового кризиса, интенсивной миграции, поисков  лучшей жизни за бугром, думаешь: «Гори они синим пламенем – все эти межнациональные и межконфессиональные разногласия, непримиримые вековые конфликты на почве расовой дискриминации, цвета кожи и разреза глаз и прочие надуманные  противоречия, когда будущее в руках этих супер-людей с их полигенетическим наследием в крови и исторической подсознательной памятью, объединяющей все народы мира».
Со времени распада Союза из стран Центральной Азии самостоятельно переселились не менее 6 миллионов русскоязычных  людей, своего рода, «великое переселение русского народа». Эксперты расценивают это как один из актов русской трагедии. Оставшиеся русские и русскоязычные в целом в Центральной Азии пока ещё  удерживают форпост русской цивилизации и культуры, которая была привнесена на эту землю нашими  предками. Для усиления Запада в регионе  достаточно будет выдавить русское население  из стран Центральной Азии. Исчезнет русское население, размоется - и уже никогда России не повторить  цивилизационный подвиг Российской империи и Советской России. Уже сегодня для многих представителей современной молодёжи Россия стала просто географическим местом на карте мира.  Молодые люди предпочитают эмигрировать в Турцию, Австралию, Канаду и Израиль.
Вопрос идентичности во все времена был актуальным. В Древнем Риме гражданином мог быть человек любой национальности, и это был мощный стимул для большинства жителей империи. Тысячелетний принцип гласил: «сын еврейки – еврей». Теперь любой гражданин мира,  даже имеющий четвертинку еврейской крови, признаётся евреем. Каждый еврей, даже четверть-кровный, имеет право на израильское гражданство.
Франция не только признаёт своим гражданином любого сына француженки, рождённого во Франции, но и всячески  препятствует  отказаться от такого гражданства.
Германия принимала людей, чьи предки выехали 200-300 лет назад из не существующей тогда современной страны, не говорящих по-немецки и чью истинную национальность трудно было определить. Когда над Германией сгустились профашистские тучи, Герман Гессе (1877-1962), писатель-антифашист, автор известных романов «Степной волк» и «Игра в бисер»,  занял твёрдую жизненную позицию, которую он сохранил до конца своих дней: «Сегодня актуальны другие проблемы, и во многих странах благородный национальный дух превратился в опасный национализм. Сегодня мы можем представить себе более или менее достойное жизни будущее лишь в атмосфере какого-то мирно-федералистского объединения человечества, но мы пока даже не созрели для такого уклада в Европе.
         На трудном пути к этому перед  литературой и журналистикой тоже стоят большие задачи»[1].
В Западной Германии коренные немцы  сегодня говорят: «Мы не объединённая нация: мы разные». Однако нужда объединяет людей и заставляет их делиться последним куском хлеба с другими. Берлинская стена – символ разделения мира - осталась в прошлом, но она сохранилась в сердцах и головах людей как негативный опыт разделения единой нации.
Русское зарубежье хочет быть уверено в том, что их ждут на исторической родине и что Россия  признает за ними право на гражданство без каких-либо оговорок и ограничений. Об этом говорил Чрезвычайный  посол России в Узбекистане Владимир Тюрденев на встрече с журналистами 26 12 13 в Бизнес-центре «Пойтахт», посвящённой  вопросам развития российско-узбекского сотрудничества и подведению итогов девятого республиканского  творческого  конкурса журналистов,  направленного  на укрепление и расширение узбекско-российских гуманитарных связей. Достойное будущее СНГ гарантируют  интеграция реальных организаций и личностей бывшей империи, реальное сотрудничество и содружество наций.
Культура всегда опережает политику. По  чьему бы образу и подобию мы ни были созданы, - нас уже 7 миллиардов, - другого будущего, кроме очерченного прогрессивным искусством, у человека   не может быть. «Фотоискусство начинается там, где фотохудожник замахивается на самое-самое главное, - утверждает Ю. Подпоренко, - на процесс жизни, выхватывая, выкусывая из него сгусточек духовной материи и помещая его в резервацию плоскости»[2]. Будущее  всей планеты, судя по недавней фотовыставке портретов наших соотечественников-«многокровок»,  в руках именно таких цивилизованных интеллигентных людей-интернационалистов, ведущих начало от  Авраама. Портретная галерея  живых пульсирующих поэтических образов в осознанно творимом и формируемом пространстве  постановочных чёрно-белых фотографий наглядно утверждает: «Человек – космос-вселенная». Не надо прибегать к помощи высших сил, как «Булгаковский дом» в Москве,  в установлении дружественных отношений между странами и людьми. Решать эту задачу придётся  самостоятельно молодым неамбициозным соотечественникам-интернационалистам с открытыми улыбчивыми лицами, выхваченными в потоке времени  и зафиксированными навечно на портретах фотохудожника Стаса  Магая.
Эти запоминающиеся поэзией,  светом и тенями живые образы внушают зрителям чувство, что они могут со-радоваться, со-страдать, со-чувствовать и понимать. Родство души и единенье тел в любви  - тогда мы возвращаемся к себе, к духовности своей, единственному дому на земле и небе, где мы «свои среди своих». Каждый из нас может создать Чистую землю, дать нашим друзьям и соотечественникам возможность жить в безопасном любящем окружении подобных лиц. «Мы взращиваем любовь на благо многих»,  – говорят   нам с портретов эти добрые красивые лица, устремлённые в счастливое будущее всей  планеты.
Похоже, этот эстетический выбор был сделан не фотографом-художником, а самой Культурой, нуждающейся в непрерывности гуманистической традиции и наполнении её новым  современным содержанием. Это проект о том, как бурная и разнообразная история города, этого перекрестка различных культурных эпох, отразилась на главной его достопримечательности — его жителях.
 «Хотите найти здесь человека, в котором смешалось множество народностей и культур, языков и вероисповеданий? Просто спросите первого встречного», — говорит автор нашумевшей неординарной  фотовыставки  Станислав Магай:
- «Плавильный казан» – это серия молодых ташкентцев, каждый из которых является носителем нескольких национальностей и культур. Цель этого проекта – создать собирательный образ современного Ташкента, в котором отражается бурная и уникальная история этого народа.
За простым перечислением национальностей в этой серии кроются многочисленные волны ташкентских эмиграций,  вторжений,  насильственных и добровольных перемещений народов, отголоски Великого шёлкового пути и просто необычные жизненные истории  авантюрных предков и романтиков разных  эпох и их богатые родословные.
«Чтобы поверить в добро – надо начать его делать… Надежда и вера видят невидимое, чувствуют неосязаемое и совершают невозможное» - говорила Мать Тереза. Портретная фотовыставка «Плавильный казан» Станислава Магая в Ташкентском доме фотографии, объединившая 30 человек 40 национальностей из  одного  города – это космический прорыв к успеху в  направлении развития общемировой идеи XXI века: «Единство в многообразии». «Плавильный казан» - это  эстетический символ  меняющейся современности, убедительное перемещение рациональных приоритетов мировой авторитарной политики лидеров противостоящих империй в сторону необщего выражения лица, в сторону Личности, в сторону частности, в сторону человечности. Новые экспонаты «ню» сменили в фойе ТДФ прошедшую фотовыставку,  и уже можно было бы забыть напрочь о ней, а я хожу по заснеженному городу и ищу вокруг себя в стремительном потоке времени:

«Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой».
(Е. А. Баратынский, «Муза»). 



Гуарик Багдасарова
Источник изображения://www.gazeta.uz/



[1] Генрих Гессе. Приветствие «Комунита Эуропеа ди Скриттори»[1], Милан, 1961.


[2]Подпоренко Ю. Поэзия. Жизнь. Свет. Тени. -  Альбом «Поэзия света и тени». – Т., 2001. С. 5

Комментариев нет :

Отправить комментарий