В Ташкентском клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» любители
поэзии «серебряного века» отдали дань светлой памяти последнему поэту старой
дооктябрьской России, открывшему заглавную страницу истории русской советской
поэзии с именем Пушкина на устах –
Александру Блоку (1880, 16 ноября по старому стилю – 1921, 7 августа).
Вечер
памяти состоялся в уютном прохладном дворике Представительства
Россотрудничества Уз. Музыкально-поэтическую программу открыла директор
ахматовского клуба-музея А.В. Маркевич. Она напомнила собравшимся поклонникам «трагического
тенора эпохи» (А. Ахматова), что текущий год - юбилейный для русского поэта. Он мало прожил,
ушёл на 41 году жизни, но и в 21 веке, как его современники, мы разгадываем тайную магию его «заглушённых и юных напевов», которые
способны затронуть в затаённой тиши «усыплённые
жизнию струны/ напряжённой, как арфа, души».
Так
было и в этот раз, когда любимые стихи А. Блока разных годов и поэтических циклов выразительно прочитали
Александр Ступак, актриса Юлия Хорохова
из молодёжного театра «Лабиринт», гость вечера, преподаватель Кокандского Пединститута
Елена Ивановна Попова и автор этих строк.
Композитор и вокалист Геннадий Арефьев украсил
литературный вечер задушевным исполнением романсов на стихи А.
Блока. В его репертуаре не меньше
пятидесяти сочинений на произведения выдающегося поэта «серебряного века». Он
увлёкся музыкальной поэзией А. Блока в 2002 году. С тех пор Геннадий написал музыку
не только на стихи русских классиков
– А. Пушкина, А. Ахматовой, А. Файнберга,
В. Баграмова, но и многих молодых ташкентских поэтов.
Филолог
и знаток поэзии «серебряного века» Вадим
Фомичёв подготовил интересный содержательный доклад о значении А. Блока в жизни и творчестве двух современниц и соперниц на поэтическом Олимпе - Анны Ахматовой и
Марины Цветаевой. Анна Ахматова на протяжении своей жизни по-разному относилась
к поэту, давшему ей путёвку в большую литературу. В ночном кабачке «Бродячая собака» на Михайловской
площади в Петербурге, расписанном
Сергеем Судейкиным и посещаемом преимущественно
литературно-художественной богемой, где часто читали свои стихи вожди символизма А. Блок, А. Белый, В.
Брюсов, однажды Анна Ахматова прочитала
своё посвящение Блоку (1914): «Я пришла к поэту в гости…». Приблизительно
в то же время (декабрь 1913) А. Блок написал романтическое стихотворение Анне
Ахматовой с его пророческим финалом от имени
поэтессы:
«Не страшна и не проста я;
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я,
Чтоб не знать, что жизнь страшна».
В
1916 году Ахматова послала Блоку одну из своих новых поэм – «У самого моря» и
получила ответ, в котором хоть и были справедливые незначительные критические
замечания, но было и безоговорочное признание тогда малоизвестного
начинающего поэта: «Но всё это пустяки, поэма настоящая, и Вы –
настоящая» и подпись: Преданный Вам Ал.
Блок.
А.
Ахматова воспоминаниям об А. Блоке осталась верна до конца своих дней. В
1944-1960 гг. она посвятила ему три стихотворения, в которых отметила «разбойный
посвист молодого Блока»,
«трагический тенор эпохи» и завершила царской
снисходительной оценкой:
«Как памятник началу века,
Там этот человек стоит».
Эти
посвящения прозвучали тихим набатом на
вечере памяти А. Блока. Обмен монологами между двумя крупнейшими поэтами
углубили наше эстетическое понимание «серебряного века», в котором
дневники, исповеди, случайные мимолётные
фразы переплавлялись в стихи.
Марина
Цветаева принимала Блока как безусловное
Божество в поэзии и относилась всегда к нему с благоговением и так до конца
жизни не могла смириться с его смертью. Она посвятила ему 16 стихотворений,
каждое из которых - вызов эстетству. В
них автор чрезмерно интимен, по-детски влюблён, непосредственно нов, и как
всегда, «одна против всех»:
«Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ,
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту».
Жизнь
и слава не баловали М. Цветаеву. Цветаева всегда была обездолена и страшно
одинока. Ощущение сиротства и круглого
одиночества было для неё проклятием. Если в своих юношеских стихах она пишет о
смерти, отдавая дань литературной моде символистов, то в зрелых стихах она
говорит о смерти как биологической неизбежности. Но даже в конце жизни «смертные мотивы» в её стихах и письмах противоречат внутреннему пафосу и общему мажорному тону её
поэзии. Жизнелюбие Цветаевой всегда
побеждало в её любви к России, русской речи, А. Пушкину и А.
Блоку. В письме к Ахматовой после кончины Блока она пишет в 1921 году: «Смерть
Блока. Удивительно не то, что он умер, а
то, что он жил… Смерть Блока я чувствую как вознесение».
Век,
говорил, Блок, может простить художнику «все грехи», кроме единственного –
«измены духу времени». Стараться постичь дух времени, быть безотказно верным
ему – в этом видел Блок силу художника, поэта. Он был убеждён, что у настоящего
поэта даже его любая «личная страсть»
всегда непременно «насыщена духом эпохи» - и потому «в эпохи бурь и тревог нежнейшие и
интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой».
В
подтверждение этого завета потомкам Вадим Фомичёв своё выступление завершил жизнеутверждающими стихами А. Блока:
О, я хочу безумно жить!
Всё сущее увековечить,
Безличное -
вочеловечить,
Несбывшееся –
воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!»
1914
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий