«…лицА необщим выраженьем…»
Е. Баратынский.
Ушёл
в Лету 2012 год, но мы входим в Новый год синей Лошади (31 01 14) с добрыми непреходящими
воспоминаниями о событиях художественной жизни в узбекской столице, возможно,
потому, что искусство долговечней
человека. В фойе ташкентского Дома фотографии до конца старого года работала знаменательная фотовыставка портретов
(«Лица») Станислава Магая под оригинальным
названием «Плавильный казан». Почти
всю декаду она привлекала к себе не только
долгожительством экспозиции, но и многонациональным разнообразием
фотомоделей. На этих фотографиях перед нами предстали во всей красе и
почёте далеко не самые известные граждане
узбекской столицы. Их заслуга – в генетической памяти, которую они бережно
сохранили в себе и достаточно ярко - во внешнем природном облике.
Фотомоделями для выставки послужили избранные 30
молодых жителей Ташкента сорока национальностей из тех самых ста тридцати,
которые наряду с титульной нацией сделали по праву наш город «столицей дружбы и тепла». Мы внимательно вглядывались в эти лица: «У
блуждающих душ, – говорят на Востоке, - нет дома, куда они могут
вернуться». У этих людей он есть – Узбекистан, зато нет национальных приоритетов.
Глядя
на них в начале третьего тысячелетия, в эпоху глобализации науки и культуры, больших социальных перемен, мирового финансового кризиса, интенсивной
миграции, поисков лучшей жизни за
бугром, думаешь: «Гори они синим пламенем – все эти межнациональные и
межконфессиональные разногласия, непримиримые вековые конфликты на почве
расовой дискриминации, цвета кожи и разреза глаз и прочие надуманные противоречия, когда будущее в руках этих
супер-людей с их полигенетическим наследием в крови и исторической подсознательной
памятью, объединяющей все народы мира».
Со
времени распада Союза из стран Центральной Азии самостоятельно переселились не
менее 6 миллионов русскоязычных людей,
своего рода, «великое переселение русского народа». Эксперты расценивают это как
один из актов русской трагедии. Оставшиеся русские и русскоязычные в целом в
Центральной Азии пока ещё удерживают форпост
русской цивилизации и культуры, которая была привнесена на эту землю нашими предками. Для усиления Запада в регионе достаточно будет выдавить русское
население из стран Центральной Азии.
Исчезнет русское население, размоется - и уже никогда России не повторить цивилизационный подвиг Российской империи и
Советской России. Уже сегодня для многих представителей современной молодёжи Россия
стала просто географическим местом на карте мира. Молодые люди предпочитают эмигрировать в
Турцию, Австралию, Канаду и Израиль.
Вопрос
идентичности во все времена был актуальным. В Древнем Риме гражданином мог быть
человек любой национальности, и это был мощный стимул для большинства жителей
империи. Тысячелетний принцип гласил: «сын еврейки – еврей». Теперь любой
гражданин мира, даже имеющий четвертинку
еврейской крови, признаётся евреем. Каждый еврей, даже четверть-кровный, имеет
право на израильское гражданство.
Франция не только признаёт
своим гражданином любого сына француженки, рождённого во Франции, но и всячески
препятствует отказаться от такого гражданства.
Германия
принимала людей, чьи предки выехали 200-300 лет назад из не существующей тогда
современной страны, не говорящих по-немецки и чью истинную национальность
трудно было определить. Когда над Германией сгустились профашистские тучи, Герман
Гессе (1877-1962), писатель-антифашист, автор известных романов «Степной волк»
и «Игра в бисер», занял твёрдую
жизненную позицию, которую он сохранил до конца своих дней: «Сегодня актуальны
другие проблемы, и во многих странах благородный национальный дух превратился в
опасный национализм. Сегодня мы можем представить себе более или менее достойное
жизни будущее лишь в атмосфере какого-то мирно-федералистского объединения
человечества, но мы пока даже не созрели для такого уклада в Европе.
На трудном пути к этому перед литературой и журналистикой тоже стоят
большие задачи»[1].
В
Западной Германии коренные немцы сегодня
говорят: «Мы не объединённая нация: мы разные». Однако нужда объединяет людей и
заставляет их делиться последним куском хлеба с другими. Берлинская стена –
символ разделения мира - осталась в прошлом, но она сохранилась в сердцах и головах
людей как негативный опыт разделения единой нации.
Русское зарубежье хочет быть уверено в том, что их
ждут на исторической родине и что Россия
признает за ними право на гражданство без каких-либо оговорок и
ограничений. Об этом говорил Чрезвычайный
посол России в Узбекистане Владимир Тюрденев на встрече с журналистами 26
12 13 в Бизнес-центре «Пойтахт», посвящённой
вопросам развития российско-узбекского сотрудничества и подведению
итогов девятого республиканского
творческого конкурса
журналистов, направленного на укрепление и расширение
узбекско-российских гуманитарных связей. Достойное будущее СНГ гарантируют интеграция реальных организаций и личностей
бывшей империи, реальное сотрудничество и содружество наций.
Культура
всегда опережает политику. По чьему бы
образу и подобию мы ни были созданы, - нас уже 7 миллиардов, - другого
будущего, кроме очерченного прогрессивным искусством, у человека не
может быть. «Фотоискусство начинается там, где фотохудожник замахивается на
самое-самое главное, - утверждает Ю. Подпоренко, - на процесс жизни,
выхватывая, выкусывая из него сгусточек духовной материи и помещая его в
резервацию плоскости»[2]. Будущее
всей планеты, судя по недавней фотовыставке
портретов наших соотечественников-«многокровок», в руках именно таких цивилизованных
интеллигентных людей-интернационалистов, ведущих начало от Авраама. Портретная галерея живых пульсирующих поэтических образов в
осознанно творимом и формируемом пространстве постановочных чёрно-белых фотографий наглядно
утверждает: «Человек – космос-вселенная».
Не надо прибегать к помощи высших сил, как «Булгаковский дом» в Москве, в установлении дружественных отношений между
странами и людьми. Решать эту задачу придётся
самостоятельно молодым неамбициозным соотечественникам-интернационалистам
с открытыми улыбчивыми лицами, выхваченными в потоке времени и зафиксированными навечно на портретах
фотохудожника Стаса Магая.
Эти
запоминающиеся поэзией, светом и тенями
живые образы внушают зрителям чувство, что они могут со-радоваться,
со-страдать, со-чувствовать и понимать. Родство души и единенье тел в
любви - тогда мы возвращаемся к себе, к
духовности своей, единственному дому на земле и небе, где мы «свои среди своих». Каждый из нас может
создать Чистую землю, дать нашим друзьям и соотечественникам возможность жить в
безопасном любящем окружении подобных лиц. «Мы
взращиваем любовь на благо многих», – говорят
нам с портретов эти добрые красивые
лица, устремлённые в счастливое будущее всей
планеты.
Похоже,
этот эстетический выбор был сделан не фотографом-художником, а самой Культурой,
нуждающейся в непрерывности гуманистической традиции и наполнении её новым современным содержанием. Это проект о том,
как бурная и разнообразная история города, этого перекрестка различных
культурных эпох, отразилась на главной его достопримечательности — его жителях.
«Хотите найти здесь человека, в котором
смешалось множество народностей и культур, языков и вероисповеданий? Просто
спросите первого встречного», — говорит автор нашумевшей неординарной фотовыставки
Станислав Магай:
- «Плавильный
казан» – это серия молодых ташкентцев, каждый из которых является носителем
нескольких национальностей и культур. Цель этого проекта – создать
собирательный образ современного Ташкента, в котором отражается бурная и
уникальная история этого народа.
За
простым перечислением национальностей в этой серии кроются многочисленные волны
ташкентских эмиграций, вторжений, насильственных и добровольных перемещений
народов, отголоски Великого шёлкового пути и просто необычные жизненные истории
авантюрных предков и романтиков разных эпох и их богатые родословные.
«Чтобы поверить в добро – надо начать
его делать… Надежда и вера видят невидимое, чувствуют неосязаемое и совершают
невозможное» - говорила Мать Тереза. Портретная
фотовыставка «Плавильный казан» Станислава
Магая в Ташкентском доме фотографии, объединившая 30 человек 40 национальностей
из одного города – это космический прорыв к успеху в направлении развития общемировой идеи XXI века:
«Единство в многообразии». «Плавильный
казан» - это эстетический
символ меняющейся современности,
убедительное перемещение рациональных приоритетов мировой авторитарной политики
лидеров противостоящих империй в сторону необщего выражения лица, в сторону Личности,
в сторону частности, в сторону человечности. Новые экспонаты «ню» сменили в
фойе ТДФ прошедшую фотовыставку, и уже
можно было бы забыть напрочь о ней, а я хожу по заснеженному городу и ищу
вокруг себя в стремительном потоке времени:
«Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой».
(Е. А. Баратынский, «Муза»).
Гуарик Багдасарова
Источник изображения://www.gazeta.uz/
Комментариев нет :
Отправить комментарий