среда, 18 февраля 2015 г.

100-летний юбилей Зульфии отметили в ахматовском музее



В узбекской литературе ХХ века особое место занимает творчество народной поэтессы Узбекистана Зульфии (1915–1996). Она не только ярчайшая представительница так называемой женской поэзии новейшего периода в узбекской литературе. Зульфия - поэт-лирик, способствовавший созданию «женской» поэтической школы в национальной литературе ХХ века, как в своё время Анна Ахматова (1889-1966) – в русской литературе.
В клубе-музее  «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  отметили 100-летний день рождения Зульфии.  Здесь бережно хранят её книги и две фотографии, на одной из них – двойной портрет молодых Зульфии и Хамида Алимджана. Их  принесла в дар музею дочь Зульфии и Хамида Алимджана – Хулькар Хамидовна Алимджанова. Она входила в инициативную группу по созданию ташкентского клуба-музея в 1999 году и часто выступала на встречах, посвящённых истории поэзии Узбекистана и на юбилейных вечерах русских поэтов и самого литературного музея.
 Общественный директор  клуба-музея А.В. Маркевич рассказала о трогательном  отношении Зульфии и Хамида Алимджана к Анне Ахматовой во время её южной эвакуации в Ташкенте. Известно, как много русскому поэту из блокадного Ленинграда, перенёсшему тиф в Ташкенте,  помогали А. Толстой и Хамид Алимджан, занимавший должность секретаря Союза писателей Узбекистана, особенно после публикации в «Правде» стихотворения «Мужество». Х. Алимджан считал это стихотворение шедевром русской военной литературы. Оно было написано 23 февраля 1942 г и уже очень скоро 8 марта напечатано в центральной газете. А. Ахматова охотно читала его на вечерах поэзии, в военной академии имени Фрунзе,  госпиталях  и дома, делая акцент на заключительных строках:
«И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
От плена избавим, от смерти спасём
И внукам дадим
                   Навеки!

Зульфия была тогда начинающей поэтессой и не смела показать свои стихи, написанные арабской вязью, Анне Андреевне. Зато она много переводила русских поэтов, включая  Анну Ахматову. На одной из фотографий Зульфия изображена с книгой избранных стихов Ахматовой, изданной в Ташкенте в 1943 году.
Анна Андреевна Ахматова «научила женщин говорить», хотя в этой же строфе признавалась с  гротескным юмором: «Но боже, как их замолчать заставить…». В  «ташкентских стихах»  Ахматовой преобладает наслаждение жизнью и творческий покой величественной  «женщины-оазиса»  - это был её личный вклад  в развитие  эволюционной модели мира и трансформированную «молчаливую» поэзию, которая, как  туркестанское солнце, излучает свет и  греет нас до сих пор своим душевным очарованием и нежностью.
В лирике Зульфии, о чём бы и ком она ни писала,  мы находим яркий свет красоты  человеческой души: от первых  сборников  её стихов конца тридцатых годов прошлого века «Страницы жизни», «Песни девушек»  до более зрелых произведений, наиболее известными из которых являются: «Хулькар» (1947), «Я пою зарю» (1950), сборник стихотворений «Близкие сердцу моему» (1958), «Сердце в пути» (1966), «Дар долины» (1966), «Моя весна» (1967), «Водопад» (1969). Яркая художница, тонкий знаток души простого человека, поэтесса и писательница создала произведения самых различных жанров: поэмы, баллады, элегии, лирические стихотворения, рассказы, очерки, публицистические статьи и газетные корреспонденции.
Мне, будучи школьницей,  посчастливилось встретиться с ней в 1968 году в редакции журнала «Саодат».  Я пришла в издательство, чтобы взять свои  первые газетные публикации в «Комсомольце Узбекистана». Они предназначались для творческого конкурса при приёме на  факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Перепутав комнаты в длинном коридоре со множеством одинаковых дверей, я влетела в кабинет, в котором  восседала за обычным казённым столом с кипой гранок настоящая Шехерезада из восточной сказки:
«Шехерезада идёт из сада…
Так вот ты какой, Восток!»
А. Ахматова. Луна в зените. 
  Зульфию, с  гладко и строго причёсанными назад, как смоль, чёрными волосами, облегало яркое шифоновое платье, как пёстрые крылья бабочки. Счастливая улыбка озаряла тонкие черты  интеллигентного лица. Она охотно оторвалась от своей работы и уделила мне несколько минут драгоценного времени. Узнав, зачем я пришла и мои творческие  планы на ближайшее будущее, от всего сердца пожелала мне удачи. Так,  в начале своего творческого пути я нежданно-негаданно получила  благословение  от самой Зульфии. Об этом автобиографическом эпизоде я впервые рассказала на юбилейном вечере узбекского поэта в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» и призналась, что памятник Зульфии  скульптора Равшана  Миртаджиева не вызывает у меня никаких ассоциаций с тем далёким  живым прообразом из моего школьного детства.


На вечере, посвящённом столетнему юбилею Зульфии, ташкентский поэт Татьяна Попова выразительно прочитала её стихи, переведённые на русский язык, из антологии узбекской поэзии, инициатором издания которой был А.М. Горький.  В них Зульфия прославляет мать — хранительницу семейного очага и воспевает свой народ и его многовековые традиции. Особенный восторг у слушателей вызвало позднее произведение Зульфии с его  гражданским патриотическим звучанием. В нём поэтесса переосмысливает свою жизнь, не избежавшую жестоких ударов судьбы: военного лихолетья, гибели мужа в автокатастрофе в 1944 г.,  но даже в этих драматических грустных стихах преобладает свет весны, которую она так любила:

На память о весне
осталось сюзане.
Ладонью проведу 
по шёлковому свитку
И, губы закусив, 
в тревожной тишине
Во весь размах руки
разматываю нитку.
И, словно сквозь узор, 
глядят глаза твои,
И на шелку стежки – 
как строчки на бумаге.

И это сюзане – письмо моей любви.
О верности оно, о славе и отваге.

К теме сюзане Зульфия возвращается и в  последние годы жизни и творчества  в стихотворении «Дыхание жизни». В нём лирическая  героиня борется с накопившейся хандрой, душевной болью и побеждает его в конце своей  исповеди:

И вновь не отвести мне глаз
От блеска бытия.
Душа, ликуй!
Звени, мой саз!
Жизнь, я опять твоя.

А.В. Маркевич подвела итог знаменательному событию не только в жизни нашей страны, но и общественного клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой». Как неизбежно, не нарушая круговорот природы,  после сырой  зимы к нам возвращается ранняя южная весна,  каждый год 1 марта в Узбекистане широко отмечается день рождения известной узбекской поэтессы Зульфии Исраиловой, посвятившей  свое творчество родному краю и народу, нам с вами. В этом году ей исполняется 100 лет, пятнадать из которых ежегодно отмечал ахматовский музей в кругу  близких друзей и искренних поклонников классической русской и национальной литератур. 


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий